Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 169 "О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июня 2007 г. N 169
"О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"


В целях совершенствования организации и обеспечения практической направленности научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, в соответствии с Основными направлениями развития системы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.04.2003 N 342, и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков (далее - Методические рекомендации).

2. Директорам государственных природных заповедников и национальных парков:

принять к руководству и исполнению Методические рекомендации;

представить перспективные планы научных и научно-технических работ на 2008-2012 гг. в Управление особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения (Степаницкий В.Б.) до 01.11.2007.

3. Департаментам Росприроднадзора по федеральным округам обеспечить координацию работ по применению Методических рекомендаций.

4. Управлению особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения обеспечить общую координацию научно-исследовательских и научно-технических работ.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель

С.И. Сай


Методические рекомендации
по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 169)


1. Общие положения


1.1. Настоящие методические рекомендации основаны на нормах Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ, Федерального закона "Об авторском праве и смежных с ним правах" от 9 июня 1993 года N 5351-1, а также иных нормативных актов определяющих деятельность заповедников и национальных парков.


ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона "Об авторском праве и смежных с ним правах" следует читать как "от 9 июля 1993 г."


1.2. Заповедники и национальные парки являются научно-исследовательскими учреждениями и осуществляют научную и научно-техническую деятельность.

1.3. К научно-исследовательской деятельности, осуществляемой заповедниками и национальными парками, относятся:

фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях развития естественных и антропогенных процессов и окружающей природной среды в целом, в том числе ведение Летописи природы;

прикладные научные исследования, направленные на разработку научных методов охраны природы и экологического мониторинга.

1.4. К научно-технической деятельности заповедников и национальных парков относятся:

ведение комплексного экологического мониторинга;

проведение инвентаризации природных и историко-культурных комплексов и объектов;

создание геоинформационных систем и связанных с ними баз данных.

Для повышения эффективности и совершенствования деятельности по сохранению природных комплексов и объектов заповедники и национальные парки могут также осуществлять экспериментальные разработки.

1.5. Направления и результаты работы штатного научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков должны быть ориентированы, в первую очередь, на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов соответствующих особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и научное обеспечение деятельности по их сохранению.

1.6. Основой для организации научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности заповедников и национальных парков должна служить система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой ООПТ, а также потребностей федеральных и региональных органов исполнительной власти в получении научной информации.

1.7. Приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований в заповедниках и национальных парках являются исследования в области экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охраны окружающей природной среды, направленные на изучение закономерностей динамики природных и антропогенных процессов, оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам ООПТ.

1.8. В качестве приоритетов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых заповедниками и национальными парками следует рассматривать:

изучение экологии и проведение оценки состояния популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную значимость;

выявление неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов, определение их причин и прогноз их последствий;

разработку и апробацию мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов;

научное обеспечение организации экологического просвещения, экологического туризма и рекреационного обслуживания посетителей.

1.9. Приоритетными направлениями научно-технической деятельности являются:

осуществление комплексного экологического мониторинга природных сред ООПТ, включая абиотическую часть,

составление аннотированных списков видов сосудистых растений, позвоночных животных, фоновых семейств доминирующих отрядов беспозвоночных животных с периодичностью не реже 1 раза в 10 лет;

сбор данных о состоянии экосистем, находящихся под антропогенным воздействием (в том числе экскурсионно-туристической деятельности), а также слежение за состоянием популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость;

геоботаническое и иное тематическое картирование;

создание и актуализация геоинформационных систем и ведение баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления ООПТ.

1.10. Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах осуществляется методами, не противоречащими установленному на этих территориях режиму особой охраны.

1.11. Основные направления и необходимый объем научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков с учетом природных условий, исторических и социально-экономических региона утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор).

1.12. Координацию научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, а также контроль за ее ведением осуществляет Росприроднадзор.


2. Организация научно-исследовательской и научно-технической деятельности


2.1. Персональную ответственность за выполнение планов научно-исследовательских и (или) научно-технических работ, качество научной и (или) научно-технической продукции, поддержание высокого научного уровня учреждения, использование и сохранность научных фондов несет директор заповедника (национального парка) и, наряду с ним, заместитель директора по научной работе.

2.2. Организация и непосредственное руководство научной и (или) научно-технической деятельностью заповедника (национального парка), осуществляется заместителем директора по научной работе, назначаемым приказом директора заповедника (национального парка) по согласованию с Росприроднадзором.

2.3. Если должность заместителя директора по научной работе в заповеднике (национальном парке) вакантна, директор заповедника (национального парка) своим приказом может назначить работника исполняющим обязанности заместителя директора по научной работе. В этом случае директор заповедника (национального парка) обязан не позднее месячного срока со дня издания такого приказа представить в Росприроднадзор необходимые документы для согласования назначения данного работника заместителем директора по научной работе.

В случае несогласования назначения работника, ранее назначенного приказом директора заповедника (национального парка), ему должна быть предоставлена другая работа с учетом его квалификации и опыта. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе по соглашению сторон.

2.4. Организация и выполнение конкретных научно-исследовательских работ осуществляется научным отделом заповедника (национального парка).

В штат научного отдела могут входить научные сотрудники и инженеры различных категорий, а также технический и рабочий персонал.

2.5. Научные исследования и научно-методическое руководство проведением научно-технических работ в заповедниках и национальных парках осуществляются:

штатными научными сотрудниками и научно-техническим персоналом заповедников и национальных парков по планам научно-исследовательских и научно-технических работ, утвержденным в установленном порядке;

научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями соответствующего профиля и отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с заповедниками и национальными парками программам;

иными штатными работниками научных отделов и других структурных подразделений заповедников и национальных парков.

2.6. Научно-технические работы, в том числе сбор информации по программе комплексного мониторинга и ведение баз данных в заповедниках и национальных парках осуществляются:

штатными инженерами по мониторингу и техническим персоналом заповедников и национальных парков по долгосрочным планам и программе экологического мониторинга;

государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков;

научно-исследовательскими учреждениями соответствующего профиля и учебными заведениями на договорных началах по общим с заповедниками и национальными парками программам

иными лицами на договорной основе;

к сбору информации по программе комплексного мониторинга могут привлекаться также штатные научные сотрудники, научно-технический персонал и работники других подразделений заповедников и национальных парков.

2.7. Персональные должностные инструкции работников научного отдела заповедника (национального парка) разрабатываются заместителем директора заповедника (национального парка) по научной работе. Персональные должностные инструкции утверждаются директором заповедника (национального парка), доводятся под роспись до сведения работника (с указанием даты ознакомления), один экземпляр персональной должностной инструкции хранится в личном деле работника.

2.8. В научных отделах заповедников и национальных парков систематически организуются и проводятся научные семинары по актуальным проблемам научных исследований и экологического мониторинга. В научных отделах заповедников и национальных парков, имеющих несколько лабораторий, семинары могут проводиться на заседаниях лабораторий. Для участия в семинарах, в том числе и для выступлений с ключевыми докладами и сообщениями, приглашаются сотрудники сторонних научно-исследовательских организаций и вузов. Ежегодно в научных отделах заповедников и национальных парков проводятся не менее двух научных семинаров. Участие в этих научных семинарах обязательно для всех научных сотрудников заповедника (национального парка) и штатных инженеров по мониторингу.

2.9. Тематика, время проведения, продолжительность и состав участников научного семинара определяются на заседании Ученого (либо Научно-технического) совета заповедника (национального парка).

2.10. К числу важнейших критериев и показателей работы научных отделов заповедников и национальных парков относятся:

выполнение плана научно-исследовательских и научно-технических работ (план НИР);

выполнение программы комплексного мониторинга;

подготовка отчета по программе Летопись природы, а также публикация и популяризация материалов Летописи природы (в том числе в Интернете) и результатов обработки многолетних рядов наблюдений по программе;

подготовка и публикация научных работ (статей, тезисов), в том числе в соавторстве, в отечественных и зарубежных периодических и иных научных изданиях;

подготовка и издание монографий (в том числе коллективных);

участие в научных конференциях и совещаниях, в том числе зарубежных;

повышение профессиональной квалификации, учеба в аспирантуре и докторантуре, подготовка и защита диссертаций.

Директор заповедника (национального парка) и его заместитель по научной работе оказывают всемерное содействие научным сотрудникам заповедника в осуществлении ими вышеупомянутой деятельности.

2.11. Директор заповедника (национального парка) и его заместитель по научной работе обязаны информировать и оказывать всемерную поддержку научным сотрудникам в вопросах, связанных с подготовкой заявок на гранты и получением исследовательских грантов как коллективных, так и индивидуальных.

2.12. Администрация заповедника (национального парка) оказывает грантополучателям необходимое содействие в подготовке отчетной документации. Грантополучатель компенсирует заповеднику (национальному парку) затраты за материально-техническое и иное обеспечение работ из средств гранта.

2.13. Заявка на исследовательский грант, в том числе индивидуальный, на проведение работ на территории заповедника или национального парка подлежит предварительному обсуждению на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка). В случаях, требующих подготовки заявки в сжатые сроки, заявка обсуждается на совещании у директора заповедника (национального парка) с участием его заместителя по научной работе и научных сотрудников.

2.14. Сведения о НИР, проводившихся сотрудниками заповедника (национального парка) за счет исследовательских грантов, в том числе индивидуальных, в обязательном порядке включаются в отчетные документы заповедника (национального парка), а полученная в результате этих работ научная и (или) научно-техническая продукция (НТПр) представляется в научные фонды заповедника (национального парка).

Участие сотрудников заповедников национальных парков в научно-исследовательских работах, проводимых за счет исследовательских грантов, не является основанием для отказа от выполнения возложенных на них служебных обязанностей.


3. Планирование и отчетность


3.1. Планирование научно-исследовательской и научно-технической деятельности в заповедниках и национальных парках осуществляется в соответствии с основными направлениями научных исследований заповедника (национального парка), с учетом наиболее острых природоохранных проблем в регионе заповедника (национального парка), оказывающих влияние на его экосистемы, а также поручений Росприроднадзора.

3.2. Научным отделом заповедника (национального парка) разрабатываются проект перспективного плана научно-исследовательских и научно-технических работ (перспективный план НИР) сроком на пять лет по форме приложения, проект рассматривается на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и представляется на утверждение в Росприроднадзор с приложением выписки из протокола заседания Ученого (Научно-технического совета) до 1 ноября года, предшествующего планируемому периоду.

3.3. На основании утвержденных перспективных планов НИР ответственные исполнители разрабатывают программу комплексного мониторинга заповедника (национального парка) и индивидуальные программы научно-исследовательских работ по закрепленным за ними разделам и темам.

Программы рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка), направляются на отзыв научным руководителям (если таковые имеются), при необходимости дорабатываются и утверждаются директором заповедника (национального парка).

3.4. В соответствии с утвержденным перспективным планом заповедниками и национальными парками разрабатывается тематический план НИР на очередной год, который рассматривается Ученым (Научно-техническом) советом заповедника (национального парка), и до 1 декабря года, предшествующего планируемому, утверждается директором заповедника (национального парка).

3.5. Годовые программы по темам и разделам составляются исполнителями до 1 января планируемого года, рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и утверждаются директором.

3.6. На основании тематического плана НИР определяются плановые показатели, включаемые в соответствующий раздел годового плана работ по основной деятельности заповедника (национального парка), утверждаемого Росприроднадзором.

3.7. Внесение изменений в перспективные планы НИР заповедника (национального парка) и программу комплексного мониторинга допускаются только по согласованию с Росприроднадзором при наличии мотивированного обоснования и решения Ученого (Научно-технического) совета.

3.8. Договоры о научном сотрудничестве и хоздоговоры по научным темам, а также договоры (контракты) о научно-исследовательских работах со сторонними физическими и юридическими лицами рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и утверждаются директором.

3.9. Тематика научных работ, выполняемая по договорам (контрактам), включается в план НИР заповедника (национального парка) на соответствующий год с указанием исполнителя.

3.10. Исполнители разделов и тем представляют промежуточные отчеты и первичные научные материалы, полученные в ходе полевых и экспериментальных работ, по завершению этапа работ (но не реже одного раза в год), а также при увольнении.

3.11. Итоговые научные отчеты по темам составляются руководителями тем на основании оперативных отчетов исполнителей в соответствии с требованиями ГОСТа 7.32.91, рассматриваются на Ученом (Научно-техническом) совете заповедника (национального парка) и представляются в Росприроднадзор в сроки, предусмотренные договором.

3.12. Отчеты по договорным темам, выполненные сторонними организациями представляются в заповедник (национальный парк) в распечатанном виде с приложением предусмотренных договором первичных материалов, а также на магнитных носителях в стандартном формате, в сроки, определенные договором.

3.13. Летопись природы обсуждается на Ученом (Научно-техническом) совете, утверждается директором заповедника и представляется в Росприроднадзор с выпиской заседания Ученого (Научно-технического) совета до 1 июля года, следующего за отчетным, в печатном и электронном виде. Тома Летописи природы сопровождаются систематическим и предметным указателями.

3.14. Изменения в программе и методиках ведения Летописи природы и программы комплексного мониторинга допускаются только по согласованию с Росприроднадзором при наличии мотивированного обоснования и решения Ученого (Научно-технического) совета.


4. Научная продукция и ее использование


4.1. Научной продукцией заповедников и национальных парков являются:

итоговые и промежуточные отчеты о научно-исследовательских работах (НИР), выполненные по утвержденным программам НИР заповедников и национальных парков, в том числе ежегодная Летопись природы заповедника;

данные, собранные по программе комплексного мониторинга;

план управления (менеджмент-план) заповедника (национального парка);

компьютерные базы данных и геоинформационные системы;

другие отчеты о научно-исследовательских работах, выполненных с участием научных сотрудников заповедников и национальных парков;

рукописные труды, в том числе диссертации и отзывы на них, а также их авторефераты, рецензии, неопубликованные научные статьи и др.;

научно-практические рекомендации по охране природы, рациональному природопользованию и экологическому просвещению;

научно-методические разработки и рекомендации в области научных исследований и экологического мониторинга;

первичная научная продукция, образовавшаяся в процессе НИР и зарегистрированная на бумажных, магнитных и иных носителях: тематические картотеки, сводные таблицы, дневники наблюдений, журналы регистрации, планы, карты, чертежи, схемы, рисунки, описания постоянных пробных площадей и др.;

публикации в отечественных и зарубежных периодических и иных научных зданиях, монографии, сборники научных трудов заповедников и национальных парков;

научные коллекции и музейные экспозиции;

фото, видео, аудио и фильмотеки, фотографии, негативы, слайды, видеоматериалы, представляющие научный интерес.

4.2. Документы и материалы, составляющие научную продукцию заповедника, являются результатом творческой деятельности и объектами авторского права, на них распространяется действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных с ним правах" от 9 июня 1993 года N 5351-1.

4.3. Авторское право на произведение науки возникает в силу факта его создания, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

4.4. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись и т.д.);

устной (публичное произнесение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой и т.д.);

изображения (план, чертеж, рисунок, эскиз, фотокадр и т.д.);

объемно-пространственной (модель, макет и т.д.);

электронной;

в других формах.

4.5. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, поскольку таковые являются объектами патентного права.

4.6. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

4.7. Научное произведение (научная продукция), созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания заповедника, при наличии между автором и заповедником трудовых отношений, считается служебным научным произведением.

4.8. Авторское право на служебное научное произведение принадлежит автору служебного научного произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

4.9. Исключительные права на использование служебных научных произведений (научной продукции), создаваемых сотрудниками заповедников и национальных парков и сторонними юридическими и физическими лицами по договорам (контрактам) принадлежат заповедникам и национальным паркам, если в договоре между ними и автором не предусмотрено иное.

4.10. Для перехода к заповеднику (национальному парку) всех имущественных прав на служебное произведение, созданное физическим лицом, достаточным основанием является заключение трудового договора. При этом никакого особого условия в трудовом договоре не требуется. Заповедник сохраняет полученные им имущественные права и после прекращения трудового договора.

4.11. Заповедник вправе передать исключительные имущественные права как частично, так и полностью, другим лицам на основе авторского договора, согласованного с Росприроднадзором.

4.12. Росприроднадзор может принимать решения об использовании и передаче научной продукции третьему лицу, а также по обеспечению свободы доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны или когда распространение информация может нести угрозу сохранению природных объектов.


5. Научные фонды и порядок их использования


5.1. Научные фонды заповедников и национальных парков подразделяются на архивные, музейные и библиотечные.

5.2. К архивным научным фондам относится научная и техническая документация (далее - НТД), образовавшаяся в процессе НИР:

научная продукция на бумажных и электронных носителях;

фото, видео и киноматериалы.

5.3. Научно-техническая документация заповедников и национальных парков является федеральной собственностью и передается на государственное хранение. НТД заповедников и национальных парков, подразделяется на НТД с постоянным и НТД с временным сроками хранения. Сроки хранения НТД определяются номенклатурами дел научного отдела и научно-технической документации заповедника (национального парка), утвержденной территориальным органом Федерального архивного агентства и разработанной в соответствии с примерной номенклатурой, утвержденной Росприроднадзором.

НТД заповедника (национального парка) с постоянным сроком хранения независимо от времени создания, техники и способа закрепления информации подлежат передаче на государственное хранение, осуществляемое органами Федерального архивного агентства, не позднее 25-летнего срока хранения в заповеднике (национальном парке).

5.4. НТД с временным сроком хранения находится и используется в заповеднике (национальном парке) и на государственное хранение не сдается.

5.5. Музейные фонды подразделяются на научные и экспозиционные, которые в свою очередь делятся на основные и вспомогательные.

Основные научные фонды включают научные коллекции - систематизированные собрания коллекционных образцов природных объектов: чучел, тушек, шкурок, скелетов и их частей, птичьих яиц и гнезд, раковин моллюсков, беспозвоночных животных, сухих или в фиксирующей жидкости, влажных или сухих препаратов животных и растений, образцов почв, минералов и горных пород, палеонтологических объектов, а также предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Основные экспозиционные фонды включают действующие музейные экспозиции, передвижные фотовыставки, видеофильмы о заповедниках и национальных арках, не потерявшие актуальность.

Вспомогательные научные и экспозиционные фонды включают дубликаты коллекционных материалов основных музейных фондов, необработанные коллекционные материалы, а также коллекционные материалы, малоценные в научном отношении.

5.6. Заповедники и национальные парки обязаны обеспечивать надежное хранение музейных фондов и свободный доступ к ним заинтересованных специалистов.

5.7. Коллекционные материалы из фондов заповедника (национального парка) могут быть переданы сторонним музейным и научным учреждениям, гарантирующим сохранность и доступ заинтересованных специалистов, при условии заключения соответствующего договора.

5.8. Решение о передаче коллекционных материалов третьему лицу может принимать Росприроднадзор, а также директор заповедника (национального парка) по согласованию с Ученым (Научно-техническим советом) и Росприроднадзором.

5.9. Коллекционные материалы вспомогательных научных и экспозиционных фондов могут быть переданы школам и иным образовательным учреждениям в рамках эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков.

5.10. К библиотечным научным фондам относится:

научная библиотека заповедника (национального парка);

монографии, сборники научных трудов заповедника (национального парка), публикации сотрудников заповедника (национального парка) в отечественных и зарубежных периодических и иных научных изданиях в виде оттисков, ксерокопий и др.

5.11. Исполнители разделов, тем и мероприятий представляют в научные фонды заповедника (национального парка) предусмотренные перспективными и годовыми рабочими программами отчеты и первичные научные материалы, полученные в ходе полевых и экспериментальных работ, по завершению этапа работ, но не реже одного раза в год, а также при увольнении.

5.12. Научные материалы, полученные в ходе выполнения договорных работ, представляются в научные фонды заповедников и национальных парков в сроки, определенные договором.

5.13. Непосредственную работу по обеспечению надлежащего хранения и использования научных фондов организует заместитель директора заповедника (национального парка) по научно-исследовательской работе.

5.14. Приказом по заповеднику (национальному парку) определяется лицо, непосредственно ведущее делопроизводство в научном отделе, в том числе прием, регистрацию, учет, оформление, хранение и выдачу материалов научных фондов.


6. Аттестация работников научных отделов


6.1. Аттестация работников научных отделов заповедников и национальных парков проводится с целью установления соответствия работника занимаемой должности и его тарификации, т.е. определения размера оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой, установленной Правительством Российской Федерации.

6.2. Критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. Тарификация осуществляется на основе утвержденных квалификационных требований.

6.3. Основные критерии оценки деловых качеств и квалификации различных категорий работников научных отделов заповедников и национальных парков устанавливаются Росприроднадзором.

6.4. Аттестация работников научных отделов осуществляется один раз в три года.

6.5. Аттестации подлежат заместители директоров по научной работе, все категории научных сотрудников, лаборанты-исследователи, специалисты и инженеры всех категорий по экологическому мониторингу.

6.6. Аттестация заместителей директоров по научной работе (либо начальников научных отделов) и главных научных сотрудников осуществляется Центральной аттестационной комиссией, в порядке, установленном настоящим Положением. Аттестация иных категорий работников научных отделов заповедников и национальных парков проводится аттестационной комиссией непосредственно в заповеднике (национальном парке).

6.7. В заповедниках и национальных парках подготовка к проведению аттестации (составление необходимых документов на аттестуемых, разработка и утверждение графика проведения аттестации, определение состава аттестационной комиссии, доведение до сведения работников соответствующей информации) осуществляется директором заповедника (национального парка) и его заместителем по научной работе.

6.8. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до ее проведения заместителем директора по научной работе готовится представление, содержащее оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда, профессиональной компетентности, с учетом его отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; приводятся показатели результатов работы за последние три года.

6.9. Аттестуемый работник должен быть не менее чем за неделю до аттестации ознакомлен с представленными материалами под роспись. Конкретные сроки и график проведения аттестации доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.

6.10. В состав аттестационной комиссии заповедника (национального парка) включается председатель (как правило, заместитель директора по научной работе), главные, ведущие и старшие научные сотрудники, а также, при необходимости, высококвалифицированные представители сторонних научно-исследовательских организаций и территориальных органов Росприроднадзора. В состав аттестационной комиссии заповедника (национального парка) должно входить не менее пяти человек имеющих ученую степень.

Состав аттестационной комиссии утверждается директором заповедника (национального парка).

6.11. Центральная аттестационная комиссия формируется из числа высококвалифицированных сотрудников академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, вузов и общественных организаций, а также представителей Росприроднадзора. Состав Центральной аттестационной комиссии утверждается Росприроднадзором. Техническое обеспечение работы Центральной аттестационной комиссии осуществляется Росприроднадзором.

6.12. Ученый совет или аттестационная комиссия заповедника (национального парка) рассматривает представление и заслушивает аттестуемого. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявления субъективизма. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

6.13. Центральная аттестационная комиссия проводит обсуждение в отсутствие работника на основе представленных материалов. Представление готовится по форме, установленной Росприроднадзором). Представление на заместителя директора по научной работе (либо начальника научного отдела) и главного научного сотрудника подписывается директором заповедника (национального парка).

6.14. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов определяющим является решение председателя комиссии.

Результаты аттестации в заповеднике сообщаются работнику сразу же после голосования. Решение Центральной аттестационной комиссии доводится до аттестуемого в недельный срок.

6.15. По результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссий с повторной аттестацией через год;

не соответствует занимаемой должности.

6.16. Аттестационная комиссия по результатам аттестации может также вносить рекомендации о поощрении отдельных работников, изменении им разрядов оплаты труда, установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, а также о повышении профессиональной квалификации, улучшению служебной деятельности аттестованных лиц и результатов их работы. При этом комиссией указываются мотивы, в соответствии с которыми даются рекомендации.

Результаты аттестации в недельный срок сообщаются директору заповедника (национального парка).

6.17. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

6.18. Директор заповедника (национального парка) в соответствии с оценками и рекомендациями аттестационной комиссии и трудовым законодательством в двухмесячный срок со дня аттестации издает соответствующий приказ о материальном и моральном поощрении отдельных работников, изменении им разрядов оплаты труда, установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, направлении на повышение профессиональной квалификации, повышении или понижении в должности, об освобождении от занимаемой должности работника, признанного не соответствующим занимаемой должности. В данном приказе также может быть обращено внимание работников на отмеченные в ходе аттестации недостатки в исполнении ими должностных обязанностей и на низкие результаты работы.

Время болезни и отпуска работника в вышеупомянутый двухмесячный срок не засчитываются.

6.19. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с трудовым законодательством.


7. Ученые советы заповедников и национальных парков


7.1. Ученый совет является научно-экспертным органом коллегиального управления научно-исследовательской и научно-технической деятельностью заповедника или национального парка.

Ученые советы могут создаваться в заповедниках или национальных парках, имеющих научный отдел и располагающих квалифицированными научными работниками. В составе Ученого совета должно входить не менее пяти человек имеющих ученую степень.

Решение о создании Ученого совета заповедника (национального парка) принимается директором по согласованию с Росприроднадзором.

7.2. В состав Ученого совета могут входить:

- старшие, ведущие и главные научные сотрудники научных отделов заповедника (национального парка);

- сотрудники других подразделений заповедника (национального парка), имеющие ученую степень;

- работники научно-исследовательских и природоохранных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, имеющие ученую степень;

- работники территориальных органов Росприроднадзора.

Директор заповедника (национального парка) и заместитель директора заповедника (национального парка) по научной работе являются членами Ученого совета по занимаемой должности.

7.3. Ученый совет заповедника (национального парка) может быть реорганизован в региональный Ученый совет заповедников (либо заповедников и национальных парков). Решение о создании регионального Ученого совета принимается на заседании реорганизуемого Ученого совета по согласованию с Росприроднадзором и при условии согласии директоров заповедников (национальных парков), входящих в региональный Ученый совет.

В состав регионального Ученого совета от каждого входящего в него заповедника (национального парка) входит заместитель директора по НИР, а также могут быть включены другие работники, имеющие ученую степень.

7.4. В заповедниках и национальных парках, не имеющих научные отделы или имеющих малочисленные научные отделы, Ученые советы не создаются. В этом случае функции Ученых советов могут выполнять региональные Ученые советы, а при их отсутствии - Научно-технические советы заповедников (национальных парков).

7.5. Персональный состав Ученого совета заповедника (национального парка) утверждается Росприроднадзором сроком на 2 года по совместному представлению директора заповедника (национального парка) и его заместителя по научной работе.

Председатель Ученого совета, его заместитель и секретарь избираются на первом заседании Ученого совета из числа его членов сроком на 2 года.

7.6. Ученый совет заповедника (национального парка) выполняет следующие функции:

определяет основные направления научно-исследовательской деятельности;

рассматривает и утверждает планы и программы научно-исследовательских работ научных сотрудников заповедника и их отчеты о результатах научной деятельности;

обсуждает итоги и перспективы развития комплексного мониторинга на ООПТ;

осуществляет рассмотрение и прием результатов НИР, подготовленных по заказу заповедника (национального парка);

рассматривает вопросы о представлении научных работников к ведомственным и правительственным наградам и почетным званиям; о выдвижении на соискание премий и стипендий;

обсуждает вопросы издания научных трудов, подготовки к научным и научно-практическим совещаниям и конференциям;

готовит и утверждает организационно-методические документы по научно-исследовательской деятельности заповедника (национального парка);

рассматривает вопросы развития сотрудничества заповедника с другими научно-исследовательскими учреждениями и вузами, в том числе по подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды;

оценивает предложения о внедрении в практику результатов научных исследований заповедника (национального парка);

оценивает перспективные планы оптимизации территориальной структуры заповедников (национальных парков), его границ, создания в регионе новых особо охраняемых природных территорий;

рассматривает и готовит экспертные заключения по проекты и схемам размещения хозяйственных и иных объектов, способных оказать негативное воздействие на экосистемы заповедной территории, в том числе в рамках проведения их общественной и государственной экспертизы;

рассматривает вопросы, связанные с подготовкой и повышением квалификации научных кадров заповедника (национального парка);

утверждает темы диссертаций и проводит их апробации;

проводит аттестацию научных кадров заповедника (национального парка);

рассматривает и утверждает планы и программы проведения в заповеднике научных семинаров по актуальным проблемам;

рассматривает вопросы, связанные с управлением природными ресурсами заповедника (национального парка), в том числе связанные с изъятием с заповедной территории диких животных и растений.

на основании данных мониторинга и научных исследований готовит рекомендации директору заповедника (национального парка) по регламентации (увеличению или снижению) антропогенных нагрузок на туристских и экскурсионных маршрутах, а также на специально выделенных участках на территории заповедников.

рассмотрение иных вопросов научной и научно-технической деятельности заповедника (национального парка), требующих коллегиального решения.

7.7. На рассмотрение Ученого совета заповедника (национального парка) выносятся следующие документы, представляемые в Росприроднадзор с приложением протокола заседания Ученого совета:

перспективные планы научных и (или) научно-технических работ заповедника (национального парка), а также внесение изменений в утвержденный годовой и перспективный план НИР;

план управления (менеджмент-план) заповедника или национального парка;

программы комплексного мониторинга и ежегодные отчеты об их выполнении;

научные отчеты заповедника (национального парка), в том числе Летопись природы;

ежегодный отчет директора заповедника (национального парка);

заявки для получения разрешения на изъятие (отстрел, отлов) диких животных на территории заповедника.

7.8. Заседания Ученого совета заповедника (национального парка) проводятся не реже 1 раза в 2 месяца, за исключением летнего периода полевых работ. Заседание регионального Ученого совета проводятся по согласованному с Росприроднадзором графику.

7.9. Работа Ученого совета проводится по годовым планам после утверждения их на Ученом совете. Ученый совет может быть созван также по внеплановой повестке дня.

7.10. Решения принимаются открытым голосованием, если Ученый совет не примет решения о проведении тайного голосования.

Ученый совет правомочен принимать решения, если в работе заседания принимают участие не менее 1/2 его состава. Решения совета считаются принятыми, если за них голосовало большинство членов Ученого совета, участвующих в заседании.

7.11. Для подготовки к рассмотрению вопросов повестки дня, определенных планом работы Ученого совета, материалы к обсуждению должны быть доведены до членов Ученого совета не позднее, чем за 15 дней до заседания.

7.12. В случае невозможности прибытия на заседания Ученого совета член Ученого совета не позднее чем за 3 дня до установленного срока может направить письменное заключение по рассматриваемому на совете вопросу.

При отсутствии члена Ученого совета более чем на половине заседаний без представления письменного заключения по обсуждаемым вопросам, председатель Ученого совета вправе обратиться в совет с предложением исключить этого члена Ученого совета и представить новую кандидатуру.

7.13. Решения Ученого совета заповедника (национального парка) вступают в силу после утверждения их председателем Ученого совета.

В случае несогласия с решением Ученого совета или регионального Ученого совета директор заповедника (национального парка) имеет право приостановить выполнение решения и немедленно доложить в Росприроднадзор о возникших разногласиях, представив соответствующий протокол заседания. Окончательным в этом случае является решение Росприроднадзора.

7.14. Основным документом, отражающим результаты заседания Ученого совета, является протокол.

Протокол заседания Ученого совета подписывается председателем совета и секретарем и хранится в заповеднике (национальном парке) в течении 3-х лет.

7.15. При согласии большинства членов Ученого совета протокол может составляться с использованием современной звукозаписывающей техники.

7.16. При наличии особого мнения у кого-либо из членов Ученого совета, к протоколу прилагается его формулировка, подписанная автором.

7.17. Все члены Ученого совета могут быть ознакомлены с оформленным протоколом и при наличии замечаний представить их в письменном виде; в этом случае указанные замечания являются приложением к протоколу.

7.18. Контроль за исполнением решений Ученого совета возлагается на председателя Ученого совета.

7.19. По решению регионального Ученого совета в соответствии с настоящими рекомендациями может быть разработано индивидуальное положение о региональном Ученом совете. Положение о региональном Ученом совете утверждается в Управлении особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности Росприроднадзора.


8. Научно-технические советы заповедников и национальных парков


8.1. Научно-технический совет (далее - НТС) является консультативным и совещательным органом при директоре заповедника (национального парка).

8.2. Состав НТС формируется из руководителей и квалифицированных специалистов заповедника (национального парка), а также представителей органов власти, научно-исследовательских, природоохранных и иных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.

Директор заповедника (национального парка) и его заместители являются членами НТС по занимаемой должности.

8.3. Директор заповедника (национального парка) является председателем НТС, его первый заместитель - заместителем председателя НТС. Секретарь НТС избирается на его первом заседании из числа его членов НТС.

8.4. Персональный состав НТС утверждается Росприроднадзором по представлению директора заповедника (национального парка) сроком на 2 года.

8.5. Научно-технический совет рассматривает и дает предложения и рекомендации по следующим вопросам:

регламентация и поддержание режима особой охраны территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны;

изменение границ территории заповедника (национального парка), границ функциональных зон национального парка, создание биосферного полигона, охранной зоны, а также создание новых особо охраняемых природных территорий в районе заповедника (национального парка);

разработка и реализация планов управления (менеджмент-планов), планов и программ по различным направлениям ведения основной деятельности, а также годовых комплексных планов, регламента рубок и проектов освоения лесов;

регулирование хозяйственной деятельности на территории заповедника (национального парка), и его охранной зоны;

выбор земельных участков, представляемых национальным парком в аренду в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях;

проведение лесоустройства и землеустроительных работ;

внесение изменений и дополнений в положение о заповеднике (национальном парке) и положение о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

отчеты о результатах природоохранной и эколого-просветительской деятельности заповедника (национального парка);

состояние и перспективы сотрудничества заповедника (национального парка) с государственными и общественными природоохранными организациями;

вопросы международного сотрудничества заповедника (национального парка);

проекты и планы капитального строительства.

8.6. При отсутствии в заповеднике (национальном парке) Ученого совета, НТС рассматривает и дает заключение по следующим документам:

перспективные и годовые планы научных и (или) научно-технических работ заповедника (национального парка), а также внесение изменений в утвержденный годовой и перспективный план НИР;

программы комплексного мониторинга и ежегодные отчеты об их выполнении;

научные отчеты заповедника (национального парка), в том числе Летопись природы;

ежегодный отчет директора заповедника (национального парка)

заявки для получения разрешения на изъятие (отстрел, отлов) диких животных на территории заповедника (национального парка).

8.7. Заседания НТС проводятся не реже 2 раз в год.

8.8. Работа НТС проводится по утвержденным на его заседании годовым планам.

8.9. Решения НТС принимаются открытым голосованием, если НТС не примет решения о проведении тайного голосования. НТС правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее 1/2 его состава. Решения НТС считаются принятыми, если за них голосовало большинство членов НТС, участвующих в заседании.

8.10. Заседания НТС оформляются протоколом. Протокол подписывает председатель совета и секретарь. Копия протокола представляется в Росприроднадзор в месячный срок со дня проведения заседания.

8.11. При согласии большинства членов НТС протокол может составляться с использованием звукозаписывающей техники.

8.12. Решения НТС вступают в силу после утверждения их директором заповедника (национального парка). Контроль за исполнением решений НТС возлагается на директора заповедника (национального парка).

8.13. Деятельность НТС может осуществляться также на основании индивидуальных положений о Научно-техническом совете заповедника (национального парка), утверждаемыми Росприроднадзором.


9. Финансирование научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков


9.1. Финансирование научно-исследовательской деятельности заповедников и национальных парков осуществляется за счет средств:

выделяемых в установленном порядке из федерального бюджета, в том числе на содержание заповедника (национального парка);

сторонних организаций по хозяйственным договорам на проведение научно-исследовательских, научно-технических работ и экспериментальных разработок;

по государственным контрактам на выполнение научных и научно-технических работ, заключенных с органами государственной власти на конкурсной основе;

выделяемых из муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов;

полученных в виде научных и благотворительных грантов, в том числе иностранных;

полученных в виде безвозмездной помощи от российских и зарубежных коммерческих и некоммерческих организаций;

полученных заповедниками и национальными парками от собственной деятельности.

В качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности могут использоваться доходы от сдачи в аренду имущества заповедника (национального парка).

9.2. Директора заповедников и национальных парков и их заместители организовывают и осуществляют необходимую работу по финансовому обеспечению научно-исследовательской деятельности заповедников и национальны парков.


Приложение


Утверждаю

Начальник Управления

особо охраняемых природных

территорий и разрешительной

деятельности

"____" __________200__ г.


Перспективный план
научных и научно-технических работ государственного природного заповедника (национального парка)
______________________________________название на 200_ - 20___годы


N

Наименование темы (разделов)

Сроки выполнения

Научный руководитель

Ответственный исполнитель

Ожидаемые результаты

Сметная стоимость и источник финансирования

1

2

3

4

5

6

7





Научные исследования














Научно-техническая деятельность














Экспериментальные разработки











Директор государственного
природного заповедника
(национального парка) ______________________________

Заместитель директора по научной работе____________________
"____"______________200___ г.


В целях совершенствования организации и обеспечения практической направленности научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков утверждены Методические рекомендации по организации указанной деятельности.

Методическими рекомендациями определяются основные направления научно-исследовательской и научно-технической деятельности в названной области, регламентированы процедура создания научных фондов и порядок их использования, устанавливаются основные правила аттестации работников научных отделов и др.

Регламентирован порядок финансирования научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.


Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 169 "О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение