Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2004 г. N А74-1394/04-К2-Ф02-4152/04-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения Минздрава о выдаче копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности из-за несоответствия аптечного пункта лицензионным требованиям и условиям (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 октября 2004 г. N А74-1394/04-К2-Ф02-4152/04-С1
(извлечение)

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "Алсо" (далее - ООО "Алсо") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Министерства здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Республики Хакасия) от 23.01.2004 N 406-07.

Решением суда от 9 июля 2004 года по делу N А74-1394/04-К2 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО "Алсо" ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Представитель ООО "Алсо" поддержала в судебном заседании 12.10.2004 доводы кассационной жалобы.

Минздрав Республики Хакасия о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление N 72518 от 24.09.2004), однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.

В отзыве на кассационную жалобу Минздрав Республики Хакасия просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 40 минут 13.10.2004.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, ООО "Алсо" получило отказ Минздрава Республики Хакасия в выдаче копии имеющейся лицензии серии РХ-ФН Г 839795 на осуществление фармацевтической деятельности на аптечный пункт, расположенный по адресу: г.Абакан, улица Пушкина,193.

Основанием отказа явилось несоответствие аптечного пункта нормативам площадей, установленных приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 N 80.

Отказывая ООО "Алсо" в удовлетворении его требований о признании отказа незаконным, арбитражный суд исходил из того, что использование указанного аптечного пункта для осуществления фармацевтической деятельности приведет к нарушению установленных правил розничной продажи лекарственных средств как одного из лицензионных требований.

При этом суд руководствовался законодательством о лицензировании, и в том числе пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 N 489.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступления представителя ООО "Алсо", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, правоотношения сторон возникли в связи с отказом лицензирующего органа выдать копию действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на принадлежащий заявителю объект.

Порядок выдачи копии лицензии в этом случае действующим законодательством не урегулирован, в связи с чем суд исходил из сложившейся практики: лицензирующий орган по мере создания новых подразделений лицензиата выдает копии действующей лицензии после проверки соответствия указанного подразделения лицензионным требованиям и условиям.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" одним из оснований отказа в выдаче лицензии является несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Суд первой инстанции установил, что аптечный пункт по адресу г.Абакан, улица Пушкина,193 не соответствует лицензионным требованиям и условиям, вытекающим из подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Согласно подпункту "д" пункта 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, в частности, является соблюдение правил розничной торговли лекарственными средствами.

Доводы заявителя кассационной жалобы состоят в том, что несоответствие аптечного пункта нормативам по площадям, предусмотренным ОСТОм 91500.05.0007-2003, не является нарушением правил розничной торговли лекарственными средствами (т.е. нарушением лицензионных требований и условий).

Указанный довод проверен, однако учтен быть не может.

Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения". (ОСТ 91500.05.0007-2003) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003.

Пунктом 3.5 ОСТа предусмотрены требования к составу, размеру помещений и оборудованию аптечной организации. Приложением к ОСТУ установлен минимальный норматив площадей аптечного пункта, в частности, в городе общая площадь - 70 кв.м., торговый зал 38 кв.м.

Аптечный пункт по адресу г.Абакан, улица Пушкина,193 не отвечает указанным требованиям ОСТа по составу и размеру помещений.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что требования к правилам розничной торговли лекарственными средствами установлены Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 155 "Об утверждении Правил продажи отдельных товаров", Методическими указаниями Минздрава РФ от 23.11.99 N 99/190, которые не содержат требований к соблюдению нормативов площадей.

Заявитель кассационной жалобы не усматривает связи между нормативами площадей и культурой обслуживания населения качественными лекарственными средствами.

Между тем, необходимость установления специальных требований к помещениям, в том числе, определенных минимальных нормативов площади, как установил Верховный Суд Российской Федерации, обусловлена спецификой деятельности аптечных учреждений и основана на как отмененном ныне Законе РФ "О стандартизации", так и на действующем Федеральном законе "О техническом регулировании".

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.11.2003 N КАС03-523, установленные ОСТом 91500.05.0007-2003 стандарты имеют целью повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, поскольку направлены на предупреждение порчи лекарственных средств в результате условий их изготовления и хранения и на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств гражданам и организациям.

Следовательно, рассматриваемые требования ОСТа к нормативам площадей являются неотъемлемой частью правил розничной продажи лекарственных средств населению, так как направлены на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств.

Ссылка заявителя на то, что ОСТ и приказ Минздрава N 80 ограничивают предпринимательскую деятельность мелких аптечных организаций, учтена быть не может.

Как указал Верховный Суд РФ в цитируемом определении, эти стандарты в равной степени распространяются на все аптечные учреждения с учетом особенностей функций и места расположения каждого из них, каких-либо льгот и преимуществ отдельным предпринимателям не предоставляют, в связи с чем не нарушают равенства участников гражданского оборота.

С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение суда от 9 июля 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1394/04-К2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.11.2003 N КАС03-523, установленные ОСТом 91500.05.0007-2003 стандарты имеют целью повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, поскольку направлены на предупреждение порчи лекарственных средств в результате условий их изготовления и хранения и на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств гражданам и организациям.

Следовательно, рассматриваемые требования ОСТа к нормативам площадей являются неотъемлемой частью правил розничной продажи лекарственных средств населению, так как направлены на предотвращение реализации некачественных лекарственных средств.

Ссылка заявителя на то, что ОСТ и приказ Минздрава N 80 ограничивают предпринимательскую деятельность мелких аптечных организаций, учтена быть не может.

Как указал Верховный Суд РФ в цитируемом определении, эти стандарты в равной степени распространяются на все аптечные учреждения с учетом особенностей функций и места расположения каждого из них, каких-либо льгот и преимуществ отдельным предпринимателям не предоставляют, в связи с чем не нарушают равенства участников гражданского оборота."


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2004 г. N А74-1394/04-К2-Ф02-4152/04-С1


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника