Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 сентября 2005 г. N 224 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 13 сентября 2005 г. N 224
"Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"


В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год", образованной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.09.2005 N 218.

2. Установить срок действия указанного заключения до 1 января 2006 года.


Временно исполняющий обязанности
Руководителя

А.А. Алпатов


Заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"
(Москва, 8 сентября 2005 г.)
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 сентября 2005 г. N 224)


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, утвержденная приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.09.2005 N 218, в составе: руководителя экспертной комиссии - член-корреспондента РАН, д.б.н., профессора кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Криксунова Е.А.; ответственного секретаря - главного специалиста Управления особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы и разрешительной деятельности Росприроднадзора Вишняковой Н.С; экспертов: к.б.н., старшего научного сотрудника лаборатории экологии низших позвоночных Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН) Бобырева А.Е., д.б.н., профессора, ведущего научного сотрудника ИПЭЭ РАН Решетникова Ю.С., к.б.н., старшего научного сотрудника ВНИЭРХ Шевцовой Э.Е. рассмотрела представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год".

Заказчик государственной экологической экспертизы - Федеральное агентство по рыболовству.

Документация разработана - ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВНИРО), ФГУП СахНИРО, ФГУП КамчатНИРО и представлена на государственную экологическую экспертизу в составе:

Обоснование корректировки объемов ОДУ горбуши Восточно-Сахалинской подзоны на 2005 г. - материалы ФГУП "СахНИРО". Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 24.08.2005 N 15;

Биологическое обоснование корректировки объема ОДУ кижуча Западно-Камчатской подзоны на 2005 г. - материалы ФГУП "КамчатНИРО". Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 26.08.2005 N 16;

Обоснование корректировки объемов ОДУ горбуши Южно-Курильской подзоны на 2005 г. - материалы ФГУП "СахНИРО". Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 02.09.2005 N 17.

Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 25.08.2005 N 04-10-592;

Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 06.09.2005 N 04-10-624;

Письмо Управления Росприроднадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 01.09.2005 N 1302;

Письмо Управления Россельхознадзора Сахалинской области от 06.09.2005 N 129;

Письмо администрации Сахалинской области от 25.08.2005 N 3-3233.

Дополнительные материалы:

Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.09.2005 N 126 "О проведении мероприятий в реках Сахалинской области в связи с начавшейся массовой донерестовой гибелью лососевых в лососевую путину 2005 г. в результате заморных явлений".

Фотоматериалы.


1. История вопроса


Общие допустимые уловы (ОДУ) рыб, других водных животных и растений, по существу, являются ежегодно устанавливаемыми Правительством Российской Федерации экологическими нормативами допустимого изъятия водных биологических ресурсов во внутренних водах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях их коммерческого использования, в том числе по межправительственным соглашениям, осуществления государственного мониторинга за состоянием промысловых популяций (контрольного лова), выполнения научно-исследовательских работ, воспроизводства, акклиматизации водных биоресурсов и аквакультуры.

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в том числе лососевых рыб, установлена федеральными законами "О животном мире" (статья 20), "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (статья 34), "О континентальном шельфе Российской Федерации" (статья 31), "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статья 27) и "Об экологической экспертизе" (статья 11).

Государственная экологическая экспертиза материалов прогнозов допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока проводится ежегодно, начиная с 1999 г.

В марте 2005 г. в ходе рассмотрения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы общих допустимых уловов тихоокеанских лососей на 2005 г. было рекомендовано снизить ОДУ кижуча западной Камчатки с 453 тонн до 300 тонн. Основанием для этого послужила неубедительность обоснования оптимальной численности производителей, пропускаемых на нерест. Экспертная комиссия рекомендовала ориентироваться на величину пропуска 180 тыс. экз. вместо 127 тыс. экз., предлагаемых разработчиками прогноза.

Экспертная комиссия сочла также целесообразным сократить ОДУ горбуши Южно-Курильских островов с 19834 тонн до 15500 тонн по причине слабой обоснованности значений коэффициентов возврата, использованных в расчетах ожидаемой численности нерестового стада, а также неоправданного занижения авторами прогноза оптимальной численности пропускаемых на нерестилища производителей.


2. Краткое содержание материалов


В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год" дается биологическое обоснование увеличения объемов ОДУ: в подзоне 61.05.3 Восточно-Сахалинская - горбуши на 15,0 тыс. тонн; в зоне 61.04 Южно-Курильская - горбуши на 5,3 тыс. тонн; в подзоне 61.05.2 Западно-Камчатская - кижуча на 100 тонн.

В рассматриваемых материалах приведен анализ фактических данных, свидетельствующих о превышении численности горбуши и кижуча в указанных зонах и подзонах по сравнению с ОДУ на 2005 г.


3. Оценка обоснованности корректировки общих допустимых уловов горбуши
в подзоне 61.05.3 - Восточно-Сахалинская и зоне 61.04 - Южные Курилы


Обоснование дополнительного увеличения ОДУ по Восточно-Сахалинской подзоне базируется на следующих положениях.

Горбуша, как и другие виды тихоокеанских лососей, возвращается в свои родные реки, т.е. ей присущ хоминг. В реках восточного Сахалина воспроизводится горбуша трех популяционных группировок второго ранга япономорской, тихоокеанской летней и тихоокеанской осенней. Особи первых двух группировок (летняя горбуша) идут на нерест в июне-июле, а третьей (осенняя горбуша) - в августе-сентябре. Каждая из этих группировок подразделяется по местам их нереста на следующие территориальные комплексы (локальные стада): зал. Анива, юго-восточное побережье Сахалина (от мыса Анива до пос. Восточное), зал. Терпения (от пос. Восточное до мыса Терпения) и северо-восточное побережье Сахалина. О подходе каждой двух временных группировок горбуши в различные участки Сахалино-Курильского региона в период путины можно судить по бимодальному изменению интенсивности хода рыбы и соотношению полов в прибрежье.

Рыбы летней и осенней популяций занимают различные нерестовые участки в системе реки, что позволяет использовать их с большим эффектом. Развитие икры и личинок в разных температурных условиях определяет различия в сроках ската молоди горбуши летней и осенней популяций, а отсюда - более полное использование ею кормовой базы в прибрежье. Вследствие различных мест нагула и нереста и разного времени нереста между этими популяциями существует биотопическая и временная изоляции. Локальные нерестовые стада приурочены к территориальным комплексам, характеризующимся специфическими особенностями нерестово-выростных водоемов (гидрологический режим рек, качество нерестилищ), прибрежных участков моря (кормовая база, термический режим) и климатическими условиями, опосредованно или непосредственно влияющими на уровень воспроизводства горбуши.

Численность и биологические характеристики летней и осенней популяций горбуши различаются. Относительный прирост массы и длины тела рыб летней горбуши на "первом году" меньше, чем у осенней, а во "второе лето" - наоборот. В целом же абсолютные приросты длины тела больше у особей осенней популяции, а отсюда и их большая конечная длина ко времени подхода в прибрежье. Флуктуации численности осенней популяции больше, чем летней, что допускает ее эксплуатацию с большей интенсивностью. Уровень воспроизводства и доля изъятия горбуши разных территориальных комплексов неодинаковы. Наибольший вылов в абсолютном выражении осуществляется в заливе Терпения и у юго-восточного побережья Сахалина.

Между интенсивностью подхода горбуши каждой из внутривидовых группировок в прибрежную зону и общей численностью возвращающихся рыб существует высокая положительная коррелятивная зависимость.

На основании изложенного следует, что, при осуществлении мониторинга за суточным выловом горбуши и соотношением полов в уловах даже в начале подхода рыб каждой из внутривидовых группировок в прибрежье, возможно установить их популяционную принадлежность и осуществлять краткосрочное прогнозирование величины общего возврата рыб этих самовоспроизводящихся сообществ. Однако для этого необходимо в период промысла осуществлять регулярный сбор промыслово-биологической информации, при этом система сбора (мониторинг) должна быть унифицированной. Отсутствие многолетней системы мониторинга за сроками, интенсивностью и биостатистическими показателями горбуши приводит к хаосу в рациональной эксплуатации запасов этого вида, численность которого подвержена значительным флуктуациям. Именно такие флуктуации, сопровождающиеся значительным увеличением численности рыб летней и осенней популяций, по сравнению с цикличным 2003 г. наблюдаются в 2005 г.

Однако значительное увеличение численности отмечено не для каждого из территориальных комплексов восточного Сахалина. Так, если численность рыб территориальных комплексов северо-востока, юго-востока и залива Анива действительно значительно выше ожидаемой по прогнозу, о чем свидетельствуют данные как об уловах в прибрежье, так и о заполнении рек производителями, то реки зал. Терпения, общая нерестовая площадь которых около 7,0 млн. м, по данным ФГУ "Сахалинрыбвод", заполнены на 18-26%.

Недостаточно заполнены и крупные водотоки юго-востока (р. Найба, около 0,4 млн. м нерестовой площади) и зал. Анива (р. Лютога, около 1,0 млн. м нерестовой площади). В то же время короткие реки юго-восточного Сахалина и зал. Анива уже переполнены производителями, и требуются меры регулирования по отлову излишней рыбы для недопущения заморных явлений. Особенно необходимы эти меры в этом году, когда продолжающаяся засуха и высокая температура воздуха привели как к значительному обмелению рек, так и к высокой температуре воды (свыше 22° С) и низкому содержанию кислорода (менее 7,0 мг/л), что является губительным для рыб оксифильного комплекса. Несомненно, сами меры регулирования по изъятию излишних производителей в реках требуют наличия квот на это изъятие. Однако общий вылов горбуши на 25 августа уже составил 85651,5 тонн, кроме того, в неводах в заливе Мордвинова и Тонино-Анивского побережья зал. Анива находится более 2,0 тысяч тонн горбуши, и дополнительно выделенная квота в размере 23,0 тысяч тонн освоена практически полностью. Как свидетельствуют результаты аэровизуального обследования, проведенного 25 августа, в прибрежной зоне и в предустьевых пространствах рек юго-восточного Сахалина от р. Найбы до мыса Анива и в заливе Анива отмечены значительные скопления горбуши, заход в реки которых сдерживается низкой водностью рек. Исходя из этого, специалисты СахНИРО, рассмотрев сложившуюся ситуацию с подходами горбуши к восточному побережью Сахалина и о. Итуруп, предлагают еще раз осуществить корректировку ОДУ в сторону увеличения на 15 тыс. тонн (подзона 61.05.3), доведя общее изъятие по Восточно-Сахалинской подзоне до 103273 тонн, а также осуществить корректировку ОДУ в сторону увеличения на 5,3 тыс. тонн на Южных Курилах (зона 61.04.), доведя общее изъятие в этой зоне до 33000 тонн.

Учитывая сложную гидрологическую ситуацию, сложившуюся в реках восточного Сахалина (низкая водность, повышенная температура и низкое содержание кислорода), а также принимая во внимание фактически зафиксированное значительное увеличение численности горбуши летней и осенней популяций восточного Сахалина, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, на основании анализа представленных материалов, считает допустимой корректировку объемов общих допустимых уловов горбуши Восточно-Сахалинской подзоны 61.05.3 до 103273 т. и Южно-Курильской зоны 61.04 - до 33000 т.


4. Оценка обоснованности корректировки общих допустимых уловов кижуча
в подзоне 61.05.2 - Западно-Камчатская


Представленные материалы дают косвенные свидетельства того, что численность нерестового стада кижуча Западно-Камчатской подзоны в 2005 году окажется близкой к уровню 2004 г., то есть окажется выше прогнозируемой. В то же время материалы не дают точного представления о динамике вылова кижуча и пропуске его производителей на нерестилища в текущем году в реки Западной Камчатки.

Прогноз корректировки вылова кижуча базируется, по существу, на экспертной оценке специалистов КамчатНИРО, которые представили расчеты, фактически повторяющие исходные расчеты по обоснованию ОДУ дальневосточных лососей на 2005 г.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы при рассмотрении представленных материалов по кижучу подзоны 61.05.2 руководствуется соображениями предосторожности. Принимая во внимание оценки специалистов, ведущих наблюдения за ходом нерестовой миграции кижуча, и учитывая недостаточность прямых наблюдений, свидетельствующих о высокой численности и достаточной заполняемости нерестилищ кижуча в Западно-Камчатской подзоне, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает возможным принять корректировку объемов общих допустимых уловов кижуча на 50 т, вместо 100 т, предлагаемых в обосновании корректировки. Таким образом, общая величина ОДУ кижуча в Западно-Камчатской подзоне в 2005 г. составит 200 т.


5. Рекомендации и предложения


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует:

- ВНИРО и бассейновым институтам проанализировать существующую методику прогнозирования запасов горбуши Сахалино-Курильского бассейна, кижуча Западно-Камчатской подзоны, а также систему сбора материалов по промыслово-биологической статистике;

- обобщить опыт прогнозирования запасов, ОДУ тихоокеанских лососей с привлечением данных рыбохозяйственных и иных научных организаций и подготовить рекомендации по оптимизации подходов к управлению промыслом рыб, включая унифицированные системы сбора промыслово-биологической информации (мониторинга).


Выводы


1. По результатам анализа представленных материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год" экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимым увеличение объемов ОДУ: в подзоне Восточно-Сахалинская - горбуши на 15,0 тыс. тонн, в зоне Южно-Курильская - горбуши на 5,3 тыс. тонн, в подзоне Западно-Камчатская - кижуча на 50 тонн.

2. Реализация дополнительных объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока в 2005 году не повлечет за собой негативных последствий для биологического разнообразия экосистем водных объектов Российской Федерации.

3. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует Федеральному агентству по рыболовству при подготовке проекта приказа Минсельхоза России о внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.04.2005 N 72 и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования при согласовании указанного проекта исходить из предложений и рекомендаций экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, изложенных в настоящем заключении.


Руководитель экспертной комиссии:

Е.А. Криксунов


Ответственный секретарь:

Н.С. Вишнякова


Члены комиссии:

А.Е. Бобырев



Ю.С. Решетников



Э.Е. Шевцова



Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 сентября 2005 г. N 224 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"


Cрок действия заключения, утвержденного настоящим приказом, установлен до 1 января 2006 г.


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.