Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342
"Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3"


В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", приказываю:

1. Утвердить прилагаемое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3", образованной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.09.2006 N 333.

2. Установить срок действия указанного заключения до 01.01.2007.


Руководитель

С.И. Сай


Заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов
от 14 сентября 2006 г.
"Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3"
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342)


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, действующая в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.09.2006 N 333 в составе: руководителя экспертной комиссии - Зюганова В.В., ответственного секретаря - Косяковой И.Ф., ведущего специалиста отдела экологической экспертизы Управления экономики, финансов и экологической экспертизы Росприроднадзора; экспертов - Котляра А.Н., доктора биологических наук, главного научного сотрудника Института Океанологии им. П.П. Ширшова РАН; Строганова А.Н., кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Шубиной Е.А., кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского рассмотрела представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3".

Заказчик государственной экологической экспертизы: Федеральное агентство по рыболовству.

Разработчики документации: ФГУП "ВНИРО", ФГУП "КамчатНИРО", Чукотский филиал ФГУП "ТИНРО-центр", ФГУП "СахНИРО".

Год разработки: 2006.

На государственную экологическую экспертизу были представлены:

Материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3" - на 14 стр.;

Материалы "Дополнение к обоснованию корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год" - на 2 стр.;

Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 23.08.2006 N 26 - на 1 стр.;

Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 28.08.2006 N 27 - на 1 стр.;

Копия письма Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 25.08.2006 N 04Э-10-1247 и от 29.08.2006 N 04Э-10-1254;

Копия письма Администрации Сахалинской области от 07.09.2006 N П-1/241;

Материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (протокол от 28.08.2006 г. Южно-Сахалинск);

Копия письма Управления Росприроднадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 14.08.2006 N 1412;

Копия письма Администрации Соболевского муниципального района Камчатской области от 14.08.2006 N 719;

Копия письма Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области от 14.08.2006 N 939;

Копия письма Администрации Камчатской области от 14.08.2006 N 15-4111;

Копия письма Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу от 15.08.2006 N 01-18/687-1;

Копия письма Представительства Правительства Чукотского автономного округа от 16.08.2006 N 11-08/75;

Материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (протокол от 14.08.2006 г. Анадырь).


1. Краткое содержание представленных материалов


Приказом Минсельхоза России от 15.03.2006 N 74 и от 16.08.2006 N 236 были утверждены объемы общих допустимых уловов тихоокеанских лососей на 2006 год, в том числе: ОДУ кеты Западно-Камчатской подзоны - 7,830 тыс. т, кеты Камчатско-Курильской подзоны - 4,861 тыс. т, кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского автономного округа - далее Чукотский АО) - 0,925 тыс. т, кеты Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) - 2,540 тыс. т, кеты Восточно-Сахалинской подзоны - 5,321 тыс. т, горбуши Восточно-Сахалинской подзоны - 71 тыс. т, горбуши Южно-Курильской зоны - 32,017 тыс. т.

Рекомендуемые объемы изменения в сторону увеличения:


Подзона - Западно-Камчатская:

кета - на 2,500 тыс. т до 10,330 тыс. т;


Подзона - Камчатско-Курильская:

кета - на 1,509 тыс. т до 6,370 тыс. т;


Подзона - Восточно-Сахалинская:

кета - на 3,059 тыс. т до 8,380 тыс. т;

горбуша - на 27 тыс. т до 98 тыс. т;


Западно-Беринговоморская зона (побережье Чукотского АО):

кета - на 0,05 тыс. т до 0,975 тыс. т;


Западно-Сахалинская подзона (Юго-Западный Сахалин):

горбуша - на 1,030 тыс. т до 3,570 тыс. т;


Южно-Курильская зона:

горбуша - на 14,538 тыс. т до 46,555 тыс. т.


2. Оценка обоснованности корректировки


2.1. Кета - подзоны Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская.

Из материалов обоснования следует, что в настоящее время оптимум заполнения нерестилищ производителями кеты практически достигнут. При этом освоение выделенных промышленных квот в ряде районов подзоны приближается к 100%. При этом подходы кеты продолжаются. В подходах отмечено увеличение доли производителей кеты старших возрастных групп, что свидетельствует о большей численности рыб от нереста 2000 года, чем это определялось ранее. В связи с вышеизложенным экспертная комиссия считает предлагаемое увеличение ОДУ кеты на 2,5 тыс. т в Западно-Камчатской подзоне и на 1,509 тыс. т в Камчатско-Курильской подзоне обоснованным.

2.2. Кета - подзоны Восточно-Сахалинская и Западно-Сахалинская (Юго-Западный Сахалин).

Основанием для рекомендаций по увеличению ОДУ послужили уловы кеты на контрольную пелагическую сеть в море, на 63% превысившие таковые в 2005 году. Кроме того, следует учесть, что запасы кеты в этих районах формируются практически полностью за счет искусственного разведения, эффективность которого на Сахалине существенно возросла. Возврат же рассчитывается, исходя из среднемноголетней величины коэффициента возврата на заводы, что неизбежно приводит к занижению численности подходов. Поскольку промысел кеты на Сахалине начинается только в сентябре и продолжается до середины октября, данных о прибрежном вылове на сегодняшний день еще нет. Ориентируясь на тенденции последних лет и увеличение вылова кеты на контрольную сеть в море, авторы обоснования предлагают увеличить ОДУ кеты на 63%.

На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает допустимым увеличение ОДУ кеты Восточно-Сахалинской подзоны на 3,059 тыс. т и Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) на 1,030 тыс. т.

2.3. Кета - Западно-Беринговоморская зона (побережье Чукотского АО).

В обосновании увеличения объемов вылова кеты указывается, что из-за задержки нерестовой миграции интенсивный ход анадырской кеты на конец августа продолжается, согласно данным промысловой статистики к 10 августа 2006 года было освоено 100% промышленных квот. При этом среднесуточные уловы превышают прогнозируемые на 30%. На нерестилища бассейна р. Анадырь было пропущено 2,3 вместо 1,5 млн. производителей планировавшихся ранее. В связи с вышеизложенным и с учетом прогнозов экспертная комиссия считает увеличение ОДУ кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского АО) на 0,05 тыс. т обоснованным.

2.4. Горбуша - подзона Восточно-Сахалинская.

Из информационного обеспечения следует, что ОДУ горбуши в Восточно-Сахалинской подзоне были рассчитаны из наивысшего для поколений четных лет коэффициента возврата. Однако подход многократно превысил все прогнозы. В 2006 году за счет смещения на более поздние сроки заводской горбуши и подхода поздней океанской группировки, нерестовая миграция продолжается, и, в условиях маловодности рек, существует угроза переполнения нерестилищ. На основании вышеизложенного и исходя из оперативных данных, экспертная комиссия считает увеличение ОДУ горбуши Восточно-Сахалинской подзоны на 27 тыс. т обоснованным.ч

2.5. Горбуша - Южно-Курильская зона.

Из материалов обоснования следует, что расчет ОДУ был произведен из среднего коэффициента выживаемости с учетом дикой и искусственно разводимой горбуши. Основанием для увеличения ОДУ горбуши о. Итуруп послужили данные о динамике промысловых уловов и соотношении полов. Согласно этим данным в первоначальном прогнозе была существенно недоучтена мощность поздней осенней группировки горбуши. При этом не возникало проблем заполнения нерестилищ производителями горбуши на о. Итуруп в связи с ежегодно высокой численностью горбуши в коротких реках острова.

Судя по темпу снижения доли самцов в уловах в конце августа, вторая половина хода горбуши поздней группировки придется на сентябрь. В этой связи экспертная комиссия считает обоснованным увеличение ОДУ горбуши Южно-Курильской зоне на 14,538 тыс. т.

На о. Кунашир, судя по динамике текущих уловов, величина ОДУ горбуши (2,555 тыс. т) превышен не будет.


Рекомендации и предложения


В целях сохранения биологического разнообразия экосистемы в Западно-Беринговоморской, Южно-Курильской зонах и Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской, Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской подзонах экспертная комиссия рекомендует осуществлять вылов при обеспечении оптимального заполнения нерестилищ производителями и сохранения популяционной структуры стад рассматриваемых видов рыб.


Выводы:


1. По результатам анализа представленных материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3", экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимым и обоснованным изъятие на 2006 год кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского АО) в объеме - 0,975 тыс. т, кеты Западно-Камчатской подзоны - 10,330 тыс. т, кеты Камчатско-Курильской подзоны - 6,370 тыс. т, кеты подзоны Восточно-Сахалинской - 8,380 тыс. т, кеты Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) - 3,570 тыс. т, горбуши подзоны Восточно-Сахалинской - 98 тыс т, горбуши Южно-Курильской зоны - 46,555 тыс т.

2. Реализация рекомендуемого объема общего допустимого улова тихоокеанских лососей на 2006 год не повлечет за собой негативных последствий для биологического разнообразия экосистемы.


Руководитель
экспертной комиссии

В.В. Зюганов


Ответственный секретарь

И.Ф. Косякова


Эксперты

А.Н. Строганов



А.Н. Котляр



Е.А. Шубина



Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3"


Срок действия заключения, утвержденного настоящим приказом, установлен до 1 января 2007 г.


Текст приказа размещен на сайте Государственного комитета РФ по рыболовству в Internet (http://www.fishcom.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.