Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов
от 14 сентября 2006 г.
"Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3"
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342)
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, действующая в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.09.2006 N 333 в составе: руководителя экспертной комиссии - Зюганова В.В., ответственного секретаря - Косяковой И.Ф., ведущего специалиста отдела экологической экспертизы Управления экономики, финансов и экологической экспертизы Росприроднадзора; экспертов - Котляра А.Н., доктора биологических наук, главного научного сотрудника Института Океанологии им. П.П. Ширшова РАН; Строганова А.Н., кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Шубиной Е.А., кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского рассмотрела представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3".
Заказчик государственной экологической экспертизы: Федеральное агентство по рыболовству.
Разработчики документации: ФГУП "ВНИРО", ФГУП "КамчатНИРО", Чукотский филиал ФГУП "ТИНРО-центр", ФГУП "СахНИРО".
Год разработки: 2006.
На государственную экологическую экспертизу были представлены:
Материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3" - на 14 стр.;
Материалы "Дополнение к обоснованию корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год" - на 2 стр.;
Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 23.08.2006 N 26 - на 1 стр.;
Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 28.08.2006 N 27 - на 1 стр.;
Копия письма Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 25.08.2006 N 04Э-10-1247 и от 29.08.2006 N 04Э-10-1254;
Копия письма Администрации Сахалинской области от 07.09.2006 N П-1/241;
Материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (протокол от 28.08.2006 г. Южно-Сахалинск);
Копия письма Управления Росприроднадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 14.08.2006 N 1412;
Копия письма Администрации Соболевского муниципального района Камчатской области от 14.08.2006 N 719;
Копия письма Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области от 14.08.2006 N 939;
Копия письма Администрации Камчатской области от 14.08.2006 N 15-4111;
Копия письма Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу от 15.08.2006 N 01-18/687-1;
Копия письма Представительства Правительства Чукотского автономного округа от 16.08.2006 N 11-08/75;
Материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (протокол от 14.08.2006 г. Анадырь).
1. Краткое содержание представленных материалов
Приказом Минсельхоза России от 15.03.2006 N 74 и от 16.08.2006 N 236 были утверждены объемы общих допустимых уловов тихоокеанских лососей на 2006 год, в том числе: ОДУ кеты Западно-Камчатской подзоны - 7,830 тыс. т, кеты Камчатско-Курильской подзоны - 4,861 тыс. т, кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского автономного округа - далее Чукотский АО) - 0,925 тыс. т, кеты Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) - 2,540 тыс. т, кеты Восточно-Сахалинской подзоны - 5,321 тыс. т, горбуши Восточно-Сахалинской подзоны - 71 тыс. т, горбуши Южно-Курильской зоны - 32,017 тыс. т.
Рекомендуемые объемы изменения в сторону увеличения:
Подзона - Западно-Камчатская:
кета - на 2,500 тыс. т до 10,330 тыс. т;
Подзона - Камчатско-Курильская:
кета - на 1,509 тыс. т до 6,370 тыс. т;
Подзона - Восточно-Сахалинская:
кета - на 3,059 тыс. т до 8,380 тыс. т;
горбуша - на 27 тыс. т до 98 тыс. т;
Западно-Беринговоморская зона (побережье Чукотского АО):
кета - на 0,05 тыс. т до 0,975 тыс. т;
Западно-Сахалинская подзона (Юго-Западный Сахалин):
горбуша - на 1,030 тыс. т до 3,570 тыс. т;
Южно-Курильская зона:
горбуша - на 14,538 тыс. т до 46,555 тыс. т.
2. Оценка обоснованности корректировки
2.1. Кета - подзоны Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская.
Из материалов обоснования следует, что в настоящее время оптимум заполнения нерестилищ производителями кеты практически достигнут. При этом освоение выделенных промышленных квот в ряде районов подзоны приближается к 100%. При этом подходы кеты продолжаются. В подходах отмечено увеличение доли производителей кеты старших возрастных групп, что свидетельствует о большей численности рыб от нереста 2000 года, чем это определялось ранее. В связи с вышеизложенным экспертная комиссия считает предлагаемое увеличение ОДУ кеты на 2,5 тыс. т в Западно-Камчатской подзоне и на 1,509 тыс. т в Камчатско-Курильской подзоне обоснованным.
2.2. Кета - подзоны Восточно-Сахалинская и Западно-Сахалинская (Юго-Западный Сахалин).
Основанием для рекомендаций по увеличению ОДУ послужили уловы кеты на контрольную пелагическую сеть в море, на 63% превысившие таковые в 2005 году. Кроме того, следует учесть, что запасы кеты в этих районах формируются практически полностью за счет искусственного разведения, эффективность которого на Сахалине существенно возросла. Возврат же рассчитывается, исходя из среднемноголетней величины коэффициента возврата на заводы, что неизбежно приводит к занижению численности подходов. Поскольку промысел кеты на Сахалине начинается только в сентябре и продолжается до середины октября, данных о прибрежном вылове на сегодняшний день еще нет. Ориентируясь на тенденции последних лет и увеличение вылова кеты на контрольную сеть в море, авторы обоснования предлагают увеличить ОДУ кеты на 63%.
На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает допустимым увеличение ОДУ кеты Восточно-Сахалинской подзоны на 3,059 тыс. т и Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) на 1,030 тыс. т.
2.3. Кета - Западно-Беринговоморская зона (побережье Чукотского АО).
В обосновании увеличения объемов вылова кеты указывается, что из-за задержки нерестовой миграции интенсивный ход анадырской кеты на конец августа продолжается, согласно данным промысловой статистики к 10 августа 2006 года было освоено 100% промышленных квот. При этом среднесуточные уловы превышают прогнозируемые на 30%. На нерестилища бассейна р. Анадырь было пропущено 2,3 вместо 1,5 млн. производителей планировавшихся ранее. В связи с вышеизложенным и с учетом прогнозов экспертная комиссия считает увеличение ОДУ кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского АО) на 0,05 тыс. т обоснованным.
2.4. Горбуша - подзона Восточно-Сахалинская.
Из информационного обеспечения следует, что ОДУ горбуши в Восточно-Сахалинской подзоне были рассчитаны из наивысшего для поколений четных лет коэффициента возврата. Однако подход многократно превысил все прогнозы. В 2006 году за счет смещения на более поздние сроки заводской горбуши и подхода поздней океанской группировки, нерестовая миграция продолжается, и, в условиях маловодности рек, существует угроза переполнения нерестилищ. На основании вышеизложенного и исходя из оперативных данных, экспертная комиссия считает увеличение ОДУ горбуши Восточно-Сахалинской подзоны на 27 тыс. т обоснованным.ч
2.5. Горбуша - Южно-Курильская зона.
Из материалов обоснования следует, что расчет ОДУ был произведен из среднего коэффициента выживаемости с учетом дикой и искусственно разводимой горбуши. Основанием для увеличения ОДУ горбуши о. Итуруп послужили данные о динамике промысловых уловов и соотношении полов. Согласно этим данным в первоначальном прогнозе была существенно недоучтена мощность поздней осенней группировки горбуши. При этом не возникало проблем заполнения нерестилищ производителями горбуши на о. Итуруп в связи с ежегодно высокой численностью горбуши в коротких реках острова.
Судя по темпу снижения доли самцов в уловах в конце августа, вторая половина хода горбуши поздней группировки придется на сентябрь. В этой связи экспертная комиссия считает обоснованным увеличение ОДУ горбуши Южно-Курильской зоне на 14,538 тыс. т.
На о. Кунашир, судя по динамике текущих уловов, величина ОДУ горбуши (2,555 тыс. т) превышен не будет.
Рекомендации и предложения
В целях сохранения биологического разнообразия экосистемы в Западно-Беринговоморской, Южно-Курильской зонах и Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской, Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской подзонах экспертная комиссия рекомендует осуществлять вылов при обеспечении оптимального заполнения нерестилищ производителями и сохранения популяционной структуры стад рассматриваемых видов рыб.
Выводы:
1. По результатам анализа представленных материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2006 год. Часть 3", экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимым и обоснованным изъятие на 2006 год кеты Западно-Беринговоморской зоны (побережье Чукотского АО) в объеме - 0,975 тыс. т, кеты Западно-Камчатской подзоны - 10,330 тыс. т, кеты Камчатско-Курильской подзоны - 6,370 тыс. т, кеты подзоны Восточно-Сахалинской - 8,380 тыс. т, кеты Западно-Сахалинской подзоны (Юго-Западный Сахалин) - 3,570 тыс. т, горбуши подзоны Восточно-Сахалинской - 98 тыс т, горбуши Южно-Курильской зоны - 46,555 тыс т.
2. Реализация рекомендуемого объема общего допустимого улова тихоокеанских лососей на 2006 год не повлечет за собой негативных последствий для биологического разнообразия экосистемы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 сентября 2006 г. N 342 "Об утверждении заключения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.