Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2005 г. N 44 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 16 марта 2005 г. N 44
"Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"


В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год", образованной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2005 N 31.

2. Управлениям Росприроднадзора по Сахалинской, Магаданской, Амурской областям, по Хабаровскому краю, по Камчатской области и Корякскому автономному округу, по Чукотскому автономному округу установить контроль за выполнением рекомендаций содержащихся в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год".

3. Установить срок действия указанного заключения до 1 января 2006 года.


Руководитель Федеральной службы

В.И. Волох


Заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов от 14 марта 2005 г. "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2005 г. N 44)


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, действующая в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2005 г. N 31, в составе: руководитель экспертной комиссии - Никоноров С.И., доктор биологических наук, профессор, заместитель председателя Государственного Учреждения "Межведомственная ихтиологическая комиссия"; ответственные секретари - Шонгурова Н.Ю., главный специалист Управления особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы и разрешительной деятельности Росприроднадзора; Семенова Т.В., ведущий специалист Управления особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы и разрешительной деятельности Росприроднадзора; эксперты - Шевченко В.В., кандидат биологических наук, ученый секретарь Межведомственной ихтиологической комиссии; Зюганов В.В., доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Бобырев А.Е., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова; Решетников Ю.С., доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова; Шевцова Э.Е., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник сектора аквакультуры Всероссийского научно-исследовательского института экономики, информатики и АСУ рыбного хозяйства; Шилин Н.И., старший научный сотрудник отдела сохранения биоразнообразия ВНИИприроды, рассмотрела представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год".

Заказчик государственной экологической экспертизы: Федеральное агентство по рыболовству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Разработчики документации: Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО); ТИНРО-центр; СахНИРО; КамчатНИРО; МагаданНИРО; ХфТИНРО, ЧукотТинро.

Год разработки: январь 2005 г.

На государственную экологическую экспертизу были представлены следующие материалы:

1. Материалы, обосновывающие общие допустимые уловы тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год - на 278 стр.

2. Выписка из протокола N 1 заседания Отраслевого совета по промысловому прогнозированию от 26.01.2005 - на 5 стр.

Дополнительно были представлены следующие материалы:

1. Список литературы, используемой при подготовке материалов, обосновывающих общие допустимые уловы тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год - на 3 стр.

2. Информационное письмо Управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству по вопросу выделения в рамках общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации в 2005 году квоты на вылов неполовозрелых лососей для обеспечения работы японских НИС - на 1 стр.

3. Динамика уловов горбуши (т) с 1993-2004 гг. - на 1 стр.

4. Данные по подходу и пропуску летней кеты Амура в 2005 г. - на 1 стр.

5. Материалы по состоянию популяции нерки р. Озерная - на 6 стр.


1. История вопроса.


Общие допустимые уловы (ОДУ) рыб, других водных животных и растений по существу являются ежегодно устанавливаемыми Правительством Российской Федерации экологическими нормативами допустимого изъятия водных биологических ресурсов во внутренних водах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях их коммерческого использования, в том числе по межправительственным соглашениям, осуществления государственного мониторинга за состоянием промысловых популяций (контрольного лова), выполнения научно-исследовательских работ, воспроизводства, акклиматизации и аквакультуры.

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в том числе лососевых рыб, установлена федеральными законами "О животном мире" (статья 20), "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (статья 34), "О континентальном шельфе Российской Федерации" (статья 31), "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (статья 27) и "Об экологической экспертизе" (статья 11).

Государственная экологическая экспертиза материалов прогнозов допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока проводится ежегодно, начиная с 1999 г.


2. Краткое содержание "Прогноза на 2005 г. допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока".


Представленный на государственную экологическую экспертизу "Прогноз на 2005 год" состоит из двух разделов:

I. Общие допустимые уловы тихоокеанских лососей во внутренних водоемах и прибрежье Дальнего Востока на 2005 год. Раздел завершается таблицами "Допустимые уловы лососей по видам во внутренних водоемах и прибрежье рыбопромысловых районов Дальнего Востока на 2005 год" и "Распределение ОДУ тихоокеанских лососей по видам изъятия в 2005 году".

II. Допустимые уловы тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации в 2005 г.

Обоснование общих допустимых уловов во внутренних водоемах и в прибрежье составлено по 6 видам тихоокеанских лососей: горбуше, кете, нерке, кижучу, чавыче, симе, в соответствии с рыбопромысловыми зонами, подзонами и районами.

Общий вылов горбуши в 2005 г. планируется 187599.00 т; кеты - 32971.50 т; нерки - 20550.00 т; кижуча - 1462.80 т; чавычи - 796.00 т; симы - 63.00 т.

Суммарный прогнозируемый вылов по всем видам лососевых определяется в 243442.30 т. Этот объем распределяется по промысловым зонам, подзонам и районам согласно представленной в составе "Прогноза на 2005 год" таблице "Допустимые уловы лососей по видам во внутренних водоемах и в прибрежье рыбопромысловых районов Дальнего Востока на 2005 г." (с. 260) следующим образом:


Зона Западно-Беринговоморская:


всего 1347 т (горбуша - 74 т, кета - 739 т, нерка - 532 т, чавыча - 2 т), в т.ч.:

побережье Чукотского автономного округа - всего 1120 т (горбуша - 39 т, кета - 699 т, нерка - 382 т);

побережье Корякского автономного округа - всего 227 т (горбуша - 35 т, кета - 40 т, нерка - 150 т, чавыча - 2 т).


Зона Восточно-Камчатская:


всего 76567 т (горбуша - 64965 т, кета - 7034 т, нерка - 3429 т, кижуч - 478 т, чавыча - 661 т), в т.ч.:

Карагинская подзона - всего 67673 т (горбуша - 62365 т, кета - 4460 т, нерка - 813 т, кижуч - 15 т, чавыча - 20 т);

Петропавловско-Командорская подзона - всего 8894 т (горбуша - 2600 т, кета - 2574 т, нерка - 2616 т, кижуч - 463 т, чавыча - 641 т).


Побережье Западной Камчатки:


всего 36161 т (горбуша - 15000 т, кета - 4499 т, нерка - 16106 т, кижуч - 453 т, чавыча - 103 т), в т.ч.:

Западно-Камчатская подзона - всего 11028 т (горбуша - 8100 т, кета - 2399 т, нерка - 261 т, кижуч - 240 т, чавыча - 28 т);

Камчатско-Курильская подзона - всего 25133 т (горбуша - 6900 т, кета - 2100 т, нерка - 15845 т, кижуч - 213 т, чавыча - 75 т).


Материковое побережье Охотского моря:


всего 22832.8 т (горбуша - 16205 т, кета - 6384 т, нерка - 32 т, кижуч - 211.8 т), в т.ч.:

Магаданская область - всего 9852 т (горбуша - 8200 т; кета - 1520 т; нерка - 2 т; кижуч - 130 т);

Хабаровский край - всего 12980.8 т (горбуша - 8005 т, кета - 4864 т, нерка - 30 т, кижуч - 81.8 т).


Река Амур и лиман:


всего 3676 т (горбуша - 1021 т, кета - 2655 т).


Подзона Приморье:


всего 1212.5 т (горбуша - 1092 т, кета - 97.5 т, сима - 23 т), в т.ч.:

побережье Хабаровского края - всего 1095 т (горбуша - 1074 т, кета - 21 т);

побережье Приморского края - всего 117.5 т (горбуша - 18 т, кета - 76.5 т, сима - 23 т);


Западно-Сахалинская подзона:


всего 4595 т (горбуша - 2135 т, кета - 2446 т, сима - 14 т), в т.ч.:

Юго-Западный Сахалин - всего 2092 т (горбуша - 532 т, кета - 1546 т, сима - 14 т),

Северо-Западный Сахалин - всего 2503 т (горбуша - 1603 т, кета - 900 т).


Восточно-Сахалинская подзона:


всего 68469 т (горбуша - 65273 т, кета - 3167 т, кижуч - 5 т, сима - 24 т).

Зона Северо-Курильская:

всего 3495 т (горбуша - 2000 т, кета - 700 т, нерка - 450 т, кижуч - 315 т, чавыча - 30 т).


Зона Южно-Курильская:


всего 25087 т (горбуша - 19834 т, кета - 5250 т, нерка - 1 т, сима - 2 т).


3. Оценка обоснованности общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока в 2005 г.


Прогноз на 2005 год ОДУ тихоокеанских лососей по районам воспроизводства основных видов базируется на данных многолетних уловов, численности поколений, биологической характеристике производителей, абсолютной плодовитости, а также данных о численности зашедших на нерест производителей, а в районах, где осуществляется искусственное воспроизводство, о количестве икры, заложенной на инкубацию рыбоводными заводами.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отметила, что общий допустимый улов является количественным показателем возможного изъятия объектов промысла и устанавливается исходя из состояния водных биологических ресурсов, которое является качественной характеристикой, что подчеркивает взаимосвязь состояния популяции с количественными показателями лова, т.е. чем более благоприятным является состояние популяции (высокая численность, стабильное воспроизводство, низкий уровень заболеваний и др.), тем больше количественные показатели возможного изъятия. Кроме того, принципиальным отличием тихоокеанских лососей от большинства других рыб, для которых определяется ОДУ, является то, что они нерестятся один раз в жизни, после чего умирают. Если для полициклических видов рыб ошибки прогноза могут быть компенсированы в последующие годы усилением или ослаблением промыслового пресса, то рациональный промысел тихоокеанских лососей предполагает промысловое изъятие ресурса популяции, превышающего потребности для ее воспроизводства. При этом на 2005 год на Дальнем Востоке прогнозируется добыча 243 442.30 тонн лосося, что на 5.3% меньше, чем в 2004 году (256 823 55 тонн).

Качество представленных материалов осталось на уровне предыдущего 2004 года.

Замечания экспертной комиссии предыдущих лет об отсутствии информации по определению оптимального количества производителей, которое необходимо пропустить на нерест, остаются актуальными, что подтверждает факт слабого контроля реального количества рыбы на нерестилищах. Оценка ошибки прогноза также отсутствует. К сожалению, не везде выдерживается основное положение Прогноза, что ОДУ определяется как остаточная мера после пропуска на нерест оптимального количества производителей. Сам пропуск слабо регулируется, и авторами прогнозов в расчетах ОДУ не всегда предусматривается пропуск на нерест оптимального количества производителей.

Проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие объемы общего допустимого улова тихоокеанских лососей, экспертная комиссия отметила, что в целом состояние популяций таких видов как горбуша, кета и нерка находится в относительно благоприятном состоянии.


Горбуша - Oncorhynchus gorbuscha


Горбуша - самый короткоцикловый вид среди тихоокеанских лососей, она проводит несколько месяцев в пресной воде и один год в море. Поколения четных и нечетных лет практически не перекрываются и во многих местах имеется чередование высокоурожайных четных лет с низкой численностью нечетных. Причем это правило не для всех регионов. Например, в Восточной Камчатке больше горбуши в нечетные годы, а в Западной Камчатке - в четные (табл. 2 обоснования). По горбуше имеются самые полные данные о степени заполнения нерестилищ и величине оптимального пропуска производителей на нерест (табл. 1 обоснования).

Представленный на рассмотрение Прогноз на 2005 год предполагает, что из всего ОДУ на 2005 г. лососей по видам во внутренних водоемах и прибрежье рыбопромысловых районов Дальнего Востока 243 442,30 тонн, из них горбуша, что составляет подавляющую часть прогнозируемого вылова - 187 599,00 тонн, т.е. 77,06% потенциального вылова.

Суммарный прогнозируемый вылов распределяется следующим образом:


61.01. Зона Западно-Беринговоморская

Основные объекты лова в данной зоне - нерка и кета, горбуша идет в виде прилова. Вылов горбуши за период 1998-2004 гг. колебался от 0,5 до 84 т, в среднем 29 т; в нечетные годы эти цифры 24-41, в среднем 30,3 т.

Авторами обоснования предлагается величина ОДУ 39 т, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отметила недостаточность данных по определению мощности подхода, а также отсутствие величины пропуска на нерест.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, проанализировав представленные материалы обоснования, считает обоснованной величины изъятия - 39 т при условии пропуска к нерестилищам 300000 экз. горбуши (побережье Чукотского АО) и 35 т (побережье Корякского АО).


61.02. Восточно-Камчатская зона

Численность горбуши в этом регионе возрастает с 1970 г. Имеется четкое чередование высоких подходов рыбы и уловов в нечетные годы (82 млн. и 63600 т) и четные (15 млн. и 8200 т).

Ожидается подход 80 млн. экз., из них 30 млн. необходимо пропустить на нерест, оставшиеся 50 млн. средней массой 1,3 кг составят прогноз вылова в 64965 тыс. т.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину изъятия горбуши в данной зоне в объеме 64965 т, из них - 2600 т Петропавловско-Командорская подзона, 62365 т - Карагинская подзона.


Побережье Западной Камчатки


61.05. Зона Охотское море.

61.05.2 подзона Западно-Камчатская.

61.05.4 подзона Камчатско-Курильская

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах отмечено, что численность горбуши в этом регионе высокая в четные годы, много зашло горбуши в 2004 г.: подошло 83,5 млн. рыб, пропущено на нерест 51,7 млн. и выловлено 54 000 т. Уловы в четные годы 14-114, в среднем 56 тыс. т. Уровень заполнения нерестилищ в четные годы менялся от 6,7 до 81 млн. экз., в среднем около 43 млн. производителей. Прогноз на 2004 г был основан на данных траловой съемки в море.

Поколения нечетных лет бедны по численности и даже был запрет на лов в 1991-2003 г., ловили лишь в виде прилова по 200-300 т. В 2003 г выловлено всего 322 т. В последние годы авторы прогноза полагают, что есть тенденция к возрастанию численности поколений горбуши нечетных лет.

Прогноз ОДУ на 2005 г строился на других методах оценки. Это модель Шепарда (28,6 млн.), модель Риккера (15,4 млн.) и по оценке кратности возврата (при К = 2,75 получилось 30,8 млн.).

Экспертная комиссия отметила, что коэффициент возврата не отражает в полной мере причинно-следственную связь между родителями и потомками, а является лишь коррелятивной (часто случайной) связью. Нет никаких данных, по которым можно бы проверить, на основании каких цифр взят этот критерий и какова его степень погрешности.

Таким образом, по мнению экспертной комиссии все оценки численности горбуши по Западной Камчатке и определение ОДУ носят субъективный характер и не подкрепляются достаточными фактическими данными.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает возможным согласиться с величиной изъятия горбуши в данной зоне в размере 14000 т. со следующим распределением: 8000 т - Западно-Камчатская подзона, 6000 т - Камчатско-Курильская подзона.


61.06.2 подзона Западно-Сахалинская


Юго-Западный Сахалин


Авторы прогноза отмечают, что в 2004 г. подход тихоокеанской группировки горбуши отмечен не только в южной части района, но и в его центральной части, в частности в реки Черная и Красноярка. Прогноз возможной численности горбуши в этом районе производится на основе величины общего ската молоди с естественных нерестилищ района и выпуска молоди с ЛРЗ "Урожайный", при этом общий скат молоди с естественных нерестилищ расчитывается на основе данных по ее учету в реках Покосная и Б. Уанди.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину изъятия горбуши в данной подзоне в размере - 532 т.


61.05.1 подзона Северо-Западный Сахалин

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отметила недостаточность данных по оптимальному количеству рыб, которое необходимо пропустить на нерестилища в данной подзоне.

Предлагаемую авторами величину общих допустимых уловов горбуши в данной подзоне в размере - 1603 т, по оценке экспертной комиссии, можно считать обоснованной.


61.05.3 подзона Восточно-Сахалинская

В связи с большой протяженностью этого района с севера на юг и разнообразием условий нереста горбуши эффективность ее воспроизводства определяется по отдельным территориальным комплексам, включающим в себя побережье зал. Анива, Юго-Восточного Сахалина, зал. Терпения и Северо-Восточного Сахалина.


Залив Анива


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину изъятия горбуши в 2005 году в заливе Анива в объеме 18327 т при условии пропуска в реки 3.55 млн. рыб для обеспечения оптимального уровня естественного воспроизводства.


Юго-Восточный Сахалин (м. Анива - м. Тихий)


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить величину ОДУ горбуши в данном районе в размере - 26811 т, при условии пропуска в реки 3,8 млн. производителей для обеспечения оптимального уровня воспроизводства.


Залив Терпения


Экспертная комиссия рекомендует установить величину ОДУ в данном районе в размере - 11260 т, при условии пропуска в реки 9,5 млн. производителей для обеспечения оптимального уровня воспроизводства.


Северо-Восточный Сахалин (от зал. Ныйский до м. Терпения)


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить величину ОДУ горбуши в данном районе в размере - 8875 т, при условии пропуска в реки 6,5 млн. производителей для обеспечения оптимального уровня воспроизводства.

В целом по подзоне 61.05.3 Восточный Сахалин общий допустимый улов горбуши экспертная комиссия государственной экологической экспертизы в объеме - 65273 т считает обоснованным.


61.04. - зона Южно-Курильская

Максимум горбуши нечетных лет приходится на середину 1990-х годов (26 - 28 тыс. т), после чего следует спад (16 - 20 тыс. т). Расчет ОДУ строится на основе оценки скатившейся молоди, расчета по коэффициенту возврата.


Остров Итуруп


В представленных на рассмотрение экспертной комиссии материалах обоснования среднее значение коэффициента возврата взято (по табл. 1.3.14 обоснования) как К = 4,89 по всем годам. В результате подсчета получается, что на нерест придет 12,65 млн. экз. Но это высокое среднее значение коэффициента получается за счет высоких коэффициентов в 1984-1994 гг., т.е. в период максимума численности. В последние годы с 1996 и ниже значение К равно 3.7 - 5.0, в среднем 4,18. Кроме того пропуск в реки 1,75 млн. значительно ниже той цифры, что приводилась ранее в ОДУ за 2001-2003 гг. (табл. 1 обоснования); в предыдущие годы пропускали 1,2-2,5 млн. Экспертная комиссия также отметила неточности в указании средней массы горбуши: в последние годы средняя масса горбуши составляет не 1,48, а скорее 1,41 кг (табл. 1.3.6 обоснования).

По оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, ОДУ горбуши на 2005 г по этому региону в размере 14000 т можно считать обоснованным.


Остров Кунашир


По итогам расчетов средних значений коэффициента возврата экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отмечает, что величина общего допустимого улова горбуши в данном районе не должна превышать 2500 т.

В итоге экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить величину изъятия горбуши в зоне 61.04 Южные Курильские острова в объеме не более 16500 т.

Величину ОДУ горбуши в объеме 2000 т по Северо-Курильской зоне экспертная комиссия считает обоснованной.


61.05. - зона Охотское море.

61.05.1 - подзона Северо-Охотоморская.


Северо-Охотский район (Магаданская область)


В реках северного побережья Охотского моря в 2003 г. отнерестилось около 13,9 млн. шт. производителей горбуши.

Для прогнозирования возврата использовано уравнение Рикера. Согласно полученным данным, численность подходов горбуши в реки северного побережья Охотского моря в 2005 г. ожидается 20 млн. шт., по уточненным данным 21,8 млн. шт.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину изъятия горбуши в данном районе при средней навеске 1,2 кг, в размере 6,8 млн. экз. или 8,2 тыс. тонн.


В пределах Хабаровского края.


В 2005 г. к материковому прибрежью северо-западной части Охотского моря подойдет на нерест поколение горбуши 2003 г.

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах показаны результаты учетных работ, которые показали, что в Охотском районе на нерест прошло 4,75 млн. экз. производителей горбуши.

По оценке экспертной комиссии, согласно используемой модели Рикера, подход должен составить порядка 14 млн. экз. Оптимальное заполнение нерестилищ - 8,3 млн. экз.

Таким образом, рекомендуемый экспертной комиссией государственной экологической экспертизы объем изъятия в Охотском районе в 2005 г. составит 5,7 млн. экз. или по биомассе 7 тыс. тонн.

Вместе с Тугуро-Чумиканским (420 т), Аяно-Майским (250 т) и Сахалинским заливом (335 т) общее изъятие горбуши в этом районе в размере 8005 т можно считать обоснованным.


Река Амур и лиман.


В бассейне р. Амур возможный возврат горбуши от родительского поколения рассчитывается или по среднемноголетней величине или по известному уравнению Рикера.

Фактически имеющиеся данные наблюдений недостаточны для обоснования прогноза вылова. Весь предполагаемый улов (1021 т.) необходимо использовать в качестве ресурсной поддержки НИР в исследовании горбуши в этом очень сложном и нестабильном регионе.


61.06 зона Японское море

61.06.1 подзона Приморье

Северное Приморье в границах Хабаровского края.

Общая численность горбуши, зашедшей в реки материкового прибрежья Татарского пролива в пределах Хабаровского края, в 2003 г. составило 2090 тыс. экз. При среднем коэффициенте ската для нечетных лет (14,8%) и коэффициенте возврата (0,44%), биомасса зашедших в реки производителей при средней массе горбуши 1,75 кг может составить в 2005 г. около 1500 тонн.

По данным численности скатившейся в 2004 г. молоди горбуши из основных рек (Нельма, Ботги, Коппи, Тумпин), скатилось по экспертным оценкам порядка 323641 тыс. мальков горбуши, возврат от такого количества предполагается (при коэффициенте 0,44 и средней массе рыбы 1,72 кг), 2450 тонн.

По оценке экспертной комиссии, на нерестилища необходимо пропустить 800 тыс. экз. горбуши, что составит 1376 т.

Таким образом, проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, экспертная комиссия рекомендует величину изъятия горбуши в данном районе в размере - 1074 т.

Учитывая состояние запасов горбуши в пределах Приморского края, по оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, величина изъятия горбуши в данном районе не должна превышать 18 тонн ресурсного обеспечения.


Кета - Oncorhynchus keta


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рассмотрела прогноз ОДУ кеты, Oncorchynchus keta, в следующих регионах: Чукотском (зона Западно-Беринговоморская), Камчатском (зона Восточно-Камчатская с подзонами Петропавловско-Командорская и Карагинская, зона Западно-Беринговоморская, зона Охотское море с подзонами Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская), Сахалино-Курильском (зона Японское море, подзоны Западно-Сахалинская, Восточно-Сахалинская, зона Южно-Курильская), Материковое побережье Охотского моря (зона Охотское море, подзоны Северо-Охотоморская, Западно-Камчатская), река Амур и лиман и Приморье (зона Японское море, подзона Приморье).

Представленный на рассмотрение Прогноз на 2005 год предполагает, что общий вылов кеты в 2005 г. планируется в объеме 32972 т, в том числе -


Западно-Беринговоморская зона - 739 т,

в том числе:

1) побережье Чукотского автономного округа - 699 т,

2) побережье Корякского автономного округа - 40 т

Восточно-Камчатская зона - 7 034 т,

в том числе:

Карагинская подзона - 4 460 т,

Петропавловско-Командорская подзона - 2 574 т

побережье Западной Камчатки - 4 499 т, в том числе:

Западно-Камчатская подзона - 2 399 т,

Камчатско-Курильская подзона - 2 100 т,

Материковое побережье Охотского моря - 6 384 т, в том числе:

Магаданская область - 1520 т;

Хабаровский край - 4864 т

Река Амур и лиман - 2 655 т.

Подзона Приморье - 98 т, в том числе:

побережье Хабаровского края - 21 т,

побережье Приморского края - 77 т,

Западно-Сахалинская подзона - 2 446 т, в том числе:

Юго-Западный Сахалин - 1 546 т,

Северо-Западный Сахалин - 900 т;

Восточно-Сахалинская подзона - 3 167 т,

Северо-Курильская зона - 700 т,

Южно-Курильская зона - 5 250 т.


Чукотский регион


61.01 Западно-Беринговоморская зона.

В пределах зоны, в реки бассейна Анадырского лимана заходит на нерест крупнейшее стадо кеты северо-востока страны. По определению разработчиков Прогноза ОДУ (ЧукотНИРО), численность нерестового стада анадырской кеты в 2004 г. составила 2,760 млн. особей, превысив на 27% прогнозную величину. В результате в р. Анадырь произошло переполнение нерестилищ производителями, в то время как в более мелких реках заполнение составило 40-70%.

С учетом среднемноголетних коэффициентов выживаемости икры и молоди в 2005 г. общая численность подхода кеты в возрасте 2+ - 5+ в реки бассейна Анадырского лимана составит 1,54 млн. экз. (элиминация морскими млекопитающими - 0,05 тыс. шт.). Для оптимального заполнения нерестилищ необходим пропуск 1,5 - 1,7 млн. производителей. Предполагается пропустить 1,304 млн. экз. На ресурсные исследования и для нужд коренных и малочисленных народов Севера (КМНС) остается 185,5 тыс. экз., или при средней массе производителей 3,6 кг - 0,668 тыс. т. Для оценки состояния популяций малоисследованных водоемов Чукотки предполагается вылов 0,031 тыс. т (включая 0,003 тыс. т для нужд КМНС). Как и в предыдущие годы, промышленный лов анадырской кеты производиться не будет.

Таким образом, суммарный ОДУ кеты в Западно-Беринговоморской зоне в размере 0,699 тыс. т по оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы можно считать обоснованным.


Камчатский регион (Камчатская обл. и КАО)


61.02 Зона Восточно-Камчатская

61.02.2 подзона Петропавловско-Командорская,

61.02.1 подзона Карагинская.

61.01 Зона Западно-Беринговоморская

Авторы прогноза на 2005 год отмечают, что добыча кеты в регионе проводится одновременно с промыслом нерки, горбуши и кижуча, поэтому зачастую на кету выделяются дополнительные лимиты, чтобы не дезорганизовывать промысел других видов лососей.

При прогнозировании нерестовых подходов кеты в пределах Петропавловско-Командорской подзоны использовались многолетние данные по вылову и численности нерестующих производителей, а также биологическая характеристика и возрастной состав рыб из бассейна основных нерестовых рек Камчатка и Авача. Состояние запаса авторами обоснования оценивалось по статистике прибрежного промысла и численности производителей на нерестилищах, определенной методом прямого учета. При определении количества рыб, пропуск которых необходим для оптимального заполнения нерестилищ, принимались во внимание масштабы браконьерского лова. При оценке ожидаемых подходов учитывались также объемы выпуска молоди с трех лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ).

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину изъятия кеты в данной подзоне в объеме 2,574 тыс. т, в том числе для целей заводского воспроизводства 152 т, для ресурсных исследований 123 т.

На северо-восточном побережьи Камчатки (Западно-Беринговоморская зона в пределах КАО и Карагинская подзона) основу промысла составляет горбуша, а кета добывается в прилове.

Согласно произведенным расчетам, подход кеты всех возрастов (2+ - 6+) в 2005 г. составит 1,563 млн. особей. При пропуске на нерестилища 0,250 млн. производителей к вылову остается 1,313 млн. особей средней массой для нечетных лет 3,16 кг, или 4,149 тыс. т. При промысле горбуши прилов кеты составляет от 1,2 до 20,9%, в среднем 10%. Для предотвращения дестабилизации промысла рекомендуется ОДУ кеты 4,5 тыс. т (менее 1%), в том числе 40 т для Западно-Беринговоморской зоны и 4,46 тыс. т для Карагинской подзоны. Поскольку ОДУ горбуши в этом регионе предлагается в объеме 62,4 тыс. т, по оценке экспертной комиссии можно считать прогноз изъятия кеты допустимым и обоснованным.


61.05 Зона Охотское море

61.05.2 подзона Западно-Камчатская,

61.05.4 подзона Камчатско-Курильская

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах отмечено, что запасы кеты на Камчатке в последние годы находятся в удовлетворительном состоянии. Для прогнозирования нерестовых подходов к западному побережью использованы многолетние данные по вылову кеты, численности нерестующих производителей и дочерних поколений, а также по биологической характеристике и возрастному составу поколений.

Отмечается, что в 1990 г. произошла смена доминант, после чего численность потомства кеты поколений четных лет в 4-6 раз превосходит таковую потомства нечетных. Это напрямую связано со сменой фаз у горбуши.

С учетом возврата рыб от искусственного воспроизводства, суммарный подход кеты к западному побережью Камчатки может составить 1,665 млн. особей. При пропуске на нерест 0,5 млн. рыб вылов может быть определен в объеме 1,165 млн. экз., или при средней массе 3,69 кг составит 4,299 тыс. т. В Пенжинском районе КАО, по экспертной оценке, возможен вылов 200 т кеты.

Таким образом, по оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы у западного побережья Камчатки суммарная величина общего допустимого улова в объеме - 4,499 тыс. т. достаточно обоснована. В том числе в Западно-Камчатской подзоне возможен вылов 2,399 тыс. т, включая 400 т для ресурсных исследований, в Камчатско-Курильской подзоне экспертная комиссия рекомендует общий допустимый улов в объеме - 2,100 тыс. т.


Сахалино-Курильский регион


Авторы материалов обоснования отмечают, что для всего региона в целом характерно в последние два года увеличение возврата производителей кеты, являющееся результатом реконструкции ЛРЗ и совершенствования биотехники воспроизводства. В ряде районов (Юго-Западный Сахалин, о. Итуруп) естественное воспроизводство частично или полностью отсутствует, а возврат превосходит потребности ЛРЗ, что свидетельствует об эффективности их работы.


61.06 Зона Японское море

61.06.2 подзона Юго-Западный Сахалин

Лов кеты производится только у забоек, расположенных в устьях базовых рек трех ЛРЗ. В связи с этим величина биомассы возврата совпадает с ОДУ. Ожидается возврат на уровне 2004 г. - 0,42 млн. особей массой 1546 т (ср. масса производителей 3,68 кг).

Величину изъятия кеты в данной подзоне в размере - 1546 т, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной.


Подзона Северо-Западный Сахалин


Вдоль северо-западного побережья Сахалина мигрируют популяции летней и осенней кеты. Воспроизводство летней кеты целиком происходит в реках бассейна Амурского лимана, осенней - на 88%. Поэтому их подходы и промысел определяются состоянием запасов в амурском бассейне. Запасы популяций, особенно осенней кеты невелики. Поэтому летнюю кету добывают только в прилове к горбуше, осеннюю в основном для нужд КМНС.

Величина среднемноголетнего прилова летней кеты составляет не менее 800 т.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, проанализировав представленные материалы считает обоснованным для промышленного лова летней кеты выделить 800 т при условии указанных ограничений, включая 80 т для постоянного мониторинга хода, осенней - 100 т для КМНС.


Подзона Восточно-Сахалинская


В материалах обоснования величина общих допустимых уловов кеты составляется по отдельным территориальным комплексам.

В зал. Анива промысел кеты обеспечивается ее искусственным разведением на двух ЛРЗ. Весь возврат изымается. С учетом величины выпуска молоди и соотношения численности разных возрастных групп возврата по оценке экспертной комиссии общий допустимый улов кеты в объеме 46 т. можно считать обоснованным.


Юго-Восточный Сахалин


Численность кеты Юго-Восточного Сахалина также определяется величиной выпуска молоди с ЛРЗ. После их реконструкции возврат значительно увеличился, особенно на ЛРЗ "Охотский".

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует величину общего допустимого улова кеты в данной подзоне в объеме 1955 т.

В зал. Терпения вылов кеты осуществляется в основном на рыбоводных заграждениях двух ЛРЗ в бассейне р. Поронай.

Общий допустимый объем вылова кеты в данной подзоне в размере - 915 тонн, по оценке экспертной комиссии вполне обоснован.

Численность кеты на Северо-Восточном Сахалине поддерживается за счет естественного и заводского воспроизводства в основном в бассейне крупнейшей сахалинской р. Тымь. Поскольку численность популяции невелика, в течение 10 лет действует запрет на промышленный лов. В материалах обоснования авторы утверждают, что в 2005 г ожидается возврат 168,4 тыс. особей, что недостаточно даже для оптимального заполнения нерестилищ. На ЛРЗ ожидается возврат 57 тыс. производителей массой 217 т (ср. масса 1 особи 3,81 кг). Суммарная величина ОДУ по Северо-Восточному Сахалину в размере 251 т. по оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы достаточно обоснованна.

Таким образом, величина общего допустимого объема вылова кеты для подзоны Восточный Сахалин в размере 3167 т. обоснована.


61.04 Зона Южно-Курильская

Промышленный лов кеты ведется на о-вах Итуруп и Кунашир.

На о-ве Итуруп запас образуется возвратом рыб от природного нереста и заводского воспроизводства. В 2005 г ожидается возврат к ЛРЗ 885,3 тыс. экз., в разные участки побережья - 50-100 тыс. экз.

Проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, экспертная комиссия отметила достаточную обоснованность величины общего допустимого улова кеты в данном районе в объеме - 3673 т.

На о-ве Кунашир промысел складывается из подходов местных и транзитных популяций. Общий допустимый улов кеты в размере - 1577 тонн достаточно обоснован.

Суммарная величина общего допустимого вылова кеты по оценке экспертной комиссии в зоне составит 5250 т.


Зона Северо-Курильская


Кета добывается только в качестве прилова к горбуше. Проведенный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы анализ многолетней статистики промысла показал, что изъятие 700 т (на уровне 2004 г.) не нанесет ущерба ее воспроизводству.


Материковое побережье Охотского моря


61.05 Зона Охотское море

Северо-Охотский район (Магаданская обл.)

В материалах обоснования ОДУ авторы отмечают, что запасы кеты остаются на сравнительно низком уровне, поэтому ее вылов в реках в основном ограничивается нуждами КМНС, производится в целях искусственного воспроизводства для НИР и как лицензионный.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить величину общего допустимого вылова кеты в данном районе в размере - 1520 т.


Охотский район (Хабаровский край)


Запасы кеты в районе складываются из природных стад и возврата от молоди, выпущенной с двух ЛРЗ.

В материалах обоснования ОДУ авторы подчеркивают, что в 2005 г. ожидается суммарный возврат 4,3 млн. производителей, из которых 3,5 млн. предполагается пропустить на нерестилища. Вылову подлежат 831,7 тыс. особей массой 3244 т.

Экспертная комиссия проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, считает обоснованной величину общего допустимого вылова кеты в данном районе в размере 3244 т.


Тугуро-Чумиканский район


В материалах обоснования авторами состояние популяций кеты района оценивается как благополучное. Численность на протяжении последнего десятилетия остается стабильной. Приводится площадь нерестилищ, их заполнение. Делается предположение, что численность и уловы кеты сохранятся на уровне предыдущих лет. Возможная величина вылова, по оценке авторов прогноза - 1500 т.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину ОДУ кеты в данном районе в размере 1200 т.


Аяно-Майский район


По экспертной оценке, произведенной на основе анализа динамики уловов, величины запаса, степени заполнения нерестилищ производителями, в 2005 г ожидается подход около 150 тыс. особей кеты массой 560 т. Из них на нерест предполагается пропустить 300 т.

Экспертная комиссия считает обоснованным общий допустимый улов кеты в районе в объеме 200 т.


Сахалинский залив


В основу расчетов ОДУ положены наблюдения за ходом производителей и скатом молоди кеты в контрольной р. Иска, доля которой в воспроизводстве рек Сахалинского залива составляет 36%. В пересчете на весь район подходы кеты в 2005 г. составят около 190 тыс. экз.

С учетом пропуска на нерестилища 80,25 тыс. экз. и браконьерского изъятия до 40% подходов, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить ОДУ кеты для материковой части бассейна залива в размере 220 т.

Суммарный ОДУ кеты материкового побережья Охотского моря в пределах Хабаровского края по оценке экспертной комиссии, может составить 4864 т, а для всего побережья (Магаданская обл. и Хабаровский край) - 6384 т.


Амур и лиман


В бассейн р. Амур подходят смешанные популяции летней и осенней кеты, где летняя составляет до 60%. Ее численность в последнее десятилетие характеризуется как устойчивая. Изъятие летней кеты промыслом в бассейне р. Амур и Амурском лимане составляет примерно 45% биомассы. Промысловая нагрузка по оценке экспертной комиссии, может считаться приемлемой. В 2005 г. ожидаются подходы 1737,75 тыс. экз. кеты массой 4344,38 т. С учетом промыслового изъятия ОДУ составит 782 тыс. экз., или 1955 т. В этот объем входят 800 т, которые предусматриваются к вылову в Охинском районе Северо-Западного Сахалина.

Таким образом, ОДУ летней кеты непосредственно в р. Амур, по оценке экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, рекомендуется установить в объеме - 1155 т.

В 2005 г. в р. Амур ожидается возврат осенней кеты в количестве 1800,73 тыс. экз. массой 7202,92 т. Промышленный лов в последние 30 лет изымает 25-45% от общей численности. С учетом необходимости пропуска на нерестилища и браконьерского изъятия рекомендуется щадящий режим эксплуатации популяции с изъятием не более 40% численности.

Таким образом, величина ОДУ осенней кеты в р. Амур, по мнению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, не должна превышать 2881,2 т.

В малые реки юга Амурского лимана заходят и летняя и осенняя кета.

В 2005 г. ожидается подход ко всем рекам лимана 228,3 тыс. производителей летней кеты. Для оптимального заполнения нерестилищ планируется пропуск 108,3 тыс. экз. ОДУ составит 120 тыс. экз., или 288 т. Наблюдения инспекторов, рыбоохраны свидетельствуют в пользу стабильности запасов осенней кеты. По экспертной оценке, рекомендовано изъятие 60 т (около 50% биомассы) в режиме НИР.

Таким образом, суммарный ОДУ летней и осенней кеты в р. Амур и реках Амурского лимана, по оценке экспертной комиссии, не дожжен превышать 2655 т.


Подзона Приморье


61.06 Зона Японское море

61.06.1 подзона Приморье

Авторы материалов обоснования ОДУ тихоокеанских лососей на 2005 г. показывают, что средние уловы кеты в Северном Приморье составляли 10 т. Однако в последние годы отмечается некоторое увеличение запасов, особенно в р. Коппи (30 тыс. экз. против 5-10 тыс.) и оз. То (до 15-20 тыс. экз.). Экспертная комиссия, проанализировав представленные материалы, считает величину общего допустимого вылова кеты в объеме 21 т. обоснованной.

В Южном Приморье (Приморский край) воспроизводится осенняя кета. Отмечается, что популяции основных нерестовых рек края находятся в депрессивном состоянии. Эффективность работы ЛРЗ крайне низкая. Проектная мощность Барабашевского ЛРЗ 44 млн. шт. икр., плановый коэффициент возврата - 0,5%, Рязановского соответственно - 30 млн. шт. и 2%. Для работы в режиме проектной мощности заводам требуется ежегодно 270 т кеты. Однако за все годы работы (с 1987 г.) использовалось не более 65 т в год (закладка соответственно не более 12 млн. шт. икр.). За эти годы возврат кеты в базовые реки Барабашевского завода составил 0,07-1,03%, Рязановского - 0,04-1,63%. В результате наблюдается оголение естественных нерестилищ в пользу ЛРЗ, следствием чего явилось преобладание подходов в базовые реки рыб заводского происхождения.

Экспертная комиссия рекомендует установить величину ОДУ кеты в Южном Приморье в размере 77 т.

В реках бассейна Уссури запасы осенней кеты в результате нерационального промысла находятся в катастрофическом состоянии. Поэтому принято решение в бассейне Уссури на территории Приморского края не производить ни промышленный, ни лицензионный лов. Экспертная комиссия рекомендует величину общего допустимого вылова кеты в данном районе не более 0,3 т исключительно для научных исследований.

Суммарный ОДУ кеты в подзоне Приморье составит 98 т.


Нерка - Oncorhynchus nerka


61.01 зона Западно-Беринговоморская

Прогноз вылова нерки в пределах Мейныпильгынской озерно-речной системы на 2005 г. составляет 0.35 тыс. т. Ожидаемая численность нерестового стада рассчитана двумя способами, дающими сходные оценки: 449 и 440 тыс. экз. Вылов 0.35 тыс. т (100 тыс. экз.) обеспечит пропуск на нерестилища достаточного числа производителей (323-333 тыс. экз.), что, по мнению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, позволяет считать предлагаемую величину ОДУ приемлемой. Предполагаемое увеличение численности нерестового стада нерки объясняется вступлением в промысел урожайных поколений 2000-2001 гг. рождения и согласуется с общими тенденциями в динамике запаса. В то же время, в обосновывающих материалах содержится указание на наличие двух самостоятельных группировок нерки в Мейныпильгынской системе, одна из которых нерестится в бассейне оз. Ваамочка, а другая - в бассейне оз. Пекульнейского. Учитывая существенные различия в состоянии этих двух единиц запаса, экспертная комиссия считает, что ОДУ следовало бы определять дифференцировано для каждой из них.

Таким образом, по мнению экспертной комиссии, оценка ОДУ малоисследованных водоемов Чукотки (0.032 тыс. т) представляется достаточно обоснованной и не вызывает возражений.


61.02.1 Карагинская подзона.

Планируемые объемы добычи рассчитаны на основе среднемноголетних данных о коэффициентах возврата и массе тела производителей нерки Карагинского и Олюторского районов. При условии пропуска на нерест необходимого числа рыб (80 тыс. экз. для рек Карагинского района и 350 тыс. экз. для рек Олюторского района).

Проанализировав представленные материалы, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отметила, что предлагаемая величина ОДУ в размере - 0.963 тыс. т может быть рекомендована к реализации.


61.02.1 Петропавловско-Командорская подзона.

По сведениям авторов прогноза, численность зрелой части стада нерки р. Камчатка в море в 2004 г. составила 1568 тыс. экз. (данные табл. 3.2.2 обосновывающих материалов), либо 1414 тыс. экз. (данные табл. 3.2.7), против ожидаемых 3597 тыс. экз. (материалы, обосновывающие ОДУ лососей на 2004 г.). Причины такого резкого снижения численности нерки усматриваются в "нарушении строгого чередования доминантных и депрессивных поколений горбуши, воспроизводящейся на разных побережьях Камчатки". Из текста обосновывающих материалов следует, что в 2005 г. и в последующие годы будет происходить дальнейшее сокращение запасов нерки. Об этом, в частности, "однозначно" свидетельствуют результаты дрифтерного промысла лососей (стр. 186). Тем не менее, полученная авторами оценка численности половозрелой части стада в 2005 г. (2274.4 тыс. экз., данные табл. 3.2.10) оказывается существенно более высокой по сравнению с численностью, зарегистрированной в 2004 г. Подобное несоответствие заставляет усомниться в адекватности применяемой авторами методики прогнозирования. Примечательно, что в рамках этой методики никак не используются данные о состоянии запасов горбуши, изменениями которых, по мнению авторов прогноза, обусловливаются наблюдаемые тенденции в динамике численности нерки.

При определении ОДУ нерки р. Камчатка на 2005 г. представляется целесообразным исходить из средней фактической численности нерестового стада в последние 3 года (2054 тыс. особей). В этом случае при вылове в море 600 тыс. экз. возможный подход к побережью составит 1454 тыс. экз. При пропуске на нерестилища 700 тыс. производителей к вылову можно рекомендовать 754 тыс. экз., что при средней массе рыб 2.5 кг составит 1.885 тыс. т. Ограничение промысла, помимо прочего, будет способствовать нормализации ситуации с пропуском производителей на нерестилища, который в последние 5 лет составляет от 65 до 20% (в 2004 г.) от оптимальной величины.

В целом по данной подзоне экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину общего допустимого вылова нерки в объеме 2300 тыс. т.


61.05.2 Западно-Камчатская подзона.

ОДУ нерки р. Палана определен авторами обосновывающих материалов в 0.130 тыс. т, что в 3 раза превышает допустимый улов, утвержденный на 2004 г. Расчет численности нерестового стада осуществлен с помощью эмпирической зависимости "запас-пополнение", согласно которой в 2005 г. ожидается подход к устью р. Палана 148 тыс. производителей. Допустимый улов определяется из расчета пропуска на нерест 100 тыс. особей. Следует отметить, что в материалах, обосновывающих ОДУ нерки на 2004 г., оптимальная численность производителей для р. Палана обозначена как 150 тыс. особей. Анализ зависимости "запас-пополнение" дает еще большую величину - 307 тыс. особей.

Увеличение ОДУ, таким образом, по мнению экспертной комиссии, представляется недостаточно обоснованным.

Более чем четырехкратное увеличение ОДУ нерки в остальных реках Западно-Камчатской подзоны по сравнению с предыдущим годом также не находит в прогнозных материалах достаточных обоснований.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованным величину общего допустимого вылова нерки Западно-Камчатской подзоны в 2005 г. в объеме 0.132 тыс. т.


61.05.4 Камчатско-Курильская подзона.

По мнению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, используемая в материалах обоснования методика прогнозирования запасов нерки Камчатско-Курильской подзоны (р. Озерная) нуждается в доработке. В качестве единственного предиктора численности нерестового стада используется численность минтая на год ската нерки в море. Следует отметить, что добавление новых данных о кратности воспроизводства нерки в зависимости от численности минтая не приводит к уточнению предполагаемой связи. Величина коэффициента детерминации (0.49) указывает на то, что изменениями обилия минтая может объясняться не более 50% вариабельности кратности воспроизводства нерки. Авторы прогноза, сознавая несовершенство расчетной процедуры, при определении ожидаемой численности нерестового стада оперируют осредненным показателем кратности возврата, равным 7.8, что позволяет им получить правдоподобные оценки запаса. Исключением является оценка численности поколения 2001 г. рождения, составляющая 16 458 тыс. особей. Принимая численность данного поколения равной 9000 тыс. особей (величина, характерная для урожайных генераций нерки), возможный береговой вылов составит 6212 тыс. особей или, в весовом выражении, 15.530 тыс. т (вместо 15.735 тыс. т).

В этом случае, по мнению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, общий допустимый улов нерки в целом по Камчатско-Курильской подзоне не должен превышать 15640 т.


Материковое побережье Охотского моря.


Обоснование ОДУ нерки Северо-Охотоморской подзоны - 32 т, по мнению членов экспертной комиссии, представляется достаточным, а предлагаемые объемы могут быть рекомендованы к изъятию без ущерба для состояния популяций.


61.04 зона Южно-Курильская

Предлагаемая авторами прогноза величина ОДУ нерки в Южно-Курильской зоне - 1 т, по мнению экспертной комиссии, достаточно обоснована.


61.03 зона Северно-Курильская

Проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы обоснования, экспертная комиссия считает обоснованной величину общего допустимого вылова нерки в данной зоне в объеме - 450 т.

Обоснования ОДУ нерки для остальных подзон удовлетворительны, а предлагаемые объемы вылова не представляют угрозы экологическому статусу и воспроизводительной способности популяций.


Кижуч - Oncorhynchus kisutch


Представленный на рассмотрение Прогноз на 2005 г. предполагает, что общий вылов кижуча в 2005 г. составит - 1462.80 т.

Этот объем распределяется по промысловым зонам, подзонам и районам следующим образом:

Восточно-Камчатская зона - 478 т, в том числе:

Карагинская подзона - 15 т,

Петропавловско-Командорская подзона - 463 т,

Побережье Западной Камчатки - 453 т, в том числе:

Западно-Камчатская подзона - 240 т,

Камчатско-Курильская подзона - 213 т,

Материковое побережье Охотского моря - 211,8 т, в том числе:

Магаданская область - 130 т,

Хабаровский край - 81,8 т;

Восточно-Сахалинская подзона - 5 т;

Северо-Курильская зона - 315 т.

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах отмечено, что практически все популяции кижуча имеют стабильно низкую численность. За последние 10 лет запасы сократились более чем в 4 раза, особенно сильно страдают популяции Восточной Камчатки, которые постоянно перелавливаются. С 1998 г нет оптимального заполнения нерестилищ. "Возник стойкий дефицит производителей практически во всех реках восточного побережья".... И в то же время "приходится констатировать продолжающееся сокращение величины пропуска рыб на нерестилища". Нерестилища кижуча на Аваче и Паратунке практически опустели. Судя по рис. 4.1.З., с 2001 г. падают показатели средней длины и массы рыб в уловах. Практически есть все основания для занесения вида в Красную книгу РФ по категории 1 - вид, резко сокращающий свою численность.

По крайней мере, по мнению экспертной комиссии, необходимо вводить запрет на лов кижуча в некоторых районах. При таком серьезном положении с воспроизводством этого вида довольно высокие величины прогноза на 2005 г. общего допустимого улова кижуча являются необоснованными.


61.02. Восточная Камчатка - основной район добычи кижуча, в котором первое место принадлежит р. Камчатка. По оценке численности молоди и используя коэффициент возврата К = 4.7, мощность подхода оценивается в 267.2 тыс. особей. Предлагается пропустить на нерест 120 тыс., тогда на вылов остается 147,2 тыс., или 478 т. Полагаю такое положение совершенно недопустимым. По предыдущим оценкам оптимальным считался пропуск 300 тыс. особей. С точки зрения членов экспертной комиссии, необходимо обеспечить пропуск на нерест 200 тыс. (в крайнем критическом случае не менее 50% подхода, то есть 135 тыс. особей).

Таким образом, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованным общий допустимый вылов кижуча в данной зоне в объеме 67.2 тыс. рыб, или 218 т с распределением по зонам: Карагинская - 8 т и Петропавловско-Командорская - 210 т как прилов, поскольку кижуч ловится вместе с кетой.


61.05. зона Охотское море

61.05.2 подзона Западная Камчатка.

Аналогичная ситуация с кижучем и в этом районе. Уловы постоянно падают, в 2004 г. фактический вылов оказался на 22% ниже прогнозируемого. "Запасы большинства стад Западной Камчатки в настоящее время эксплуатируются довольно интенсивно. В результате прибрежный лов сократился с 450 тыс. в 1992 г. до 89 тыс. экз. в 2003 г. заполнение нерестилищ в такой ситуации остается на протяжении ряда лет далеким от оптимального.

По данным прошлых лет, оптимальным считался пропуск на нерест 180-200 тыс. рыб. Средняя величина пропуска (табл. 4.1.6. обоснования) за 1993-2003 г. равна 195 тыс. при колебаниях 79-440 тыс.; в 2003 г. было пропущено 202 тыс.

Экспертная комиссия считает обоснованной величину общего допустимого объема изъятия кижуча в данной подзоне в объеме 150 т.


61.05.4 подзона Камчатско-Курильская

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину общего допустимого вылова в данной подзоне в объеме 150 т.


61.05.1. Северо-Охотский район (Магаданская обл.).

В материалах обоснования отмечено, что кижуча в данной подзоне добывают как прилов при промысле осенней кеты и в качестве объекта лицензионного (спортивного) рыболовства. Видимо, последний способ лова и заставляет авторов писать, что у них "запасы находятся на среднем уровне" (с. 229 обоснования).

Авторы Прогноза (И.С. Голованов и С.Л. Марченко - МагаданНИРО) также полагают, что в 2005 г. в реки Магаданской области придет 74 тыс. рыб от естественного нереста и 79,2 тыс. от молоди с рыбоводных заводов (причем допускается, что коэффициент возврата заводской молоди будет таким же высоким, как и природной К = 5 (с. 228). В итоге общий подход прогнозируется в размере 154 тыс. рыб, из которых 80% пропускается на нерест (123 тыс. экз).

Экспертная комиссия, проанализировав представленные материалы, считает, что нет оснований говорить о стабильных запасах кижуча, поскольку в 2000 г был введен запрет на лов.

Оценка величины подхода представляется необоснованно завышенной. Таким образом, экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, рекомендуется величина общего допустимого вылова в данной подзоне (по Магаданской области ) в объеме 93 т.


Хабаровский край.


Предлагаемый авторами прогноза объем ОДУ кижуча в данном районе на 2005 г. в размере 81,8 т, по мнению экспертной комиссии, достаточно обоснован.


61.03 Северо-Курильская зона.

Экспертная комиссия отметила недостаточность статистических данных и по учету молоди кижуча в озерах.

Проанализировав представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает обоснованной величину общего допустимого вылова в данной зоне - 250 т.


Восточно-Сахалинская подзона


Экспертная комиссия считает обоснованной величину ОДУ кижуча по Восточно-Сахалинской подзоне для целей искусственного воспроизводства кижуча в объеме 5 т.


Сима - Oncorhynchus masou


Представленный на рассмотрение Прогноз на 2005 г. предполагает, что общий вылов симы в 2005 г. составит - 63,00 т.

Этот объем распределяется по промысловым зонам, подзонам и районам следующим образом:

Подзона Приморье - 23 т, в том числе:

побережье Приморского края - 23 т,

Западно-Сахалинская подзона - 14 т, в том числе:

Юго-Западный Сахалин - 14 т,

Восточно-Сахалинская подзона - 24 т.

Южно-Курильская зона - 2 т.

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах обоснования общих допустимых уловов тихоокеанских лососей на 2005 г. отмечено, что этот вид не имеет существенного промыслового значения и не охватывается промысловой статистикой. А также отмечено, что нелегальным промыслом изымается до 90% особей.

Данное обоснование ОДУ базируется на 4-х группах существенных фактов:

- на численности подходов производителей;

- на биологических характеристиках (длина, масса, возраст);

- на учете численности производителей на нерестилищах, бугров и молоди;

- на экспертной оценке состояния популяций.


61.06 зона Японское море

61.06.1 подзона Приморье (в границах приморского края)

Разработчики материалов обоснования проводят контрольные учеты на некоторых реках. Суммарно оценивается численность симы в 36 реках Приморья в 16.1-161 тыс. шт. В этих реках сосредоточено до 90% особей симы Приморья.

Оценка запаса симы на 2005 г. в 100 тыс. особей, или 250 т в целом достаточно обоснована.

Таким образом, общий допустимый улов симы в данной подзоне в объеме - 9 тыс. особей, или 23 т, по мнению экспертной комиссии, достаточно обоснован, необходимым условием при подходе является пропуск на нерест свыше 90% особей.


61.06.2 подзона Западно-Сахалинская

Экспертная комиссия считает достаточно обоснованной величину общего допустимого вылова симы в данной подзоне в объеме - 14 т.


61.05.3 подзона Восточный Сахалин

В материалах обоснования отмечен рост промыслового запаса симы в данной подзоне.

Таким образом, общий допустимый вылов, по мнению членов экспертной комиссии, в объеме 24 т достаточно обоснован.


Чавыча - Oncorhynchus tschawytscha


Представленный на рассмотрение Прогноз на 2005 г. предполагает, что общий вылов чавычи - в 2005 г. составит 796 т.

Величина общего допустимого вылова по зоне 61.01 Западно-Беринговоморская в объеме 2 т и подзоне Карагинская в размере 20 т возражений у экспертной комиссии не вызывают.

Замечания, возникшие в процессе проведения государственной экологической экспертизы по Петропавловско-Командорской подзоне, в ходе работы экспертной комиссии, были сняты, таким образом ОДУ для зоны Восточно-Камчатской остается равным 661 т.


61.05.4 Камчатско-Курильская подзона:

Величина общего допустимого вылова по р. Большой определена авторами прогноза на 2005 г. в 67,2 т.

Экспертная комиссия считает необоснованной такую величину ОДУ, поскольку промысловые уловы в этой реке за последние 5 лет не превышали 19 т (табл. 5.1.10 обоснования), а общее состояние популяции можно оценить, как угрожайное.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает, что объем общего допустимого вылова по р. Большой не должен превышать 40 т. Вылов в остальных реках подзоны 7,8 т чавычи не вызывает возражений.

Таким образом, экспертная комиссия считает, что ОДУ по данной подзоне не должен превышать 48 т.


61.05.2 подзона Западно-Камчатская:

Величина общего допустимого вылова по рекам данной подзоны рекомендована авторами прогноза в объеме 28 т. По сравнению с 2004 г. оно без каких-либо обоснований увеличено на 2 т (за счет увеличения в 2 раза улова в р. Ича). Экспертная комиссия считает данное увеличение необоснованным и считает целесообразным оставить ОДУ на уровне 26 т.

Таким образом, экспертная комиссия для побережья Западной Камчатки рекомендует объем общего допустимого вылова в размере - 74 т.


61.03 Зона Северо-Курильская:

ОДУ по данной зоне предлагается авторами прогноза в объеме 30 т. Поскольку вылову подвергаются производители, мигрирующие на нерест в реки западной Камчатки (а популяция основной нерестовой реки - р. Большой, находится в угрожаемом состоянии), и учитывая, что уловы чавычи в данной зоне до сих пор не превышали 25 т, экспертная комиссия считает целесообразным рекомендовать общий допустимый вылов чавычи в данной подзоне не более 25 т.


Общие допустимые уловы тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации в 2005 году


В настоящее время морской промысел лососей в небольших объемах ведется российской рыбной промышленностью в исключительной экономической зоне и Японией, являясь предметом традиционных, взаимовыгодных отношений.

В связи с тем, что Федеральным Законом "О внесении изменений в часть вторую налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" от 11.11.2003 года N 148-ФЗ введена в действие Глава 25.1. "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что Японские рыбопромысловые компании, осуществляющие промысел тихоокеанских лососей получают в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации они также являются плательщиками сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов и на них распространяется порядок предусмотренный Статьей 333 Главы 25.1 Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с указанной статьей ставки сбора должны начисляться за каждый объект водных биологических ресурсов отдельно.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 333.1 Главы 25.1 НК РФ


Учитывая это обстоятельство, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует следующее распределение допустимых объемов вылова тихоокеанских лососей в 2005 году предоставляемых Россией Японской стороне по межправительственному соглашению:

Зона, подзона

Квота, тонн

Квота по видам, тонн

нерка

кета

горбуша

чавыча

кижуч

Карагинская

3035

1300

1460

185

55

35

Северо-Курильская

2765

1500

990

200

35

40

Восточно-Сахалинская

600

10

490

50

10

40

Южно-Курильская

4600

160

3820

450

50

120

Итого

11000

2970

6760

885

150

235

Кроме работы судов дрифтероловов, лососи будут изыматься при проведении траловых учетов молоди 2-3 судами и одно судно будет работать в Беринговом море по международной программе "BASIS" в течение летних и осенних месяцев. Для этих судов необходимо ресурсное обеспечение в размере 31,07 т.

Таким образом, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует установить суммарную величину общего допустимого вылова для ресурсного обеспечения в объеме 6531,07 т. для проведения работ на траловых дрифтерных судах.

Как известно последние годы характеризуются положительными температурными аномалиями поверхностных вод Тихого океана и, соответственно более ранними сроками миграции лососей к местам воспроизводств, поэтому экспертная комиссия, обращает внимание

заказчиков и разработчиков материалов обоснования ОДУ лососей на 2005 г., что для получения достоверной информации в ходе проведения научно-исследовательских работ целесообразно начинать работы с 1 мая, с целью корректировки сроков и мощности подходов.

Экспертная комиссия считает обоснованной величину общего допустимого вылова неполовозрелых особей тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации для обеспечения работы японского НИС в объеме 10 т в Восточно-Сахалинской и Северо-Охотоморской подзонах.

Сводная таблица


Рекомендуемые экспертной комиссией государственной экологической экспертизы общие допустимые уловы тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год*. (тонн)


Районы промысла

Всего

в том числе

Горбуша

Кета

Нерка

Кижуч

Сима

Чавыча

Зона Западно-Беринговоморская

1347

74

739

532



2

в т.ч. побережье








Чукотского АО

1120

39

699

382




побережье КАО

227

35

40

150



2

Зона Восточно-Камчатская

75991

64965

7034

3113

218


661

в т.ч. Карагинская подзона

67666

62365

4460

813

8


20

Петропавловско-Командорская подзона

8325

2600

2574

2300

210


641

Побережье Западной Камчатки

34645

14000**

4499**

15772

300


74

в т.ч. Западно-Камчатская подзона

10707

8000

2399

132

150


26

Камчатско-Курильская подзона

23938

6000

2100

15640

150


48

материковое побережье Охотского моря

22796

16205

6384

32

175



в т.ч. Магаданская обл.

9815

8200

1520

2

93



в т.ч. Хабаровский край

12981

8005

4864

30

82



Река Амур и лиман

3676

1021

2655***





Подзона Приморье

1213

1092

98



23


в т.ч. побережье








Хабаровского края

1095

1074

21





Приморского края

118

18

77



23


Западно-Сахалинская подзона

4595

2135

2446



14


в т.ч.

Юго-Западный Сахалин

2092

532

1546



14


Северо-Западный Сахалин

2503

1603

900





Восточно-Сахалинская подзона

68469

65273

3167


5

24


Зона Северо-Курильская

3425

2000

700

450

250


25

Зона Южно-Курильская

21753

16500

5250

1


2


Итого

237910

183265

32972

19900.00

94 8

63.00

762.00

______________________________

* - включая объемы промышленного лова, лицензионного лова, объемы для КМНС, мониторинга, НИР и рыбоводных целей.

** - возможно перераспределение ОДУ между Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской п/з в пределах побережья Западной Камчатки.

*** - включая 50 т осенней кеты для вылова в пределах Еврейской автономной области.


Рекомендации и предложения экспертной комиссии.


1. В материалах обоснования ОДУ на 2005 год, авторы приводят ряд рекомендаций по упорядочению ее промысла, не связывая его исключительно с промыслом горбуши.

2. Не представлены данные браконьерского лова тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока.

3. Необходимо представление в материалах обоснования данных о предполагаемом районе промысла (не совпадает ли он с координатами запретной зоны).

4. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы отметила, что методика прогнозирования численности нерестовых стад нерки, используемая КамчатНИРО, недостаточно эффективна. Отсутствие четких представлений о механизмах и факторах формирования промысловых запасов нерки заставляет авторов прогноза ежегодно модифицировать схему расчетов, однако надежность оценок ОДУ по-прежнему остается невысокой.

5. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует при расчете распределения ОДУ по видам изъятия руководствоваться принципом необходимой достаточности при определении необходимого объема ресурсного обеспечения, выделяемого для научно-исследовательских работ и контрольного лова, особенно для малочисленных видов лососей.

6. Корректное представление оценок, полученных статистическими методами, требует указания доверительных интервалов. Ни одно из приведенных в материалах обосновывающих ОДУ тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока значений численности ожидаемого нерестового подхода или оптимальной численности нерестового стада, рассчитанных на основе использования статистических процедур, не сопровождается оценками вероятной ошибки.

7. Для получения достоверных прогнозов подходов лососей необходимо как проведение учетных съемок численности молоди в реках, эстуариях и море накануне зимовки, так и мониторинг преднерестовых миграций лососей в ИЭЗ России.

8. Экспертная комиссия отметила недостаточность данных по фактическим выловам и пропускам на нерестилища.

9. Предложенные модели изъятия носят теоретический характер из-за неточности и предположительности базовых величин.


Выводы.


1. По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает допустимым в 2005 году изъятие тихоокеанских лососей во внутренних водоемах и прибрежье рыбопромысловых районов Дальнего Востока в объемах, указанных в сводной таблице настоящего заключения, суммарно: горбуша - 183265 т, кета - 32972 т, нерка - 19900 т, кижуч - 948 т, сима - 63 т, чавыча - 762 т.

2. Реализация рекомендуемых объемов общих допустимых уловов (ОДУ) тихоокеанских лососей с обязательным учетом отмеченных в заключении предложений и рекомендаций не повлечет за собой снижения запасов рассматриваемых видов рыб и негативных последствий для сохранения биологического разнообразия экосистем водоемов Дальнего Востока.

При этом вылов лососей должен осуществляться вне особо охраняемых природных территорий, их морских частей и охранных зон.

3. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы рекомендует Федеральному агентству по рыболовству Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования при подготовке документа об утверждении прогноза на 2005 год общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока исходить из предложений, изложенных в настоящем заключении.

4. Учитывая, что материалы, обосновывающие прогноз общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока, подлежат государственной экологической экспертизе ежегодно, Федеральному агентству по рыболовству необходимо принять меры по реализации предложений и рекомендаций экспертной комиссии в части разработки нормативной документации и содержания обосновывающих материалов для обеспечения своевременной и качественной подготовки прогноза ОДУ дальневосточных лососей на 2006 г.


Руководитель экспертной комиссии:

С.И. Никоноров


Ответственные секретари:

Н.Ю. Шонгурова



Т.В. Семенова


Члены комиссии:

А.Е. Бобырев



В.В. Зюганов



Ю.С. Решетников



В.В. Шевченко



Э.Е. Шевцова



Н.И. Шилин



Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2005 г. N 44 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование общих допустимых уловов тихоокеанских лососей в водоемах Дальнего Востока на 2005 год"


Срок действия заключения, утвержденного настоящим приказом, установлен до 1 января 2006 г.


Текст приказа размещен на сайте Государственного комитета РФ по рыболовству в Internet (http://www.fishcom.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.