Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 апреля 2007 г. N 107 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 апреля 2007 г. N 107
"Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1"


В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1", образованной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.03.2007 N 74.

2. Установить срок действия указанного заключения до 01.01.2008.


Руководитель

С.И. Сай


Заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1"
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 апреля 2007 г. N 107)


г. Москва 25 апреля 2007 г.


Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, действующая в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.03.2007 N 74 в составе: руководителя экспертной комиссии - Рубана Г.И., доктора биологических наук, главного научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН; ответственного секретаря - Семеновой Т.В., главного специалиста-эксперта отдела экологической экспертизы Управления экономики, финансов и экологической экспертизы Росприроднадзора; экспертов - Васильевой Е.Д., доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова; Спиридонова В.А., кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории экологии прибрежных донных сообществ Института океанологии им. П.П.Ширшова; Шевлягина К.В., вице-президента ЗАО "Интер МАКС", рассмотрела представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1".

Заказчик государственной экологической экспертизы: Федеральное агентство по рыболовству.

Разработчики документации: ВНИРО; ТИНРО-Центр; КамчатНИРО; СахНИРО; КаспНИРХ.

Год разработки: 2007.

На государственную экологическую экспертизу были представлены следующие материалы:

1. Материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1" - на 80 стр.

2. Выписка из протокола заседания биологической секции Ученого совета ФГУП "ВНИРО" от 08.02.2007 N 5 - на 1 стр.

3. Согласования органов государственного надзора и контроля: Управления Россельхознадзора по Астраханской области от 12.03.2007 N 07/594; Управления Россельхознадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 14.02.2007 N УФС-ЛР-01-13/466; Управления Россельхознадзора по Сахалинской области от 28.02.2007 N 07-745; Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 09.03.2007 N 01-19/1216; Управления Росприроднадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 05.03.2007 N 307; Управления Росприроднадзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 05.03.2007 N 310; Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 05.03.2007 N РМ-04Э-34-107; Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 14.03.2007 N 01-07-06/434.

4. Согласования с администрациями:

Департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края от 02.03.2007 N 21/1-246; Департамента по рыболовству администрации Камчатской области от 05.03.2007 N 31-95; администрации Корякского автономного округа от 03.03.2007 N 639; Департамента по рыболовству Сахалинской области от 16.02.2007 N 03/4-144.

5. Материалы информирования и обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и заинтересованной общественностью (протоколы: г. Астрахань, г. Южно-Сахалинск, г. Владивосток, г. Петропавл овск-Камчатский, п.г.т. Палана).

Дополнительно на государственную экологическую экспертизу были представлены следующие материалы:

1. Дополнение к биологическому обоснованию общего допустимого улова русского осетра на 2007 год (письмо Федерального агентства по рыболовству от 04.04.2007 N 02-46/672) - на 13 стр.

2. Дополнительные материалы, обосновывающие корректировку объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов на 2007 год (письмо Федерального агентства по рыболовству от 11.04.2007 N 04-3/490) -на 11 стр.

3. Дополнительные материалы, обосновывающие корректировку объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов на 2007 год (письмо Федерального агентства по рыболовству от 16.04.2007 N 04-3/509) - на 1 стр.


1. Краткое содержание представленных материалов


Приказом Минсельхоза России от 02.11.2006 N 409 были утверждены объемы общих допустимых уловов (ОДУ) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском, Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек на 2007 год, в том числе: русский осетр (Каспийское море) - 0,110 тыс. т; килька анчоусовидная (Каспийское море) - 12,00 тыс. т; треска (Карагинская подзона) - 9,4 тыс. т; треска (Южно-Курильская зона) - 3,2 тыс. т; минтай (Северо-Курильская зона) - 28,5 тыс. т; минтай (Петропавловско-Командорская подзона) - 61,5 тыс. т; северный окунь (Петропавловско-Командорская подзона) - 0,024 тыс. т; тихоокеанский окунь-клювач (Северо-Курильская зона) - 1,7 тыс. т; равношипый краб (Северо-Курильская зона) - 0,415 тыс. т; мерценария Стимпсона (подзона Приморье к югу от м. Золотой) - 0,05 тыс. т.

В представленных на государственную экологическую экспертизу материалах корректировки предлагается установить величину ОДУ на 2007 год в следующих объемах: русский осетр (Каспийское море) - 0,214 тыс. т; килька анчоусовидная (Каспийское море) - 17,6 тыс. т; треска (Карагинская подзона) - 14,5 тыс. т; треска (Южно-Курильская зона) - 4,16 тыс. т; минтай (Северо-Курильская зона) - 44,7 тыс. т; минтай (Петропавловско-Командорская подзона) - 62,0 тыс. т; северный окунь (Петропавловско-Командорская подзона) - 0,055 тыс. т; тихоокеанский окунь-клювач (Северо-Курильская зона) - 2,4 тыс. т; равношипый краб (Северо-Курильская зона) - 0,506 тыс. т; мерценария Стимпсона (подзона Приморье к югу от м. Золотой) - 0,25 тыс. т.


2. Оценка обоснованности общих допустимых уловов


2.1. Русский осетр (Каспийское море).

В представленных материалах корректировки проведен ретроспективный анализ запасов осетра в Каспийском море. При этом разработчиками отмечается, что поскольку реальная величина вылова осетра неизвестна в результате значительного нелегального вылова, то получаемые по когортной модели оценки можно считать оценками условного промыслового запаса осетра, легально облавливаемого в российской зоне Каспийского моря. Вследствие такого подхода остаются неизвестными реальная величина запаса и соотношение легального и нелегального вылова. Соответственно неизвестной остается и суммарная доля промыслового изъятия каспийской популяции русского осетра. Кроме того, получаемые по когортной модели оценки условного промыслового запаса осетра, легально облавливаемого в российской зоне Каспийского моря должны автоматически зависеть от величины ОДУ.

В материалах корректировки содержатся результаты ретроспективных расчетов запасов и пополнения. В соответствии с этими расчетами с 2004 по 2005 гг. наблюдалось увеличение условного запаса. Эти результаты не соответствуют данным прямого учета численности. Как указывалось в материалах обоснования ОДУ русского осетра на 2007 г., его уловы на усилие в Каспийском море только за один год (2005 по сравнению с 2004) снизились в 2,7 раза, в целом наблюдалось омоложение популяции осетра, снижение его размеров и массы. Это дает основание экспертной комиссии усомниться в правильности проведенных расчетов.

В материалах корректировки разработчики указывают, что уравнение динамики отдельного поколения правомерно применять, если промысловый сезон, в течение которого облавливается рассматриваемый запас достаточно короткий. Однако известно, что лов осетра производится с апреля до 15 июня, а затем с 1 сентября до ледостава, т.е. промысел значительно растянут во времени. Таким образом, применение указанного уравнения некорректно.

При обосновании правила регулирования промысла (ПРП) авторы предлагают перейти к 2-х зональной схеме регулирования вследствие стабильно высокого уровня искусственного воспроизводства. При этом разработчики оперируют относительной величиной - процентным соотношением естественного и искусственного воспроизводства. Однако в данном случае не принимается во внимание крайне низкий уровень, как естественного, так и искусственного воспроизводства осетра в последнее десятилетие, выраженный в абсолютных величинах. Экспертная комиссия ежегодно отмечала это, начиная с 1998 г.

В материалах корректировки указывается, что при выборе целевого ориентира по биомассе принималось во внимание, что для данной популяции отсутствует явная зависимость величины пополнения от запаса, поскольку большую роль играет искусственное воспроизводство. Экспертная комиссия отмечает, что при таком подходе не учитывается, что масштабы искусственного воспроизводства непосредственно зависят от количества используемых производителей, которое, в свою очередь, определяется величиной нерестовой части популяции, выступающей в данном случае в качестве промыслового запаса.

В материалах авторами не учитывается, что воздействие производится на популяцию русского осетра в целом, а не только на ту часть, которая облавливается легальным промыслом. Соотношение легального и нелегального вылова остается неизвестным, хотя по данным КаспНИРХ известно, что нелегальный вылов многократно, в 11-12 раз превышает легальный. Таким образом, повышение легального вылова не снизит нелегальный промысел, вследствие этого суммарная промысловая нагрузка возрастет.

ОДУ русского осетра в 2006 г. в Каспийском море составлял 170 т. Промысловый запас в 2005 г. уменьшился по сравнению с 2004 г. на 35%. В связи с этим экспертная комиссия предложила пропорционально уменьшить ОДУ осетра на 2007 г. до величины 110 т вместо предлагавшихся разработчиками 183,7 т.

В представленных дополнительных материалах приведены результаты учетных траловых съемок, демографические показатели популяции осетра. В целом данные свидетельствуют о сохранении общей тенденции снижения уловов на усилие, несмотря на некоторые флюктуации этого показателя в последние годы, а также об уменьшении средних размеров и массы рыб.

По результатам летних съемок в Каспийском море в период 2005 - 2006 гг. произошло некоторое увеличение среднего возраста русского осетра, что не соответствует уменьшению его размерно-весовых показателей и очевидно связано с нерепрезентативностью выборки, взятой для определения возраста. Так, в 2005 г. возраст был определен у 45 экз. осетра, а в 2006 - у 76 экз., что явно недостаточно при столь растянутом возрастном ряде (24 возрастных класса). Этот недостаток не связан со слабой обеспеченностью исходным материалом. В 2006 г. при съемках было выловлено 560 экз., а возраст определен лишь у 76.

На основе полученных результатов разработчики определили величину промыслового запаса русского осетра в объеме 94,9 тыс. т. При этом величина нерестового запаса, который собственно и эксплуатируется легальным рыболовством, составляет 2,5%. Авторы обоснования считают, что нерестовый запас составит 2,72 тыс. т. Однако, очевидно, что здесь допущена арифметическая ошибка, поскольку 2,5% от 94,9 тыс. т составит 2,372 тыс. т, т.е. на 400 т меньше. Проведя дальнейшие расчеты ОДУ русского осетра для России должен составить 186,75 т, что близко к предлагавшейся ранее (в 2006 г.) величине 183,7 т.

В связи с вышеизложенным, экспертная комиссия считает предлагаемую величину ОДУ русского осетра Каспийского моря на 2007 г. в объеме 0,214 тыс. т не обоснованной.

2.2. Анчоусовидная килька (Каспийское море).

Расчет запасов анчоусовидной кильки осуществлен модифицированным методом виртуально-популяционного анализа (ВПА) и по данным прямого учета. Учитывая современную ситуацию с запасами анчоусовидной и большеглазой килек, применяется принцип предосторожного подхода, в соответствии с которым доля вылова кильки от промзапаса снижена от ранее применяемой в 30% до 20-22%.

Таким образом, с учетом предосторожного подхода, ОДУ анчоусовидной кильки Каспийского моря на 2007 г. в объеме 21% от промзапаса (83,82 тыс. т) составит 17,6 тыс. т. Экспертная комиссия считает эту величину обоснованной.

2.3. Минтай. Северо-Курильская зона и Петропавловско-Командорская подзона.

Корректировка объема ОДУ для восточно-камчатской популяции минтая базируется на результатах траловых работ в тихоокеанских водах северных Курильских островов в августе 2006 г. На акватории съемки было учтено 438 млн. рыб, исходя из этого количества, были осуществлены расчеты промыслового запаса на 2007 г. В дополнительно представленных материалах приведены разъяснения по используемым в расчетах коэффициентам выживания и оценкам степени изъятия разных возрастных групп промыслом за период после проведения съемки.

Экспертная комиссия считает обоснованным величину ОДУ минтая для Северо-Курильской зоны на 2007 г. в объеме 45,2 тыс. т, из которых 0,5 тыс. т целесообразно перенести для НИР в Петропавловско-Командорскую подзону.

Таким образом, с учетом ранее утвержденного объема ОДУ в Петропавловско-Командорской подзоне на 2007 г. в размере 61,5 тыс. т, суммарная величина ОДУ составит 62,0 тыс. т. Для Северо-Курильской зоны величина ОДУ минтая на 2007 г. составит 44,7 тыс. т.

2.4. Треска. Зона Восточно-Камчатская, подзона Карагинская.

Корректировка объемов ОДУ трески Карагинской подзоны базируется на более полных и обработанных данных за 2005 г., а также результатов донной траловой съемки и полевого сезона 2006 г.

Новые исследования показали, что поколение трески 2002 г. рождения - повышенной численности. Следует ожидать, что именно это поколение и будет продолжать доминировать в уловах 2007 г. в возрасте 5+.

Биомасса трески в Карагинской подзоне оценивалась по методу площадей и при коэффициенте уловистости 0,4 составила 69,0 тыс. т.

При этом не была обследована прибрежная зона в диапазоне глубин до 40 м и пролив Литке, что, несомненно, могло бы увеличить оценку биомассы трески.

Кроме того, косвенным подтверждением увеличения запасов является то, что в последние годы в данном подрайоне ОДУ осваивается полностью.

Таким образом, экспертная комиссия считает величину ОДУ трески Карагинской подзоны на 2007 г. в объеме 14,5 тыс. т обоснованной. Причем, добавляемый объем (5,1 тыс. т) к ранее утвержденному объему ОДУ на 2007 г. (9,4 тыс. т) необходимо направить для освоения в прибрежной зоне.


Треска. Зона Южно-Курильская.


Оценка запаса популяции трески Южных Курильских островов традиционно осуществляется методом прямого учета. Согласно проведенным ВНИРО исследованиям, в феврале - апреле 2006 г., наблюдалась высокая плотность скоплений трески, достигающая в некоторых случаях около 300 т на кв. милю. В марте 2007 г. ВНИРО были выполнены учетные траловые съемки в водах о. Итуруп, которые легли в основу оценки промыслового запаса трески на 2007 г., составившей 20,1 тыс. т. При доле изъятия в 20,7% величина ОДУ на 2007 г. составит 4,16 тыс. т.

Таким образом, экспертная комиссия считает предлагаемую величину ОДУ на 2007 г. трески Южно-Курильской зоны в объеме 4,16 тыс. т обоснованной. Причем, добавляемый объем (0,96 тыс. т) к ранее утвержденному объему ОДУ на 2007 г. (3,2 тыс. т) необходимо направить для освоения в прибрежной зоне.

2.5. Морские окуни


Северный окунь. Зона Восточно-Камчатская, подзона Петропавловско-Командорская.


Корректировка объема ОДУ базируется на данных 2003-2006 гг. На 2006 г. запас для всей Восточно-Камчатской зоны определен в объеме 1,9 тыс. т, при доле молоди около 40% промысловый запас составит около 1,14 тыс. т. Исходя из того, что в Петропавловско-Командорской подзоне обитает 50% запаса, промысловый запас для этой зоны составит около 0,57 тыс. т. Приняв то, что запас в 2007 г. не изменится, при доле изъятия в 9,4% для возраста полового созревания 14 лет, ОДУ на 2007 г. составит 0,055 тыс. т.

Таким образом, экспертная комиссия предлагаемую величину ОДУ считает обоснованной, с изъятием этого объема только в рамках НИР при выполнении 200 специализированных тралений.


Тихоокеанский окунь-клювач. Зона Северо-Курильская.


Корректировка объема ОДУ на 2007 г. обосновывается результатами обловов в 2006 г. По данным ВНИРО в ноябре 2006 г. у южной оконечности о. Симушир с тихоокеанской стороны (обследована площадь в 110 кв. миль) окунь образовывал скопления средней плотности 86 т на кв. милю, а в центральной части пролива Севергина и на траверзе о. Онекотан с охотоморской стороны (обследована площадь в 429 кв. мили) - в среднем 35 т на кв. милю. Таким образом, общая величина запаса определена в объеме 24,5 тыс. т. Соответственно промысловый запас на 2007 г. составит 23,3 тыс. т. При доле изъятия в 10,5% величина ОДУ на 2007 г. составит 2,4 тыс. т. Экспертная комиссия считает обоснованной данную величину.

2.6. Мерценария Стимпсона. Зона Японское море, подзона Приморье (к югу от м. Золотой).

Исследования базируются на данных полученных в разных районах за период с 2000 по 2005 гг. Причем в 12 из 18 исследуемых районов, где насчитывается 80% от всех учтенных запасов, практически полностью отсутствует молодь.

Материалов свидетельствующих об увеличении запасов на 2007 г. фактически не представлено, таким образом предлагаемое увеличение объемов ОДУ в 5 раз с 0,05 тыс. т до 0,25 тыс. т не обосновано.

2.7. Равношипый краб. Зона Северо-Курильская.

Материалы корректировки по увеличению ОДУ равношипого краба, обитающего в северной части Курильской гряды основаны на дополнительных данных контрольного лова пирамидальными ловушками американского типа, проведенных в районе островов Шиашкотан - Скалы - Ловушки, на шельфе островов Симушир и Кетой и районе островов Ушишир и Матуа в 2006 г. Методика расчетов запасов по данным уловов является стандартной, применяемой в СахНИРО. Материалы содержат данные по динамике промысла и размерного состава крабов. Для первых двух районов принимается возможность изъятия в размере 10% от оцененного запаса.

Для популяции равношипого краба обитающего на акватории вокруг островов Шиашкотан - Скалы - Ловушки авторами предлагается установить ОДУ в объеме 0,205 тыс. т (79,9 тыс. экз.).

Величина ОДУ для шельфа островов Симушир и Кетой разработчиками определена в размере 0,215 тыс. т (93,1 тыс. экз.).

Для популяции равношипого краба островов Ушишир и Матуа общий запас оценен в размере порядка 500 тыс. экз. Однако, учитывая особенности рельефа дна этого района, промысловые скопления располагаются на небольших участках подводных террас, что делает данный запас особенно уязвимым. В связи с этим авторами рекомендуется установить ОДУ менее 10% от промыслового запаса и выделить для этого участка минимальный объем, необходимый для проведения плановых учетных съемок в размере 0,086 тыс. т (35 тыс. экз.).

Таким образом, суммарная величина ОДУ на 2007 г. равношипого краба Северо-Курильской зоны составит 0,506 тыс. т (208 тыс. экз.). Экспертная комиссия считает обоснованной данную величину.


Рекомендации и предложения экспертной комиссии:


1. Учитывая, распределение трески по глубинам в Карагинской подзоне рекомендуется вести ее промысел в режиме прибрежного лова, а в целях сохранения среды обитания использовать в большей мере щадящие орудия лова (например, яруса).

2. Для полноценной оценки тенденции запасов равношипого краба, рекомендуется сопровождать данные по уловам на усилие статистическими характеристиками (объем выборки, стандартное отклонение).


Выводы:


1. Представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1" соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, за исключением материалов по русскому осетру (Каспийское море) и мерценарии Стимпсона (подзона Приморье, к югу от м. Золотой).

Экспертная комиссия считает обоснованными величины ОДУ на 2007 год водных биологических ресурсов в следующих объемах: килька анчоусовидная (Каспийское море) - 17,6 тыс. т; треска (Карагинская подзона) - 14,5 тыс. т; треска (Южно-Курильская зона) - 4,16 тыс. т; минтай (Северо-Курильская зона) - 44,7 тыс. т; минтай (Петропавловско-Командорская подзона) - 62,0 тыс. т; северный окунь (Петропавловско-Командорская подзона) - 0,055 тыс. т; тихоокеанский окунь-клювач (Северо-Курильская зона) - 2,4 тыс. т; равношипый краб (Северо-Курильская зона) - 0,506 тыс. т.

Корректировка объемов ОДУ на 2007 год русского осетра (Каспийского моря) и мерценарии Стимпсона (подзона Приморье, к югу от м. Золотой) не обоснована. По указанным видам экспертная комиссия считает целесообразным оставить объемы ОДУ на ранее утвержденном уровне.

2. Реализация указанных в настоящем заключении объемов ОДУ водных биологических ресурсов на 2007 год с обязательным учетом отмеченных в заключении предложений и рекомендаций не повлечет за собой снижение запасов рассматриваемых видов водных биологических ресурсов и негативных последствий для сохранения биологического разнообразия экосистем водных объектов Российской Федерации.


Руководитель комиссии:

Г.И. Рубан


Ответственный секретарь:

Т.В. Семенова


Эксперты:

Е.Д. Васильева



В.А. Спиридонов



К.В. Шевлягин



Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 апреля 2007 г. N 107 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование корректировки объемов общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях с низовьями впадающих в них рек на 2007 год. Часть 1"


Срок действия заключения, утвержденного настоящим приказом, установлен до 1 января 2008 г.


Текст приказа размещен на сайте Государственного комитета РФ по рыболовству в Internet (http://www.fishcom.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.