Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 марта 2009 г. N П-2 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году и задачах на 2009 год"

Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 24 марта 2009 г. N П-2
"Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году и задачах на 2009 год"


На расширенном совещании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с участием Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П. Трутнева, руководителей и представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей управлений центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Ростехнадзора рассмотрены итоги работы в 2008 году и задачи на 2009 год.

Деятельность Ростехнадзора в 2008 году была направлена на обеспечение ядерной радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, защищенности опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 был уточнен статус Службы в части подведомственности Ростехнадзора Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации с одновременной передачей части полномочий и численности министерству и Росприроднадзору.

При этом необходимость комплексной направленности и главной цели деятельности Ростехнадзора были подтверждены и остались прежними.

Все запланированные мероприятия по контрольным проверкам состояния безопасности на поднадзорных объектах, а также предупредительного контроля в рамках разрешительной деятельности выполнены.

Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведено 7 065 инспекций на ядерно и радиационно опасных объектах использования атомной энергии. Выявлено и предписано к устранению более 4 300 нарушений требований норм и правил в области использования атомной энергии. Привлечено к административной ответственности 38 юридических лиц и 66 должностных лиц. Общая сумма штрафных санкций по данному направлению надзора составила 694 тысячи рублей.

Территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено 212 989 проверок выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности. Выявлено и предписано к устранению более 1 621 000 нарушений требований по промышленной безопасности. Выдано 1 522 предписания на приостановку работ на опасных производственных объектах (административное приостановление деятельности), которые велись с угрозой для жизни и здоровья людей, направлено в суд 1 402 протокола о временном запрете деятельности. Наложено 61 489 штрафов на общую сумму более 225 миллионов рублей. В правоохранительные органы на "злостных" нарушителей требований промышленной безопасности передано 986 материалов для привлечения к уголовной ответственности, возбуждено 68 уголовных дел.

В 2008 году осуществлялся контроль за соблюдением требований безопасности при поэтапном вводе в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия в рамках работы по реализации Президентской федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".

В настоящее время Российская Федерация выполнила в полном объеме свои международные обязательства по I и II этапам Конвенции о запрещении химического оружия, уничтожив 20% запасов боевых отравляющих веществ.

Принимаемые меры в части контроля и надзора за процессом уничтожения химического оружия со стороны Ростехнадзора позволили обеспечить безопасное осуществление указанного процесса.

По направлению государственного энергетического надзора проведено 166 185 обследований состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, а также 32 585 мероприятий по контролю за прохождением осенне-зимнего периода. Выявлено более 1 453 000 нарушений обязательных требований нормативных документов, правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей. Подвергнуто штрафным санкциям 56 710 юридических и должностных лиц, общая сумма взысканных штрафов составила более 103 миллионов рублей. Административное приостановление деятельности организаций применено в 1 543 случаях.

За отчетный период территориальными органами Ростехнадзора проведено 1934 проверки технического состояния и безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений в поднадзорных организациях. Выявлено и предписано к устранению 8 562 нарушения проекта эксплуатации и правил безопасности. Привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 425 должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 2 258 тысяч рублей.

В 2008 году были приняты под надзор более 35 тысяч сооружений, надзор за которыми ранее осуществлял Росприроднадзор. В целом по данному направлению надзора количество поднадзорных объектов увеличилось в 35 раз.

В 2008 году осуществлялся государственный строительный надзор за строительством 12 объектов капитального строительства в соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Проведено 29 проверок.

К нарушителям применены административные взыскания в виде административных штрафов на общую сумму 1 млн. 735 тыс. руб., которые взысканы в полном объеме.

В рамках строительства объектов инфраструктуры саммита АТЭС в соответствии с подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" было взято под государственный строительный надзор три объекта капитального строительства. Проведено 29 проверок, выявлено 243 нарушения, 166 нарушений устранено, 77 нарушений находятся под контролем на устранение.

В 2008 году впервые Ростехнадзор начал осуществлять государственный строительный надзор комплексными рабочими группами на пяти вновь сооружаемых энергоблоках АЭС, а также на других строящихся объектах использования атомной энергии.

В настоящее время также развернута работа по реализации дополнительных функций Ростехнадзора по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области строительства, а также по контролю (надзору) за их деятельностью.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и полномочиями Ростехнадзора по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в общей сложности было выдано 13 535 лицензий, (в том числе 1 247 лицензий выданы центральным аппаратом Ростехнадзора), отказано в выдаче 671 лицензий.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии было выдано 1610 лицензий, отказано в выдаче 26 лицензий.

В установленном порядке проводилась регистрация опасных производственных объектов. В настоящее время в государственном реестре содержится информация о 285 843 опасных производственных объектах.

По данным Федерального казначейства общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем уровням бюджетной системы в 2008 году составила 19 миллиардов 67 миллионов рублей при плане около 14 миллиардов рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" было установлено поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 2 миллиарда 781 миллион рублей. Фактическое поступление составило 3 миллиарда 819 миллионов рублей или 137% от запланированного годового объема поступлений (в 2007 году план был выполнен на 128%).

В рамках реализации комплекса полномочий по административному и экономическому регулированию в сфере ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду в 2008 году выдано: около 155 тыс. разрешительных документов в области нормирования негативного воздействия на окружающую среду, что почти в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2007 года; 10 разрешений на ввоз более пятисот тысяч тонн отходов для их повторного использования; 19 разрешений на вывоз около шести миллионов тонн отходов, в том числе для утилизации агрохимикатов с просроченным сроком действия; 84 решения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ; 57 разрешений на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ (преимущественно на транзит и трансграничные перемещения цианистого натрия, желтого фосфора).

Зафиксировано: сокращение несанкционированных (неразрешенных и превышающих разрешенные) выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 17 тыс. тонн, сбросов - на 282 тыс. тонн; сокращение массы фактически размещенных отходов сверх утвержденных лимитов в 2008 году в 4 раза по сравнению с 2007 годом.

В центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для организации и проведения государственной экологической экспертизы было принято соответственно 277 и 10 962 материалов и документов, утверждено 147 положительных и 11 отрицательных заключений экспертных комиссий - центральным аппаратом и 6 914 положительных и 558 отрицательных заключений - территориальными органами. Отказано в проведении государственной экологической экспертизы соответственно в 23 и в 1759 случаях.

На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах отмечены следующие основные тенденции в динамике нарушений, аварийности и несчастных случаев.

В 2008 году на объектах использования атомной энергии зарегистрировано 149 нарушений в работе (в 2007 году - 133), из них: 38 - на энергоблоках атомных электростанций (в 2007 году - 47); 24 - на исследовательских ядерных установках (в 2007 году - 29 ); 16 - на ядерных энергетических установках судов (в 2007 году - 13); 13 - на предприятиях топливного цикла (в 2007 году - 9); 61 - на радиационно-опасных объектах (в 2007 году - 35).

Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации не было. Аварий на объектах использования атомной энергии, а также событий с радиационными последствиями не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы с поднадзорных Ростехнадзору объектов использования атомной энергии в окружающую среду были ниже допустимых уровней.

В 2008 году на опасных производственных объектах зафиксированы минимальные показатели аварийности и травматизма за период с 1995 года.

Произошло 168 аварий (в 2007 году - 207 аварий; снижение на 18,8%).

Незначительный рост аварийности отмечен на объектах химической промышленности (+1), металлургической промышленности (+2), взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного сырья (+3).

При осуществлении производственной деятельности на поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты в 2008 году погибло 294 человека (на 195 человек меньше, чем в 2007 году (489).

Вместе с тем, отмечен рост смертельного травматизма на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (+4), химической промышленности (+2), объектах проведения взрывных работ (+11), объектах, на которых используются подъемные сооружения (+6).

На объектах энергонадзора в 2008 году произошло 156 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2007 году - 203, снижение на 47 несчастных случаев (на 23%).

Основными общими проблемами и факторами риска в области безопасности по направлениям деятельности Ростехнадзора являются: высокая степень износа основных производственных фондов; низкий уровень производственной и технологической дисциплины; нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки специалистов и персонала; недостаточный уровень знаний требований безопасности; неустойчивое финансовое положение предприятий, обусловленное последствиями мирового финансового кризиса.

Рассмотрев итоги работы в 2008 году, Ростехнадзор постановляет:

1. Определить следующие основные задачи Ростехнадзора на 2009 год:

1.1. Осуществление деятельности в соответствии с требованиями и задачами, поставленными в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 год.

1.2. Обеспечение выполнения "Национального плана противодействия коррупции", утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 31.07.2008 N Пр-1568, "Плана противодействия коррупции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного приказом Ростехнадзора от 26.09.2008 N 746, "Плана мероприятий по выполнению Плана противодействия коррупции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации", утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.09.2008 N 722.

1.3. Участие в долгосрочных целевых программах, включенных в Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, а также в реализации мероприятий Плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

1.4. Выполнение Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Ростехнадзора на 2009 год. Повышение эффективности государственного надзора и контроля, сбалансированное применение мер ограничительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений требований по безопасности на поднадзорных предприятиях в условиях финансового кризиса.

1.5. Завершение в I полугодии 2009 г. реорганизации территориальных органов в рамках новой Схемы размещения, переход на двухзвенную схему управления, обеспечение комплексности в деятельности Службы.

1.6. Подготовка предложений по совершенствованию правовой и нормативной основы деятельности Ростехнадзора в части установления особенностей осуществления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, федерального надзора в области промышленной безопасности, государственного энергетического надзора.

1.7. Разработка предложений по мероприятиям, предусмотренным Планом законотворческой деятельности Минприроды России. Завершение разработки административных регламентов по всем полномочиям Ростехнадзора, внедрение и актуализация административных регламентов, с учетом практики их применения в деятельности Ростехнадзора.

1.8. Разработка предложений по актуализации требований по безопасности по направлениям деятельности Ростехнадзора, ранжированию нарушений требований по безопасности по степени угрозы людям и окружающей среде, с целью совершенствования надзорной деятельности.

1.9. Обеспечение эффективного государственного надзора за соблюдением требований по безопасности на объектах по уничтожению химического оружия III этапа Президентской федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".

1.10. Обеспечение эффективного государственного строительного надзора за строительством объектов проведения Олимпийских игр в г. Сочи, объектов инфраструктуры саммита АТЭС, объектов использования атомной энергии и других поднадзорных объектов, с учетом необходимости завершения их сооружения в установленные директивные сроки.

1.11. Совершенствование взаимодействия Ростехнадзора и Росприроднадзора по вопросам осуществления регулирующих и контрольно-надзорных функций в сфере охраны окружающей среды и ограничения техногенного воздействия на окружающую среду.

1.12. Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам входящим в компетенцию службы, подготовка и участие в проведении миссии МАГАТЭ, активизация международного сотрудничества по направлениям деятельности Ростехнадзора.

2. Заместителям руководителя Ростехнадзора, начальникам управлений центрального аппарата, руководителям территориальных органов и подведомственных Ростехнадзору организаций, обеспечить выполнение основных задач Ростехнадзора на 2009 год.

3. Руководителям территориальных органов принять меры по повышению эффективности надзорной деятельности, обратив особое внимание на профессиональную подготовку инспекторов, необходимость обеспечения результативности бюджетных расходов и применения в полном объеме предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.


Руководитель

Н.Г. Кутьин


Подведены итоги деятельности Ростехнадзора в 2008 г.

В целом отмечены положительные результаты. Выполнены все запланированные надзорные мероприятия, усовершенствован контроль за соблюдением требований безопасности при поэтапном вводе в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия. Пресечен ряд административных правонарушений в области промышленной безопасности.

В то же время наблюдаются высокая степень износа основных производственных фондов, низкий уровень производственной и технологической дисциплины. Квалифицированных специалистов не хватает, а уровень знаний требований безопасности не достаточен. Финансовое положение предприятий неустойчивое, что обусловлено последствиями мирового финансового кризиса.

В связи с этим в 2009 г. планируется повысить эффективность государственного надзора и контроля на производственных объектах. Следует принять необходимые меры, направленные на недопущение и пресечение нарушений требований по безопасности на поднадзорных предприятиях в условиях финансового кризиса. Во избежания дальнейших нарушений среди госслужащих предполагается обеспечить выполнение "Национального плана противодействия коррупции".

В I полугодии 2009 г. планируется завершить реорганизацию территориальных органов, осуществив переход на двухзвенную схему управления.


Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 марта 2009 г. N П-2 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году и задачах на 2009 год"


Текст постановления опубликован в журнале "Безопасность труда в промышленности", 2009 г., N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение