Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 февраля 2010 г. N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках"

Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 февраля 2010 г. N 2321-ИМ/Д23
"Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках"

ГАРАНТ:

См. также письмо Минэкономразвития от 17 марта 2010 г. N Д23-895

В Минэкономразвития России поступают запросы, касающиеся действий органа кадастрового учета в случаях обращения заинтересованных лиц с заявлениями в целях включения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений и документов о ранее учтенных в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) земельных участках (далее - ранее учтенные земельные участки), в связи с чем сообщаем следующее.

Согласно части 7 статьи 45 Закона о кадастре, если сведения и документы об указанном в части 6 указанной статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

В Законе о кадастре не установлен перечень заинтересованных лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с вышеуказанным заявлением, а также не определены требования к документам, устанавливающим или подтверждающим право на ранее учтенный земельный участок.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, заявление о включении в кадастр сведений и документов о ранее учтенном земельном участке может быть представлено в орган кадастрового учета любым лицом. При этом проверка правомочий указанного лица на обращение в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением, включая наличие у такого лица права на ранее учтенный земельный участок, не предусмотрена Законом о кадастре и не относится к компетенции органа кадастрового учета.

В части проверки органом кадастрового учета документа, устанавливающего или подтверждающего право на ранее учтенный земельный участок, полагаем необходимым отметить следующее.

Законом о кадастре не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках. Данный вывод также подтверждается правовой позицией, имеющейся во вступившем в силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г. N ГКПИ08-2286, которым признан недействующим пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35, в части, не предусматривающей возможность принятия решения о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке на основании иных не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Однако при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

В этой связи в части, необходимой для включения в кадастр, вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений (часть 3 статьи 45 Закона о кадастре), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания (т.е. применительно к деятельности органа кадастрового учета такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в кадастр).

Дальнейшая проверка юридической силы документа, устанавливающего или подтверждающего право на ранее учтенный земельный участок (включая проверку действия документа на определенную дату), осуществляется при проведении правовой экспертизы документов в рамках осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов Росреестра и подведомственных учреждений.



И.Е. Манылов


На практике возникают случаи, когда сведения и документы о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации. Для включения таких сведений и документов в кадастр заинтересованные лица должны обратиться в указанный орган с соответствующим заявлением и документом, устанавливающим или подтверждающим право на участок.

По мнению Минэкономразвития России заявление может быть представлено любым лицом. Проверка его правомочий на обращение с заявлением (включая наличие у него права на участок) не предусмотрена Законом о госкадастре и не относится к компетенции органа кадастрового учета.

Вышеуказанные сведения могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на участок. Однако такой документ может являться основанием для госрегистрации или иного признания права на участок.

В этой связи в части, необходимой для включения в кадастр, документ должен содержать описание участка, вносимое в кадастр с учетом установленного состава сведений. Кроме того, документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в период и в месте его издания.

Дальнейшая проверка юридической силы документа (включая проверку его действия на определенную дату) осуществляется в ходе правовой экспертизы в рамках госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 февраля 2010 г. N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках"


Текст письма размещен на сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области в Internet (http://www.r50.kadastr.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.