Приказ Минсельхоза РФ от 24 апреля 2009 г. N 163 "Об отраслевой целевой программе в сфере молочного животноводства" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минсельхоза РФ от 24 апреля 2009 г. N 163
"Об отраслевой целевой программе в сфере молочного животноводства"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 17 августа 2009 г., 3 сентября 2010 г.


В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы" (далее - Программа).

2. Назначить ответственными за реализацию Программы директора Депагроразвития Д.И. Торопова и директора Депживотноводства В.В. Шапочкина.


Министр

Е. Скрынник


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в наименование настоящего приложения внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции


Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства РФ
от 24 апреля 2009 г. N 163


Отраслевая целевая программа


Наименование отраслевой целевой программы:
"Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 17 августа 2009 г., 3 сентября 2010 г.


Москва 2009


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 в настоящий Паспорт внесены изменения

См. текст Паспорта в предыдущей редакции

Паспорт отраслевой целевой программы


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование программы

Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы

Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта

Приказ Минсельхоза России от 24 апреля 2009 г. N 163

Цели и задачи программы

Создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов на базе крестьянских (фермерских) хозяйств при условии их окупаемости;

- Тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств во все субъекты Российской Федерации.

Целевые показатели программы

Целевые показатели:

- Создание 300 новых семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на реализацию целей и задач, включает следующие направления:

- Разработка типовых проектов и каталогов проектов семейных молочных животноводческих ферм для крестьянских (фермерских) хозяйств;

- Строительство, реконструкция или модернизация, а также комплектация 300 новых молочных животноводческих ферм;

- Создание сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки молока и сбыта молочных продуктов;

- Тиражирование и распространение положительного опыта создания семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств во все субъекты Российской Федерации.

Участники программы

Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства (при условии перехода в статус крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее малые формы хозяйствования);

Хозяйственные общества с долевым участием малых форм хозяйствования;

Сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие, снабженческие, сбытовые кооперативы;

Субъекты Российской Федерации (не менее 5);

ОАО "Россельхозбанк";

ОАО "Росагролизинг";

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР)

Исполнители мероприятий

1. Разработка типовых проектов и каталогов - ОАО "Россельхозбанк", проектные организации;

2. Привязка проектов к местности - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, субъекты Российской Федерации, проектные организации;

3. Отбор малых форм хозяйствования, хозяйственных обществ - субъекты Российской Федерации, АККОР, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг";

4. Строительство, реконструкция или модернизация ферм - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, подрядные организации;

5. Комплектация ферм техникой и оборудованием - ОАО "Росагролизинг";

6. Поставка скота - ОАО "Росагролизинг";

7. Приемка фермы в эксплуатацию - малые формы хозяйствования, хозяйственные общества, субъекты Российской Федерации;

8. Создание и использование сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительских кооперативов, хозяйственных обществ - малые формы хозяйствования, субъекты Российской Федерации, АККОР;

9. Тиражирование и распространение положительного опыта - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, АККОР

Сроки реализации программы

2009-2011 годы

Объем и источники финансирования

Общая сумма затрат, связанных с субсидированием государством процентных ставок по реализации программы в течение 2009-2011 годов составит 1019,8 млн. руб.*, в т.ч.

в 2009 году - 42,1 млн. руб.

в 2010 году - 505,7 млн. руб.

в 2011 году - 472,0 млн. руб.

за счет федерального бюджета:

в 2009 году - 34,2 млн. руб.

в 2010 году - 410,9 млн. руб.

в 2011 году - 383,5 млн. руб.

за счет бюджетов субъектов РФ:

в 2009 году - 7,9 млн. руб.

в 2010 году - 94,8 млн. руб.

в 2011 году - 88,5 млн. руб.

Финансирование строительства, реконструкции или модернизации молочных ферм, а также цеха по переработке молока за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк":

всего - 3160,5 млн. руб.*, в т.ч.

в 2009 году - 526,7 млн. руб.

в 2010 году - 2633,7 млн. руб.

Финансирование комплектации по лизингу молочных ферм за счет поставок племенного скота, оборудования, а также оборудования и техники для цеха по переработке молока от ОАО "Росагролизинг":

Всего - 7035,0 млн. руб.*, в т.ч.

в 2009 году- 1172,5 млн. руб.

в 2010 году - 5862,5 млн. руб.

Финансирование субъектами Российской Федерации строительства инфраструктуры и коммуникаций для фермы и цеха по переработке молока, а также компенсация первого авансового платежа по лизингу:

Всего - 1879,5 млн. руб.*, в т.ч.

в 2009 году - 313,2 млн. руб.

в 2010 году - 1566,3 млн. руб.


* Корректируются ежегодно с учетом инфляционных процессов и фактической стоимости материалов и оборудования.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности

Реализация Программы обеспечит:

- увеличение объема производства молока, произведенного в крестьянских (фермерских) хозяйствах, на 165 тыс. тонн в год;

- увеличение поголовья коров молочной породы - на 30 тыс. голов (без учета нетелей), на 36 тыс. голов (с учетом нетелей) в хозяйствах участников программы;

- создание дополнительных 1500 рабочих мест.

Реализация программы также позволит получить следующие результаты:

- распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также семейных ферм по разведению других видов сельскохозяйственных животных;

- увеличение занятости сельского населения;

- достижение положительного мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и др.);

- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;

- внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу молочного животноводства;

- увеличение доходов сельского населения и получения социального эффекта;

- развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- развитие конкурентной среды.


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения


Отраслевая целевая программа "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы" (далее - Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, а также развития животноводства в АПК России, прежде всего молочного. Участниками данной программы являются малые формы хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, хозяйственные общества с долевым участием малых форм хозяйствования* (далее - МФХ).

Развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования, позволит создать предпосылки для увеличения производства отечественного молока, увеличения поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации молочного животноводства, относящихся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана в развитие и дополнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.

В рамках данной программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании КФХ, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. КФХ для работы на семейной животноводческой ферме могут привлекать постоянных (сезонных) работников в количестве не более пяти человек. При участии в Программе ферм свыше 100 голов могут привлекаться постоянные (сезонные) работники в количестве до 10 человек.


Анализ ситуации и потенциал развития семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ


Производство молока имеет важнейшее значение для продовольственной безопасности страны. Таким образом, качественные изменения в производстве молока могут стать катализатором положительных качественных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом, рынков сельскохозяйственной продукции.

Общая ситуация в молочном скотоводстве в последнее время претерпела значительные изменения. Значительную роль в таких изменениях сыграла реализация национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Предпринятые в его рамках в 2006-2008 гг. меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации отечественного скотоводства и создать условия для роста молочного скотоводства в целом.

Удой молока на корову в 2008 г. достиг в среднем по стране максимального уровня - 4024 кг, что на 1243 кг. молока больше по сравнению с условно эталонным 1990 годом. С 2005 года преодолена негативная тенденция падения объемов производства молока (+1604 тыс. тонн).

Изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств (введено 197 новых и модернизировано 786 ферм и комплексов), в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению и достигнута продуктивность европейского уровня.

Вместе с тем изменения, которые привели бы к резкому росту производительности в отрасли, еще не наступили, о чем свидетельствует зависимость отечественного потребителя от импорта молочных продуктов, поскольку доля импорта молока на внутреннем рынке по данным Росстата за 2007 год достигла 16,5%.

В отрасли существует и ряд проблем, основная из которых - сокращение поголовья КРС. Так, по данным Росстата в России на конец декабря 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 21,1 млн. голов против 27,2 млн. голов в 2000 году (на 22,5% меньше), из него коров - 9,2 млн. против 13,1 в 2000 году (на 30% меньше).


ГРАФИК 1 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 24.04.2009 N 163

Также одной из основных является проблема сокращения количества КФХ. В то же время КФХ могли бы играть определенную роль в производстве молока, так удельный вес КФХ в общем объеме производства молока по результатам 2008 года составил 4,2% (в 2007 - 4,0%, в 2006 - 3,6%, в 2005 - 3,2%, в 2004 - 2,8%).


ГРАФИК 2 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 24.04.2009 N 163

Решение проблем отрасли лежит в комплексных мероприятиях, механизм обеспечения которых, нашел отражение в комплексной программе развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы".

Сложившаяся сегодня экономическая и институциональная система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития, как крупных форм хозяйствования, так и малых форм хозяйствования.

В целом сектор малых форм хозяйствования представлен, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., 285,2 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей (общая площадь земли 29,8 млн. га) и 17,4 млн. личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 11 млн. га), а также свыше 5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В этом секторе используется 9% общей земельной площади.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в КФХ. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих КФХ (с 42,5 га земли в 1995 г. до 104,6 га в 2006 г.), повышения их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов. В результате за 2000-2008 гг. объем производства молока в КФХ увеличился в 2,4 раза, а мяса - 2,3 раза.

Вместе с тем, сектор КФХ имеет определенный потенциал для развития молочного животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко со стороны российских молокоперерабатывающих заводов по мере углубления переработки молока будет возрастать, а КФХ, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными молочными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.

Кроме того, поддержка развития КФХ во многом будет способствовать освоению территорий Российской Федерации, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

Целью отраслевой целевой подпрограммы является развитие и распространение семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ.


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

Раздел 2. Цели и задачи Программы


Цель Программы:


Создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ

Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты:

- увеличение производства отечественного сырого молока;

- увеличение поголовья коров молочной породы;

- распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ;

- развитие кооперативных отношений среди малых форм хозяйствования, в том числе на основе опыта потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации;

- рост занятости сельского населения;

- появление мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей АПК (производство кормов, переработка молока и др.);

- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.


Задачи Программы.


Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов на базе малых форм хозяйствования в субъектах Российской Федерации при условии их окупаемости;

- тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ во все субъекты Российской Федерации.


- Задача 1. Реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ в субъектах Российской Федерации за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк" и поставок по лизингу ОАО "Росагролизинг".

Механизм:

- разработка типовых проектов и каталогов проектов молочных животноводческих ферм для КФХ;

- строительство, реконструкция или модернизация, а также комплектация 300 новых молочных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов для КФХ.

Аналитический показатель:

- создание 300 новых семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ в не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации;

- увеличение объема производства молока, произведенного в КФХ, на 165 тыс. тонн в год**;

- увеличение поголовья коров молочной породы - на 30 тыс**.


Задача 2. Тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на всю Россию.

Механизм:

- Изучение, обобщение опыта и оценка эффективности реализации пилотного проекта по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ;

- Тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ во все субъекты Российской Федерации.

Аналитический показатель:

- увеличение количества семейных молочных животноводческих ферм в России, организованных в рамках настоящей программы, до 3000 (распределение по субъектам и общее количество ферм будет определено по итогам реализации пилотных проектов).


Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые показатели


Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.

Создание 300 новых семейных молочных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования в 2009-2011 годах приведет к следующим положительным социально-экономическим результатам:

1. Увеличение объема производства молока, произведенного в малых формах хозяйствования, на 165 тыс. тонн в год;


(прогноз)


Тип фермы

Количество ферм

Общее количество коров, дающих молоко

Ферма от 20 до 100 с выше голов (без учета шлейфа)

300

30000*


______________________________

* В дальнейшем в Программе и в приложениях расчеты приведены на ферму со 100 головами, как ориентировочный расчет потребных финансовых средств для реализации Программы.


При прогнозируемом удое с одной коровы 5500 литров молока в год увеличение валового надоя молока в год составит 165 тыс. т. Исходя из средней цены продажи молока в 2009-2011 годах с учетом переработки 20 руб. за кг, дополнительное увеличение выручки от реализации молока составит 3300 млн. руб. в год.

2. Увеличение поголовья коров молочной породы без учета шлейфа - на 30 тыс. голов, с учетом нетелей - на 36 тыс. голов;

3. Распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на новые хозяйства и получение возможности использования каталога проектов животноводческих ферм для строительства новых объектов.

4. Создание не менее 1500 рабочих мест (5 дополнительных рабочих мест на каждую ферму).

5. Внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в отечественное производство сырого молока;

6. Развитие местной строительной индустрии и положительного мультипликативного эффекта на смежные отрасли и подотрасли АПК (производство кормов, переработка молока, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);

7. Возможность привлечения крупных инвесторов для строительства перерабатывающих молоко мощностей из-за улучшения качества местной молочной сырьевой базы.

8. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.

9. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.

10. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;

11. Достижение экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности КРС, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории России.


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 17 августа 2009 г. N 374 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции


Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий


Система программных мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмы государственного регулирования и поддержки развития КФХ в сельской местности.


4.1. Реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ в субъектах Российской Федерации за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк" и поставок по лизингу от ОАО "Росагролизинг".


Для повышения привлекательности КФХ как малой формы хозяйствования и самозанятости для сельских жителей, а также дальнейшего тиражирования опыта эффективных КФХ целесообразно осуществление пилотного проекта по созданию 300 новых молочных животноводческих ферм на основе централизованно разработанных типовых проектов от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота при условии их окупаемости.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 этап 1 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст этапа в предыдущей редакции

Этап 1. Обращение субъектов Российской Федерации и при необходимости подписание соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с кредитными организациями и лизинговыми компаниями о реализации пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм.

Началом проекта является обращение субъектов Российской Федерации об участии в реализации Программы и, при необходимости, подписание между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, кредитными организациями, лизинговыми компаниями и субъектами Российской Федерации, являющимися участниками программы соглашения, определяющего основные условия и параметры реализации Программы по развитию пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на 2009-2011 годы.

ГАРАНТ:

Нумерация этапов приводится в соответствии с внесенными изменениями


Этап 3. Разработка типовых проектов и каталогов проектов семейных молочных животноводческих ферм

ОАО "Россельхозбанк" совместно с проектными организациями и участниками Программы разрабатывает типовые проекты и каталоги проектов молочных животноводческих ферм на базе КФХ, исходя из следующих принципов:

- возможность строительства молочных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота трех категорий с нормальными и пониженными качественными и ценовыми характеристиками;

- возможность использования при строительстве ферм местных строительных материалов;

- максимально возможное удешевление себестоимости строительства;

- использование зарубежного опыта и технологий проектирования и строительства компактных животноводческих ферм;

- возможность гибкой адаптации проекта в зависимости от природно-климатических, геодезических и иных особенностей местности.

Типовыми проектами должна предусматриваться возможность выбора участниками Программы варианта технической комплектации фермы производственным оборудованием (для хранения, первичной и последующей переработки и транспортировки продукции) исходя из одного из следующих типов проектов:

Типовой проект с низкой обеспеченностью современным оборудованием для доения, хранения, переработки и транспортировки молока и молочных продуктов (далее - оборудование для молочных ферм) (стоимость оборудования менее 40% стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);

Типовой проект со средней обеспеченностью современным оборудованием для молочных ферм (стоимость оборудования менее 50% стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);

Типовой проект с высокой обеспеченностью современным оборудованием для молочных ферм (стоимость оборудования не менее 60% стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);

В рамках программы "типовой проект" - это индивидуальный проект, который после реализации выступает для тиражирования как проект повторного использования.

Этап 4. Строительство, реконструкция или модернизация, а также комплектация 300 новых молочных животноводческих ферм в субъектах Российской Федерации

На данном этапе создаются 300 пилотных проектов молочных животноводческих ферм в субъектах Российской Федерации по 60 ферм в каждом из субъектов.

Ориентировочно данный этап предусматривает строительство, реконструкцию или модернизацию 50 ферм в 2009 году и 250 ферм в 2010 году. Требования к субъектам Российской Федерации для участия в программе по развитию семейных молочных животноводческих ферм:

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 в пункт 1 этапа 4 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) Наличие региональных программ развития малых форм хозяйствования со следующими целевыми ориентирами (повышение производительности; увеличение объемов сельскохозяйственного производства; развитие инфраструктуры по обеспечению малых форм хозяйствования кормами, сбору, транспортировке, хранению, переработке и реализации молока, в том числе на кооперативной основе; стимулирование инноваций, в том числе инновационных производственных технологий и управленческих методов и т.д.);

2) Четкое обоснование экономической и социальной эффективности реализации пилотного проекта;

3) Избыток или наличие достаточного количества перерабатывающих молоко производственных мощностей в регионе;

4) Возможность интеграции пилотного проекта строительства молочной фермы в имеющуюся инфраструктуру АПК региона без значительных дополнительных затрат;

5) Гарантирование субъектом Российской Федерации выделения необходимого объема средств за счет регионального бюджета на субсидирование процентных ставок по предоставляемым ОАО "Россельхозбанк" участникам программы кредитам;

6) Гарантирование субъектом Российской Федерации плодородных участков земли необходимой площади, выделяемых участникам программы для реализации пилотных проектов на льготных условиях (стоимость земли не должна превышать 60% кадастровой стоимости);

7) Гарантирование субъектом Российской Федерации оказания поддержки участникам программы, в части обеспечения проектов необходимой инженерной инфраструктурой в полном объеме;

8) Наличие гарантийных или залоговых фондов или гарантий регионального бюджета по кредитам, привлеченными участниками программы, а также договорам лизинга.

Этап 4.1. Проведение отбора участников программы для участия в пилотных проектах.

Критерии отбора участника программы для участия в проекте:

- обязательство создать сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество для организации производства по переработке молока, а в случае наличия действующего - его использование;

- наличие предварительных договоров или соглашений о намерениях по поставке молока с молокоперерабатывающими организациями;

- создание дополнительных рабочих мест;

- кластерное расположение с транспортным плечом по доставке молока на переработку не более 50 км;

- наличие бизнес-плана с обязательным указанием предполагаемых подрядчиков и технико-экономическое обоснование строительства молочной животноводческой фермы;

- отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;

- наличие или экономическое обоснование создания собственной кормовой базы, или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами;

- возраст главы КФХ не старше 55 лет или средний возраст членов КФХ, занятых активным сельскохозяйственным трудом в рамках КФХ, не старше 40 лет;

- готовность участника программы проводить экскурсионно-обучающие мастер-классы на базе реализованных пилотных проектов с целью передачи передового опыта функционирования пилотных семейных молочных ферм.

Отбор участников программы для участия в пилотном проекте по развитию семейных молочных животноводческих ферм по указанным критериям будет осуществлять совместная комиссия из представителей субъектов Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг" и АККОР.

Этап 4.2. Подготовительная стадия для строительства и комплектации новых семейных молочных ферм.

4.2.1. Заключение кредитного договора между участником программы и ОАО "Россельхозбанк" на получение целевого кредита (открытие кредитной линии) на строительство, реконструкцию или модернизацию молочной фермы по выбранному проекту.

4.2.2. Заключение договора между соответствующим участником программы и ОАО "Росагролизинг" на поставку скота, техники и оборудования для молочной фермы, предусмотренных проектом и бизнес-планом.

4.2.3. Заключение между участником программы с одной стороны и подрядчиком (при подрядном способе строительства) с другой стороны, договора подряда на строительство, реконструкцию или модернизацию молочной фермы по выбранному проекту, а также обеспечение соответствующей инженерной инфраструктурой и коммуникациями.

Этап 4.3. Стадия строительства и комплектации новых семейных молочных ферм.

4.3.1. Строительство, реконструкция или модернизация подрядной организацией (или собственными силами участника программы) молочных ферм по выбранному проекту. Оплата счетов подрядной организации (при строительстве собственными силами - поставщиков материалов, механизмов и услуг) будет осуществляться за счет кредита ОАО "Россельхозбанк", предоставленного соответствующему участнику программы, и других источников финансирования.

4.3.2. Сдача построенного объекта в эксплуатацию, полная оплата услуг исполнителей работ.

4.3.3. Завершение поставки на молочные фермы техники и монтаж полученного на основании договора лизинга, заключенного с ОАО "Росагролизинг", оборудования.

4.3.4. Завершение поставки на молочные фермы скота по договору лизинга.

4.3.5. Запуск и начало деятельности семейных молочных ферм в полном объеме.

Финансирование строительства молочной фермы на основе типового проекта будут осуществлены за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк" на срок до 15 лет. Финансирование обеспечения соответствующей инженерной инфраструктурой будет осуществлено за счет субъектов Российской Федерации, а также кредитов ОАО "Россельхозбанк" на срок до 15 лет.

Комплектация молочной фермы оборудованием, а также племенным скотом будут осуществлены за счет поставок по договору лизинга от ОАО "Росагролизинг".

Финансирование проекта осуществляется, в том числе за счет средств бюджета регионов в размере не менее 20% стоимости строительства и комплектации молочной фермы.

Финансирование первого авансового платежа по лизингу племенного скота, оборудования и техники в размере 7% осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Условия предоставления субсидий по кредиту ОАО "Россельхозбанк" определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90.

Механизм субсидирования за счет государственного бюджета процентных ставок по кредитам ОАО "Россельхозбанк" будет осуществляться в следующем порядке: в размере 100 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и 3 процентных пункта сверх ставки рефинансирования за счет средств региональных бюджетов.

Процентные ставки по договорам лизинга будут субсидированы региональными бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным законодательством.

Ориентировочная стоимость инвестиций, поддержка которых в рамках данной программы осуществляется государством, на строительство, реконструкцию или модернизацию, а также комплектацию молочной фермы на 100 голов составит 32 млн. руб. (без учета финансирования инфраструктуры и коммуникаций) и 36 млн. руб. (с учетом финансирования инфраструктуры и коммуникаций субъектами Российской Федерации). Предварительный расчет стоимости строительства и технологического оснащения молочной фермы, а также источники финансирования приведены в Приложении 1.

Каждый кредит и договор лизинга обеспечивается залогом имущества участников программы, а также обеспечением, предоставляемым соответствующим субъектом Российской Федерации, с использованием региональных залоговых фондов, а также в виде поручительства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поручительства муниципальных и государственных унитарных предприятий.

Участник программы, при отсутствии надлежащего залога под кредиты, передает в залог кредитному учреждению строящиеся (реконструируемые) объекты недвижимости по мере их надлежащего оформления.

В случае отсутствия залога у участника программы в качестве обязательств по кредиту ОАО "Россельхозбанк" и договорам лизинга с ОАО "Росагролизинг", используется имущество регионального или муниципального залоговых фондов в объеме 100% размера кредита и договора лизинга.

Погашение кредита и платежей по договору лизинга осуществляется с отсрочкой первого платежа со сроком на 1 год.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304 в этап 4.4 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения

См. текст этапа в предыдущей редакции

Этап 4.4. Организация сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов со снабженческо-сбытовыми функциями

На базе 8-10 семейных молочных ферм целесообразна организация крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива или хозяйственного общества, имеющего снабженческо-сбытовые функции, для переработки сырого молока и сбыта молочных и других продуктов животноводства, обеспечение кормами. Минимально необходимая производственная мощность цеха по переработке сырого молока - не менее 20 т в сутки. Ориентировочная стоимость инвестиций, поддержка которых в рамках данной программы осуществляется государством, на строительство, реконструкцию или модернизацию, а также комплектацию цеха по переработке молока составит 30 млн. руб. (без учета финансирования инфраструктуры и коммуникаций) и 34 млн. руб. (с учетом финансирования инфраструктуры и коммуникаций субъектами Российской Федерации) с учетом следующего параметра: 1 цех на 8 ферм по 100 голов. Предварительный расчет стоимости строительства и технологического оснащения цеха по переработке сырого молока приведены в приложении 2.

Рекомендации к организации сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительских кооперативов или хозяйственных обществ:

- объединение молочных ферм, расположенных кластерно с транспортным плечом доставки сырого молока на переработку не более 50 км;

- трансфертное ценообразование (установление внутренних цен) на закупку сырого молока осуществляется по взаимному согласию всех КФХ, являющихся членами кооператива;

В случае наличия действующего сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива или хозяйственного общества, соответствующего вышеперечисленным рекомендациям, целесообразно его использование в целях реализации программы.

При создании сельскохозяйственного потребительского кооператива или использовании действующего кооператива предусматривается, что учредителями могут являться и другие сельскохозяйственные товаропроизводители, а также действующие предприятия перерабатывающей промышленности молочной отрасли.

В результате реализации проекта будет построено 300 молочных животноводческих ферм.

Структура финансирования инвестиций на 1 ферму, субсидируемого государством приведена в Приложении 3.

Для строительства и комплектации 300 молочных ферм, а также для строительства и комплектации цехов по переработке молока (1 цех на 8-10 ферм) планируется осуществление поддерживаемых государством инвестиций в размере 12,08 млрд. руб. (с учетом финансирования субъектами РФ расходов на инфраструктуру и коммуникации), 10,73 млрд. руб. (без учета финансирования субъектами РФ расходов на инфраструктуру и коммуникации) (Приложение 4).

Общая сумма затрат в течение 2009-2024 годов (15 лет срок кредитования) на субсидирование процентных ставок составит 4087,6 млн. руб., в т.ч. 3321,2 млн. руб. - за счет федерального бюджета и 766,4 млн. руб. - за счет бюджетов субъектов Российский Федерации (Приложение 5).

Общая сумма затрат, связанных с субсидированием государством процентных ставок по реализации программы в течение 2009-2011 годов составит 1019,8 млн. руб., в т.ч.

в 2009 году - 42,1 млн. руб.

в 2010 году - 505,7 млн. руб.

в 2011 году - 472,0 млн. руб.

за счет федерального бюджета:

в 2009 году - 34,2 млн. руб.

в 2010 году - 410,9 млн. руб.

в 2011 году - 383,5 млн. руб.

за счет бюджетов субъектов РФ:

в 2009 году - 7,9 млн. руб.

в 2010 году - 94,8 млн. руб.

в 2011 году - 88,5 млн. руб.

Этап 5. Тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на все субъекты Российской Федерации. Ответственные - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, АККОР.

Этап 5.1. Изучение и обобщение опыта реализации пилотного проекта по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ.

Для начала тиражирования и распространения опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на все субъекты Российской Федерации требуется изучение и обобщение опыта реализации пилотного проекта. Ответственный - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, АККОР.

Оценка эффективности реализации пилотного проекта будет осуществлена по следующим критериям:

- Успешное завершение строительства всех 300 молочных ферм на базе КФХ;

- Начало работы всех 300 молочных ферм на базе КФХ в соответствии с бизнес-планом;

- Расходы на реализацию пилотного проекта не превысили 100% объема запланированных на строительство, реконструкцию или модернизацию ферм, а также их комплектацию новым оборудованием и племенным скотом средств;

- Соблюдение молочными животноводческими фермами, созданными на базе КФХ, финансовых и производственных параметров бизнес-плана;

- Положительная операционная рентабельность построенной новой животноводческой молочной фермы.

В случае положительного заключения о результатах реализации пилотного проекта по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ может быть начато тиражирование и распространение положительного опыта пилотного проекта на всей территории Российской Федерации.

Этап 5.2. Тиражирование и распространение положительного опыта семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на все субъекты Российской Федерации.

Минсельхозом России совместно с субъектами Российской Федерации и АККОР осуществляется распространение положительного опыта строительства и организации деятельности семейных молочных животноводческих ферм, построенных в рамках данной Программы, в целях строительства после 2011 года до 3000 таких ферм в Российской Федерации.


Раздел 5. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и оценка эффективности результатов Программы


Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет средств ОАО "Россельхозбанк" (в части кредитования строительства ферм, формирования оборотного капитала КФХ), ОАО "Росагролизинг" (в части поставок по лизингу скота и оборудования), субъектов Российский Федерации (в части финансирования обеспечения инженерной инфраструктурой).

Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:

а) планируемого удоя молока с 1 коровы в размере 5500 литров в год;

б) средних цен продажи переработанного молока в размере 20 руб. за кг;

в) рыночных цен на строительство, реконструкцию или модернизацию молочной животноводческой фермы, а также цеха по переработке молока "под ключ";

г) средних цен на корма и норм расходования кормов (Приложение 6);

д) примерного штатного расписания фермы и расходов на оплату труда (Приложение 7);

Расчет окупаемости проекта по созданию семейных молочных ферм с объединением в потребительские кооперативы с цехом по переработке молока приведен в Приложениях 8-11.

Объем средств, необходимых на возмещение процентных ставок по кредитам для участников программы, рассчитан с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 13,0%.


Раздел 6. Сроки реализации Программы


Программа реализуется в период 2009-2011 годов. План реализации Программы приведен в Приложении 12.


______________________________

* Для реализации программы в 2009-2011 годах допускается участие хозяйственных обществ без долевого участия малых форм хозяйствования уже отобранных в качестве участников программы субъектами Российской Федерации.

** Расчеты для ферм на 100 голов.


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 1
к отраслевой целевойпрограмме


Предварительный расчет
стоимости строительства и технологического оснащения молочной фермы, тыс. руб.

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


N п/п

Наименование

Ферма на 100 голов

Источник финансирования



100


1.

Закупка нетелей

11500

ОАО "Росагролизинг", авансовый платеж (7%) - субъекты РФ


Голштинская с произв. 7000 л/год х 115 тыс. руб./год

11500


2.

Расходы на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы, в т.ч.

9285

ОАО "Россельхозбанк"


а) расходы на приобретение металлоконструкций




б) расходы на земляные работы и работы по устройству фундамента




в) расходы на монтаж металлоконструкций




г) расходы на строительство вспомогательных помещений:




- навес для хранения сена;




- помещения для хранения комбикормов




- силосная траншея;




- жижесборник;




д) расходы на строительство внутриферменных дорог и благоустройство фермы



3.

Технологическое оборудование

8720

ОАО "Росагролизинг", авансовый платеж (7%) - субъекты РФ


Система поения

300



Система навозоудаления

1200



Система вентиляции

800



Стойловое оборудование

920



Танк-охладитель

1500



Доильная установка с молокопроводом

4000


4.

Техника

2495

ОАО "Росагролизинг", авансовый платеж (7%) - субъекты РФ


Трактор МТЗ 1221 + фронтальный погр.

1520



Смеситель-кормораздатчик 12 куб.м

975



Итого расходов (без учета строительства инфраструктуры и коммуникаций)

32000


5.

Инфраструктура и коммуникации

4000

Субъекты РФ


- строительство подъездных путей;




- расходы на получение технических условий;




- прокладка ЛЭП;




- строительство трансформаторной подстанции;




- строительство очистных сооружений;




- водозаборная башня




- расходы на экспертизу и согласования




Ферма "под ключ" с учетом инфраструктуры и коммуникаций

36000



Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 2
к отраслевой целевойпрограмме
(с изменениями от 29 июня 2009 г.)


Предварительный расчет
стоимости строительства и технологического оснащения цеха по переработке молока, тыс. руб.


Количество ферм

8

Количество дойных коров в ферме

100

Суточная мощность фермы


Годовой удой молока с 1 коровы

5500

Период лактации, дней

220

Среднесуточный удой

25

Мощность фермы, кг в сутки

20000

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником


N п/п

Наименование

цех по переработке молока, 20 т в сутки

Источник финансирования

1.

Расходы на строительство, реконструкцию или модернизацию цеха по переработке молока, в т.ч.

10000

ОАО "Россельхозбанк"


а) расходы на приобретение металлоконструкций




б) расходы на земляные работы и работы по устройству фундамента




в) расходы на монтаж металлоконструкций




г) расходы на строительство вспомогательных помещений:




д) расходы на строительство внутриферменных дорог и благоустройство фермы



3.

Технологическое оборудование

16000

ОАО "Росагролизинг", авансовый платеж (7%) - субъекты РФ

4.

Техника

4000

ОАО "Росагролизинг", авансовый платеж (7%) - субъекты РФ


автомагазины, молоковозы




Итого расходов на строительство цеха по переработке молока (без учета строительства инфраструктуры и коммуникаций)

30000


5.

Инфраструктура и коммуникации

4000

Субъекты РФ


- строительство подъездных путей;




- расходы на получение технических условий;




- прокладка ЛЭП;




- строительство трансформаторной подстанции;




- строительство канализации




- обеспечение водоснабжения




- расходы на экспертизу и согласования




цех "под ключ" с учетом инфраструктуры и коммуникаций

34000



Инвестиции на переработку на 1 ферму

4250



- лизинг ОАО "Росагролизинг"

2325



- кредит ОАО "Россельхозбанк"

1250



- субъект РФ

675



в т.ч. Инфраструктура

500



компенсация авансового платежа (7%)

175



Структура
финансирования первоначальных инвестиций на стр-во цеха по переработке молока по#


N п/п

Источник финансирования

Сумма, тыс. руб.

Структура, в %

1.

ОАО "Росагролизинг"

18600

54,7%

2.

ОАО "Россельхозбанк"

10000

29,4%

3.

Субъекты РФ

5400

15,9%


Итого

34000

100,0%


По информации ОАО "Росагролизинг" был опыт поставки

10 т - 1,5 млн. евро

5 т - 1 млн. евро


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 3
к отраслевой целевойпрограмме


Структура финансирования первоначальных инвестиций на 1 ферму

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


N п/п

Источник финансирования

Стр-во фермы

Стр-во переработки

Общая стоимость

Структура, в %

1.

ОАО "Росагролизинг"

21125

2325

23450

58,7%

2.

ОАО "Россельхозбанк"

9285

1250

10535

25,8%

3.

Субъекты РФ

5590

675

6265

15,5%


в т.ч. компенсация 1-го авансового платежа по лизингу

1590

175

1765

4,4%


финансирование строительства инфраструктуры и коммуникаций

4000

500

4500

11,1%


Итого

36000

4250

40250

100,0%


Итого (без учета инфраструктуры)

32000

3750

35750

88,8%


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 4
к отраслевой целевойпрограмме


Источники финансирования программы на 2009-2011 годы

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Источник финансирования

Направление финансирования

Затраты на 1 ферму, тыс. руб.

Общее финансирование, тыс. руб.

2009

2010

2011

2009-2011

ОАО "Росагролизинг"

Поставки племенного скота, оборудования и техники по лизингу на фермы

21125

1056248

5281238


6337485

Поставки оборудования для переработки молока

2325

116250

581250


697500

Итого


1172498

5862488

-

7034985

ОАО "Россельхозбанк"

Строительство, реконструкция или модернизация фермы

9285

464250

2321250


2785500

Строительство, реконструкция или модернизация цеха по переработке молока

1250

62500

312500


375000

Итого


526750

2633750

-

3160500

Субъекты РФ

Строительство инфраструктуры и коммуникаций фермы

4000

200000

1000000


1200000

Строительство инфраструктуры и коммуникаций цеха по переработке молока

500

25000

125000


150000

Компенсация 1-го авансового платежа по лизингу фермы

1590

79503

397513


477015

Компенсация 1-го авансового платежа по лизингу цеха по переработке молока

175

8750

43750


52500

Итого


313253

1566263

-

1879515

Общий объем финансирования инвестиционных расходов



2012500

10062500

-

12075000

Общий объем финансирования без расходов на инфраструктуру за счет субъектов РФ



1787500

8937500

-

10725000











2009

2010

2011

2009-2011



Строительство ферм




общее количество

50

250


300



стоимость строительства 1 фермы

36000

36000


36000



Инвестиционные затраты на строительство ферм

1800000

9000000


10800000



Строительство цехов




общее количество

6,25

31,25


37,5



стоимость строительства 1 цеха по переработке молока

34000

34000





Инвестиционные затраты на строительство цехов

212500

1062500


1275000



Общие инвестиционные затраты на реализацию проекта

2012500

10062500


12075000


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 5
к отраслевой целевойпрограмме


Расчет размеров субсидий из федерального и региональных бюджетов для компенсаций процентных ставок по кредитам

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Период

Годы

Количество построенных ферм

Размер кредитов на строительство, реконструкцию или модернизацию на 1 ферму, тыс. руб.

50 ферм, построенные в 2009 году

250 ферм, построенные в 2010 году

Совокупный размер субсидий из федерального бюджета, млн. руб.

Совокупный размер субсидий из регионального бюджета, млн. руб.

Совокупный размер субсидий из федерального и региональных бюджетов, млн. руб.

Остаток основного долга на 1 ферму на конец года, тыс. руб.

Субсидии из федерально го бюджета на 1 ферму, тыс. руб.*

Субсидии из регионального бюджета на 1 ферму, тыс. руб.*

Остаток основного долга на 1 ферму на конец года, тыс. руб

Субсидии из федерально го бюджета на 1 ферму, тыс. руб.**

Субсидии из регионального бюджета на 1 ферму, тыс. руб.**

0

2009

50

10535

10535

685

158




34,2

7,9

42,1

1

2010

250

10535

9833

1370

316

10535

1370

316

410,9

94,8

505,7

2

2011



9130

1278

295

9833

1278

295

383,5

88,5

472,0

3

2012



8428

1187

274

9130

1187

274

356,1

82,2

438,3

4

2013



7726

1096

253

8428

1096

253

328,7

75,9

404,5

5

2014



7023

1004

232

7726

1004

232

301,3

69,5

370,8

6

2015



6321

913

211

7023

913

211

273,9

63,2

337,1

7

2016



5619

822

190

6321

822

190

246,5

56,9

303,4

8

2017



4916

730

169

5619

730

169

219,1

50,6

269,7

9

2018



4214

639

147

4916

639

147

191,7

44,2

236,0

10

2019



3512

548

126

4214

548

126

164,3

37,9

202,3

11

2020



2809

457

105

3512

457

105

137,0

31,6

168,6

12

2021



2107

365

84

2809

365

84

109,6

25,3

134,8

13

2022



1405

274

63

2107

274

63

82,2

19,0

101,1

14

2023



702

183

42

1405

183

42

54,8

12,6

67,4

15

2024



0

91

21

702

91

21

27,4

6,3

33,7

16

2025



0

0

0

0

0

0

-

-

-


2009-2004

300








3321,2

766,4

4087,6


______________________________

* Субсидии из федерального бюджета по компенсации процентных ставок по 50 фермам, построенным в 2009 году, рассчитан исходя из того, что кредит будет взят к 1 июля 2009 года.

** Субсидии из федерального бюджета по компенсации процентных ставок по 250 фермам, построенным в 2010 году, рассчитан исходя из того, что кредит будет взят к 1 января 2009 года.


Справочно:


Ежегодное погашение основного долга, тыс. руб.

702,3333333

Процентная ставка по кредиту

18%

Процентная ставка по кредиту, субсидируемая из федерального бюджета (учетная ставка ЦБ)

13%

субсидируемая из регионального бюджета

3%


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 6
к отраслевой целевойпрограмме


Расчет расходов на кормление коров

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


1. Годовые нормы потребления кормов дойной коровой


N п/п

Наименование корма

Цена за 1 кг

Среднее потребление 1 дойной коровой, кг/год

Расходы на корма на 1 корову, руб.

Расходы на корма на 100 коров, руб.

1

Комбикорм

4,6

2760

12696

1269600

2

Сено

1,0

1600

1600

160000

3

Корнеплоды

2,0

1000

2000

200000

4

Сенаж

1,4

1340

1876

187600

5

Силос

2,0

4330

8660

866000

6

Зеленый корм

0,2

8300

1660

166000

7

Солома

0,4

4000

1600

160000


Итого



30092

3009200


Расчет осуществлен на основании следующих параметров:

Период пастбищного питания летом, дней

130,0

Норма потребления зеленого корма в сутки

64

Аренда земли в год (1 га на 1 корову)

1660


2. Структура стада на 100 дойных коров со шлейфом


1

Дойные коровы

100,0

2

Нетели

20,0

3

Телята в возрасте до 1 года на мясо

95,0

4

Итото

215,0


Справочно:


Норма выбытия коров

20%

Количество телят, переходящих в нетели

20,0

Количество телят, реализуемых на мясо

75,0


3. Расходы на корма


N п/п

Структура стада

Кол-во голов

Норма потребления в % от дойной коровы

Расходы на корм на 1 голову

Расходы на корм всего

1

Дойные коровы

100,0

100,0%

30092

3009200

2

Нетели

20,0

80,0%

24074

481472

3

Телята в возрасте до 9 месяцев на мясо

95,0

25,0%

5642

536014

4

Итого

215,0



4026686


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 7
к отраслевой целевойпрограмме


Расчет расходов на оплату труда

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.



100

Количество разнорабочих

6,0

ФОТ разнорабочих (мес.), руб.

48000,0

ФОТ разнорабочих (год.), руб.

576000,0

Состав административного аппарата

2,0

ФОТ административного аппарата (мес.), руб.

20000,0

ФОТ административного аппарата (год.), руб.

240000,0

Состав управленческого персонала

1,0

ФОТ управленческого персонала (мес.), руб.

15000,0

ФОТ управленческого персонала (год.), руб.

180000,0

Итого ФОТ (мес.)

83000,0

Итого ФОТ (годовой)*

996000,0


Средняя з/пл. разнорабочих, руб.

8000,0

Средняя з/пл. административного аппарата, руб.

10000,0

Средняя з/пл. управленческого персонала, руб.

15000,0


______________________________

* Предполагается, что КФХ будут пользоваться специальной системой налогообложения, т.е. Единым сельскохозяйственным налогом, в который в т.ч. включается и единый социальный налог. Поэтому рассчитывать статью "Начисления на заработную плату" не представляется целесообразным.


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 8
к отраслевой целевойпрограмме


Операционный бюджет 1 фермы и расчет окупаемости фермы, руб.

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Выручка


1.

А. Сырое молоко



Количество дойных коров

100


Годовые удой с 1 коровы

5500


Валовые удои в год

550000


Цена поставки потребительскому кооперативу, руб. за 1 л

11


Выручка от продажи молока потребительскому кооперативу

6050000

2.

Б. Мясо

950000


Б1. Мясо телят



Количество телят до 9 месяцев на откорме на мясо, за вычетом переходящих в нетели

75


Средний вес реализации теленка

100


Цена реализации за живой вес, руб. за 1 кг

60


Выручка от продажи телят

450000


Б2. Мясо выбракованных коров



Норма выбраковки коров

20%


Количество коров, выбывающих ежегодно

20


Средний вес реализации коровы

500


Цена реализации за живой вес, руб. за 1 кг

50


Выручка от выбракованных коров

500000


Итого выручки

7000000


Расходы


1.

Расходы на корм

4026686

2.

Заработная плата

996000

3.

Эксплуатационные расходы

825000


Расходы на электроэнергию, руб.

60000


ГСМ

90000


Расходы на текущий ремонт

150000


Расходы на хранение кормов

400000


Расходы на доставку молока

125000


Итого эксплуатационных расходов



Прочие расходы (10% от эксплуатационных расходов)

82500,0


Итого расходов

5930186


Операционная прибыль

1069814,3


Операционная рентабельность производства молока

15,3%


Прибыль от участия в потребительском кооперативе по переработке молока

3355000,0


Валовая операционная прибыль

4424814,3


Суммы, подлежащие возмещению за 15 лет, тыс. руб.



Кредит ОАО "Россельхозбанк"

12221


Лизинг ОАО "Росагролизинг"

32248


Итого

44469

Окупаемость, лет

10,0


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 9
к отраслевой целевойпрограмме


Операционный бюджет перерабатывающего потребительского кооператива

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Выручка


1.

А. Переработанное молоко



Количество дойных коров в 1 ферме

100


Годовые удой с 1 коровы

5500


Валовые удои 1 фермы в год

550000


Количество ферм

8


Товарность молока

95%


Объемы переработанного молока, л

4180000


Цена продажи переработанного молока

20


Выручка от продажи переработанного молока

83600000


Итого выручка

83600000


Расходы


1.

Сырое молоко



Валовые удои 1 фермы в год

550000


Количество ферм

8


Объемы закупаемого молока

4400000


Цена приобретения молока у ферм

11


Расходы на приобретение сырого молока

48400000

2.

Расходы на переработку (пастеризация и упаковка)



Стоимость переработки 1 л молока, руб.

2


Расходы на переработку, в т.ч.

8360000


2.1. Расходы на оплату труда

2160000


Количество работников

15


Среднемесячная заработная плата

12000


Годовой ФОТ

2160000


2.2. Расходы на пастеризацию

4180000


Расходы на пастеризацию 1 л молока, руб.

1


2.3. Расходы на упаковку

1672000


Расходы на приобретение упаковки и упаковку 1 л молока, руб.

0,4


2.4. Эксплуатационные расходы

348000


Итого операционные расходы

56760000


Операционная прибыль

26840000


Операционная прибыль на 1 ферму

3355000


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 10
к отраслевой целевойпрограмме


Расчет кредитных выплат на срок действия Программы

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.



Годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сумма кредита, руб.

10535,0
















Срок кредита, лет

15
















Годовое погашение тела кредита, руб.

702,3
















Остаток тела кредита (на конец периода), руб.

10535,0

9832,7

9130,3

8428,0

7725,7

7023,3

6321,0

5618,7

4916,3

4214,0

3511,7

2809,3

2107,0

1404,7

702,3

0,0

Процентные платежи (год.) (с учетом субсидирования),

руб.


210,7

196,6533

182,6067

168,56

154,5133

140,4667

126,42

112,3733

98,32667

84,28

70,23333

56,18667

42,14

28,09333

14,04667

Суммарный размер годовых платежей,

руб.

12220,6

913,0

899,0

884,9

870,9

856,8

842,8

828,8

814,7

800,7

786,6

772,6

758,5

744,5

730,4

716,4


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 11
к отраслевой целевойпрограмме


Расходы на выплату лизинговых платежей (по данным представленным ОАО "Росагролизинг"), тыс. руб.

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Ферма

Стоимость оборудования с НДС

Аванс 7% с НДС

Срок, лет

Комиссия лизингодателя 3,5% от ост. ст-ти без НДС

Страхование 3,5% за весь срок

Ежегодные платежи с НДС

Сумма договора с НДС

Удорожание за весь срок

Общая сумма выплат за 15 лет

100 голов

22715,12

1590,06

15

5865,08

851,82

1936,73

30641,05

30,47%

29051

Ферма на 100 голов

22715,00

1590,05

15

5865,05

851,81

1936,72

30640,90

30,47%

29051

Ферма на 100 голов (с переработкой)

25215,00

1765,05

15

6510,55

945,56

2149,88

34013,22

30,47%

32248





0,26

0,04

32248,17

1,35




Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 12
к отраслевой целевойпрограмме


План
реализации отраслевой целевой программы "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

2

3

4

Подготовка и подписание 4-хстороннего соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Росагролизинг" о реализации пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм

март-апрель 2009 г.

Минсельхоз России, субъекты Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг"

Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90, в части предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на срок до 15 лет кредитов на строительство, реконструкцию или модернизацию семейных молочных животноводческих ферм

апрель-май 2009 г.

Минсельхоз России

Разработка типовых проектов и создание каталогов проектов семейных молочных животноводческих ферм

апрель-май 2009 г.

ОАО "Россельхозбанк", проектные организации

Проведение отбора участников программы для участия в пилотных проектах по созданию семейных молочных животноводческих ферм

апрель-июль 2009 г.

Субъекты Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг", региональные отделения АККОР

Подготовительная стадия для строительства и комплектации молочных животноводческих ферм

май-июнь 2009 г.

Субъекты Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг", КФХ

Строительство, реконструкция или модернизация 300 семейных молочных животноводческих ферм в субъектах Российской Федерации, в том числе 50 ферм в 2009 году

июль 2009 г. - август 2010 г.

Субъекты Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк", КФХ, строительные организации

Завершение поставки на молочные фермы техники и монтаж оборудования

сентябрь 2010 г.

ОАО "Росагролизинг", КФХ

Завершение поставки скота по договорам лизинга

октябрь 2010 г.

ОАО "Росагролизинг", КФХ

Запуск и начало деятельности семейных молочных ферм в полном объеме

ноябрь 2010 г.

Субъекты Российской Федерации, КФХ

Организация сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов и/или хозяйственных обществ по переработке молока

октябрь 2009 г. - декабрь 2010 г.

Субъекты Российской Федерации, АККОР, КФХ

Изучение и обобщение опыта реализации пилотных проектов по созданию семейных молочных животноводческих ферм

сентябрь-декабрь 2010 г.

Минсельхоз России, субъекты Российской Федерации, АККОР, КФХ

Тиражирование и распространение положительного опыта по созданию и организации деятельности семейных молочных животноводческих ферм в количестве до 3000 таких ферм во всех субъектах Российской Федерации

2011 г.

Минсельхоз России, субъекты Российской Федерации, АККОР, КФХ


Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245 в заголовок настоящего приложения внесены изменения

См. текст заголовка в предыдущей редакции


Приложение 13
к отраслевой целевойпрограмме


Комментарий к расчетам окупаемости реализации программы развития пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2009 г.


Расчет окупаемости реализации программы развития пилотных семейных молочных животноводческих ферм на 100 голов на базе КФХ с созданием перерабатывающих потребительских кооперативов с цехами по переработке молока на 8 ферм осуществлен исходя из следующих параметров.

1. Общие расходы на создание 1 молочной фермы с учетом расходов на инфраструктуру составят 36 млн. руб., в т.ч. 22,7 млн. руб. - приобретение по лизингу от ОАО "Росагролизинг" племенного скота, оборудования и техники (с финансированием 1-го авансового платежа лизингу в размере 7% за счет субъектов РФ), 9,3 млн. руб. - расходы на строительство за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк" (процентные ставки по кредитам будут субсидироваться в соответствии с Постановлением N 90 от 04.02.2009 г.), 4 млн. руб. - строительство инфраструктуры и коммуникаций за счет субъектов РФ (Приложения 1 и 3).

2. Для переработки молока планируется создание цеха по переработке молока в рамках перерабатывающего потребительского кооператива, объединяющего 8 ферм. Производственная мощность цеха 20 т молока в сутки рассчитан из годового удоя с 1 коровы 5500 л с периодом лактации 220 дней и среднем удое 25 л молока в сутки. Общие расходы на строительство такого цеха по переработке молока составят 34 млн. руб., в т.ч. 20 млн. руб. - приобретение по лизингу от ОАО "Росагролизинг" технологического оборудования и техники (с финансированием 1-го авансового платежа лизингу в размере 7% за счет субъектов РФ), 10 млн. руб. - расходы на строительство за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк" (процентные ставки по кредитам будут субсидироваться в соответствии с Постановлением N 90 от 04.02.2009 г.), 4 млн. руб. - строительство инфраструктуры и коммуникаций за счет субъектов РФ (Приложения 2 и 3). Данные инвестиции распределяются на 8 ферм.

3. Общая стоимость инвестиций на 1 ферму с учетом создания цеха по переработке молока на 8 ферм, а также источники финансирования приведены в Приложении 3.

4. С учетом планируемого строительства в период действия программы 300 молочных ферм (50 ферм - в 2009 году, 250 ферм - в 2010 году) общее финансирование составит 12,1 млрд. руб., в т.ч. 7,0 млрд. руб. - за счет поставок племенного скота, оборудования и техники для ферм и цехов по переработке молока по лизингу от ОАО "Росагролизинг", 3,2 млрд. руб. - строительство ферм и цехов по переработке молока за счет кредитов ОАО "Россельхозбанк", 1,9 млрд. руб. - финансирование за счет субъектов РФ строительства инфраструктуры и коммуникаций для ферм и цехов по переработке молока, а также компенсации 1-го авансового платежа по лизингу (7%) (Приложение 4). Из 12,1 млрд. руб. инвестиций 10,8 млрд. руб. планируется направить на создание молочных ферм, а 1,3 млрд. руб. - на создание цехов по переработке молока (Приложение 4).

5. Исходя из вышеприведенных параметров, размер субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам из федерального бюджета (в размере учетной ставки ЦБ РФ) и регионального бюджета (в размере 3% сверх учетной ставки ЦБ РФ) за 15 лет составят 4,1 млрд. руб., в т.ч. 3,3 млрд. руб. - за счет федерального бюджета и 0,8 млрд. руб. - за счет регионального бюджета. Общее распределение субсидий за счет федерального и регионального бюджета в течение 2009-2024 годов приведен в Приложении 5.

6. Для оценки экономической эффективности и расчета окупаемости фермы составлен операционный бюджет (Приложение 8). Выручка фермы (7,0 млн. руб.) будет формироваться за счет поставки сырого молока на переработку (6,1 млн. руб. в год), а также от продажи мяса телят, полученных от приплода (480 тыс. руб. в год), и мяса выбракованных коров (500 тыс. руб.). Для расчета этих показателей структура стада фермы на 100 дойных коров со шлейфом определена следующим образом (Приложение 6): на 100 дойных коров планируется 20 нетелей (рассчитан из средней продолжительности эксплуатации коров 5 лет и соответствующей нормы ежегодного выбытия коров 20%) и 95 телят в возрасте до 1 года (рассчитан исходя из нормы приплода 95%), из которых 20 наилучших особей женского пола пополнят нетели следующего года, а 75 телят будут реализованы на мясо (Приложение 6). Таким образом, ферма дополнительно к реализации сырого молока будет продавать на мясо 75 телят и 20 выбракованных коров, которые будут замещены 20 нетелями.

7. Ежегодные операционные расходы фермы планируются в размере 5,9 млн. руб., из которых 4,0 млн. руб. - расходы на корма, 1,0 млн. руб. - расходы на оплату труда и 0,9 млн. руб. - эксплуатационные и иные расходы. Операционная прибыль фермы при этом составит 1,1 млн. руб. (Приложение 8).

8. Расходы на корма рассчитаны исходя из того, что около 40% рациона будет обеспечена за счет зеленого корма, получаемого весенне-летне-осенний период на свободном пастбище. При этом планируется аренда пастбищ исходя из следующего параметра - 1 га земли на 1 дойную корову. Норма потребления кормов нетелей и телят определен на основе рациона коров: нетели - 80% потребления коров и молодые телята - 25%. Расчет расходов на кормление приведен в Приложении 6.

9. Расходы на зарплату работников фермы составят 1,0 млн. руб. (Приложение 7).

10. В связи с тем, что прибыль ферм формируется не только за счет производства молока, но и от участия в перерабатывающем потребительском кооперативе, рассчитан операционный бюджет перерабатывающего потребительского кооператива (Приложение 9). Выручка перерабатывающего кооператива (цех по переработке молока на 8 ферм) составляет 83,6 млн. руб. и формируется за счет продажи переработанного молока по цене 20 руб. за 1 л. Объемы переработанного молока в год определены в размере 4180 т, исходя из годовых валовых удоев 1 фермы в 550 т. (100 голов с удоям в 5500 л. в год), количества ферм - 8 и товарности молока при переработке 95%.

Расходы перерабатывающего кооператива составляют 56,8 млн. руб., в т.ч. расходы на закупку сырого молока у 8 ферм (в качестве трансферной* цены в расчетах взят 11 руб. за 1 литр) в размере 48,4 млн. руб. (которые в свою очередь являются выручкой для ферм), а также расходы на переработку (пастеризацию и упаковку молока) в размере 8,4 млн. руб. Расходы на переработку составляют 2 руб. на 1 л. переработанного молока. Таким образом, операционная прибыль 1 цеха по переработке молока на 8 ферм составляет 26,8 млн. руб., что в пересчете на каждую ферму равняется 3,3 млн. руб.

11. Операционная прибыль каждой фермы складывается из операционной прибыли от производства молока в размере 1,1 млн. руб. и операционной прибыли от переработки молока в размере 3,3 млн. руб. Общая операционная прибыль - 4,4 млн. руб. (Приложение 8).

12. Размер выплат по кредитам ОАО "Россельхозбанк" с учетом погашения основного долга и субсидирования государством процентных ставок приведен в Приложении 10 и в течение полного погашения кредита сроком на 15 лет на 1 ферму составляет 12,2 млн. руб.

13. Размер сумм, подлежащих выплате в течение срока действия договоров лизинга, приведен в Приложении 11 и на 1 ферму составляет 32,2 млн. руб.

14. Таким образом, общая сумма, подлежащая полному возмещению по привлеченным источникам финансирования, составляет 44,4 млн. руб. А срок окупаемости проекта при ежегодной операционной прибыли 1 фермы в размере 4,4 млн. руб. составляет 10 лет. (Приложение 8).


______________________________

* Трансферная цена на финансово-экономические показатели, а также на сроки окупаемости проекта не влияет. От нее зависит только распределение прибыли между фермами и перерабатывающим кооперативом, а общая прибыль проекта при этом не меняется. В связи с тем, что участниками перерабатывающего кооператива являются только КФХ и вся прибыль от переработки молока перераспределяется в пользу КФХ, то прибыль от переработки молока является также прибылью КФХ. Данное правило будет нарушено при использовании в проекте Управляющих компаний в форме ООО, участниками которых будут внешние инвесторы, которые, злоупотребляя монопольным правом через трансферное ценообразование, могут добиться перераспределения прибыли в свою пользу.


Утверждена отраслевая целевая программа "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы".

Задачи программы - увеличить производство отечественного сырого молока, поголовье коров молочной породы, распространить передовой опыт, повысить уровень занятости сельского населения и т. д.

Планируется создать около 300 животноводческих ферм от 20 до 100 голов при условии их окупаемости. Данный опыт необходимо тиражировать и распространять во все регионы России.

Определены участники программы, исполнители указанных мероприятий, а также общий объем и источники финансирования. Общая сумма затрат составит 1 019,8 млн руб.

Предполагается, что реализация программы позволит увеличить объем производства молока на 165 тыс. тонн в год, поголовье коров молочной породы на 30 тыс. голов. Планируется создать дополнительные 1 500 рабочих мест.

Также планируется создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, внедрить высокопроизводительную технику и инновации в сферу молочного животноводства, увеличить доходы сельского населения, развить конкурентную среду и др.

Приводится план реализации программы.


Приказ Минсельхоза РФ от 24 апреля 2009 г. N 163 "Об отраслевой целевой программе в сфере молочного животноводства"


Текст приказа официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минсельхоза РФ от 3 сентября 2010 г. N 304


Приказ Минсельхоза РФ от 17 августа 2009 г. N 374


Приказ Минсельхоза РФ от 29 июня 2009 г. N 245

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.