Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2007 г. N 221 "Об утверждении Рекомендаций по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июля 2007 г. N 221
"Об утверждении Рекомендаций по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации"


В целях надлежащего и единообразного исполнения положений статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

2. Директорам национальных парков, руководителям управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации:

при подготовке проектов положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, придерживаться прилагаемых Рекомендаций;

до 31 декабря 2007 года представить в Росприроднадзор проекты положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

3. Департаментам Росприроднадзора по федеральным округам обеспечить координацию работ по подготовке проектов положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

4. Управлению особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения (Степаницкий В.Б.) при подведении итогов деятельности национальных парков учитывать наличие утвержденных положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также работу, проведенную соответствующими национальными парками по подготовке и согласованию указанных положений.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель

С.И. Сай


Рекомендации
по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июля 2007 г. N 221)


1. Разработка положений о режиме использования земель


1.1. При определении структуры и содержания Положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (далее - Положение), рекомендуется принимать во внимание, что:

хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не может противоречить целям и основным задачам национального парка;

режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, должен учитывать интересы населения, проживающего в границах национального парка.

При наличии на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, предприятий и иных объектов, функционирование которых несовместимо с целями и основными задачами национального парка (в том числе предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых) режим использования этих земель должен предусматривать порядок соответствующей хозяйственной деятельности до решения вопроса о фактическом выводе этих объектов с занимаемой территории, а также особенности рекультивации и дальнейшего использования высвободившихся земельных участков. При этом преимущество отдается следующим направлениям рекультивации:

формирование лесопокрытых участков, а также иных природных комплексов с учетом ландшафтных особенностей конкретной особо охраняемой природной территории;

создание сельскохозяйственных угодий;

создание водоемов для использования в противопожарных, коммунально-бытовых и рекреационных целях, а также для рыбоводства и рыболовства;

создание водно-болотных угодий, имеющих значение для сохранения биологического разнообразия.

1.2. В проекте положения целесообразно предусматривать также экспликацию земель в охранной зоне национального парка, границы и режим которой устанавливаются в соответствии с п. 4 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769.

1.3. При подготовке проекта Положения рекомендуется взять за основу Примерную форму положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (приложение).

1.4. При этом, Положение должно распространяться на все земли любых категорий, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.


2. Организационные процедуры


2.1. При осуществлении организационных процедур рекомендуется принимать во внимание, что:

работа по подготовке проекта Положения, а также проведение необходимых согласований осуществляется дирекцией национального парка совместно с управлением Росприроднадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - управление Росприроднадзора);

дирекция национального парка может привлекать к этой работе проектные, научные и иные организации (в том числе общественные) соответствующего профиля.

подготовленные материалы, завизированные директором национального парка и руководителем управления Росприроднадзора, направляются в Росприроднадзор для представления их на согласование в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в состав материалов, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о согласовании Положения входят сопроводительное письмо, подписанное руководителем Росприроднадзора, проект Положения и пояснительная записка к нему;

осуществление контроля за прохождением указанных документов в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возлагается на дирекцию национального парка и территориальное управление Росприроднадзора;

проект Положения, согласованный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляется в Росприроднадзор для последующего утверждения в установленном порядке;

подготовку и согласование внесения изменений и дополнений в положение следует осуществлять в том же порядке, что и при разработке Положения.


Приложение


Примерная форма


Утверждено

приказом Федеральной службы по

надзору в сфере природопользования

от ____________________ N ___


Положение
о режиме использования земель, включенных в границы
(название национального парка)
без изъятия их из хозяйственной эксплуатации


1. Общие положения


1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ, Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ.

1.2. В границах национального парка могут находиться земли иных собственников и пользователей, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национального парка и не нарушает режима их использования, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Земельные участки в их пределах у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (приложение).

1.3. Хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не может противоречить целям и основным задачам национального парка.

1.4. Национальный парк имеет исключительное право приобретения земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

1.5. Режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования и проведении лесоустройства.

1.6. Национальный парк осуществляет на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, деятельность по:

осуществлению охраны природных комплексов и объектов в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

сохранению объектов историко-культурного наследия;

проведению научных исследований;

ведению экологического мониторинга, включая мониторинг состояния земель;

экологическому просвещению и работе с населением;

созданию условий для регулируемого туризма и отдыха;

содействию в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды и историко-культурного наследия;

реализации иных функций, предусмотренных настоящим Положением.

1.7. Внесение изменений и дополнений в положение о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также с собственниками и пользователями указанных земель.


2. Режим использования земель


2.1. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, запрещаются:

действия, влекущие за собой изменения гидрологического режима;

разработка полезных ископаемых (кроме подземных вод и месторождений местного значения);

рубки леса главного пользования, иные виды сплошных рубок, за исключением сплошных санитарных;

заготовка живицы;

рубки леса промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубка деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд, без согласования с национальным парком;

промысловая охота и промышленное рыболовство;

размещение, новое строительство и расширение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов (кроме работ, направленных на обеспечение экологической безопасности);

предоставление вне черты поселений земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства;

интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

выжигание кустарниковой и луговой растительности, за исключением противопожарных палов, контролируемых работниками лесного хозяйства или национального парка;

выпас скота за пределами участков, определенных документами территориального планирования, а также функциональным зонированием национального парка;

уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и других информационных знаков и аншлагов, а также оборудованных мест отдыха, имущества национального парка, нанесение надписей и знаков на деревьях, валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

самовольное (без полученного в установленном порядке разрешения либо с нарушением условий, им предусмотренных) ведение археологических раскопок и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Положением о землях, включенных в границы конкретного национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, может быть запрещена или ограничена иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные и историко-культурные комплексы и объекты и не соответствующая функциональному зонированию национального парка.

2.2. Земельные участки в составе земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не подлежат приватизации.

2.3. Вдоль всех водных объектов, находящихся в пределах земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в соответствии с водным законодательством Российской Федерации устанавливаются водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы, специальный режим хозяйственной и иной деятельности в которых определяется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

2.4. Проводимые на землях сельскохозяйственного назначения, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, мероприятия по коренному улучшению естественных сенокосов и пастбищ, а также сельскохозяйственное освоение целинных и залежных земель допускаются только по согласованию с национальным парком. Уборочные сельскохозяйственные работы и сенокошение на указанных землях проводятся способами, предотвращающими гибель диких зверей и птиц.

2.5. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, отстрел и отлов диких зверей и птиц и добывание иных наземных диких животных в научных и регуляционных целях, вылов водных биологических ресурсов в научно- исследовательских и контрольных целях, а также в рамках рыбохозяйственной мелиорации водных объектов допускается только по согласованию с национальным парком и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.6. Ведение охотничьего хозяйства на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется (если иное не предусмотрено положением о режиме использования таких земель, включенных в границы конкретного национального парка) охотпользователями с соблюдением региональных правил охоты, на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и договора о представлении охотничьих угодий, оформляемых в установленном порядке. Национальный парк может являться таким охотпользователем.

2.7. Вопросы установления сроков охоты, открытия весенней охоты, перечень видов охотничьих животных, подлежащих добыче и лимиты добычи охотничьих животных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, согласовываются охотпользователями с национальным парком.

2.8. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, создание охотпользователями подкормочных площадок, солонцов, посевов кормовых растений, искусственных укрытий и гнездовий, а также проведение иных биотехнических мероприятий допускается исключительно по согласованию с национальным парком.

2.9. Любительское и спортивное рыболовство в границах земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации бассейновыми правилами любительского и спортивного рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2.10. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, водные объекты (или их части) в соответствии с законодательством о водных биоресурсах могут быть по согласованию с национальным парком предоставлены для организации любительского и спортивного рыболовства физическим и юридическим лицам (в том числе национальному парку). Любительское и спортивное рыболовство в таких водоемах осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемых в установленном порядке.

2.11. Организация обслуживания посетителей и иная деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании договоров, заключаемых с дирекцией национального парка.

2.12. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществление производственных процессов, эксплуатация транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи проводятся с соблюдением настоящего Положения и иных нормативных правовых актов, в том числе Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997.

2.13. Использование земель в пределах полосы отвода железных дорог осуществляется в соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26Ц (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1999 года, регистрационный N 1848) и настоящим Положением.

2.14. При содержании полос отвода вдоль автомобильных дорог обеспечиваются следующие условия:

поддержание в рабочем состоянии водопропускных сооружений и кюветов;

своевременное удаление сорной и нежелательной растительности методами, максимально защищающими окружающую среду (в том числе не допуская выжигания растительности);

своевременная очистка полос отвода от мусора (включая ликвидацию стихийных свалок);

запрет мойки автомототранспортных средств вне специально выделенных мест;

установка специальных дорожных знаков в местах возможного появления диких животных, а также в точках пересечения с трассами туристических маршрутов;

выделение и обустройство мест для стоянок и обслуживания автотранспорта только по согласованию с национальным парком.

Использование земель в пределах полосы отвода автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233.

2.15. Проекты генеральных планов поселений и другие документы территориального планирования, касающиеся земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, согласовываются с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.

2.16. Предоставление земельных участков для жилищного строительства на землях поселений осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с дирекцией национального парка. Проектирование и строительство жилых и иных зданий и сооружений на этих землях осуществляется с учетом архитектурного стиля, этажности и высоты исторической и фоновой застройки населенного пункта, в котором ведется строительство, а также минимизации негативного воздействия на природные комплексы и объекты.

2.17. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, проекты, планы и схемы реконструкции и капитального ремонта хозяйственных объектов, а также проекты рекультивации и дальнейшего использования выработанных участков земель, ранее использовавшихся для добычи полезных ископаемых, подлежат обязательному согласованию администрацией национального парка.

2.18. На землях историко-культурного назначения, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, дополнительно к ограничениям, предусмотренным настоящим Положением, запрещается хозяйственная деятельность, проводимая без согласования (разрешения) органа, осуществляющего государственный контроль за сохранением, использованием и охраной объектов культурного наследия.

2.19. Обеспечение охраны от пожаров лесов и иной древесно-кустарниковой растительности на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется собственниками и пользователями этих земель.

2.20. Национальный парк на основании договоров, заключаемых с собственниками и пользователями земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, может осуществлять разработку и реализацию проектов лесоохранных, лесозащитных и лесовосстановительных работ на этих землях, а также по озеленению и благоустройству территорий находящихся на них населенных пунктов.

2.21. Границы земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, должны быть обозначены специальными информационными знаками, а также аншлагами с кратким изложением режима использования этих земель и схемой их границ. Организация и выполнение работ по выделению в натуре границ соответствующих земельных участков осуществляется их собственниками и пользователями по согласованию с национальным парком, а оснащение информационными знаками и аншлагами - национальным парком.

2.22. Правообладатели и пользователи земельных участков, расположенных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, обязаны соблюдать установленный режим использования этих земель и несут за его нарушение административную и иную установленную законом ответственность.

2.23. Правообладатели и пользователи соответствующих земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, обязаны согласовывать вопросы своей социально-экономической деятельности с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.

2.24. Правообладатели за собственный счет оформляют регистрацию своих прав на вышеуказанные земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости.

2.25. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять долевое финансирование природоохранных мероприятий, проводимых национальным парком и направленных на минимизацию негативного воздействия на природные комплексы и объекты его территории, оказываемого в результате хозяйственной деятельности пользователей земельных участков, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Такое финансирование осуществляется за счет поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации платежей юридических и физических лиц, осуществляющих на вышеуказанных земельных участках следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством. Размеры и условия долевого финансирования определяется соглашением, заключаемым соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерацией с дирекцией национального парка.

2.26. Ответственность за нарушение режима использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.


3. Организация охраны и контроля за соблюдением режима использования земель


3.1. Охрана природных комплексов и объектов на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, и контроль за соблюдением режима их использования осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.

3.2. Государственный контроль за соблюдением режима использования этих земель осуществляется также Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

3.3. К проведению контрольно-инспекционных мероприятий на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, могут привлекаться работники правоохранительных органов, органов рыбоохраны, органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, органов, осуществляющих государственный контроль за сохранением, использованием и охраной объектов культурного наследия, а также общественные инспекции, сформированные территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными государственными органами или общественными природоохранными организациями.


Приложение

к Положению о режиме использования

земель, включенных в границы

(название национального парка) без

изъятия их из хозяйственной эксплуатации


Экспликация
земель, включенных (находящихся) в границы (название национального парка) без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также в состав охранной зоны (название национального парка)


N
п/п
Категория
земель
Разрешенный вид
использования
Полное наименование
землепользователя
Общая
площадь, га
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Определен рекомендуемый порядок разработки и согласования положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

Определяя структуру и содержание положения, необходимо учесть следующее. Хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из эксплуатации, не может противоречить его целям и задачам. Режим использования должен учитывать интересы населения.

В проекте положения следует предусматривать экспликацию земель в охранной зоне парка.

Приведены формы положения и экспликации.

Проект положения готовит дирекция национального парка совместно с региональным управлением Росприроднадзора. Можно привлечь проектные, научные и иные организации соответствующего профиля.


Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2007 г. N 221 "Об утверждении Рекомендаций по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение