Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 апреля 2010 г. N 14-3071-ГЕ По вопросу предоставления земельных участков в частную собственность

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 апреля 2010 г. N 14-3071-ГЕ


Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Росреестра, вопросы предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, принимая во внимание то, что право собственности на земельные участки подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), полагаем возможным отметить следующее.

Решение о проведении государственной регистрации прав (приостановлении государственной регистрации, отказе в государственной регистрации) принимается государственным регистратором после проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, и проверки законности сделки. Согласно пункту 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293 (далее - Регламент), проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов при проведении правовой экспертизы, государственный регистратор должен, в частности, установить:

соответствие документа (формы и содержания) требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте его издания;

обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.

В соответствии с пунктом 94 Регламента при проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

При проведении правовой экспертизы решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка государственный регистратор должен, в частности, проверить наличие (отсутствие) установленного федеральным законом запрета на приобретение в частную собственность соответствующего земельного участка. При этом если документы, представленные на государственную регистрацию прав, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в государственной регистрации прав должно быть отказано (пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).

Учитывая изложенное, полагаем, что проблемы, затронутые в обращении, заслуживают внимания. При принятии уполномоченными органами решений о предоставлении земельных участков в частную собственность должно обеспечиваться соблюдение принципов земельного законодательства, в том числе приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, сочетание интересов общества и законных интересов граждан и др.

Вместе с тем возложение обязанностей по предоставлению дополнительной информации о земельном участке (в том числе информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы, в зоне особо охраняемой природной территории и т.д.) на заявителя, по нашему мнению, не может быть поддержано. Полагаем, что необходимые сведения об объекте недвижимости должны быть получены от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. При этом представляется, что в действующих федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации заложены нормы, позволяющие решить вопрос об организации взаимодействия между органами государственной власти различных уровней, а также органами местного самоуправления по получению сведений, необходимых для работы указанных органов.


Заместитель руководителя

Г.Ю. Елизарова



По мнению Росреестра, когда участок предоставляется в частную собственность, должно обеспечиваться соблюдение принципов земельного законодательства. Среди них - приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Служба не поддерживает возложение обязанностей по предоставлению дополнительной информации об участке (его нахождении в зоне особо охраняемой природной территории и т.д.) на заявителя.

Необходимые сведения об объекте должны быть получены от соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.


Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 апреля 2010 г. N 14-3071-ГЕ


Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2011 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.