Приказ Минсельхоза РФ от 5 августа 2011 г. N 259 "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы"

Приказ Минсельхоза РФ от 5 августа 2011 г. N 259
"Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы"


В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080; 2011, N 17, ст. 2429), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа).

2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Деппищепрома К.В. Колончина.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра С.В. Королева.


Министр

Е. Скрынник


Целевая программа ведомства
"Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011-2012 годы"
(утв. приказом Минсельхоза РФ от 5 августа 2011 г. N 259)


Паспорт программы


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование программы

Целевая программа ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы"

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта


Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации


Цели и задачи

Цель программы - обеспечение населения свежим столовым виноградом и отрасли перерабатывающей промышленности - сырьем

Задачи:

- увеличение площадей промышленных виноградников;

- восстановление промышленных площадей автохтонных сортов;

- увеличение производства винограда автохтонных сортов;

- наращивание объемов производства винограда;

- модернизация материально-технической базы перерабатывающей отрасли;

- восстановление питомниководческой базы

Целевые индикаторы и показатели

Целевым индикатором является "Увеличение сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом и сырьем для отраслей перерабатывающей промышленности".

Целевыми показателями являются:

- площадь закладки промышленных виноградников, в т.ч. автохтонных сортов;

- прирост площадей промышленных виноградников (к уровню 2010 г.);

- площадь раскорчевки;

- наличие площадей на конец года

Характеристика программных мероприятий

1. Субсидирование мероприятий по расширению площадей виноградных насаждений за счет посадки новых, реконструкции и замены существующих виноградников, в т.ч. автохтонных сортов.

2. Субсидирование мероприятий по развитию питомниководческой базы для производства сертифицированного посадочного материала: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на строительство и реконструкцию прививочных комплексов

Сроки реализации

2011 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования из федерального бюджета действующих обязательств на реализацию программы 2011-2012 гг. составляет 422,30 млн. рублей, в том числе годам:

2011 - 207,61 млн. рублей;

2012 - 214,69 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Производство винограда в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличится с 312 до 350 тыс. тонн, в том числе:

для нужд переработки - с 260 до 280 тыс. тонн;

для потребления в свежем виде и выработки натурального сока - с 50 до 70 тыс. тонн.

Будет создано дополнительно около 5 тыс. рабочих мест


Раздел 1. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения


Виноградарская отрасль занимает особое место среди других отраслей экономики России. Производимая отраслью продукция обладает большим потребительским спросом, обеспечивает значительные поступления в федеральный и местный бюджеты страны.

Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджет и внебюджетные фонды более 2,9 млн. рублей в год.

Вместе с тем, виноградарство является и самой капиталоемкой отраслью сельскохозяйственного производства. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, на 4 года отвлекаются из оборота, более того, в течение этого времени требуются еще значительные финансовые ресурсы - на уход за молодыми насаждениями.

Разработка целевой программы ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа) вызвана необходимостью устранения негативных изменений, произошедших в отрасли за последние два десятилетия (к уровню 1985 года), и последствий аномальных агрометеорологических условий, приведших к сокращению площадей промышленных виноградников на 63%, снижению объемов производства винограда на 65%, к безработице и усилению социальной напряженности в виноградарских хозяйствах юга России.

Россия должна на равных конкурировать с другими странами в области виноградарства и виноделия на внутреннем и внешнем рынках.

Принятие Программы является обязательным условием увеличения производства продукции переработки винограда и повышения её качества, обеспечения экономического стимулирования научно-технического прогресса отрасли.

Программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446.

Программа направлена на решение четырех основных проблем.


Проблема N 1. Сокращение площадей промышленных виноградников.


Описание проблемы.

Кризис в виноградарской отрасли Российской Федерации начался в середине 80-х годов прошедшего столетия. Общий экономический спад при переходе на работу в рыночных условиях, расстройство финансово-кредитной системы, ценовые диспропорции, отсутствие механизмов регулирования рынка винограда, привели к резкому сокращению площадей промышленных виноградников с 177,4 тыс. га (1985 г.) до 59,30 тыс. га (2010 г.). Изреженность плодоносящих виноградников даже в лучших хозяйствах составляет 7 - 12 процентов.


Проблема N 2. Изношенность материально-технической базы отрасли.


Описание проблемы.

Изношенность техники в отрасли в настоящее время составляет 70 - 80 процентов. За счет интенсивного выбытия техники нагрузки на трактора, почвообрабатывающие механизмы, опрыскиватели возросли более чем в 2 раза.

В России полностью прекращено производство специализированной для виноградарства сельскохозяйственной техники. Особенно остро стоит вопрос технического переоснащения цехов и предприятий по переработке винограда. Требуется значительное технологическое переоснащение предприятий по переработке винограда.


Проблема N 3. Уменьшение производства и снижение качества саженцев винограда, в том числе автохтонных сортов.


Описание проблемы.

Питомниководство - основа развития виноградарства - находится в состоянии упадка. В стране значительно снизились объемы производства высококачественного сертифицированного посадочного материала винограда, в особенности привитых саженцев и их качество. Сокращаются площади маточников подвоев и привоев, а отсутствие надлежащего ухода за ними привело к снижению выхода стандартного подвойного материала до 15 - 20 тыс. черенков с 1 гектара.

Из-за слабой материально-технической базы питомниководческих хозяйств черенки в большинстве случаев заготавливают на любых кустах без апробации и отбора более урожайных и здоровых насаждений, что способствует их засорению малоурожайными клонами, накоплению вирусной и бактериальной инфекции. Такие растения не только снижают количество и качество урожая, но и сильно страдают от летних засух, суровых зим, легко поражаются болезнями и вредителями. Виноградники, посаженные такими саженцами, не долговечны и малопродуктивны, что подрывает экономику отрасли в целом.

Общее сокращение площадей промышленных виноградников привело к потере ряда российских автохтонных сортов винограда, которые в настоящее время культивируются у любителей, и сохранены в отдельных коллекциях предприятий и институтах.


Проблема N 4. Действующий финансовый механизм поддержки отрасли виноградарства.


Описание проблемы.

В настоящее время выращиванием винограда занимаются 175 специализированных хозяйств в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках и Ростовской области, из них 87 имеют заводы первичной переработки винограда.

Виноградарство - высокоинтенсивная, доходная отрасль агропромышленного комплекса (далее - АПК), но вместе с тем она и самая капиталоемкая. При условии ежегодной закладки 7000 га новых промышленных виноградников и проведении полного комплекса агротехнических работ по уходу за молодыми насаждениями требуется в среднем около 2 млрд. рублей.

В настоящее время основными источниками финансирования работ по закладке и уходу за молодыми насаждениями являются:

12% - средства федерального бюджета (субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями);

30% - средства региональных бюджетов;

58% - собственные средства предприятий.

Минсельхоз России приказом от 18 января 2011 г. N 19 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174" определил размер ставки субсидий на закладку виноградников и виноградных питомников на 2011 год в размере 30 тыс. рублей на га, на работы по уходу за виноградниками и виноградными питомниками, включая установку шпалеры в размере 20 тыс. рублей на га.

Отсутствие субсидий на поддержку работ по уходу за молодыми виноградниками или выделение их по минимальной ставке не позволяет компенсировать часть затрат по созданию опорно-шпалерной конструкции. В результате из-за отставания темпов установки шпалеры от темпов закладки виноградников около 30% (5,2 тыс. га в 2010 году) молодых виноградников не подняты на шпалеру, что приводит к их гибели или потери продуктивности.


Раздел 2. Основная цель и задачи программы


В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики. Программа способствует достижению поставленной Минсельхозом России стратегической цели повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства и решению тактической задачи развития приоритетных отраслей растениеводства в части устойчивого роста производства винограда.

Целью программы является обеспечение населения свежим столовым виноградом и отрасли перерабатывающей промышленности - сырьем.

Программой на данный период определены следующие задачи - увеличение площадей промышленных виноградников, восстановление промышленных площадей автохтонных сортов, увеличение производства винограда автохтонных сортов, наращивание объемов производства винограда, модернизация материально-технической базы перерабатывающей отрасли и восстановление питомниководческой базы, - которые предусматривают:

- расширение площадей виноградных насаждений за счет посадки новых и реконструкции плодоносящих насаждений;

- восстановление питомниководческой базы с постепенным переходом на выращивание сертифицированного привитого посадочного материала;

- ведение производства винограда на современной технологической основе с оптимальным учетом природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов.

Программой предусматривается детализация мероприятий и объемы финансирования для достижения показателей на 2011 - 2012 годы (таблица N1) и определяется прогноз на 2013 - 2020 годы наличия виноградных насаждений на конец года, площадей закладки и раскорчевки промышленных виноградников, а также валовой сбор винограда (таблица N2).


Таблица N 1


Показатели

2011 г.

2012 г.

Наличие виноградных насаждений на конец года, тыс. га.

58,1

58,8

Площадь закладки промышленных виноградников, тыс. га

0

2,0

в т.ч. автохтонных сортов

0

0,1

Площадь раскорчевки, тыс. га

1,2

1,3

Валовой сбор, тыс. тонн

320,5

345,2


Таблица N 2


Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Наличие виноградных

насаждений на конец года, тыс. га

60,80

64,00

68,50

74,30

80,90

89,30

99,50

111,50

Площадь закладки промышленных виноградников, тыс. га

3,5

5,0

6,5

8,0

9,0

11,0

13,0

15,0

в т.ч. автохтонных сортов

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

1,0

Площадь раскорчевки, тыс. га

1,5

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

Валовой сбор, тыс. тонн

358,7

380,5

425,8

456,3

496,1

523,7

551,2

581,4


Раздел 3. Ожидаемые результаты реализации программы, целевые индикаторы и показатели


В ходе выполнения Программы будут достигнуты следующие результаты:

заложено молодых виноградников оздоровленными привитыми саженцами с использованием подвоя, соответствующего сорту и почвам ареала возделывания культуры, позволяющими эксплуатировать насаждения не менее 25 лет - 2,0 тыс. га;

доведена доля молодых виноградников в промышленных посадках до 36 процентов;

дополнительно будет создано около 5 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве, что особенно важно для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Основной целевой индикатор Программы и его значения по годам представлены в таблице N 3.


Таблица N 3


Целевой индикатор

Уровень

стремления

2010 г

Значения индикатора, ед.

Год достижения цели

2011 г.

2012 г.

Увеличение сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом и сырьем для отраслей перерабатывающей промышленности, ед.

2,49

1,02

0,98

0,99

2020


Значение индикатора - рост сырьевой базы к уровню 2010 года при стремлении достичь уровень 1985 года.


Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):


(1)


(2)


К - целевой индикатор;

S - площадь промышленных виноградников в 2010 г.;

- площадь промышленных виноградников предыдущего года;

- площадь промышленных виноградников соответствующего года;

- площадь закладки молодых виноградников соответствующего года;

Sр - ежегодная площадь раскорчевки.


Значения показателей результатов реализации целевой программы ведомства "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа 2008 - 2010 гг.), утвержденной приказом Минсельхоза России от 8 апреля 2008 г. N 195, и ожидаемых результатов реализации Программы по годам представлены в таблице N 4.


Таблица N 4


Показатель

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Цель, 2020 г.

Площадь закладки промышленных виноградников

Тыс. га

3,5

2,0

-

2,0

9,6 - в год

в т.ч. автохтонных сортов

Тыс. га

-

-

-

0,1

1,0

Прирост площадей промышленных виноградников (к уровню 2010 г.)

Тыс. га

-0,8

0

-1,2

-0,5

52,2

Площадь раскорчевки

Тыс. га

3,3

4,1

1,2

1,3

2,4 - в год

Наличие площадей на конец года

Тыс. га

62,60

59,3

58,1

58,8

111,50


Начиная с 2012 года, появляется возможность восстановить раскорчеванные виноградники и установить шпалеру.

Существующие агротехнологии позволяют производить закладку новых виноградников при минимальной плотности посадки 2222 кустов на 1 га.

Выделение средств из федерального бюджета в последующие годы позволит обеспечить выполнение отраженных в таблице N 4 показателей.


Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий


Основными программными мероприятиями являются:

1. Субсидирование мероприятий по расширению площадей виноградных насаждений за счет посадки новых, реконструкции и замены существующих виноградников, в т. ч. автохтонных сортов.

Субсидии за счет средств федерального бюджета планируется предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство). При этом средства федерального бюджета на приобретение земельных участков в собственность, аренду земельных участков не предусматриваются.

Субсидии предоставляются при условии наличия правоустанавливающих документов на земельные участки, где осуществляется посадка новых и реконструкция существующих виноградников. Правоустанавливающими документами по данной Программе принимаются: свидетельство о праве собственности, договор аренды, пользования, совместной деятельности и иные гражданско-правовые договоры, регулирующие использование земельного участка.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на осуществление государственной поддержки закладки и ухода за виноградниками до начала их товарного плодоношения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства".

Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации при условии наличия утвержденных субъектами Российской Федерации, либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации целевых программ с аналогичными данной программе целями и показателями их достижения.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 га на закладку и уход за многолетними насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели.

Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется на условиях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с уровнем софинансирования, утверждаемым Минсельхозом России на очередной финансовый год.

Действующий в настоящий момент механизм субсидирования из федерального бюджета на закладку и уход за молодыми насаждениями предусматривает возмещение средних издержек в размере 12%, без учета компенсации затрат на установку шпалеры, которые в общей структуре издержек достигают 35% (при использовании нового виноградного кола и шпалерной проволоки). Это сдерживает реновацию насаждений, поэтому выполнение программных мероприятий существенно зависит от принятия дополнительных мер экономического регулирования и государственной поддержки. Программой предлагается компенсирование из федерального бюджета 20% издержек на закладку, уходные работы и установку шпалеры на молодых виноградниках, заложенных с применением сертифицированного посадочного материала.

2. Субсидирование мероприятий по развитию питомниководческой базы для производства сертифицированного посадочного материала: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.

В этих целях предусматривается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.


Раздел 5. Срок реализации программы


Реализация Программы запланирована на 2011 - 2012 годы.

В 2011 - 2012 годы при выделении соответствующего финансирования планируется создать условия для стабильного развития виноградарства, которые обеспечат инвестиционную привлекательность отрасли на основе применения современных технологий согласно таблице N 5.


Таблица N 5


Годы

Необходимо заложить, га

Необходимо провести уходные работы на молодых насаждениях, годы - га

2011

-

Закладки:

2010 г. - 2025,0

2009 г. - 4721,1

2008 г. - 6170,8

2007 г. - 5036,2

Итого - 17953,1

2012

2000

2010 г. - 2025,0

2009 г. - 4721,1

2008 г. - 6170,8

Итого - 12916,9


Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы


В соответствии с докладом Минсельхоза России от 23 декабря 2007 г. "О результатах и основных направлениях деятельности на 2008 год и на период до 2010 года" одним из показателей уровня достижения стратегической цели N 2 "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства" является индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах). В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и некоторое увеличение объемов производства продукции из винограда. Количественные значения данного показателя приведены в таблице N 6.


Таблица N 6



Основные показатели

уровня достижения целей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Цель

вторая

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

118,0

98,6

76,5

131,0

103,0

в том числе винограда (в сопоставимых ценах),

в % к предыдущему году

100,0

111,5

105,2

110,8

107,8


К экономическим последствиям реализации Программы можно отнести увеличение площади виноградных насаждений и сырьевой базы предприятий в 1,1 раза, повышение доходов части населения, занятого в производственном цикле выращивания и переработки винограда, увеличение совокупности налоговых поступлений по всем этапам производства и реализации готовой продукции.

Социальные последствия реализации Программы заключаются в создании 8 тысяч рабочих мест, что скажется на устойчивом развитии сельскохозяйственной территории, разрядке демографической напряженности на юге России и повышении уровня жизни сельского населения, а также росте его платежеспособности (таблица N 7).


Таблица N 7


Показатели

В объемах действующих обязательств

Валовой сбор винограда

до 350 тыс. тонн

Реализация винограда в свежем виде и на производство натуральных соков

до 50 тыс. тонн

Ежегодная закладка промышленных виноградников

до 1,0 тыс. га

Создание дополнительных рабочих мест

около 5 тыс. мест


Экологические последствия реализации Программы заключаются в снижении в 2 раза пестицидной нагрузки на почву и урожай за счет увеличения доли биологических методов в интегрированной системе защиты

виноградников, ликвидации изреженности насаждений и закладке новых посадок устойчивыми к болезням и вредителям сортами винограда в санитарной зоне прибрежных территорий, а также в непосредственной близости от поселков, где охрана биосферы от загрязнения требует значительного сокращения количества или полного запрещения применения химических средств защиты растений.

Кроме того, закладка виноградников на склонах и неудобных для возделывания других сельскохозяйственных культур землях предотвращает эрозию почв и позволяет осуществлять эффективное регулирование режима природопользования.

К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:

низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу специализированных хозяйств и заводов первичного виноделия, а также расширить площади под виноградниками;

рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для установки шпалеры сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;

аномальные погодные и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза России, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.


Раздел 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств


Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики увеличения сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом за оцениваемый период.

Динамика индикатора и объемов финансирования по годам реализации Программы представлена в таблице N 8.


Таблица N 8


Показатели

2011 г.

2012 г.

Объемы финансирования, млн. руб.

207,61

214,69

Увеличение сырьевой базы для обеспечения населения свежим виноградом, ед.

0,98

0,99

Соотношение финансирования программы и социально-экономический эффект ее реализации

1,0

1,0


Раздел 8. Методика оценки эффективности программы


Количественный метод


Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:

форма 9-АПК - раздел "Затраты на многолетние насаждения" и раздел "Площадь садов, виноградников и других многолетних насаждений, валовой сбор продукции", и форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования", утвержденные приказами Минсельхоза России на соответствующий год;

пояснительная записка (форма 0503160) - "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" (таблица N 2), приложения к пояснительной записке: "Сведения об исполнении бюджета" (ф. 0503164), "Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ" (ф. 0503166), утвержденная приказом Минфина России от 29 декабря 2010 г. N 191н;

форма ГП-26 "Сведения о закладке виноградников", утвержденная приказом Минсельхоза России от 14 июля 2010 г. N 246;

форма 29-СХ - раздел 3 "Многолетние насаждения", утвержденная приказом Росстата от 17 сентября 2010 г. N 319.


Качественный метод


Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.


Раздел 9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах


Система программных мероприятий, основные показатели реализации Программы, в том числе с учетом результатов реализации Программы 2008 - 2010 гг., и объемы закладки промышленных виноградников определены в приложениях N 1, 2 и 3.

Финансирование Программы по созданию устойчивой сырьевой базы для отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" и от 4 февраля 2009 г. N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".

Общий объем финансирования на реализацию программы 2011 - 2012 гг. в ценах соответствующих лет составляет 2 222,58 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 1 116,82 млн. рублей;

2012 год - 1 105,76 млн. рублей;

Из них:

за счет средств федерального бюджета действующих обязательств составляет 422,30 млн. рублей (приложение N 1), в том числе по годам:

2011 год - 207,61 млн. рублей;

2012 год - 214,69 млн. рублей;

за счет средств субъектов Российской Федерации - 592,88 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 297,21 млн. рублей;

2012 год - 295,67 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 1 207,4 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 612,00 млн. рублей;

2012 год - 595,40 млн. рублей.

По согласованию с субъектами Российской Федерации в Южном федеральном округе определены объемы закладки новых посадок винограда (приложения NN 2 и 3).

По расчетам ГНУ Северо - Кавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства Россельхозакадемии средние издержки на закладку 1 га виноградника и работы по уходу за ним до вступления в плодоношение составили в 2010 году 344,9 тыс. руб., в том числе:


тыс. руб.

Подготовка почвы (с учетом внесенных удобрений)

76,2

Посадка (с учетом стоимости саженцев)

123,4

Установка шпалеры

40,8

Уходные работы за виноградниками, в том числе:

104,4

1 года посадки

19,9

2 года посадки

22,5

3 года посадки

29,8

4 года посадки

32,3

Итого затраты на доведение 1 га виноградника до плодоношения

344,9


Расчетная потребность в расходах на выполнение этих работ по данным регионов в 2011 и 2012 годах составит 1 957,6 млн руб. в ценах соответствующих лет.

Разбивка по годам и видам работ, а также потребность в средствах по данным регионов представлена в таблице N 9.


Таблица N 9


Потребность в средствах на развитие виноградарства по данным регионов


2011 г.

2012 г.

Всего

1. Подготовка почвы

(с внесением удобрений)

2. Посадка

3. Установка шпалеры

4. Уходные работы:

1 год


2 год


3 год


4 год

5. Уходные работы, всего

ИТОГО, млн руб.

984,3

973,3

1957,6


В связи с последствиями кризиса и недостаточным объемом бюджетного финансирования на развитие виноградарства предусматриваются следующие объемы работ, подлежащие субсидированию, и суммы средств, выделяемые на них:


Таблица N 10


Год

Посадка

Уходные работы за молодыми виноградниками

Развитие питомниководства млн. руб.

Всего млн руб.

2011

-

7,61

207,61

2012

14,69

214,69

Итого, млн руб.

60,00

340,00

22,30

422,30


Размер ставки субсидий на закладку виноградников и виноградных питомников, а также на работы по уходу за виноградниками и виноградными питомниками, включая установку шпалеры, определены в размере 30 тыс. руб. и 20 тыс. руб. соответственно.

Объемы финансирования за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников будут составлять:


Таблица N 11


млн. рублей

Средства субъектов Российской Федерации


2011

2012

Закладка виноградников и уходные работы

295,3

292,0

Питомниководство

1,91

3,67

Итого

297,21

295,67

Внебюджетные источники


2011

2012

Закладка виноградников и уходные работы

489,0

481,3

Питомниководство

123

114,1

Итого

612,0

595,4


Для обеспечения выполнения программных мероприятий по закладке промышленных виноградников потребуется не менее 3 750 тыс. штук саженцев. Разбивка потребности в привитых и корнесобственных саженцах по годам указана в таблице N 12.


Таблица N 12


тыс. штук

Саженцы

2011 г.

2012 г.

Привитые

-

2625

Корнесобственные

-

1125

Всего:

-

3750


Современное отечественное питомниководство по производству посадочного материала в состоянии обеспечить потребности хозяйств в виноградных саженцах только на 30%, дефицит саженцев восполняется по импорту, в основном саженцами рядовой категории, зачастую пораженными различными заболеваниями и дороже отечественных в 1,5-2 раза.

В этой связи необходимо развитие питомниководства, ориентированного на устойчивое обеспечение потребностей отрасли виноградарства в сертифицированном высококачественном посадочном материале.


Развитие питомниководства

На реконструкцию действующих и строительство новых прививочных комплексов (в том числе хранилищ для черенков и саженцев с регулируемой температурой и влажностью воздуха), укомплектование их специальной техникой и оборудованием для производства агротехнических работ, выполнения прививок и выращивания оздоровленных высококачественных саженцев винограда потребуется финансовая поддержка со стороны государства в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным специализированными хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет (таблица N 13).


Таблица N 13


тыс. руб.

Потребность в кредитах

2011 г.

2012 г.

Строительство и реконструкция прививочных комплексов

61725

57250

Приобретение оборудования для прививочных комплексов

61250

56875


Для выполнения программных мероприятий необходимо получение кредитных ресурсов на строительство и реконструкцию, а также на приобретение оборудования для прививочных комплексов в размере 237 100 тыс. руб.

Расчет субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам выполнен с учетом прогнозной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на среднесрочную перспективу (таблица N 14).


Таблица N 14


млн руб.


2011 г.

2012 г.

Субсидии федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реконструкцию прививочных комплексов

61,7 х 7,75% х 80% = 3,82

(61,7 + 57,2) х 7,75% х 80% = 7,37

Субсидии федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку оборудования для прививочных комплексов

61,2 х 7,75% х 80% = 3,79

(61,2 + 56,9) х 7,75% х 80% = 7,32


Потребность в субсидиях на реконструкцию и закупку оборудования для прививочных комплексов на 2011 - 2012 годы составляет 22,30 млн руб.


Раздел 10. Управление Программой и контроль за ее реализацией


Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется субъектом бюджетного планирования Минсельхозом России.

Ответственным за реализацию Программы, достижение целей и задач, утвержденные индикаторы цели, показатели задач и мероприятий является Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции (Деппищепром), курирующий данное направление.

Мониторинг за ходом реализации Программы и координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и анализа (Депэкономика).

Организацию научно-методологического обеспечения реализации Программы и оказания консультационной помощи осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования (Депнаучтехполитика).

Финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент финансов и бюджетной политики (Депфинансы) по представлению Депэкономики.

Ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Деппищепром, Депэкономика и Депфинансы.

Не реже одного раза в год на заседании коллегии Минсельхоза России заслушивается отчет о ходе реализации программных мероприятий.

Минсельхоз России обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.


Приложение N 1


Система программных мероприятий
целевой программы ведомства Минсельхоза России "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы" в объемах действующих обязательств
(в разрезе классификации расходов бюджетов Российской Федерации)


(в млн. рублей в ценах соответствующих лет)

N

п/п

Наименование мероприятий

Код СБП

Код ГРБС

Рз Пр

ЦСР

ВР

КОСГУ

На среднесрочную перспективу

2011 год

2012 год

1

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на закладку и уход за виноградниками

08

082

04 05

2670506

010

251

200,00

200,00

2

Питомниководство:

 

 

 

 

 

 

7,61

14,69

 

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реконструкцию прививочных комплексов

08

082

04 05

2670513

010

251

3,82

7,37

 

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку оборудования для прививочных комплексов

08

082

04 05

2670513

010

251

3,79

7,32

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

207,61

214,69


Приложение N 2


Основные показатели реализации Программы


Показатели Программы

Отчетный период

Плановый период

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Площадь закладки промышленных виноградников, тыс. га

3,5

2,0

0

2,0

в т.ч. автохтонных сортов

-

-

-

0,1

Прирост площадей промышленных виноградников

(к уровню 2010 г.), тыс. га

-0,8

0

-1,2

-0,5

Площадь раскорчевки, тыс. га

3,3

4,1

1,2

1,3

Наличие площадей на конец года, тыс. га

62,60

59,30

58,10

58,80

Объем бюджетных средств по Программе, млн руб.



207,61

214,69


Приложение N 3


Объемы закладки промышленных виноградников в Российской Федерации в 2011 - 2012 гг.


гектаров

Годы

Планируется заложить,

всего

В том числе:

Краснодарский край

Республика Дагестан

Ставропольский край

Ростовская область

Кабардино-Балкарская Республика

Чеченская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

2011

-

-

-

-

-

-

-

-

2012

2000

720

900

80

80

100

100

20

Итого

2000

720

900

80

80

100

100

20


Утверждена целевая программа "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011-2012 гг.".

Программа предусматривает выделение регионам средств для субсидирования мероприятий 2 типов. Первый - по расширению площадей виноградников за счет посадки новых, реконструкции и замены существующих. Второй - мероприятия по развитию питомниководческой базы для производства сертифицированного посадочного материала. В последнем случае средства выделяются на возмещение части затрат на уплату процентов по инвесткредитам, взятым с/х товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих ЛПХ) в российских банках на строительство и реконструкцию прививочных комплексов.

В итоге ожидается, что производство винограда увеличится с 312 тыс. т (2010 г.) до 350 тыс. т (2012 г.). Переработчики при этом получат 280 тыс. т вместо 260 тыс. т. Объемы производства винограда для потребления в свежем виде и выработки сока должны вырасти с 50 до 70 тыс. т. Также ожидается создание около 5 тыс. дополнительных рабочих мест.

В 2011 г. на реализацию программы из федерального бюджета выделят 207,61 млн руб., в 2012 г. - 214,69 млн руб.


Приказ Минсельхоза РФ от 5 августа 2011 г. N 259 "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие виноградарства Российской Федерации на 2011 - 2012 годы"


Текст приказа размещен на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Internet (http://www.mcx.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.