Приказ Минсельхоза РФ от 1 июня 2011 г. N 162 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы"

Приказ Минсельхоза РФ от 1 июня 2011 г. N 162
"Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы"


В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 21 июня 2010 г. N ВЗ-П11-4108 приказываю:

1. Утвердить отраслевую целевую программу "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа).

2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Депрастениеводства П.А. Чекмарева.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра С.В. Королева.


Министр

Е. Скрынник


Приложение
к приказу Минсельхоза РФ
от 1 июня 2011 г. N 162


Отраслевая целевая программа


Номер отраслевой целевой программы_________________


Наименование отраслевой целевой программы:


"Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации
на 2011 - 2013 годы"


Паспорт отраслевой целевой программы


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование программы

"Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы"

Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта


Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации


Цели и задачи программы

Целью программы является увеличение валового производства сои для обеспечения потребности животноводства в кормовом белке, а также увеличения объёмов производства соевого масла, жмыхов, шротов и высокобелковой продукции для использования в отраслях агропромышленного комплекса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- увеличение посевных площадей сои;

- увеличение валовых сборов семян сои;

- создание новых производств по глубокой переработке бобов сои, в том числе на действующих и строящихся масложировых предприятиях;

- обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при переработке бобов сои, для получения высокобелковой продукции;

- снизить энергопотребление и обеспечить улучшение экологической обстановки в промышленных зонах предприятий за счет использования современных технологий для уменьшения ресурсоёмкости производства;

- диверсифицировать производство с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов;

- совершенствовать систему мер по таможенно-тарифному регулированию импорта продуктов переработки бобов сои.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатели программы:

- увеличение посевных площадей сои в хозяйствах всех категорий с 1205,7 тыс. га в 2010 г. до 1500 тыс. га в 2013 г.;

- увеличение валового сбора семян сои в хозяйствах всех категорий с 1222,4 тыс. тонн в 2010 г. до 1750 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение мощностей по переработке семян масличных культур, в том числе бобов сои, с 4614 тыс. тонн в 2010 г. до 6286 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение объемов производства соевого масла до 247 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение объемов производства жмыхов и шротов до 1096 тыс. тонн в 2013 году;

- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при переработке бобов сои, позволит получить 30 тыс. тонн концентратов соевого белка.

Характеристика программных мероприятий

Реализация комплекса мероприятий государственной поддержки подотрасли соеводства, направленных на стимулирование производства и переработки сои:

- возмещение части затрат на приобретение элитных семян;

- возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений;

- возмещение процентных ставок по краткосрочным кредитам, привлеченным на приобретение материально-технических ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе минеральных удобрений, химических средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов;

- возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей;

- возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои.

Сроки реализации программы

2011 - 2013 годы.

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета на весь срок ее реализации составляет 1873,28 млн. рублей в том числе:

2011 год - 595,29 млн. рублей;

2012 год - 667,14 млн. рублей;

2013 год - 610,85 млн. рублей.

Объем финансирования программы за счет средств регионального бюджета на весь срок ее реализации составляет 495,46 млн. рублей,

в том числе:

2011 год - 152,05 млн. рублей;

2012 год - 167,07 млн. рублей;

2013 год - 176,34 млн. рублей.

Объем финансирования программы за счет собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников на весь срок ее реализации составляет 7052,41 млн. рублей, в том числе:

2011 год - 2158,81 млн. рублей;

2012 год - 2932,74 млн. рублей;

2013 год - 1960,86 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

- Увеличение валового производства семян сои - до 1750 тыс. тонн, площади посева сои до 1500 тыс. га;

- увеличение площадей сои и ежегодное получение за счет увеличения площадей до 50 - 130 тыс. тонн бобов сои;

- увеличение мощностей по переработке семян масличных культур, в том числе бобов сои, с 4614 тыс. тонн в 2010 г. до 6286 тыс. тонн в 2013 году;

- увеличение объемов производства соевого масла до 247 тыс. тонн в 2013 году;

- увеличение объемов производства жмыхов и шротов до 1096 тыс. тонн в 2013 году;

- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при переработке бобов сои, позволит получить 30 тыс. тонн концентратов соевого белка.


Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
отраслевая целевая программа


Отраслевая целевая программа "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011-2013 годы" призвана стать инструментом планирования деятельности Минсельхоза России, субъектов Российской Федерации и землепользователей для реализации государственной политики и достижения стратегической цели устойчивого развития подотрасли соеводства, как составной части агропромышленного комплекса России.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99 (далее - ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года").

Финансирование мероприятий программы, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, будет реализовано в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".


1.1 Производство сои и основные факторы слабого развития подотрасли соеводства в Российской Федерации


В мировом сельскохозяйственном производстве растительного масла соя занимает первое место среди всех масличных растений, а по сборам белка лидирует среди зерновых и зернобобовых культур.

Основными производителями соевого сырья в мире являются развитые в экономическом отношении страны: Канада, США, Аргентина, Италия, а также наиболее динамично развивающиеся - Китай и Индия. Доля сои в структуре посевных площадей может служить индикатором уровня развития земледелия соответствующих территорий. В России ло валовому сбору бобов, достигшему 943,7 тыс. тонн в 2009 г. и 1222,4 тыс. тонн в 2010 г., соя заняла третью позицию после рапса.

Соя возделывается в 46 регионах страны, с крайнего юга до 56 параллели северной широты с охватом более 60 млн. га пахотных земель.

Сорта сои северного экотипа способны давать высокую продуктивность при сумме активных температур в 1750 - 1800°С.

Если в Амурской области соя занимает в структуре посевных площадей почти 50%, в южной зоне России - менее 2%, а в среднем по Российской Федерации около 1%.

Основными причинами слабого развития подотрасли соеводства в России являются природные и экономические риски. Критическим фактором по всей стране является недостаток влаги. Соя потребляет воды на единицу сухого вещества в 1,5-2 раза больше сельскохозяйственных культур зерновой группы. Наивысший расход влаги у сои происходит в период бутонизации, цветения и формирования соевых бобов.

Посевные площади сои во многих хозяйствах, регионах и зонах увеличиваются и сокращаются в прямой зависимости от погодных условий и сезонной продуктивности.

Объёмы промышленной переработки бобов сои для выработки соевого масла, концентратов соевого белка, жмыхов и шротов до 2007 года оставались незначительными из-за недостатка отечественного сырья.

С увеличением валовых сборов в России бобов сои, масложировые предприятия значительно увеличили долю переработки бобов сои в общем объёме используемого масложирового сырья.

Для производства широкого ассортимента высокобелковой продукции при переработке соевых бобов потребуется техническое переоснащение масложировых комбинатов и строительство специализированных предприятий по глубокой переработке бобов сои.

Проблема дефицита пищевого белка в Российской Федерации в последнее время становится все более актуальной. Потребность России в сое для кормопроизводства и переработки на продукты питания составляет около 5 млн. тонн. Для нормальной жизнедеятельности человек по медицинским нормам должен в год потреблять 70-75 кг мяса и мясопродуктов, а производится только 65,7% от общей потребности.

Россия, где имеются все условия для производства отечественной сои в необходимых объемах, импортирует ее.

Создавшийся дефицит мяса и мясопродуктов можно восполнить за счет увеличения поголовья животных, но этот процесс долгий и высокозатратный.

Более быстрый способ - замена протеина животного происхождения на протеин растительный, содержащийся в большом количестве в семенах и биомассе бобовых культур (горох, соя, фасоль, люпин, нут, люцерна и другие). Таким образом, соя является наиболее перспективной культурой, содержащей до 50% белка и аминокислотный состав близкий к животному белку, в том числе по содержанию незаменимых аминокислот (лизин, цистеин, триптофан и другие). Поэтому интерес к сое постоянно возрастает, совершенствуются технологии возделывания, увеличиваются посевные площади и валовой сбор этой ценной культуры.

1.2 Пищевая ценность сои


По данным различных исследователей соя содержит от 33 до 50% белков, 17-38% жиров, 19-35% углеводов.

В бобах сои альбумин составляет 9,5%, глобулины 75,8% от всего белка. Соевые бобы богаты витаминами, микроэлементами, незаменимыми аминокислотами.

Незаменимые аминокислоты человек и животные не синтезируют и вынуждены потреблять с пищей. Соя является источником полноценных белков для обогащения пищевых и кормовых рационов.

Соевые бобы качественно балансируют белком, микроэлементами и витаминами практически все пищевые продукты и особенно самые доступные для населения хлебобулочные и кондитерские изделия.

Кроме того, из сои выделены вещества флавоноидной природы: флавонолы, изофлавоны, оксикумарины, оксикоричные кислоты, производные мочевины.

1.3 Кормовое значение сои


Кормовая ценность сои очень высока. Её можно использовать в виде муки, зелёной массы, сенажа, сена, травяной муки, жмыха, шрота, соевого молока для кормления всех видов сельскохозяйственных животных и птицы, бобов сои:

1. Соевая мука - продукт питания, получаемый в результате перемалывания бобов сои.

2. Соевый шрот - продукт, получаемый после экстракции масла бобов сои. Является ценной белковой кормовой добавкой, которую используют для кормления всех видов сельскохозяйственных животных и птицы. Ценность шрота определяется отличным качеством соевого белка, высоким содержанием протеина и низким содержанием клетчатки, что имеет важную роль для сбалансированного рациона свиней и птицы. При переработке одной тонны зерна сои получают 7,5 - 8,0 центнера шрота, т.е. в два раза больше, чем из семян подсолнечника.

3. Соевый жмых - продукт, получаемый при механическом выделении масла из бобов сои, по количеству незаменимых аминокислот и биологической ценности уступает только мясокостной, рыбной муке и кормовым дрожжам, однако он значительно дешевле и превосходит другие виды жмыхов по выходу кормовых единиц и содержанию перевариваемого протеина.

4. Соевое молоко - растительное молоко, производимое из соевых бобов, содержит много белка (3,8 г в 100 г против 2,9 г - в коровьем молоке), богатого ненасыщенными жирными кислотами. Его используют при выращивании молодняка крупного рогатого скота и свиней, а также как белковую добавку для дойных коров. Молоко из сои способствует росту и развитию телят, приросту их живой массы.

5. В последнее время в качестве корма всё шире используются необезжиренные семена сои, которые не прошли процесса экстракции масла. Они характеризуются высоким содержанием протеина и жира при сравнительно небольшом количестве клетчатки. Зерно, не прошедшее тепловой обработки, скормленное сырым, может отрицательно сказаться на здоровье животных (кроме жвачных), так как в нём содержатся биологически активные антипитательные вещества, ингибиторы протеаз, трипсина, химотрипсина (лектины, сапонины).

6. Соевое сено - скошенная и высохшая на воздухе трава на корм скоту по содержанию белка, сбору кормовых единиц (к. е.), количеству фосфора, кальция и каротина не уступает сену клевера, злаковых трав и естественных кормовых угодий. В 100 кг сена сои содержится 47-54 к.е.

7. Соевый силос - законсервированная без доступа воздуха в специальных хранилищах (траншеи, ямы) измельченная зеленая масса сельскохозяйственной культуры сои, в сухом веществе которой содержится 15,5 - 20,5% протеина. Сочный корм для сельскохозяйственных животных.

Являясь источником полноценного белка, содержащимся в продуктах животного происхождения, соя обеспечивает минимальную себестоимость единицы белкового питания.


Раздел 2. Цели и задачи программы


Целью программы является увеличение валового производства бобов сои для обеспечения потребности животноводства в кормовом белке, а также увеличение объёмов производства соевого масла, жмыхов, шротов и высокобелковой продукции для использования в отраслях пищевой промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач;

- увеличение посевных площадей сои;

- увеличение валовых сборов семян сои;

- создание новых производств по глубокой переработке бобов сои, в том числе на действующих и строящихся масложировых предприятиях;

- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве бобов сои для высокобелковой продукции;

- снижения энергопотребления и улучшения экологической обстановки в промышленных зонах предприятий за счет использования современных технологий для уменьшения ресурсоёмкости производства;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов;

- совершенствование системы мер по таможенно-тарифному регулированию импорта продуктов переработки бобов сои.


Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы


Программой предусмотрена система мер, направленная на стимулирование роста объемов производства бобов сои, и повышение потребления продуктов ее переработки за счет увеличения собственного производства и сокращения импорта.

В результате реализации программы будет обеспечено к 2013 году:

- увеличение посевных площадей сои в хозяйствах всех категорий с 1205,7 тыс. га в 2010 г. до 1500 тыс. га в 2013 г.;

- увеличение валового сбора семян сои в хозяйствах всех категорий с 1222,4 тыс. тонн в 2010 г. до 1750 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение мощностей по переработке семян масличных культур, в том числе бобов сои, с 4614 тыс. тонн в 2010 г. до 6286 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение объемов производства соевого масла до 247 тыс. тонн в 2013 г.;

- увеличение объемов производства жмыхов и шротов до 1096 тыс. тонн в 2013 г.;

- вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при переработке бобов сои, позволит получить 30 тыс. тонн концентратов соевого белка.


Таблица 1


Основные целевые индикаторы программы и их значение по годам


Целевой индикатор

Единицы измерения

Значение индикатора по годам:

2010

2011

2012

2013

Посевные площади сои в хозяйствах всех категорий

тыс. га

1205,7

1386,0

1400,0

1500,0

Валовой сбор сои в хозяйствах всех категорий

тыс. т

1222,4

1600,0

1630,0

1750,0

Мощности по переработке семян масличных культур, в т.ч. бобов сои

тыс. т

4614

4614

4614

6286

Производство масла, жмыха и шрота, белого лепестка, концентратов

тыс. т

176

176

216

247

784

784

960

1096

110

110

110

110

-

-

-

30


Реализация комплекса мер государственной поддержки подотрасли соеводства обеспечит в период реализации отраслевой целевой программы увеличение объемов производства бобов сои за счет роста посевных площадей и урожайности культуры.

Меры государственного стимулирования, направленные на увеличение рентабельности производства культуры и повышение ее ликвидности, призваны обеспечить рост посевных площадей под соей.


Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий


Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий:

а) возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение элитных семян сои у российских производителей за счет средств федерального, регионального бюджетов при условии долевого финансирования за счет средств субъектов Российской Федерации в рамках Госпрограммы;

б) возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений (в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года") за счет средств федерального, регионального бюджетов при условии долевого финансирования за счет средств субъектов Российской Федерации в рамках Госпрограммы;

в) возмещение организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей

г) возмещение организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои.


Раздел 5. Обоснование потребности в необходимых ресурсах


Объем финансирования программы на весь срок ее реализации составляет 9421,15 млн. рублей (таблица 2, приложение 8), в том числе за счет:


Таблица 2


Бюджет программы, млн. рублей


Статьи расхода

2011-2013 годы

В том числе по годам

2011

2012

2013

Всего

9421,15

2906,15

3766,95

2748,05

В том числе:





Федеральный бюджет

1873,28

595,29

667,14

610,85

Региональный бюджет

495,46

152,05

167,07

176,34

Всего из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников

7052,41

2158,81

2932,74

1960,86


Всего средств федерального бюджета - 1873,28 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 595,29 млн. рублей

2012 год - 667,14 млн. рублей

2013 год - 610,85 млн. рублей

Всего средств регионального бюджета - 495,46 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 152,05 млн. рублей

2012 год- 167,07 млн. рублей

2013 год - 176,34 млн. рублей

Всего из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников - 7052,41 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 2158,81 млн. рублей

2012 год - 2932,74 млн. рублей

2013 год - 1960,86 млн. рублей

Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.

Предоставление субсидий из федерального и регионального бюджетов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется:

- на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями элитных семян сои. Размеры субсидий из федерального бюджета рассчитываются по ставке на одну тонну семян, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели. Это позволит своевременно провести сортосмену и сортообновление, обеспечить хозяйства семенами высших репродукций -суперэлитой и элитой, что приведет к увеличению удельного веса площадей, засеваемых семенами высших репродукций и новыми сортами сои.

Потребность в элитных семенах сои составляет 5000 тонн в год, стоимость семян на эту потребность составляет 150 млн. рублей в год и 450 млн. рублей на весь период программных мероприятий. Исходя из ставки субсидии на элитные семена сои - 9000 рублей за 1 тонну семян, из федерального бюджета на весь период программных мероприятий финансируется 135,0 млн. рублей, в том числе по годам (Приложение N 1):

2011 год - 45,0 млн. рублей

2012 год - 45,0 млн. рублей

2013 год - 45,0 млн. рублей

Из бюджета субъектов Российской Федерации на весь период программных мероприятий финансируется 40,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 13,5 млн. рублей

2012 год - 13,5 млн. рублей

2013 год - 13,5 млн. рублей

Всего из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников - 274,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 91,5 млн. рублей

2012 год - 91,5 млн. рублей

2013 год - 91,5 млн. рублей

При стоимости семян 150,0 млн. рублей в год из федерального и регионального бюджетов финансируется 58,5 млн. рублей, таким образом, объем собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников составляет 91,5 млн. рублей в год и 274,5 млн. рублей на весь период программных мероприятий.

- на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение минеральных удобрений для возделывания культуры сои осуществляется в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года".

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на один гектар посева сои, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели.

Всего на весь период программных мероприятий из федерального бюджета потребуется 1516,53 млн. рублей, в том числе по годам (Приложение N 2):

2011 год - 461,84 млн. рублей

2012 год - 511,89 млн. рублей

2013 год - 542,80 млн. рублей

Всего на весь период программных мероприятий из регионального бюджета потребуется 454,96 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 138,55 млн. рублей

2012 год - 153,57 млн. рублей

2013 год - 162,84 млн. рублей

Объем средств из внебюджетных источников на весь период программных мероприятий составляет 3261,71 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 660,81 млн. рублей

2012 год - 1083,14 млн. рублей

2013 год - 1517,76 млн. рублей

- на возмещение организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Всего на весь период программных мероприятий потребуется средств федерального бюджета 3,750 млн. рублей (субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам из бюджета действующих обязательств в ценах соответствующих лет), в том числе по годам (Приложение N 3):

2011 год - 1,250 млн. рублей

2012 год - 1,250 млн. рублей

2013 год - 1,250 млн. рублей

- на возмещение организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои.

Всего на весь период программных мероприятий из федерального бюджета потребуется 218 млн. рублей (субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам из бюджета действующих обязательств в ценах соответствующих лет), в том числе по годам (Приложение N 4):

2011 год - 87,2 млн. рублей

2012 год - 109 млн. рублей

2013 год - 21,8 млн. рублей

Объем кредитных средств хозяйств и других внебюджетных источников - 3516,2 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 1406,5 млн. рублей

2012 год - 1758,1 млн. рублей

2013 год - 351,6 млн. рублей

Для возделывания сои используется универсальная техника и технологическое оборудование, как и под все сельскохозяйственные культуры, поэтому поддержка производства и переработки сои отечественными предприятиями в части удешевления специализированной техники и технологического оборудования под сою через систему Росагролизинга в программе не отражена.

По мере роста производства продукции соевого комплекса и удовлетворения внутренней потребности страны в соевых бобах отечественного производства предполагается дальнейшее совершенствование системы мер по таможенному-тарифному регулированию рынка продукции соевого комплекса, направленное на повышение конкурентоспособности российской продукции и поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере внешнеэкономической деятельности. Среди указанных мер можно рассматривать как повышение ставок ввозных таможенных пошлин на импортные соевые бобы, соевое масло и соевый шрот, а также создание условий для увеличения экспорта продуктов переработки соевых бобов.


Раздел 6. Сроки и этапы реализации программы


Срок реализации отраслевой целевой программы 2011 - 2013 годы.

Первоочередными задачами следует считать осуществление комплекса мер государственного стимулирования производства сои, и создание условий для формирования рынка семян и продуктов его переработки.


2011 год


Реализация комплекса мер государственной поддержки подотрасли соеводства, направленных на стимулирование производства сои в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала, минеральных удобрений, возмещение процентных ставок по краткосрочным кредитам, привлеченным на приобретение материально-технических ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе минеральных удобрений, химических средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои. Выход на проектные площади соеводства в размере 1386,0 тыс. га.


2012 год


Реализация комплекса мер государственной поддержки подотрасли соеводства, направленных на стимулирование производства сои в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала, минеральных удобрений, возмещение процентных ставок по краткосрочным кредитам, привлеченным на приобретение материально-технических ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе минеральных удобрений, химических средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои. Выход на проектные площади в размере 1400 тыс. га.


2013 год


Реализация комплекса мер государственной поддержки подотрасли соеводства, направленных на стимулирование производства, сои в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала, минеральных удобрений, возмещение процентных ставок по краткосрочным кредитам, привлеченным на приобретение материально-технических ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе минеральных удобрений, химических средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей, возмещение организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои. Выход на проектные площади под соей в размере 1500 тыс. га.


Раздел 7. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации программы


Достижение целей программы позволит создать необходимые предпосылки для стимулирования развития сырьевой отрасли и маслоперерабатывающей промышленности, повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли в целом, и дальнейшего развития подотрасли соеводства в частности.

Программа направлена на достижение стратегической цели Минсельхоза России "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства".

Тактической задачей, на решение которой направлена программа, является развитие приоритетных подотраслей растениеводства.


Таблица 3


Показатели, характеризующие уровень влияния программы на достижение
стратегической цели Минсельхоза России


Основные показатели

Единица измерения

Плановый период по годам:

2011

2012

2013

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

%

126,0

103,0

103,0

Индекс производства бобов сои

%

130,9

101,9

107,4


Программа предусматривает увеличение производства бобов сои к 2013 г. до 1750,0 тыс. т, площади посева сои до 1500,0 тыс. га, что будет способствовать созданию реальных предпосылок для улучшения существующей системы растениеводства основных земледельческих регионов Российской Федерации и создания надежного рынка сбыта произведенного масличного сырья.

Масштабное увеличение производства сои возможно лишь за счет замещения других полевых культур в структуре посевных площадей. Наиболее вероятным результатом реализации данной программы станет пропорциональное сокращение доли зерновых культур в структуре посевных площадей регионов со сложившейся зерновой монокультурой, а также неиспользуемых кормовых угодий.

Ожидаемые агроэкологические последствия широкомасштабного производства сои при условии неукоснительного соблюдения основных технологических приемов возделывания культуры следующие:

- увеличение почвенного плодородия (количество растительных остатков после уборки сои на 1 га соответствует внесению 5-6 т навоза);

- улучшение фитосанитарного состояния почвы;

- рост урожайности зерновых культур, высеваемых вслед за соей, в среднем на 5 ц с 1 га без дополнительных затрат.

В процессе проведения мероприятий, направленных на осуществление программы, возможны риски внешнего характера, не поддающиеся управлению в рамках программы.

К основным рискам можно отнести:

- значительное отклонение природно-климатических условий от нормы;

- риски в сфере сбыта бобов сои и продукции из нее;

- риски вступления России в ВТО, зависимость экономики страны от мировых цен на нефть и другие риски макроэкономического характера.

В случае невыполнения проектного роста площадей под соей субсидии в полном объеме, предусмотренном данной программой не осваиваются, то есть, субсидирование затрат на приобретение семенного материала и минеральных удобрений осуществляется в расчете на единицу занятой культурой площади. Эта часть рисков при расчетах программы учтена не была.


Таблица 4


Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта от реализации программы в части увеличения производства сои (с учетом дисконтирования)


Культуры

Риски от невыхода на планируемую урожайность по годам, млн. рублей

2011

2012

2013

Соя

118,6

89,0

59,3

Зерновые культуры

590,6

654,6

694,2

Всего

973,6

843,3

744,2


, где


Усо - урожайность сои в отчетном 2009 г. составила 1,19 т/га;

Усб - урожайность сои в базисном периоде, т/га;

Рс - средняя цена реализации 1 тонны сои в 2009 г. по годовому отчету Минсельхоза России составила 11317 рублей;

Сс - себестоимость производства 1 тонны сои в 2009 г. по годовому отчету Минсельхоза России составила 7926 рублей;

Sc - площадь возделывания сои в 2009 году составила 874640 га.


, где


Рз - средняя цена реализации 1 т зерновых культур в 2009 г. составила. 3765 рублей;

Sз - посевная площадь зерновых, размещенных по сое текущего года, в 2009 г. составила 400000 га.

Принимая во внимание современные тенденции развития сельского хозяйства, возрастающую год от года значимость масличных культур в мировом сельскохозяйственном производстве, а также необходимость диверсификации аграрного сектора российской экономики, можно утверждать, что государственное стимулирование производства сои следует рассматривать как инструмент для масштабных изменений в аграрном секторе экономики, позволяющий повысить эффективность растениеводства как за счет сои - ценной масличной и белковой культуры, способной занять достойное место рядом с подсолнечником и рапсом, так и за счет последствий ее включения в севооборот.


Раздел 8. Оценка эффективности программы


Оценку эффективности реализации программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства и переработки семян сои.

Оценку эффективности предлагается проводить посредством анализа динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы по годам:

- посевные площади сои в хозяйствах всех категорий, тыс. га;

- валовой сбор семян сои в хозяйствах всех категорий, тыс. т;

- создание новых производств по глубокой переработке бобов сои, в том числе на действующих и строящихся масложировых предприятиях;

- увеличение выхода соевого масла, жмыха, шрота и высокобелковой продукции.


Таблица 5


Эффективность объемов финансирования при реализации
программы по годам


Целевой индикатор

Единица измерения

Значение индикатора по годам:

2011

2012

2013

Объем финансирования по программе

млн. рублей

2906,15

3766,95

2748,05

Объем дополнительной продукции, полученной от внедрения программных мероприятий

млн. рублей

5510

3190

2465

Получено дополнительной продукции на каждый вложенный рубль

рублей

1,9

0,85

0,9


Оценка эффективности расходования бюджетных средств должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации программы.


Раздел 9. Методика оценки эффективности программы


Количественный метод:

Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:

Форма 8 - АПК "Затраты по элементам на основное производство", 9 - АПК "Площадь сева сельскохозяйственных растений, валовой сбор и урожайность", 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования" сводного годового бухгалтерского отчета.

Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).

Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности (квартальная, годовая).

Федеральная программа статистических работ Росстата России "Площади, валовой сбор и урожайность в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).

Качественный метод - достижение плановых значений и целевых индикаторов.


Раздел 10. Система управления реализацией программы


Комплексное управление программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозом России.

Система управления реализацией программы:

- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;

- координацию взаимодействия департаментов Минсельхоза России и методическое руководство реализацией программы осуществляет Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;

- финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент финансов и бюджетной политики;

- мониторинг реализации программы осуществляет Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;

- ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются Департамент растениеводства, химизации и защиты растений и Департамент экономики и анализа.


Приложение 1


Расчет
потребности средств для субсидирования части затрат на приобретение элитных семян сои по отраслевой целевой программе "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011-2013 годы"


Годы

Общая площадь посева под соей, тыс. га

Потребность в элитных семенах, тонн

Стоимость семян сои всего, млн. рублей

Ставка субсидии на элитные семена, рублей за тонну

Объем субсидий из федерального бюджета на элитные семена, млн. рублей

Объем средств регионального бюджета, млн. рублей (составляет не менее 30% от объема средств федерального бюджета)

Объем субсидий из федерального и регионального бюджетов, млн. рублей

Объем собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников, млн. рублей

2011

1386,0

5000

150,0

9000

45,0

13,5

58,5

91,5

2012

1400,0

5000

150,0

9000

45,0

13,5

58,5

91,5

2013

1500,0

5000

150,0

9000

45,0

13,5

58,5

91,5

итого



450,0


135,0

40,5

175,5

274,5


Приложение 2


Расчет
средств для субсидирования затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений
осуществляется в рамках федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"


Годы

Общая площадь посева, тыс. га

Потребность в минеральных удобрениях под сою, всего тыс. тонн д.в.

Стоимость минеральных удобрений всего, млн. рублей

Размер ставки субсидии руб. на га удобренной площади

Объем субсидий из федерального бюджета, млн. рублей

Объем субсидий из регионального бюджета, млн. рублей

Объем субсидий из федерального и регионального бюджетов, млн. рублей

Объем средств из внебюджетных источников, млн. рублей

2011

1386,0

50,2

1261,2

368

461,84

138,55

600,39

660,81

2012

1400,0

69,6

1748,6

368

511,89

153,57

665,46

1083,14

2013

1500,0

88,5

2223,4

368

542,8

162,84

705,64

1517,76

Итого



5233,2


1516,53

454,96

1971,49

3261,71


Приложение 3


Расчет
средств для возмещения организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по
кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов
сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей


Годы

Объем субсидий из федерального бюджета, млн. рублей

2011

1,25

2012

1,25

2013

1,25

Итого

3,75


Приложение 4


Расчет
средств для возмещения организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по
инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2013 годах на срок до 8 лет, на
строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои


Годы

Объем субсидий из федерального бюджета, млн. рублей

Объем кредитных средств хозяйств и других внебюджетных источников, млн. рублей

Объем средств из федерального бюджета совместно с кредитными средствами хозяйств и других внебюджетных источников, млн. рублей

2011

87,2

1406,5

1493,7

2012

109,0

1758,1

1867,1

2013

21,8

351,6

373,4

Итого

218,0

3516,2

3734,2


Приложение 5


Сводная таблица
по объемам средств из федерального бюджета для реализации мероприятий отраслевой целевой
программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011-2013 годы"


Статьи расхода

Код СПБ

Код ГРБС

РзПр

ЦСР

ВР

Статья КОСГУ

2011 - 2013 г.г., млн. рублей

Годы, млн. рублей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего из федерального бюджета

08

082





1873,28

595,29

667,14

610,85

в том числе:

08

082









прочие расходы

08

082





1873,28

595,29

667,14

610,85

в том числе:

08

082









семена высших репродукций

08

082

0405

2670503

010

250

135,0

45,0

45,0

45,0

минеральные удобрения (в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года")

08

082

0405

1006000

026

250

1516,53

461,84

511,89

542,8

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сроком до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей

08

082

0405

2670510

010

250

3,75

1,25

1,25

1,25

возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои

08

082

0405

2670513

010

250

218

87,2

109

21,8


Приложение 6


Сводная таблица
по объемам средств из регионального бюджета для реализации мероприятий отраслевой целевой
программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011-2013 годы"


Статьи расхода

2011 - 2013 г.г., млн. рублей

Годы, млн. рублей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего из регионального бюджета

495,46

152,05

167,07

176,34

в том числе:





семена высших репродукций

40,5

13,5

13,5

13,5

минеральные удобрения

454,96

138,55

153,57

162,84


Приложение 7


Сводная таблица
по объемам собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников для реализации
мероприятий отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на
2011-2013 годы"


Статьи расхода

2011-2013 г.г., млн. рублей

Годы, млн. рублей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников

7052,41

2158,81

2932,74

1960,86

в том числе:





семена высших репродукций

274,5

91,5

91,5

91,5

минеральные удобрения

3261,71

660,81

1083,14

1517,76

возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои

3516,2

1406,5

1758,1

351,6


Приложение 8


Бюджет отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации
на 2011-2013 годы"


Статьи расхода

2011-2013 г.г., млн. рублей

Годы, млн. рублей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

9421,15

2906,15

3766,95

2748,05

в том числе:





Федеральный бюджет

1873,28

595,29

667,14

610,85

Региональный бюджет

495,46

152,05

167,07

176,34

Всего из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников

7052,41

2158,81

2932,74

1960,86

Семена высших репродукций - стоимость

450,0

150,0

150,0

150,0

Компенсация

175,5

58,5

58,5

58,5

Из федерального бюджета

135,0

45,0

45,0

45,0

Из регионального бюджета

40,5

13,5

13,5

13,5

Из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников

274,5

91,5

91,5

91,5

Минеральные удобрения - стоимость

5233,2

1261,2

1748,6

2223,4

Компенсация

1971,49

600,39

665,46

705,64

Из федерального бюджета

1516,53

461,84

511,89

542,8

Из регионального бюджета

454,96

138,55

153,57

162,84

Из собственных средств хозяйств и других внебюджетных источников

3261,71

660,81

1083,14

1517,76

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 - 2013 годах на срок до 1 года, на закупку бобов сои у отечественных сельхозтоваропроизводителей





Компенсация

3,75

1,25

1,25

1,25

Из федерального бюджета

3,75

1,25

1,25

1,25

Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по глубокой переработке бобов сои





Компенсация

3734,2

1493,7

1867,1

373,4

Из федерального бюджета

218,0

87,2

109,0

21,8

Из кредитных средств хозяйств и других внебюджетных источников

3516,2

1406,5

1758,1

351,6



Приказ Минсельхоза РФ от 1 июня 2011 г. N 162 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.