Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 1 августа 2000 г. N Ф08-1936/2000-541А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя ГУП "Аэропорт Сочи", в отсутствие представителя Инспекции МНС РФ по Адлерскому району города Сочи, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Адлерскому району города Сочи на решение от 28.03.2000 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2000 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2865/2000-20/87, установил следующее.
Инспекция МНС РФ по Адлерскому району города Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному унитарному предприятию "Аэропорт Сочи" о взыскании налоговых санкций в сумме 16 698 руб.
Решением от 28.03.2000 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что цех бортового питания "Аэропорт Сочи" является точкой общественного питания и имеет соответствующий сертификат. Он готовит бортовое питание для пассажиров и отпускает его по заявкам авиакомпаний. Инструкцией по организации питания пассажиров на борту самолетов, утвержденной Приказом Министерства торговли СССР и Министерства ГА СССР N 11/7 от 10.01.80 предусмотрено включение в меню рационов питания пассажиров бизнес-класса спиртных напитков в ассортименте до 450 граммов на пассажира. Объем оборота алкогольной продукции цехом бортового питания ГУП "Аэропорт Сочи" за 1998 год составил 270 декалитров. Действовавший в 1998 Федеральный Закон N 171 от 22.11.95 (в редакции ФЗ-15 от 10.01.97) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" не предусматривал получения лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции в таких малых количествах.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2000 решение от 28.03.2000 оставлено без изменения. Поддержав выводы суда первой инстанции апелляционная инстанция указала, что действующие в спорный период Федеральный Закон N 171 от 22.11.95 (в редакции ФЗ-15 от 10.01.97) и Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции N 127 от 08.02.96 не предусматривали обязанности получения лицензии при осуществлении предприятиями деятельности по оптовой реализации алкогольной продукции при объеме ее годового оборота до 0,02 млн. декалитров в год, тогда как объем оборота алкогольной продукции цехом бортового питания ГУП "Аэропорт Сочи" за 1998 год составил всего 270 декалитров, не превысил он 0,02 млн. декалитров и в 1999 году.
Инспекция МНС РФ по Адлерскому району города Сочи подала кассационную жалобу на указанные судебные акты, которые просит отменить, исковые требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП "Аэропорт Сочи" просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ГУП "Аэропорт Сочи" возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям указанным в отзыве, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя ГУП "Аэропорт Сочи", считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ГУП "Аэропорт Сочи" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.04.97 по 01.01.99 составлен Акт N 02.12.176 от 16.07.99 о неуплате налогов и сборов, в том числе неуплате сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 83 490 руб., в том числе: за 1998 год- 41 745 руб.; за 1999 год - 41 745 руб. В пункте 2.1.18 Акта проверки указано, что цех бортового питания СПТ "Сокол" ГУП"Аэропорт Сочи" по представленным заказам обеспечивает авиакомпании продуктами питания и алкогольной продукцией, которые отпускаются по накладным на борта воздушных судов по утвержденным нормам расхода алкогольной продукции на человека, и получало в проверяемый период лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукции, выданные Управлением торговли и конъюнктуры рынка Администрации города Сочи.
Вместе с тем, в нарушение пункта 7 статьи 18 Федерального Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", с внесенными изменениями и дополнениями, и статей 1, 3 Закона Российской Федерации от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" цех бортового питания не имеет лицензии на право хранения и оптовой продажи алкогольной продукции, тогда как реализация авиакомпаниям алкогольной продукции цехом бортового питания является оптовой торговлей. На основании указанного Акта руководителем Инспекции принято Решение N 02.12.176/248 от 13.08.99 о привлечении ГУП "Аэропорт Сочи" к налоговой ответственности и взыскании, в том числе, на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 16 698 руб.
В проверяемом периоде (согласно Акту проверки по данному виду сбора с 01.04.97 по 01.01.99) действовал Федеральный Закон N 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 10.01.97 N 15-ФЗ), которым предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции и с объемом указанных производства или оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год. Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.96 N 127, Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 09.07.98 N 727 (действовавшими в спорном периоде), предусматривался аналогичный порядок лицензирования оборота по реализации алкогольной продукции, при котором обязанность получения лицензии на осуществление деятельности по оптовой реализации этой продукции поставлена в зависимость от объема ее годового оборота.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что годовой оборот алкогольной продукции у ответчика в проверяемом периоде составил менее 0,02 миллиона декалитров, в частности, в 1998 году объем оборота составил 270 декалитров. Исследовав фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд правомерно пришел к выводу о необоснованности привлечения ГУП "Аэропорт Сочи" к ответственности за оптовую продажу алкогольной продукции с годовым оборотом менее 0,02 миллиона декалитров, поскольку действовавшим в спорном периоде законодательством получение лицензии на данную деятельность не предусматривалось. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения и постановления апелляционной инстанции кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
Решение от 28.03.2000 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2000 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2865/2000-20/87 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2000 г. N Ф08-1936/2000-541А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании