Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2005 г. N Ф08-101/05-47А "Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 1 февраля 2005 г. N Ф08-101/05-47А
"Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их
переработки осуществляется Министерством РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий"
(извлечение)

 

Прокурор Карасунского округа г. Краснодара (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" (далее - ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по эксплуатации АЗС без лицензии.

Решением суда от 05.11.04 заявленные требования удовлетворены на том основании, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.

ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что АЗС не могут быть отнесены к производственным объектам, поскольку на них осуществляется реализация уже готовой продукции. Кроме того, общество ссылается на то, что имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасной объектов.

Отзыв на жалобу в суд не представлен.

Представители акционерного общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Должностными лицами прокуратуры Карасунского района г. Краснодара проведена проверка исполнения требований действующего законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности, а также по эксплуатации опасных производственных объектов.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет реализацию горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций и собственную нефтебазу без лицензии на эксплуатацию пожароопасных объектов.

По данному факту прокурором вынесено постановление от 11.10.04 о возбуждении в отношении ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о правомерности привлечения ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 9 декабря 2002 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"" деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки исключена из числа лицензируемых видов деятельности.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 17 Закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (в редакции от 09.12.02, от 26.03.03) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, помимо прочего, деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, а также деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Общество представило в материалы дела лицензию от 17.12.03 N 57-ЭВ-000419 на эксплуатацию взрывоопасных объектов и лицензию от 11.12.02 N 40003561 на осуществление деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

Между тем Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 595, установлен порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. При этом под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых в том числе используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с пунктом 2 этого Положения лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Факт отсутствия лицензии на эксплуатацию АЗС и нефтебазы, где осуществляется хранение и реализация горючих жидкостей - нефтепродуктов, ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" не отрицает.

В кассационной жалобе общество ссылается на то, что АЗС не могут быть отнесены к производственным объектам, поскольку на них осуществляется реализация уже готовой продукции.

Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, поскольку им не отрицается факт хранения легковоспламеняющихся горючих жидкостей в процессе эксплуатации АЗС, при этом хранение нефтепродуктов является необходимым техническим условием и средством реализации нефтепродуктов, т.е. по смыслу подпункта "в" пункта 1 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим признаком для отнесения АЗС к опасным производственным объектам.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценил. Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.04 по делу N А32-38013/2004-19/1114-47АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2005 г. N Ф08-101/05-47А "Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании