Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2005 г. N Ф08-5791/04 "Выдача лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ; возможность установления при лицензировании ограничений лицензируемой деятельности не предусматривают ни Воздушный кодекс РФ, ни другие нормативные акты" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 января 2005 г. N Ф08-5791/04
"Выдача лицензии авиационному предприятию или индивидуальному
предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии
с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению
социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ;
возможность установления при лицензировании ограничений лицензируемой
деятельности не предусматривают ни Воздушный кодекс РФ, ни другие
нормативные акты"
(извлечение)

 

Некоммерческое партнерство сельскохозяйственных предприятий "Сельхозавиахимия" (далее - некоммерческое партнерство "Сельхозавиахимия") обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненное требование) об устранении нарушений права пользования выданной Южным окружным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Территориальное управление Минтранса России) лицензией серия ЮЖАР от 23.11.01 N 000061 путем исключения из нее дополнительного условия о выполнении авиационно-химических работ только для нужд участников некоммерческого партнерства без права на заключение коммерческих договоров со сторонними организациями.

Заявление обосновано тем, что внесение в лицензию дополнительного условия (ограничения) о выполнении авиационно-химических работ для нужд участников некоммерческого партнерства без права на заключение коммерческих договоров со сторонними организациями не соответствует законодательству.

Решением от 30.07.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.04, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акт мотивированы тем, что некоммерческое партнерство "Сельхозавиахимия" получило сертификат эксплуатанта авиации общего назначения, в котором содержится условие о выполнении авиационно-химических работ для собственных нужд. Как эксплуатант авиации общего назначения некоммерческое партнерство относится к гражданской авиации, используемой на безвозмездной основе, и вправе осуществлять авиационно-химические работы только для собственных нужд. Некоммерческое партнерство не вправе осуществлять коммерческую деятельность (получить соответствующую лицензию) без прохождения в установленном порядке сертификации в качестве эксплуатанта коммерческой авиации.

В кассационной жалобе некоммерческое партнерство "Сельхозавиахимия" просит отменить принятые судебные акты, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные инстанции неправомерно руководствовались Воздушным кодексом Российской Федерации и не применили Федеральный закон от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законодательство о лицензировании предусматривает проведение лицензирования по виду деятельности, а не по субъектному составу, кроме того, требует представить только документ, подтверждающий профессионально-техническую (технологическую) возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности - сертификат (свидетельство эксплуатанта). В законе не содержится указание на то, что для осуществления коммерческой деятельности требуется представление именно сертификата эксплуатанта коммерческой авиации. Лицензионная комиссия Территориального управления Минтранса России не вправе устанавливать в лицензии дополнительные условия (ограничения), поскольку не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Установление в лицензии дополнительного условия (ограничения) нарушает права и законные интересы заявителя, гарантированные ему Конституцией Российской Федерации.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Некоммерческому партнерству "Сельхозавиахимия" лицензионная комиссия Территориального управления Минтранса России выдала лицензию на осуществление авиационно-химических работ (серия ЮЖАР от 23.11.01 N 000061). В графе "Дополнительные условия к лицензируемой деятельности" указано, что некоммерческое партнерство вправе выполнять авиационно-химические работы для нужд своих участников без права заключения коммерческих договоров со сторонними организациями.

Включение в лицензию дополнительного условия не соответствует Воздушному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность гражданской авиации.

В обоснование формулировки дополнительного условия Южное окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта ссылается на статью 21 Воздушного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения. Статья не запрещает некоммерческому партнерству заключать договоры со сторонними организациями, она лишь устанавливает критерий отнесения авиации к авиации общего назначения. Между тем формулировка дополнительного условия ограничивает некоммерческое партнерство правом выполнения работ только для его участников, что явно не соответствует смыслу закона. При этом указанная формулировка не запрещает выполнять авиационные работы за плату для участников партнерства, хотя территориальное управление воздушного транспорта исходит из того, что партнерство как эксплуатант авиации общего назначения может выполнять работы только на безвозмездной основе.

Установление ограничения лицензируемой деятельности неправомерно также ввиду следующего.

Дополнительные ограничения могут быть внесены не в лицензию, а в сертификат (статья 10 Кодекса). Основанием для внесения ограничений служит нарушение сертификационных (технических и организационных) требований к эксплуатанту. Установление ограничений экономического характера не соответствует существу сертификации. Это следует из нормативных актов, регулирующих вопросы сертификации, в частности из пункта 6 Положения о государственном регулировании и контроле деятельности авиации общего назначения и пункта 3.6 раздела 2 Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов, утвержденных приказами Федеральной авиационной службы России от 26.10.1997 N 225 и от 30.12.1998 N 375, действовавших в период выдачи лицензии.

Основные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации содержатся в статье 9 указанного Кодекса. Согласно пункту 4 данной статьи выдача лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ. Возможность установления при лицензировании иных обременений и ограничений лицензируемой деятельности не предусматривают ни Воздушный кодекс Российской Федерации, ни другие нормативные акты.

Таким образом, в отличие от сертификации лицензирование деятельности эксплуатантов не допускает внесение дополнительных ограничений, формулировка лицензируемой деятельности должна точно соответствовать законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса лицензированию, наряду с другими, подлежат "авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ".

К числу лицензируемых отнесена также деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от формулировки деятельности по перевозкам формулировка деятельности по выполнению авиационных работ не содержит указания на коммерческий характер этих работ. Это позволяет сделать вывод о том, что лицензия на авиационные работы выдается независимо от экономического характера выполняемых работ. Причем таким подходом не нарушаются сертификационные требования, поскольку в отношении авиационных работ они одинаковы для коммерческих эксплуатантов и для эксплуатантов авиации общего назначения. Авиация общего назначения, используемая для выполнения авиационных работ, относится к деловой авиации, для которой установлено требование об обязательной сертификации в порядке, предусмотренном для коммерческих эксплуатантов (пункты 3 и 4 Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 996).

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 30.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-15775/03-С5-29 отменить.

Признать недействительным дополнительное условие лицензии серии ЮЖАР от 23.11.01 N 00006 о выполнении авиационно-химических работ только для нужд участников некоммерческого партнерства "Сельхозавиахимия" без права на заключение коммерческих договоров со сторонними организациями.

Обязать Южное окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации исключить из лицензии указанное условие.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2005 г. N Ф08-5791/04 "Выдача лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ; возможность установления при лицензировании ограничений лицензируемой деятельности не предусматривают ни Воздушный кодекс РФ, ни другие нормативные акты"


Текст постановления опубликован в "Вестнике федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2005 г., N 2/2005


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании