Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2006 г. N Ф08-798/06-369А "Согласно ст. 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 марта 2006 г. N Ф08-798/06-369А
"Согласно ст. 1 Федерального закона "О плате за пользование водными
объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами
признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие
пользование водными объектами с применением сооружений, технических
средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке,
установленном законодательством РФ"
(извлечение)

 

ОАО "Невинномысская ГРЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 11.04.05 N 48-13/27 в части доначисления обществу 41 134 343 рублей платы за пользование водными объектами, 8 226 869 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 129 648 рублей 85 копеек ЕСН, 25 929 рублей 76 копеек штрафа, 37 822 рублей 09 копеек пени.

МИ ФНС России N 8 по Ставропольскому краю обратилась со встречным заявлением о взыскании с общества 8 252 798 рублей 76 копеек штрафа.

Решением от 14.09.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.12.05, требования общества удовлетворены, в удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции отказано. Судебный акт в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 11.04.05 N 48-13/27 в части доначисления обществу платы за пользование водными объектами в сумме 41 134 343 рублей и штрафа в сумме 8 226 869 рублей мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательств занижения обществом объемов водопользования.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 14.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 05.12.05 в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении платы за пользование водными объектами и соответствующего штрафа, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. По мнению налоговой инспекции, в нарушение Закона Российской Федерации от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" первичный учет объемов воды, забираемых из водоема и сброшенных в него, ведется обществом с помощью устройств, не имеющих соответствующих сертификатов.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на ежегодную поверку имеющихся средств измерения; на отсутствие претензий со стороны Комитета по водному хозяйству Ставропольского края к выполнению обществом лицензионных условий водопользования; на применение косвенного метода определения объема водопотребления в связи с отсутствием в проверяемом периоде стационарных измерительных приборов, способных определить объемы забранной воды в трубопроводах диаметром 3000 мм.

В судебном заседании представители сторон повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.

Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Невинномысская ГРЭС" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и внесения платы за пользование водными объектами, с 01.01.02 по 01.10.04.

По результатам проверки составлен акт от 21.02.05 N 19 и вынесено решение от 11.04.05 N 48-13/27, которым обществу предложено внести плату за пользование водными объектами с 01.01.03 по 01.10.04 в сумме 41 134 343 рублей, а также штраф за невнесение указанной платы в установленные сроки в сумме 8 226 869 рублей.

Решение налоговой инспекции в данной части мотивировано тем, что у общества отсутствует надлежаще поверенное измерительное оборудование, обеспечивающее достаточный учет объемов забранной и сброшенной технической воды и согласованная методика выполнения измерений.

Налоговая инспекция выставила требование от 12.04.05 N 1006 об уплате налоговой санкции.

Признавая недействительным решение налоговой инспекции в части доначисления платы за пользование водными объектами и штрафа, суд правомерно исходил из следующего.

По смыслу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчетов налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 6 данного Закона плательщик самостоятельно определяет сумму платы. Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Платежная база зависит от вида пользования водными объектами и объема забранной воды.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции ГНС России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" объем воды, забранный из поверхности водных объектов, определяется на основании показателей водоизмерительных приборов, отраженных водопользователем в журнале первичного учета использования воды по состоянию на первое число каждого месяца. На предприятиях, не имеющих водоизмерительных приборов, объем забранной воды по согласованию с территориальным органом МПР России временно, до установления приборов, может определяться как объем установленных лимитов водоснабжения, а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.

Согласно подпункту "б" пункта 24 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установление и пересмотр лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, организации необходимо предоставить сведения о наличии средств учета забора воды.

В материалы дела общество представило лицензию серии СТВ N 000033, акт комплексной проверки КБВУ от 24 - 27.06.03, договор на пользование поверхностным водным объектом, технические списки водомерных постов, акт контрольной проверки маркировки линейки в аванкамере БВЗ от 05.03.04, составленный работниками геодезического отдела Невинномысского кадастрового центра и утвержденный главным инженером ОАО "НГРЭС" 05.03.04, паспорт метроштока (МШМ - 3,5 - 00.000 ПС), паспорта уровнемеров, паспорта гидрометрических реек водомерных, подтверждающие наличие у общества соответствующего измерительного оборудования забора и сброса технической воды, а также согласованной методики выполнения измерений.

Суд установил, что налоговая инспекция не представила доказательств правомерности своего расчета водопотребления.

При рассмотрении дела суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, оценили представленные в дело доказательства и доводы сторон и приняли законные и обоснованные судебные акты. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и не приняты судом кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 14.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 05.12.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4438/2005-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2006 г. N Ф08-798/06-369А "Согласно ст. 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело