Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2007 г. N Ф08-5597/07-2120А "Юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 12 сентября 2007 г. N Ф08-5597/07-2120А
"Юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой
образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение"
(извлечение)

 

ООО "Альфамарин" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) от 22.08.06 N 000050/3 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 70 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 17.05.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.07.07, в удовлетворении требований отказано в связи с наличием в действиях заявителя состава правонарушения.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.05.07, постановление апелляционной инстанции от 19.07.07 и признать незаконным постановление департамента от 2.08.06 N 000050/3. Заявитель указывает на несогласие с выводом судебных инстанций о наличии в его действиях состава правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, имеет лицензию на перевозку морским транспортом грузов со сроком действия с 12.07.04 по 12.07.09, на основании которой осуществляет передачу бункерного топлива в портах "Новороссийск" и "Кавказ" и на их рейдах. Процесс выполнения работ обществом включает в себя основные технологические этапы: налив нефтепродуктов на танкеры-бункеровщики, бункеровку транспортных судом мазутом и дизтопливом. Номенклатура бункерного топлива - дизельное топливо, мазут.

На основании распоряжения от 04.08.06 N 035 проведена проверка общества на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования. В ходе проверки установлены следующие нарушения: отсутствуют лимиты образования и размещения отходов, не произведена паспортизация опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности общества; в результате хозяйственной деятельности общества предусмотрено образование 8 видов отходов в количестве 118,622 т/год. Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора на основании заключения ГЭЭ N 170 выдано Временное разрешение N 67 на размещение отходов на территории объекта и передачу другим природопользователям со сроком действия на период бункеровки с 02.08.05 по 02.08.2006 г. В нарушение рекомендаций заключения ГЭЭ N 170 организация не провела паспортизацию отходов, образующихся в результате ее хозяйственной деятельности. В нарушение требований Временного разрешения N 67 общество не выполнило проект лимитов образования и размещения отходов, не оформило разрешение в установленном порядке. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.08.06 и протоколе об административном правонарушении от 14.08.06 N 000050/3, по итогам рассмотрения которых принято постановление от 22.08.06 N 000050/3 о привлечении ООО "Альфамарин" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 70 тыс. рублей.

Общество, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В силу статьи 1 названного закона отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами (статья 18 названного Закона). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Правительством Российской Федерации.

Содержание указанных правовых норм свидетельствует о том, что юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относит к опасным производственным объектам, в том числе и объекты, на которых используются, хранятся, транспортируются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В выданном обществу временном разрешении N 67 указано, что в период действия данного разрешения необходимо выполнить проект лимитов образования и размещения отходов и оформить разрешение в установленном порядке (т. 1 л. д. 58, 59). Указанное разрешение подтверждает, что в результате деятельности общества образуется 8 видов опасных промышленных отходов.

Из заявления общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления следует, что общество осуществляет комплексные услуги: откачку и вывоз отработанных масел, нефтесодержащих, сточных, льяльных, фекальных вод, мусора с объектов заказчика, прием песка, загрязненного нефтепродуктами, промасленной ветоши, отработанных масляных фильтров, нефтешлама от зачистки танков, люминесцентных ламп, прием аккумуляторов, отработанных автомобильных шин (т. 1 л. д. 4).

В материалах административного дела N 000050/3 имеется договор от 01.04.04 N 26/1, заключенный между обществом и ООО НПФ "Крокус", предметом которого является снятие с судов заказчика (общества) следующих видов судовых отходов: льяльных вод, сточных и хозяйственно-бытовых вод, сухого бытового мусора (т. 1 л. д. 60-61).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в результате бункеровочной деятельности образуются отходы потребления хозяйственного характера, производственного, а также отходы, образующиеся в результате уборки судна.

Таким образом, деятельность по осуществлению перевозки нефтепродуктов связана с обращением с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В ходе проверки установлено, что общество не провело паспортизацию опасных отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения дарственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Неисполнение обществом требований Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов, лимитов на их размещение и паспорта опасных отходов, является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение от 17.05.07 и постановление апелляционной инстанции от 19.07.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22491/2006-60/427-46АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2007 г. N Ф08-5597/07-2120А "Юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело