Общество с ограниченной ответственностью "Метос и К" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 20.03.07 N 2675/07-ЮЛ об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании налоговой инспекции выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Решением от 20.07.07 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что у налоговой инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, поскольку последнее представило в регистрирующий орган документы, необходимые для регистрации ликвидации в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; налоговая инспекция не представила доказательств направления требования об уплате налога и пеней по адресу, указанному в уведомлении о ликвидации, обращения с соответствующем иском к ликвидационной комиссии.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.07 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в представленном обществом ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности, налогоплательщик не исполнил направленное в установленном порядке требование об уплате налога.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя, в налоговую инспекцию предоставлены все документы, необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидаций юридического лица; доначисленная решением налоговой инспекции от 29.06.07 N 163 сумма не признана ликвидационной комиссией общества; в промежуточном ликвидационном балансе общества от 28.02.07 требования кредиторов отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции выступил против удовлетворения жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.12.06 участником общества принято решение о ликвидации общества.
22 декабря 2006 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации общества.
Объявление о ликвидации общества размещено в журнале "Вестник государственной регистрации" от 27.12.06 N 5.
Решением от 28.02.07 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
Решением от 20.03.07 N 2675/07-юл налоговая инспекция отказала в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". Предоставленный ликвидационный баланс не подтверждает завершение всех расчетов с кредиторами, т. к. в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет).
Согласно статьи 21 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 22 Закона установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 28.02.07 заявителем составлен промежуточный ликвидационный баланс и передан в налоговую инспекцию, 01.03.07 обществом представлен ликвидационный баланс.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд правомерно принял во внимание, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
В данном случае такие нарушения установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица отсутствовали. Налоговая инспекция своевременно, направила обществу требование об уплате налога по состоянию на 05.02.07 N 2082 и приняла меры по взысканию сумм налогов и пеней в бесспорном порядке (о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 02.03.07 N 1922).
Апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права, в том числе положения статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Закона, в соответствии с которыми общество обязано представить в регистрирующий орган установленный данной нормой пакет документов, в частности ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения; документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами.
Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и вышеназванным нормам права, то арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности оспариваемого обществом решения налоговой инспекции от 20.03.07 N 2675/07-юл.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления апелляционной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.07 по делу N А63-3337/2007-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган отказал в регистрации ликвидации ООО в связи с недостоверностью ликвидационного баланса: он не подтверждал завершение расчетов с кредиторами, поскольку у налогового органа имелась информация о задолженности общества перед бюджетом.
Разъясняется, что в случае ликвидации налоги уплачивает ликвидационная комиссия за счет средств общества. Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами, среди которых ст. 64 ГК предусматривает и налоговый орган как кредитора по платежам в бюджет. Поскольку в данном случае инспекция предъявила требования об уплате налогов в установленном порядке, и налоги уплачены не были, то организация предъявила в ликвидирующий орган недостоверный ликвидационный баланс. Следовательно, решение об отказе в ликвидации было принято налоговым органом правомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2008 г. N Ф08-8532/07 "При ликвидации общество обязано представить в регистрирующий орган ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения. Документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело