Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2008 г. N Ф08-66/08 "Суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО, отказавшего обществу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 6 февраля 2008 г. N Ф08-66/08
"Суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий МТУ
Ростехнадзора по ЮФО, отказавшего обществу в подтверждении лимитов
на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность
по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению
опасных отходов"
(извлечение)

 

ООО "Росэнергосервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Южному Федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по ЮФО) в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у общества лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 14.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.07, в удовлетворении заявления отказано. Судебные инстанции исходили из того, что отказ МТУ Ростехнадзора по ЮФО соответствует требованиям закона и иным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов заявителя (т. 1, л. д. 126, 158).

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу МТУ Ростехнадзора по ЮФО просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. Представители МТУ Ростехнадзора по ЮФО высказали возражения против доводов кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество обратилось с письмом от 13.03.07 N 256 к МТУ Ростехнадзора по ЮФО в котором просило подтвердить лимиты на размещение отходов согласно проекту, разработанному экологической фирмой ООО "Атмосфера" (далее - проект).

Письмом от 29.03.07 N 31-02/1586 МТУ Ростехнадзора по ЮФО отказало обществу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в подтверждении лимитов на размещение отходов, арбитражный суд установил, что размещаемые обществом отходы (в частности люминисцентные лампы, содержащие ртуть) являются опасными. Образование отходов производства и потребления на объектах общества происходит в результате производственной и вспомогательной деятельности, жизнедеятельности работников, освещения площадей общества, эксплуатации автотранспорта. Общество осуществляет сбор, складирование (накопление), временное размещение отходов, в том числе опасных, на территории в оборудованных специализированных местах. Представленные обществом договоры подтверждают осуществление сторонними организациями лишь транспортировки отходов, вывоза и захоронения отходов. Таким образом, общество осуществляет размещение и хранение опасных отходов на своей территории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Постановлением от 16.06.2000 N 461 Правительство Российской Федерации утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила). В силу пункта 4 Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Таким образом, юридическое лицо, размещающее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

В пункте 74 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 9 Закона размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности, осуществление деятельности по размещению и складированию (хранению) в отсутствие предусмотренной законом лицензии является нарушением действующего законодательства, поэтому суды пришли к обоснованному выводу о правомерности действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО, отказавшего ООО "Росэнергосервис" в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Довод общества о том, что оно не занимается сбором, хранением опасных отходов не принимается как противоречащий материалам дела. Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств. Суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, и не вправе переоценивать обстоятельства и доказательства, которые исследованы судами первой и (или) апелляционной инстанций (пункт 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса).

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не выявлено. Основания к отмене или изменению решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 14.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5489/07-С6-24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2008 г. N Ф08-66/08 "Суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО, отказавшего обществу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело