Открытое акционерное общество "ИНПРОМ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.07.07 N 1850.
Решением суда от 10.12.07 заявленные требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован следующим. Поскольку отчет компании "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк." не предназначен для определения стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете, а имел иные цели, общество ошибочно исходило из него при определении стоимости основных средств при заполнении декларации по налогу на имущество, исправления в бухгалтерском учете допустимы, следовательно, налоговая инспекция ошибочно произвела доначисления налога на имущество.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить. По мнению заявителя жалобы, действия общества по проведению повторной переоценки основных средств неправомерны, поскольку по правилам бухгалтерского учета повторная переоценка основных средств на начало отчетного года не допускается.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество за 2006 год. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 21.06.07 N 792 и вынесено решение от 26.07.07 N 1850, согласно которому обществу начислено 2 696 694 рубля налога на имущество, 109 480 рублей пени и 134 192 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для принятия указанного решения послужили следующие обстоятельства. Общество в установленные сроки представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество за первый квартал 2006 года, составленную на основе оценки основных средств по состоянию на 01.01.06, указанной в отчете компании "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк." от 30.05.06 N 0937. B связи с возникшими у общества сомнениями о возможности использования данных оценки, произведенной компанией "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк.", для целей бухгалтерского учета в соответствии с Российскими стандартами (PC) и положениями бухгалтерского учета (ПБУ) по заказу общества ООО "Оценочная компания "Квартал-Эксперт" провела экспертизу отчета компании "Америкэн Аппрейзел (ААП), Инк.". Согласно заключению экспертизы от 26.06.06 N 4 отчет компании "Америкэн Аппрейзел (ААП), Инк." от 30.05.06 N 0937 не может быть использован для целей переоценки и подготовки финансовой отчетности в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ-6/01), поскольку отчет не отвечает требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.01 N 519 "Об утверждении стандартов оценки" и Федерального закона от 29.06.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании указанного заключения обществом с ООО "Мемфис" заключен договор от 30.06.06 N 254/05 на проведение переоценки основных средств в соответствии с ПБУ 6/01. По результатам переоценки составлен отчет от 28.07.06 N 229-2006 г., на основании которого общество внесло изменения в регистры бухгалтерского учета, уменьшив стоимость основных средств. Общество 07.09.06 в налоговую инспекцию подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года. Указанное уточнение стоимости основных средств повлекло уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Полагая, что в данном случае общество произвело повторную переоценку основных средств, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки посчитала внесенные обществом в декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года изменения необоснованными и в связи с этим, приняв во внимание первичную налоговую декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года, решением от 26.07.07 N 1850 доначислила обществу налог на имущество, пени и штраф.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции от 26.07.07 N 1850 и обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 27.11.03 N 43-ЗС "О налоге на имущество организаций" объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно части 3 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Областного закона Ростовской области "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно исходя из соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации и Областного закона "О налоге на имущество организаций". Частью 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Областного закона Ростовской области "О налоге на имущество организаций" установлено, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, утвержденного в учетной политике организации.
В соответствии с пунктом 15 положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 N 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
В силу пункта 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.03г. N 91н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
В первичной налоговой декларации общества по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года стоимость основных средств отражена в соответствии с ее оценкой, выполненной компанией "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк.".
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.17.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отчете об оценке помимо иных сведений, в обязательном порядке указываются цели и задачи проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки. По смыслу указанной нормы цели и задачи оценки, а также используемые оценочные стандарты, являются сведениями, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Из сопроводительного письма к отчету компании "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк." видно, что целью оценки являлось определение справедливой стоимости и полной стоимости отдельных основных средств общества. Результаты оценки предназначены для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО).
Согласно пункту 29 Международного стандарта финансовой отчетности МСФО 16 "Основные средства" после первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по переоцененной стоимости, являющейся его справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии. Под справедливой стоимостью пункт 6 МСФО 16 подразумевает ту сумму, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами. При этом по смыслу раздела "Последующая оценка основных средств" МСФО 16, справедливая стоимость объектов основных средств может соответствовать их рыночной стоимости, но может и отличаться от нее, если активы имеют специфический характер. Согласно пункту 8.0. "Другие Важные Понятия" секции "Общие понятия и принципы оценки" Международных стандартов оценки МСО выражение "Рыночная Стоимость" не является синонимом термина "Справедливая, или Объективная Стоимость", в том смысле, в каком он используется в стандартах бухгалтерского учета.
Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Международные стандарты финансовой отчетности не являются законами Российской Федерации, не определяют порядок ведения бухгалтерского учета российскими организациями и не должны применяться в качестве нормативного документа. По той же причине не могут быть использованы для целей ведения бухгалтерского учета и Международные стандарты оценки.
На основании пункта 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. При этом текущая (восстановительная) стоимость и рыночная стоимость не являются тождественными понятиями.
Таким образом, использование для целей переоценки справедливой и полной стоимости основных средств, определенных в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Международными стандартами оценки, вместо их текущей (восстановительной) стоимости не соответствует законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно сопроводительному письму к отчету компании "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк." результаты оценки предназначены для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО), а не для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете. Финансовая отчетность по международным стандартам используется обществом для размещения облигаций, что подтверждается находящимся в деле Информационным меморандумом общества о размещении третьего облигационного займа и опубликованным на Интернет-сайте общества проспектом ценных бумаг общества, зарегистрированным Федеральной службой по финансовым рынкам 13.04.06 N 4-03-55534-P.
Таким образом, отчет компании "Америкэн Аппрейзел (ААР), Инк." не предназначен для определения стоимости основных средств подлежащей отражению в бухгалтерском учете, а имеет иные цели, что является достаточным основанием для вывода об ошибочности указанной обществом в декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года стоимости основных средств.
Отчет об оценке основных средств, используемый для их переоценки, должен содержать прямое указание о том, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете. Отчет об оценке рыночной стоимости для иных целей не может быть использован для переоценки основных средств в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
Кроме этого, суд установил, что данный отчет не соответствует и ряду формальных требований, содержащихся в статье 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности": отчет не прошит и не скреплен печатью оценщика, листы приложений к отчету не пронумерованы, подпись оценщика имеется только на сопроводительном письме к отчету, которое не содержит ссылки на Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.01 N 519, ограничиваясь общим указанием об учете российских стандартов при проведении оценки. Кроме того, указанные в отчете виды стоимости (справедливая и полная) не соответствуют перечню видов стоимости, предусмотренному пунктами 3 и 4 Стандартов оценки. Данный вывод подтверждается экспертным заключением ООО "Оценочная компания "Квартал-Эксперт".
С учетом изложенного, довод налоговой инспекции о проведении обществом повторной переоценки основных средств в течение года не подтверждается материалами дела и обоснованно отклонен судом.
Изменение Обществом регистров бухгалтерского учета, произведенное на основе отчета об оценке ООО "Мемфис", соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете. Задачей проведения оценки ООО "Мемфис" является переоценка объектов основных средств в соответствии с ПБУ 6/01. Отчет содержит ссылку на Стандарты оценки и соответствует им, а также формальным требованиям, предъявляемым к отчету об оценке статьей 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. В соответствии с указанной нормой, изменение в поданной обществом в налоговую инспекцию уточненной налоговой декларации балансовой стоимости основных средств в соответствии с отчетом об оценке ООО "Мемфис" является правомерным.
Налоговая инспекция не представила каких-либо доказательств обоснованности и правильности указанной в первоначальной декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2006 год стоимости основных средств.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и по правилам статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на налоговую инспекцию, уплатившую 1 тыс. рублей государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.07 по делу N А53-14071/07-С5-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2008 г. N Ф08-1464/08-537А "Отчет об оценке основных средств, используемый для их переоценки, должен содержать прямое указание о том, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело