ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" Темрюкский филиал обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Красноармейскому району (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Кубань-Агро" в связи с его ликвидацией и обязании инспекции аннулировать эту запись (уточненные требования).
Решением от 07.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что ликвидационной комиссией соблюдена процедура ликвидации ООО "Кубань-Агро", действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией соответствуют действующему законодательству.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2007 решение от 07.08.2007 отменено, требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение требований закона ликвидационная комиссия ООО "Кубань-Агро" не приняла мер к выявлению и письменному уведомлению кредитора (ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"") о ликвидации фирмы и не включила его требования в промежуточный баланс. Невыполнение ликвидатором указанной обязанности нарушило права кредитора, препятствовало предъявлению и удовлетворению его имущественных требований в процессе ликвидации.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку ООО "Кубань-Агро" соблюдена процедура ликвидации юридического лица, у налогового органа отсутствовали основания для отказа обществу в регистрации его ликвидации. Инспекция также указывает, что после публикации решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ записи о юридическом лице кредитор, чьи права и законные интересы затрагивает такое исключение, может подать регистрирующему органу заявление с изложением своих требований к должнику не позднее трех месяцев со дня опубликования решения. Заявителем данное положение не выполнено. По мнению налогового органа, ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" подало заявление о взыскании кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности, так как договор на выполнение авиационно-химических работ заключен 02.06.2003.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 02.06.2003 ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" и ООО "Кубань-Агро" заключили договор на выполнение авиационно-химических работ.
В связи с неполной оплатой выполненных работ ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" обратилось 24.08.2006 в арбитражный суд с иском к ООО "Кубань-Агро" о взыскании 577 020,5 рублей задолженности.
19 октября 2006 года на основании заявления от 16.10.2006 N 784 руководителя ликвидационной комиссии ООО "Кубань-Агро" налоговым органом принято решение N 784 о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись N 2062336019711.
Полагая, что указанным решением налогового органа нарушены его права как кредитора ООО "Кубань-Агро", ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Из положений части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.
ЗАО "Авиакомпания "Юг-Авиа"" не было письменно уведомлено о ликвидации общества, его требования не включены в промежуточный баланс.
Таким образом, ликвидационная комиссия не выполнила требования, предъявляемые к процедуре ликвидации, в части выявления кредиторов.
Довод заявителя о том, что порядок ликвидации соблюден, поскольку решение о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", надлежит отклонить. Сам по себе факт публикации сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидационную комиссию от предусмотренной статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 12.12.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-27922/2006-19/580 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кредитор потребовал признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника, поскольку ликвидационная комиссия не направила кредитору уведомление о ликвидации и не включила его требования в промежуточный баланс.
Суд счел это требование правомерным.
Разъясняется, что публикация решения о ликвидации в "Вестнике государственной регистрации" сама по себе не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов. Таким образом, не были выполнены требования, предъявляемые к процедуре ликвидации.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2008 г. N Ф08-1815/2008 "По заявлению кредитора признана недействительной запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией, поскольку ликвидационная комиссия не выполнила требования, предъявляемые к процедуре ликвидации, в части выявления кредиторов (в нарушение статьи 61 ГК РФ письменно не уведомила кредиторов о ликвидации юридического лица)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело