ООО "Малка" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 7 предписания Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области (далее - комитет) от 15.01.2008 N 377/08 о необходимости получения в срок до 31.03.2008 лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решением от 26.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2008, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о необходимости получения обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку заявитель самостоятельно осуществляет сбор, хранение и транспортировку опасных отходов.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов требуется только в том случае, когда данная деятельность является основной.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основным видом хозяйственной деятельности общества является производство и реализация электротехнической, машиностроительной и общетехнической продукции, приборостроения и товаров народного потребления. На основании приказа от 17.12.2007 N 638-ГК комитет провел проверку деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки выявлено, что у заявителя отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 15.01.2008 N 377/08. В предписании по устранению нарушений природоохранного законодательства от 15.01.2008 N 377/08 (пункт 7) указано на необходимость получить заявителю лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в срок до 31.03.2008.
Общество, не согласившись с указанным пунктом предписания, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из того, что общество в ходе своей производственной деятельности осуществляет размещение (хранение) и транспортировку опасных отходов, подлежащие лицензированию.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В пунктах 5.26, 5.28, 5.56 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
Материалы дела свидетельствуют, что основным видом хозяйственной деятельности общества является производство и реализация электротехнической, машиностроительной и общетехнической продукции, приборостроения и товаров народного потребления. В результате осуществления данной деятельности образуются отходы. По мере образования отходы вывозятся и утилизируются сторонними организациями на основании заключенных с ними договоров. Так, общество заключило договор от 03.04.2007 с ООО "Научно-производственное предприятие "Промэкология"" на утилизацию ртутьсодержащих отходов, договор от 27.02.2007 с МУП "Спецавтохозяйство" на оказание услуг по складированию твердых бытовых отходов, договор от 12.04.2007 с ООО "Лотос" на оказание услуг по приему промышленных отходов (аккумуляторов отработанных, отработанны масел моторных и компрессионных, отработанных шин), договор от 23.04.2007 с ООО "Фонд "Экология Дона"" на прием промышленных отходов (ветоши и промасленные материалы).
Таким образом, действия общества по временному накоплению отходов в рассматриваемом случае нельзя признать в качестве самостоятельной деятельности хозяйствующего субъекта по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.
При таких обстоятельствах у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор, хранение и транспортировка отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Государственную пошлину, уплаченную обществом при подаче кассационной жалобы, надлежит взыскать с комитета в пользу заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А53-3359/2008-С4-7 отменить.
Признать недействительным пункт 7 предписания Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области от 15.01.2008 N 377/08.
Взыскать с Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области в пользу ООО "Малка" 1 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2008 г. N Ф08-5487/2008 "Сбор, хранение и транспортировка отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело