Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2009 г. N А32-8337/2008-13/99 Поскольку решение налоговой инспекции вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения общества, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, влекущее безусловную отмену данного решения (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 7 июля 2009 г. N А32-8337/2008-13/99
(извлечение)

 

ООО "Строй-Альянс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 21.01.2008 N 14-23/3.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что доказательства извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля отсутствуют. Доначисление налогов, пеней и штрафов по решению от 21.01.2008 N 14-23/3 произведено необоснованно.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что материалы выездной налоговой проверки и возражения налогоплательщика рассмотрены 20.12.2007 при участии представителя общества. О проведении дополнительных мероприятий общество было извещено. С учетом того, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля являлось подтверждение уже имеющейся у налогового органа информации, налоговой инспекцией был сделан вывод о недобросовестности налогоплательщика и принято решение не вызывать его на рассмотрение материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговая инспекция не согласна с оценкой судами обстоятельств дела, связанных с доначислением налогов, пеней и штрафов по решению от 21.01.2008 N 14-23/3.

В отзыве на кассационную жалобу общество просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили, соответственно, доводы жалобы и отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и полноты уплаты налогов за период с 07.12.2005 по 31.03.2007 (НДФЛ за период с 07.12.2005 по 30.04.2007), по результатам которой составила акт от 15.11.2007 N 14-23/84.

По итогам рассмотрения материалов проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений, решением от 20.12.2007 N 14-23/91 назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решением от 21.01.2008 N 14-23/3 обществу доначислено 76 866 774 рубля налога на добавленную стоимость налога на добавленную стоимость, 15 373 355 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 12 668 684 рубля пени, 102 602 250 рублей налога на прибыль, 13 538 278 рублей пени, 20 520 450 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 852 189 рублей пени по НДФЛ, 15 159 796 рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 13 900 рублей по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признавая названное решение налогового органа недействительным, суд исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства и указал на несоблюдение налоговым органом требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в части нарушения правил об извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Суд также счел неправомерными выводы налоговой инспекции относительно доначисления налогов, пеней и штрафов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество извещалось о рассмотрении материалов выездной проверки, а также представленных возражений на акт от 15.11.2007 N 14-23/84, 20.12.2007 (протокол от 20.12.2007 N 21-04-01/44).

Решением от 20.12.2007 N 14-23/91 назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых у общества дополнительно истребованы счета-фактуры, накладные, транспортные документы, договоры, акты сверок, в отношении ООО "Строй-Групп", ООО "Стройбилдинг", ООО "Аквилон", ООО "Трайда Лайн", ООО "Грандстрой", ООО "Оптимстрой", ООО "СВ-Сатурн"; проведены допросы свидетелей, направлены поручения на проведение встречных проверок, направлены повестки директору ООО "Аквилон" Наминас З.А., а также директору общества Болотову Д.В. для дачи пояснений, проведен осмотр помещений.

По результатам проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция приняла решение от 21.01.2008 N 14-23/3. Налоговый орган не отрицает факт неизвещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В силу пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого она проводилась. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Таким образом, обязанность налогового органа известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (в том числе дополнительной проверки) в период после 01.01.2007 предусмотрена пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя.

На основании пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данная норма права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

Поскольку налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то лишение лица, в отношении которого проводилась выездная проверка, права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.

Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Суд установил, что налоговая инспекция не уведомила общество о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом данных, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Вместе с тем, сумма доначислений в оспариваемом решении по сравнению с актом проверки увеличилась. В решении от 21.01.2008 N 14-23/3 получили оценку доказательства, истребованные в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, на их основе принято решение.

Ссылка налогового органа на недобросовестность налогоплательщика и на злоупотребление им своими правами, выразившееся в уклонении от получения документов от налогового органа, предоставлении недостоверных сведений о месте нахождения, несвоевременность представления истребуемых документов, отказ от дачи пояснений, как на основание неизвещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отклоняется как противоречащая положениям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговое законодательство не устанавливает условий и ограничений для вызова налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки.

Кроме того, суд установил, что общество с 19.12.2007 представляло на проверку дополнительные доказательства, предоставило помещение для проверки подлинных документов. Отсутствие общества по юридическому адресу (адресу, указанному ликвидатором в объявлении о ликвидации общества в газете "Вестник государственной регистрации" от 26.04.2007 N 18) не освобождает налоговый орган от обязанности соблюдения процедуры вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства направления извещения о рассмотрении материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля обществу и его ликвидатору отсутствуют. Оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что ранее директор общества (ликвидатор) получал повестки, требования о представлении документов, акт проверки, уведомление о вызове в налоговую инспекцию для рассмотрения возражений на 20.12.2007.

Поскольку решение налоговой инспекции вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения общества, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, влекущее безусловную отмену данного решения.

Выводы судов основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, подтверждаются материалами дела и документально не опровергаются подателем жалобы, нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Основания для отмен или изменения судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А32-8337/2008-13/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2009 г. N А32-8337/2008-13/99


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело