Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2000 г. N Ф08-2570/2000-730А по делу N А32-7013/2000-45/173 "Истец (обособленное структурное подразделение) не является плательщиком единого налога на вмененный доход, поскольку не осуществляет деятельность по сбору металлолома, а занимается вторичной переработкой черных металлов, закупает сырье на основании договоров купли-продажи, производит, а затем реализует собственную продукцию" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 12 октября 2000 г. N Ф08-2570/2000-730А по делу N А32-7013/2000-45/173
"Истец (обособленное структурное подразделение) не является плательщиком
единого налога на вмененный доход, поскольку не осуществляет деятельность
по сбору металлолома, а занимается вторичной переработкой черных металлов,
закупает сырье на основании договоров купли-продажи, производит,
а затем реализует собственную продукцию"
(извлечение)

 

Закрытое акционерное общество совместное Российско-Греческое предприятие "Юг - Втормет", г. Краснодар, (ЗАО СП "Юг-Втормет"), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара о признании недействительным решения ТИ МНС РФ N3 г. Краснодара N02-01-12/59 от 16.03.2000.

Определением от 20.06.2000 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Инспекция МНС РФ по г. Белореченску.

Решением от 12.07.2000 иск удовлетворен. Решение мотивировано тем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона и статьей 3 Закона Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 06.11.98 с изменениями от 04.06.99 ЗАО СП "ЮгВтормет" по виду указанной деятельности не является плательщиком единого налога на вмененный доход. Плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в иных сферах, в частности деятельность по сбору и хранению металлолома (статья 3 Закона Краснодарского края N 155-КЗ от 06.11.98 в редакции Законов Краснодарского края от 25.02.99 N 160-КЗ и от 04.06.99 N 185-КЗ).

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.

ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара подала кассационную жалобу на решение суда, которое просит отменить как незаконное, в иске отказать. По мнению налогового органа, ЗАО СП "Юг-Втормет", согласно лицензии, осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов. В соответствии с Законом Краснодарского края от 17.04.99 N 174-КЗ "О деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных металлов на территории Краснодарского края" субъектами деятельности по заготовке, а именно "заготовителями" являются юридические лица, осуществляющие сбор и приемку лома и отходов черных и цветных металлов на основании полученной лицензии. В том же Законе содержится определение понятия хранение лома и отходов черных и цветных металлов - как содержание лома и отходов черных и цветных металлов на площадках и складах с целью обеспечения их сохранности. Таким образом, исходя из разумного смысла закона, деятельность ЗАО СП "Юг-Втормет" как заготовителя черных и цветных металлов включает в себя и сбор и хранение металлов. Для целей налогообложения к деятельности по сбору и хранению металлолома относятся взаимосвязанные операции по приемке, скупке, хранению и отгрузке металлолома, составляющие одну сферу деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО СП "Юг-Втормет" просит оставить решение без изменения. Истец полагает, что он не осуществлял деятельности по сбору металлолома, поскольку закупал сырье на основании договоров купли-продажи и по фактурам на закупку лома, а также не осуществлял деятельности по хранению металлолома. Кроме того, он, как реализатор собственной продукции, не является плательщиком единого налога.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение, в иске отказать. Представитель ЗАО СП "Юг-Втормет" возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям указанным в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара проведена выездная налоговая проверка ЗАО СП "Юг-Втормет" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 30.12.97 по 01.10.99, по результатам которой составлен Акт N 02-01-12/26 от 22.02.2000 о занижении: налога на доходы иностранных юридических лиц на 6,24 долл. США; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за 9 месяцев 1999 года на 180,0 тыс. руб.

Проверка деятельности обособленного структурного подразделения - Белореченского участка ЗАО СП "Юг-Втормет" за период с 01.07.99 по 24.12.99 произведена Инспекцией МНС РФ по г. Белореченску, по результатам которой составлен Акт N 71 от 24.12.99.

В пункте 2.2 Акта N 02-01-12/26 от 22.02.2000 указано, что Законом Краснодарского края от 04.06.99 N 185-КЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", расширен перечень плательщиков единого налога на вмененный доход и с 01.07.99 предприятия, осуществляющие деятельность по сбору и хранению металлолома, в том числе ЗАО СП "Юг-Втормет", являются плательщиками данного налога и обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход. ЗАО СП "Юг-Втормет", в нарушение статьи 3 вышеуказанного Закона не представлен расчет единого налога на вмененный доход, не произведена оплата и не получено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход в Инспекции МНС РФ по г. Белореченску.

Руководитель ТИ МНС РФ N3 г. Краснодара, рассмотрев Акт выездной налоговой проверки ЗАО СП "Юг-Втормет" (обособленное структурное подразделение в г. Белореченске) принял Решение N 02-01-12/59 от 16.03.2000 о привлечении ЗАО СП "ЮгВтормет" к ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскании: суммы заниженного налога - 180 000 руб.; штрафа в размере 20% единого налога на вмененный доход - 36 000 руб., на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; пени за задержку уплаты налога, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации - 56 971 руб.

ЗАО СП "Юг-Втормет" зарегистрировано Администрацией Краснодарского края и внесено в краевой реестр предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории края, является юридическим лицом и осуществляет деятельность на основании учредительных документов (свидетельство N 659 от 30.12.97, л.д.9) На налоговом учете предприятие состоит в ТИ МНС РФ N3 г. Краснодара с 15.01.98 и, по месту расположения обособленного структурного подразделения - Белореченский участок, в Инспекции МНС РФ по г. Белореченску с 01.02.99, что соответствует требованиям статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно лицензии К 017853 регистрационный номер 2787/31 от 27.04.99 (л.д. 32) ЗАО СП "Юг-Втормет" осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов в г. Белореченске, ул. Аэродромная,5. Деятельность обособленного подразделения подпадает под деятельность юридического лица - ЗАО СП "Юг-Втормет".

16.07.98 Государственной Думой принят Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", который подписан Президентом Российской Федерации 31.07.98 (N 148-ФЗ) и вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 06.08.98.

Статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, при этом сферы предпринимательской деятельности определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах перечня, установленного статьей 3 Федерального Закона.

Согласно статье 3 Федерального закона плательщиками налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, в указанный перечень (в редакции Федерального Закона от 31.03.99 N 63-ФЗ) включена деятельность организаций по сбору металлолома.

Законом Краснодарского края N 155-КЗ от 06.11.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции Закона Краснодарского края от 04.06.99 N 185-КЗ) указанный перечень расширен и указано, что плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по сбору и хранению металлолома.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец (обособленное структурное подразделение) не осуществляет деятельности по сбору металлолома, а занимается вторичной переработкой черных металлов, закупает сырье на основании договоров купли-продажи и производит, а затем реализует собственную продукцию - стальной лом марки 3А ГОСТ 2787-75.

В нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлены доказательства того, что истец осуществлял деятельность по сбору металлолома, тогда как согласно лицензионных условий источник ломообразования должен быть подтвержден документально как в случае сбора металлолома, так и в случае его закупки. Перечень сфер предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, установленный статьей 3 Закона Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" вышел за пределы перечня, определенного статьей 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в частности, в перечень включена деятельность по хранению металлолома, что противоречит статье 1 данного Федерального закона. Следовательно, положения Закона Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", выходящие за пределы перечня, установленного Федеральным законом, применяться не должны. Кроме того, налоговым органом не представлены доказательства того, что истец осуществлял деятельность по хранению металлолома.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, дал оценку представленным сторонами доказательствам и правомерно пришел к выводу о том, что ЗАО СП "Юг-Втормет" не является плательщиком единого налога на вмененный доход.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения кассационной инстанцией не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 пунктом 1, 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

Решение от 12.07.2000 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7013/2000-45/173 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2000 г. N Ф08-2570/2000-730А по делу N А32-7013/2000-45/173 "Истец (обособленное структурное подразделение) не является плательщиком единого налога на вмененный доход, поскольку не осуществляет деятельность по сбору металлолома, а занимается вторичной переработкой черных металлов, закупает сырье на основании договоров купли-продажи, производит, а затем реализует собственную продукцию"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело