Протокол совещания у первого заместителя Председателя Правительства РФ
от 14 декабря 1999 г. N НА-П10-105пр
(извлечение)
I. О финансировании, погашении задолженности и поставках энергоресурсов объектам жилищно-коммунального хозяйства
1. Отметить, что в ряде регионов Российской Федерации к началу осенне-зимнего периода 1999-2000 гг. созданы минимально необходимые запасы твердого и жидкого и топлива для коммунальных котельных. Однако на большинстве территорий ситуация с обеспечением топливом коммунальных нужд остается сложной. По состоянию на 10 декабря 1999 г. в Российской Федерации запасы топлива для нужд коммунальных котельных составляли 3,9 млн т угля и 1,3 млн т мазута (соответственно 32,6 и 20% от потребности). Основными причинами создавшегося положения являются нехватка финансовых средств в бюджетах различных уровней, хронические неплатежи потребителей коммунальных услуг, недостаточные объемы внедрения собственниками жилья и объектов коммунальной энергетики энергоресурсосберегающих материалов и технологий. Из 45,2 млрд руб., требуемых на проведение предзимних мероприятий, в том числе на закупку топлива для нужд жилищно-коммунального хозяйства, направлено лишь около 12 млрд руб.
Финансовое положение коммунальных энергетических предприятий остается тяжелым. Неплатежи потребителей коммунальных услуг, включая организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, составили 60% от общей задолженности, из-за чего предприятия жилищно-коммунального хозяйства не имеют возможности осуществить в полном объеме предзимнюю подготовку энергетического оборудования и сетей, провести профилактические работы и создать необходимый запас топлива для коммунальной энергетики. Ситуация усугубляется участившимися отключениями подачи электроэнергии и газа на объекты жилищно-коммунального хозяйства, от чего страдает, прежде всего, население, а также возрастает социальная напряженность в регионах.
2. Минтопэнерго России, Госстрою России с участием РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять неотложные меры, обеспечивающие в период отопительного сезона бесперебойное снабжение топливно-энергетическими ресурсами организаций, обслуживающих население и потребителей социально-бытовой сферы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными налоговыми и антимонопольными органами не инициировать процессы банкротства энергетических коммунальных предприятий и отчуждения их имущества в случаях, когда причиной неплатежеспособности этих предприятий является задолженность организаций, финансируемых из бюджета различных уровней.
4. Минфину России и Госстрою России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть и в недельный срок представить предложения по вопросам:
погашения задолженности организаций, финансируемых из федерального бюджета, за оказанные коммунальные услуги;
учета обеспечения потребности в 2000 г. субъектов Российской Федерации в средствах для сезонной заготовки топлива для нужд жилищно-коммунального хозяйства и погашения задолженности за потребленную тепловую и электрическую энергию при перечислении трансфертов.
5. Минтопэнерго России совместно с Минфином России, МНС России, Госстроем России и другими заинтересованными организациями рассмотреть и внести предложения по вопросам поставок котельно-печного топлива на нужды предприятий коммунальной энергетики топливоснабжающими организациями, являющимися недоимщиками федерального бюджета, с проведением расчетов за эти поставки во II квартале 2000 г.
6. Минфину России, МНС России совместно с Госстроем России и заинтересованными организациями рассмотреть и внести предложения по возможности урегулирования вопросов, связанных с начислением пени и установлением штрафных санкций к организациям жилищно-коммунального комплекса, имеющим задолженность перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, причиной образования которой является неоплата полученных коммунальных услуг организациями, финансируемыми из федерального бюджета.
7. Минфину России, МНС России совместно с Госкомсевером России, заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями ускорить проведение расчетов по Фонду целевых субвенций в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 21.08.99 N 1291-р и от 19.10.99 N 1689-р.
8. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обратить в своей деятельности особое внимание на вопросы, связанные с ресурсо- и энергосбережением, укреплением расчетной дисциплины за поставленные энергоресурсы, погашением имеющейся задолженности подведомственных организаций.
9. Федеральным органам исполнительной власти:
при распределении доведенных лимитов бюджетных назначений, а также средств на погашение кредиторской задолженности в первоочередном порядке направлять их на финансирование расходов за потребляемые топливно-энергетические ресурсы;
ужесточить контроль за расходованием подведомственными организациями тепловой и электрической энергии, газа и воды в пределах устанавливаемых им годовых лимитов. Привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших перерасход указанных ресурсов.
10. Межведомственной рабочей группе, образованной в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (протокол N 22 от 07.12.99, п.13) представить предложения по вопросам:
структурных изменений топливно-энергетического баланса Российской Федерации на ближайшую перспективу;
ценовой и тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе.
II. О погашении задолженности федерального бюджета по объектам жилищно-коммунального хозяйства, переданным из федеральной в муниципальную собственность
1. Отметить, что в Российской Федерации за период с 1992 по 1999 г. из федеральной собственности передано в муниципальную собственность 700 млн кв.м жилищного фонда. В результате доля государственного (ведомственного) жилищного фонда по состоянию на 01.01.99 уменьшилась и составила 5,9 % всего жилищного фонда страны. Процесс передачи в ряде случаев происходил с нарушением установленного порядка по своевременному финансовому обеспечению соответствующих дополнительных расходов предприятии жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующих указанные объекты.
Общая задолженность федерального бюджета перед субъектами Российской Федерации по финансированию расходов на содержание принятых в муниципальную собственность объектов социальной сферы и жилья по состоянию на 01.12.99 составляет 14,9 млрд руб.
Кроме того, Минфином России в период 1997-1999 гг. было выделено 29 млрд руб. в счет средств, предназначенных на покрытие расходов по содержанию объектов, переданных в муниципальную собственность, для погашения субъектами Российской Федерации долгов перед организациями топливно-энергетического комплекса за потребленные топливно-энергетические ресурсы и на погашение бюджетных ссуд, полученных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В дальнейшем из территориальных бюджетов эти суммы не были компенсированы предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, понесшим затраты по приведению в надлежащий порядок принятых в муниципальную собственность объектов.
2. Минфину России:
внести в недельный срок предложения по погашению имеющейся задолженности федерального бюджета перед субъектами Российской Федерации по финансированию расходов на содержание объектов социальной сферы и жилищного фонда, переданных в муниципальную собственность;
рассмотреть вопрос о выделении в бюджете отдельной строкой расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства;
с участием Госкомстата России рассмотреть вопрос о подготовке информации, характеризующей динамику задолженности федерального бюджета по финансированию переданных в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социальной сферы, и меры, принимаемые по ее сокращению;
совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению финансирования расходов на содержание объектов социальной сферы и жилищного фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести предложения в установленном порядке.
3. Мингосимуществу России:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры, направленные на обеспечение своевременной и качественной подготовки материалов о передаче объектов социальной сферы в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
совместно с Госстроем России, Минфином России, Минэкономики России, Миннацем России и Минюстом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проанализировать нормативно-правовую базу передачи объектов социальной сферы в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, имея в виду ее дальнейшее совершенствование. По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, при необходимости представить предложения в установленном порядке;
провести совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти анализ ведомственных инструктивно-методических материалов о порядке, условиях и процедуре передачи объектов социальной сферы в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (в том числе по вопросам оформления и согласования документов, вносимых в Мингосимущества России) и при необходимости внести в них соответствующие изменения.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации погасить имеющуюся задолженность перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по расходам на содержание переданных в муниципальное ведение объектов социальной сферы и жилищного фонда в объеме средств, выделенных федеральным бюджетом в 1997-1999 гг. на содержание этих объектов и направленных на погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы и полученных на эти цели бюджетных ссуд. Предусматривать выделение в соответствующих бюджетах средств на обеспечение функционирования жилищно-коммунального хозяйства отдельной строкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол совещания у первого заместителя Председателя Правительства РФ от 14 декабря 1999 г. N НА-П10-105пр
Текст протокола опубликован в "Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", 2000 г. N 2