Резолюция Всероссийского совещания руководителей и специалистов строительного и жилищно-коммунального комплексов от 18 мая 2001 г. "Десятилетие жилищных реформ как основа дальнейших преобразований в жилищной сфере Российской Федерации"

Резолюция Всероссийского совещания руководителей и специалистов строительного и жилищно-коммунального комплексов
от 18 мая 2001 г.
"Десятилетие жилищных реформ как основа дальнейших преобразований в жилищной сфере Российской Федерации"

ГАРАНТ:

См. также Резолюцию совещания с руководителями жилищно-коммунальных комплексов субъектов Российской Федерации по проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства в свете реализации Основных направлений Государственной стратегии развития жилищной реформы в 2001 - 2005 годах и на долгосрочную перспективу от 25 мая 2000 г.


Участники Всероссийского совещания, всесторонне обсудив итоги десятилетия жилищных реформ и перспективы дальнейших преобразований в жилищной сфере, отмечают, что принятие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" положило начало кардинальной перестройке отношений в этом важнейшем секторе экономики, во многом определяющем поступательное развитие страны.

Принятие в дальнейшем около 230 нормативных актов и в первую очередь федеральных законов ("Об основах федеральной жилищной политики", "О товариществах собственников жилья", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним"), ряда изменений и дополнений в действующее законодательство, в т.ч. в Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР и др., реализация Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, Государственной целевой программы "Жилище" (1993 - 2001 гг.), Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и других программных документов способствовало формированию государственной стратегии государственной жилищной политики и осуществлению коренного поворота от административных методов регулирования жилищной сферы к рыночным механизмам.

Жилищный форд в частной собственности возрос с 30% в 1989 г. до 64% к началу 2001 г., возросло в 3 раза участие населения в финансировании жилищного строительства. Ежегодно вовлечено в рыночный оборот от 1,5 до 2,0% жилищного фонда. То есть реально сформирован рынок жилья.

В конечном итоге задача жилищных реформ состоит в обеспечении комфортных условий проживания россиян, а также механизмов социальной защиты семей с низкими доходами, гарантирующих им уровень потребления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами.

Вместе с тем стратегические цели жилищных реформ за исходный период не были реализованы в полном объеме.

Существующие темпы жилищного строительства и капитального ремонта не обеспечивают прямого воспроизводства жилищного фонда. Растет доля аварийного жилья. Ветшает коммунальная инфраструктура.

Существующая система оплаты жилищно-коммунальных услуг не является социально оправданной и заранее закладывает "брешь" в финансировании жилищно-коммунального комплекса.

Сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы стало одним из важнейших источников образования неплатежей в экономике.

Жилищно-коммунальный комплекс является одним из немногих нерыночных архаизмов в рыночной экономике страны. По-прежнему в нем работают законы экономики дефицита. Неэффективная, ресурсоемкая и чрезвычайно централизованная система ЖКХ не "по карману" не только бюджетной сфере, но и обществу в целом.

Важнейшие направления, подлежащие реализации в жилищной сфере, сформулированы в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2019 гг., разработанной Госстроем России и одобренной Правительством РФ 15 марта 2001 г.

Составной частью этой программы должна стать федеральная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации".

Основными задачами этой Программы являются:

обеспечение поэтапности проведения преобразований в жилищно-коммунальном комплексе в срок до 2010 г.;

усиление социальной ориентированности преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве путем осуществления перехода от дотирования убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса к адресной социальной защите малоимущих слоев населения в соответствии с федеральными стандартами;

принятие федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, дифференцированных для каждого субъекта Российской Федерации, - как основы для трансфертов регионам и социальной поддержки малоимущих слоев населения;

разработка и реализация в 2001 - 2002 гг. механизма реструктуризации долгов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

переход от категориального к адресному принципу предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от доходов населения;

использование средств федерального бюджета в целью стимулирования модернизации и реформирования ЖКХ, в т.ч. исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации в части переориентации средств Фонда регионального развития на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

развитие административных и рыночных методов регулирования деятельности естественных локальных монополий;

обеспечение условий для развития конкуренции в жилищном хозяйстве;

формирование единых принципов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги и срока действия этих тарифов в увязке с принятыми бюджетами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

создание условий по привлечению внебюджетных инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства;

развитие и упорядочение системы стандартов качества строительства жилья;

формирование условий для развития ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающего повышение доступности приобретения гражданами жилья в собственность;

совершенствование нормативно-правового закрепления прав собственности и жилищных прав граждан.

Участники совещания поддерживают систему мер, заложенных в этих важнейших программных документах, и в первую очередь меры, направленные на стабилизацию положения в жилищно-коммунальной сфере.

Участники совещания считают, что без преодоления системного кризиса жилищно-коммунального хозяйства страны, без существенного ускорения темпов его реформирования дальнейшее развитие экономики страны станет невозможным.

Мы призываем Правительство РФ, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, строителей, работников жилищно-коммунального хозяйства, архитекторов, проектировщиков, всех участников инвестиционно-строительной деятельности внести достойный вклад в развитие жилищной сферы страны и российской экономики в целом.



Резолюция Всероссийского совещания руководителей и специалистов строительного и жилищно-коммунального комплексов от 18 мая 2001 г. "Десятилетие жилищных реформ как основа дальнейших преобразований в жилищной сфере Российской Федерации"


Текст Резолюции опубликован в "Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", август 2001 г. N 8, в журнале "Бюллетень строительной техники", 2001 г., N 7



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение