Письмо Госстроя РФ от 10 июня 2002 г. N ЛЧ-3011/13 "Об информационном сопровождении реформирования жилищно-коммунальной сферы"

Письмо Госстроя РФ от 10 июня 2002 г. N ЛЧ-3011/13
"Об информационном сопровождении реформирования жилищно-коммунальной сферы"


В соответствии с Планом организационно-технических мероприятий по реализации экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (пункт 16), утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко (24.11.2001 N 6733п-П10), Госстрой России определен ответственным исполнителем по реализации одной из основных задач подпрограммы по проведению информационно-разъяснительной работы среди населения.

Кроме того, согласно разделу V (пункт 3) протокола заседания Правительственной комиссии по жилищной политике от 18.03.2002 N 1 Госстрою России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено регулярно представлять на ее заседания мониторинг информационно-пропагандистского сопровождения реформирования жилищно-коммунальной сферы в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы.

Учитывая изложенное, Госкомитет направляет анализ информационно-пропагандистского сопровождения реформирования ЖКХ в субъектах Российской Федерации за II полугодие 2001 г., подготовленный на основании информации регионов, который будет представлен на очередное заседание Комиссии.

Также Госкомитет выражает уверенность, что работа по разъяснению и популяризации проводимых в отрасли преобразований в соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" в дальнейшем будет активизирована во всех субъектах Российской Федерации.

Для подготовки обзорных материалов на заседания Правительственной комиссии необходимо представлять ежеквартально в Госкомитет (Управление реформирования жилищно-коммунальной сферы) информацию о пропагандистской деятельности в регионе с анализом ее влияния на восприятие гражданами выполнения основных направлений реформирования ЖКХ (переход к федеральным стандартам оплаты жилья и коммунальных услуг, социальная защита населения, внедрение новых форм управления жилищным фондом, установка приборов учета энергоресурсов и т.д., как, например, уменьшение количества обращений граждан в органы исполнительной власти всех уровней) с приложением наиболее актуальных статей*, опубликованных в печатных средствах массовой информации регионального и муниципального уровней, отражающих как позитивные, так и негативные тенденции деятельности по преобразованиям в ЖКХ, а также брошюр, бюллетеней, регулярно издаваемых на региональном уровне по реализации подпрограммы, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


------------------------------

* Статьи - с логотипами изданий.


Приложение

к письму Госстроя РФ

от 10 июня 2002 г. N ЛЧ-3011/13


Справка
об информационно-пропагандистском сопровождении реформирования жилищно-коммунальной сферы в субъектах Российской Федерации за II полугодие 2001 г.


Анализ опыта проведения реформ в жилищной и коммунальной сферах и информационного сопровождения этой деятельности в региональных и муниципальных средствах массовой информации показывает, что восприятие их обществом напрямую связано с информированностью граждан о необходимости этих преобразований. Любые изменения в тарифной политике и системе социальной защиты, а также порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг не остаются незамеченными широкими слоями населения.

На современном этапе реформирования ЖКХ в соответствии с задачами, поставленными подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", приказом Госстроя России от 26 декабря 2001 г. N 290 утвержден состав постоянной рабочей группы по проведению информационно-разъяснительной работы по реализации этой подпрограммы и план ее работы на 2002 г., где перед этой структурой поставлены задачи обеспечения информационной деятельности на федеральном уровне.

Наличие информационного поля, в котором происходит освещение преобразований в ЖКХ, позволяет сформировать определенное общественное мнение.

Проблемы реформирования жилищно-коммунального сектора, в том числе и информационного сопровождения, обсуждались на Всероссийском семинаре в г.Белгороде.

По анализу имеющейся в Госкомитете информации субъекты Российской Федерации можно условно разделить на две группы, а именно - регионы, где активно проводится информационная кампания по пропаганде реформы ЖКХ и регионы, где эта деятельность не достигла должного уровня.

В субъектах Российской Федерации, условно отнесенных к первой группе, где средства массовой информации конструктивно и профессионально пропагандируют положительные аспекты реформирования жилищно-коммунального комплекса, граждане позитивно и с должной активностью воспринимают происходящее в этой сфере экономики, осознают проблемы отрасли, а также хорошо информированы о своих правах на получение помощи от местной власти на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) при недостаточном прожиточном уровне отдельно взятой семьи, что напрямую связано, например с тем, что 28 субъектов Российской Федерации поэтапно осуществили переход к федеральному стандарту уровня платежей 90%, а 23 региона повысили его до значения 80 - 85%, при адекватном восприятии этих шагов органов исполнительной власти населением.

По итогам прошедшего года и первого квартала текущего года в регионах первой группы организованы и проведены совещания с руководителями и ответственными работниками жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в докладах и выступлениях участников которых обращалось особое внимание на необходимость усиления агитационно-пропагандистской работы среди населения и в организациях и предприятиях ЖКХ с разъяснениями целей, задач и социальной значимости проводимых в отрасли преобразований. В этой связи необходимо особо отметить Республику Дагестан, где на расширенном заседании Коллегии Комитета Правительства Республики по ЖКХ обсуждался вопрос "О мерах по информационному обеспечению реформирования ЖКХ".

Освещению наиболее значимых вопросов хода реформы ЖКХ служат проходившие встречи ответственных работников отрасли с гражданами. Так, в Республике Северная Осетия-Алания проводились беседы с жителями домов, где давались разъяснения структуры себестоимости ЖКУ, их прямая зависимость от роста цен на электроэнергию и газ, социальной защиты малообеспеченных семей, порядка постановки на учет в Центр субсидий, обсуждались аргументы выгоды установки приборов учета.

В Пермской области состоялась пресс-конференция руководителей по вопросам энергосбережения, субсидирования и роли органов местного самоуправления в процессе реформирования ЖКХ.

Особое внимание необходимо обратить на информационное сопровождение реформирования в жилищно-коммунальной сфере в этом регионе, где активно используются нетрадиционные методы пропаганды среди населения основных целей преобразований. Ответственные работники муниципальных образований постоянно организуют встречи с ветеранами и инвалидами, где активно разъясняют вопросы предоставления субсидий, впервые используются варианты уличной рекламы, установлены 228 стендов с информацией о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, 138 почтовых ящиков для предложений граждан, в рамках II Международной выставки "Энергия. Городское хозяйство 2001" проведен социологический опрос об оценке населением деятельности ЖКХ через средства массовой информации. Кроме того, проводятся постоянные консультации сотрудников администраций муниципальных образований, ответственных за информационную работу по поддержке реформы ЖКХ. где обсуждаются методы информационного воздействия, позволяющие разъяснить жителям работу органов местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ.

Кроме того, в Пермской области, единственном из субъектов РФ, уже в течение трех лет проводится областной творческий конкурс журналистов на лучший материал по информационной поддержке ЖКХ, в котором участвуют редакции областных, районных, городских, ведомственных газет, телевизионных и радиокомпаний, с вручением по его результатам денежных премий.

В большинстве субъектов Российской Федерации на страницах печатных изданий, а также в теле- и радиосюжетах регионального и муниципального уровней основные темы посвящены вопросам преобразования ЖКХ, изменения тарифов на ЖКУ, работы с неплательщиками за предоставленные услуги, предоставления субсидий на оплату ЖКУ.

Печатные издания регулярно информируют население о формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Так, в статье "Расскажите без утайки" газеты "Новости Пскова" опубликованы ставки платы за ЖКУ и нормативы потребления коммунальных услуг. Этой же теме посвящены публикации в Ханты-Мансийском АО: статья "Квартплата снова повысится" в газете "Местное время", "Тарифы на ЖКУ" газеты "Варта", "Сколько будем платить за квартиру" газеты "Вестник Приобья"; статья "За ЖКУ платим по новым ценам. Сколько?" газеты "Вести" Камчатской области; газета "Костромские ведомости", статья "Тарифы на оплату ЖКУ на 2002 г."; статья "В зависимости от дохода семьи: сколько платить по новым тарифам" газеты "Заря" Белгородской области"; "Утверждены федеральные стандарты оплаты услуг ЖКХ на 2002 г." газеты "Ведомости" Астраханской области; "Квадратные" стандарты и тарифы" газеты "Волгоградская Правда" и "Кучнее, еще кучнее?" газеты "Областные вести" Волгоградской области; "Сколько стоят уют и тепло в наших домах?" газеты "Балтийская Версия" Калининградской области.

А в публикациях "Тарифы на тепло выросли, но больших потерь для кошельков потребителей не ожидается" в газете "Земля чаинская" Томской области, "Электроэнергия вновь дорожает" в газете "Азия-экспресс" Читинской области, "Плата за коммунальные услуги" в газете "Родина" и "За все нужно платить" в газете "Шимские вести" Новгородской области даются разъяснения причин повышения тарифов.

В газете "Островские вести" Псковской области постоянно печатаются постановления администрации города Острова "Об изменении ставок на оплату ЖКУ для населения".

При этом в ряде регионов одновременно с публикациями о повышении тарифов поднимался вопрос об их обоснованности, например, в статье "Тарифы рассчитаны комиссией" в газете "Сельская правда" Томской области, а также на страницах газеты "Алтайская правда" Алтайского края.

В связи с повышением размера оплаты жилья и коммунальных услуг на страницах газет уделяется большое внимание социальной защите малообеспеченных семей, благодаря чему граждане хорошо информированы о своих правах на получение помощи от местной власти на оплату ЖКУ при недостаточном прожиточном уровне отдельно взятой семьи.

В Калининградской области через печатные издания постоянно происходит информирование населения о решении вопросов социальной защиты при поэтапном переходе к полной оплате жилья и коммунальных услуг, разъяснение методики расчета и порядка предоставления субсидий, например, статья "Страсти по субсидиям" газеты "Полюс".

Также механизм предоставления субсидий разъясняется в статье "Еще раз о субсидиях" газеты "Порховский вестник" в Псковской области, "Жилищные субсидии - льгота временная" в газете "Северная Осетия-Алания" Республики Северная Осетия-Алания, "Чем субсидирование лучше дотирования?" в газете "Белогорье" и "Порядок предоставления субсидий" в газете "Знамя", "Жилищные субсидии" в газете "Домино" Астраханской области, "Кто крайний за субсидией" газеты "Советский Сахалин" Сахалинской области.

В большинстве регионов остро поднята тема неплатежей за предоставленные ЖКУ, например, в статьях "За газ надо платить. И в срок.", "Броуновское движение", "Как неплательщика сделать законопослушным гражданином" в газете "Северная Осетия", "Как будем зимовать?" в газете "Заря" Республики Северная Осетия-Алания и т.д.

В Ханты-Мансийском АО в рамках круглого стола по телевидению состоялось обсуждение вопроса "О тарифах и ставках за ЖКУ, работа с должниками за оплату ЖКУ".

В Астраханской области проводятся беседы с населением по вопросам снижения задолженности по кварплате. #

В статье "Северные сети" требуют расчет" газеты "Земля чаинская" Томской области опубликовано обращение руководителя ПО ЖКХ к неплательщикам с просьбой о погашении задолженности за ЖКУ. А в статье "Тепло денег стоит" этой же газеты коммунальщики выступили с предложением к жильцам отработать свою задолженность на конкретном предприятии с последующими взаиморасчетами с коммунальными службами.

Этой же теме посвящен ряд публикаций в Самарской области: статья "Из квартир пока не выселяют" и "Город в тепле, но без дворников" в газете "Площадь свободы", "Должники останутся без тепла. И без квартир.". "Если кто-то не платит - страдают все", "Гасите долги и живите в тепле" в газете "Тольяттинское Обозрение". "Платим - значит будем жить в тепле" в газете "Презент-центр".

А в статье "Увидев платежку не пугайтесь!" газеты "Тольяттинское Обозрение" сообщается о планировании внести изменения в содержание платежных квитанций, которые ежемесячно приходят в каждую квартиру, где теперь наряду со стоимостью, предъявляемой к оплате, будет указываться полная стоимость квартплаты. Тем самым, среди граждан, не согласных с высокой стоимостью оплаты ЖКУ, достигается понимание реальной стоимости содержания их жилья и коммунальных услуг, а также какую часть в этой стоимости составляет доплата города. Кроме того, для решения проблемы неплатежей средства массовой информации города публикуют репортажи с заседаний конфликтных комиссий, статьи разъяснительного характера. И по итогам проведенной работы впервые за полугодие общий процент сбора денежных средств от населения по платежам за жилье и коммунальные услуги достиг 100%.

Публикации в печатных изданиях касались и расчетно-кассовых центров. Например, в статье "Весной деньги, осенью стулья" в газете "Костромские ведомости" автор поддерживает действия властей по созданию РКЦ, как инструмента обеспечения собираемости платежей населения за ЖКУ.

Необходимо отметить, что материалы по рассмотренной тематике изложены в деловой, доступной и конструктивной форме, позволяющей гражданам получить исчерпывающую информацию о формировании стоимости ЖКУ и элементах системы социальной защиты.

Актуально в печатных изданиях звучали вопросы подготовки жилого фонда к работе в зимних условиях, о чем можно судить по множеству статей, среди которых: "Готовь сани летом" в журнале "Закон. Финансы. Налоги" Нижегородской области, "Как успеть за короткое лето подготовиться к длинной зиме" и "Будет ли тепло зимой решается сегодня" в газете "Мурманский вестник", "Чтобы в домах было тепло" в газете "Вечерний Мурманск" Мурманской области, "Владикавказ: на контроле мэрии подготовка к зиме..." в газете "Северная Осетия", "Готовятся к холодам" в газете "Заря". "Вопросы подготовки к зиме - под особый контроль" в газете "Рухс" Республики Северная Осетия-Алания, "А в квартирах как на улице - мороз", "Работать будем в аварийном режиме" в газете "Забайкальский рабочий" Читинской области, "Холода уж на пороге" в газете "Городские вести" Волгоградской области, причем в материалах отражены как позитивные результаты деятельности органов исполнительной власти всех уровней и предприятий ЖКХ, так и обращается внимание на недостатки в этой работе.

На страницах газеты "Свободный курс" Алтайского края в рамках этой темы особо отмечались проблемы хронически недостаточного и несвоевременного финансирования необходимых работ.

Также в средствах массовой информации активно отражается тематика создания принципиально новых механизмов управления жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, позволяющих привлечь в отрасль дополнительные инвестиции, внедрения договорных отношений, создания ТСЖ и т.д.

О новых эффективных формах управления объектами инженерной структуры и жильем информирует читателя статья "Оптимальный вариант: частный бизнес и государственные гарантии" газеты "Волжская коммуна", в статье "Заплатил квартплату - требуй качественных услуг" газеты "Курская неделя" Курской области доводится до сознания граждан, что реформа - не удорожание, а справедливое перераспределение средств, борьба за экономию и качество, в статье "Услуга без договора, не услуга..." газеты "Северная Осетия" Республики Северная Осетия-Алания, поясняется сфера деятельности Службы единого заказчика г.Владикавказа, как инструмента по обеспечению контроля за соблюдением нормативов предоставления и качества ЖКУ в жилищном фонде всех форм собственности и развития договорных отношений.

В Ярославской области в статье "Возрождение собственников" газеты "Ярославские новости" обозначены трудности правового порядка, с которыми сталкиваются при организации ТСЖ, статья "ТСЖ: первые шаги" газеты "Рыбинские известия" направлена на разъяснение основных принципов организации ТСЖ, их правовой базы и управления. Также вопросы деятельности ТСЖ освещались в Томской области (статья "Право на льготы и субсидии" и "Собственники по праву и без" в газете "Красное знамя"), Самарской области (статья "ТСЖ" в газете "Развитие"), Костромской области (статья "Все мы товарищи по несчастью" в газете "Костромской курьер"), в Белгородской области ("ТСЖ-хозяин в Вашем доме?" в газете "Зебра-Курьер", "Кондоминиум - это хорошо!" в газете "Наш Белгород", "Кто в доме хозяин?" в газете "Белгородские известия") и ряде публикаций СМИ Республики Дагестан.

В некоторых публикациях в субъектах Российской Федерации поднимается вопрос о сроках бесплатной приватизации жилья, например. "Осталось два года бесплатной приватизации" в газете "Районные вести" Томской области, "Бесплатная приватизация не отменяется" в газете "Забайкальский рабочий" Читинской области.

По-прежнему остро в региональных СМИ поднимается проблема энергоресурсосбережения, например, в статье "За счет чего экономить?" в газете "Таежный меридиан", "Энергосбережение в Сибири" в газете "Наша жизнь" Томской области, в статье "Котельные отправят на пенсию", "По программе энергосбережения" в газете "Белогорье" Белгородской области, "Рейдовые материалы о состоянии котельных" газеты "Заря" и "Есть 2-е место, а также торф, уголь, газ и дрова" газеты "Звезда" Новгородской области, "Еще раз об энергосбережении" газеты "Волгоградская правда", приводятся сравнительные анализы эффективности применения тех или иных энергоресурсов при выработке тепловой энергии, разъясняется необходимость проведения реконструкции на тепловых предприятиях и т.д.

Особое место данному вопросу в печатных изданиях уделялось в Удмуртской Республике. Например, в статье "В Удмуртии ищут стратегию энергосбережения" газеты "День" сообщается в том, что реализация программы по энергоресурсосбережению на 2002 - 2004 гг. позволит не только уменьшить расходы энергоресурсов, но и сэкономить бюджетные средства, так как предпринятые энергосберегающие мероприятия окупятся за один отопительный сезон. Об эффективности предприятий по замене котельных газовыми топками рассказано в статье "Особый подход" в газете "Рассвет" и "Энергетика должна быть экономной" в газете "Удмуртская правда".

Необходимо отметить также, что на страницах газет продолжают работать тематические рубрики: "Планерка у губернатора" в газете "Псковская Правда", "Позвоните Мэру" в газете "Новости Пскова" Псковской области, "Дела коммунальные" в газете "Мурманский вестник" Мурманской области, "Реформа ЖКХ: Ярославский опыт" в газете "Губернские вести", "В интересах горожан" в газете "Золотое кольцо", "По закону", "В Совете депутатов", "Обстоятельства" в газете "Рыбинские известия" Ярославской области, "О чем говорит народ" в газете "Северная Правда" Костромской области, "Районное звено ЖКХ", "Резервы экономии", "Ваше право", "Письмо в номер", "Вопрос - ответ" в "Новой газете" Белгородской области. В Нижегородской области ежеквартально выпускался дайджест публикаций о деятельности ГЖИ НО в СМИ, позволяющий своевременно проверить мониторинг прессы и анализ информационного баланса.

Что касается второй условной группы, к которой относится ряд субъектов Российской Федерации, то органам исполнительной власти всех уровней на этих территориях необходимо понять, что высокая социальная значимость реформирования отрасли оказывает влияние на темпы изменений, которые во многом зависят от того, насколько население воспринимает их цели и задачи.

Вместе с тем на этом пути важно не скатиться до популистских проектов и суметь открыто сообщить населению о необходимых путях развития жилищно-коммунальной отрасли, обозначить цели, сроки и ожидаемые результаты проводимых мероприятий.

Результатом этой деятельности будет формирование позитивного общественного мнения и появление здоровых сил в обществе для согласованных действий.

Учитывая изложенное, Госкомитет выражает уверенность, что работа по разъяснению и популяризации проводимых в отрасли преобразований в дальнейшем будет активизирована во всех субъектах Российской Федерации, в связи с чем информирует, что в соответствии с Планом организационно-технических мероприятий по реализации экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в рамках подпрограммы приказом Межведомственной комиссии по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" от 19 апреля 2002 г. N 01-02 объявлен Всероссийский конкурс на организацию лучшего проекта по информационно-пропагандистскому сопровождению реформы за 2002 год, проведение которого должно способствовать активизации в печатных и электронных средствах массовой информации регионального и муниципальных уровней разъяснительной работы среди населения об основных целях и задачах по реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации".

Информация об условиях проведения конкурса направлена органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Госкомитета от 07.05.2002 N СК-2344/13), а также будет опубликована в Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ.



Письмо Госстроя РФ от 10 июня 2002 г. N ЛЧ-3011/13 "Об информационном сопровождении реформирования жилищно-коммунальной сферы"


Текст письма опубликован в Информационном бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации, август 2002 г., выпуск 8


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.