Письмо Госстроя РФ от 24 июня 2002 г. N ЛЧ-3316/1 "Об итогах осенне-зимнего периода 2001-2002 гг. и мерах по подготовке ЖКХ к предстоящей зиме"

Письмо Госстроя РФ от 24 июня 2002 г. N ЛЧ-3316/1
"Об итогах осенне-зимнего периода 2001-2002 гг. и мерах
по подготовке ЖКХ к предстоящей зиме"


Зимний период 2001-2002 годов характеризовался для большинства регионов России "мягкой", "сиротской" зимой со средними температурами на 3-5°С выше расчетных. Это обусловило более устойчивый режим функционирования объектов ЖКХ.

В прошедшую зиму предприятиями коммунальной энергетики (муниципальными и ведомственными для нужд города) за счет ввода новых генерирующих мощностей по программам энергосбережения и модернизации ЖКХ выработано 634 млн. Гкал, что на 6,4% больше прошлого отопительного периода.

Надежность работы коммунальной электроэнергетики в 2001-2002 годах в большой степени зависела от своевременности расчетов с региональными АО-энерго за получаемую электроэнергию и характеризовалась большим количеством ограничений в подаче электроэнергии за неуплату. Суммарные долги "коммунальщиков" перед "большой" энергетикой за тепло, электроэнергию и топливные ресурсы составляют более 54 млрд рублей. В свою очередь, во многих регионах имеет место неурегулированная задолженность "большой" энергетики перед городскими службами за воду и приобретенное местными администрациями топливо для ТЭЦ.

За отопительный период 2001-2002 годов использовано: твердого топлива - 46,6 млн.тонн, жидкого топлива - 11,6 млн. тонн, газа - 31,1 млрд. куб.м на сумму более 68,3 млрд. рублей.

Как показал отопительный период, несмотря на существенную финансовую и административную поддержку из центра устранить основные причины кризисной ситуации предыдущего периода и добиться существенного повышения эффективности, надежности и устойчивой работы энергоснабжающих предприятий ЖКХ не удалось. Органы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не обеспечили своевременное формирование запасов топлива для предприятий ЖКХ и их поддержание на нормативном уровне. В ряде субъектов Российской Федерации запасы угля были ниже 25-процентной потребности.

Рост количества отказов и аварий в 1,5 раза был обусловлен: недостаточным уровнем организации эксплуатации оборудования и сетей; техническим состоянием сетевого хозяйства и генерирующего оборудования; недостаточными объемами замены устаревшего и низкоэффективного оборудования; нарушениями воднохимического режима котлов и тепловых сетей; несвоевременным проведением капитальных ремонтов из-за недостаточного финансирования работ по подготовке к отопительному периоду.

В целом по Российской Федерации количество аварий, отказов и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях составило 107 539 случаев, в том числе по федеральным округам:

- в Приволжском федеральном округе - 47 702;

- в Южном федеральном округе - 28 046;

- в Центральном федеральном округе - 8274;

- в Северо-Западном федеральном округе - 6637;

- в Уральском федеральном округе - 7641;

- в Сибирском федеральном округе - 7088;

- в Дальневосточном федеральном округе - 2551.

В отопительный период 2001-2002 годов многоквартирный жилищный фонд России был отключен от теплоснабжения на 236,0 млн. человеко-дней.

Большой проблемой продолжает оставаться рост количества источников теплоснабжения, отработавших расчетный срок службы. По данным Госгортехнадзора России, более 32% котлов, 28% сосудов и 23% трубопроводов пара и горячей воды отработали нормативный срок.

Впервые оценка готовности котельных ЖКХ к работе в зимних условиях с участием инспекторского персонала Госэнергонадзора и Госгортехнадзора России проводилась с выдачей паспортов (актов) готовности. В ходе из оформления серьезную озабоченность вызывают тепловые сети, низкий уровень технического состояния и эксплуатации которых не позволяет гарантировать бесперебойное обеспечение теплом и горячей водой населения и объектов социально-бытовой сферы даже при полной обеспеченности энергоисточников топливом.

Как показала проверка на местах, фактические потери тепловой энергии существенно выше показателей официальной отчетности (16%) и составляют 55-60%. Ликвидация этих сверхнормативных потерь является значительным резервом устойчивого функционирования объектов ЖКХ и получения дополнительных финансовых средств на их модернизацию.

На местах ослаблен контроль за использованием уже закупленного топлива, что приводит к его хищению. Так, в Большерецком районе Камчатской области похищено 1,3 тыс. тонн угля, в Архангельской области из-за фиктивных взаимозачетов недопоставлено топлива на сумму 122,5 млн. рублей.

Практически во всех регионах вместо действенных мер, направленных на повышение срока эксплуатации оборудования, проводится политика "выживания", при которой единственным вопросом ставится прохождение осенне-зимнего максимума нагрузок.

Выявлен ряд существенных недостатков в той области функционирования предприятий, которая не требует значительных финансовых и материальных затрат: по организации работы с персоналом; ведению технической документации; в работе по технике безопасности, охране труда, промышленной пожарной безопасности, техническому контролю, оперативно-диспетчерскому управлению.

Учитывая изложенное, Госстрой России, Госгортехнадзор России, Госэнергонадзор Минэнерго России считают первостепенной задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в предстоящий осенее-зимний период 2002-2003 годов:

1. Обеспечение экономических (финансовых) условий устойчивого функционирования объектов инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов, в том числе путем соблюдения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг с одновременным осуществлением мер социальной защиты населения.

2. Своевременное укомплектование предприятий коммунальной энергетики квалифицированным персоналом и обеспечение приемлемых условий труда и техники безопасности.

3. Продолжение практики совместной работы по оценке готовности объектов ЖКХ к зимним условиям эксплуатации с инспекторским персоналом Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госжилинспекции.

4. Создание и сохранность сезонных запасов топлива, запасных частей, передвижных котельных и электростанций для использования при ликвидации аварийных ситуаций.

Необходимо обязать электро-, теплоэнергетические предприятия усилить работу с персоналом и ввести в действие разработанные Госстроем России и согласованные Минэнерго России Особенности работы с персоналом энергетических организаций системы ЖКХ Российской Федерации, активизировать работы аттестационных комиссий по проверке знаний, разработать планы и графики подготовки персонала на местах и в учебных центрах, утвердить перечень нормативно-технических документов, знание которых обязательно для персонала.

5. Активизацию работы по:

- созданию региональных оперативно-диспетчерских служб (ОДС) и проведению территориальных учений по взаимодействию ОДС с инженерными службами ЖКХ и других ведомств;

- внедрению энергосберегающих технологий на системах теплоснабжения на всех этапах: выработка, транспортировка, распределение, потребление, обратив особое внимание на теплогенерирующее оборудование, отработавшее нормативный срок службы.

6. Устранение недостатков при технической эксплуатации оборудования теплоисточников и тепловых сетей, установка приборов учета отпуска тепловой энергии, восстановление химической подготовки воды для теплоэнергетического оборудования, снижение до норматива утечек теплоносителя и тепловых потерь через изоляцию.

7. Введение в практику выдачи паспортов готовности по всем источникам и системам теплоснабжения, жилищному фонду независимо от формы собственности. Установить порядок, при котором решения о готовности объектов жизнеобеспечения населения к зимним условиям эксплуатации принимает собственник этих объектов без права делегирования этих полномочий.

8. Широкое привлечение к контролю за ходом подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к зимним условиям эксплуатации организаций по защите прав потребителей, территориальных органов самоуправления населения и других объединений граждан.


Заместитель Председателя
Госстроя России

Л.Н.Чернышов


ЛЧ-3306/12

от 21.06.02


Руководитель Департамента
Госэнергонадзора Минэнерго России

С.А.Михайлов


32-10-11/463

от 21.06.02


Заместитель начальника
Госгортехнадзора России

Б.А.Красных


03-35/185

от 21.06.02



Письмо Госстроя РФ от 24 июня 2002 г. N ЛЧ-3316/1 "Об итогах осенне-зимнего периода 2001-2002 гг. и мерах по подготовке ЖКХ к предстоящей зиме"


Текст письма опубликован в журнале "ЖКХ", 2002 г., N 10


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.