Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 сентября 2011 г. N 01/11702-1-32 "О реализации в области жилищных правоотношений функций Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 13 сентября 2011 г. N 01/11702-1-32
"О реализации в области жилищных правоотношений функций Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности"

ГАРАНТ:

В дополнение к настоящему письму см. письмо Роспотребнадзора от 14 ноября 2012 г. N 01/12810-12-32

В связи с поступающими в Роспотребнадзор вопросами, связанными с закреплением в соответствующих нормах Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) института государственного жилищного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.

1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 242-ФЗ), которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.

В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение какового приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

При этом положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя "предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".

Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, на которое также возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор (см. взаимосвязанные положения пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 и части 2 статьи 20 ЖК РФ).

Однако названные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в целом сформулированные в статье 12 ЖК РФ, применительно к государственному контролю (надзору) в указанной сфере не являются исчерпывающими, а предусмотренный статьей 20 ЖК РФ региональный государственный жилищный надзор, не исключает соответствующие правомочия федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в установленной для них сфере деятельности, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, согласно соответствующим положениям пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений как осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам вполне определенно является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а не регионального государственного жилищного надзора.

Кроме того, поскольку граждане как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав - жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Указанное, по мнению Роспотребнадзора, означает, что полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые ими в рамках регионального государственного жилищного надзора, имеющего свой самостоятельный предмет проверки (часть 4 статьи 20 ЖК РФ), никак не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

При этом, применительно к содержанию части 3 статьи 20 ЖК РФ, при организации и проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы государственного жилищного надзора во взаимоотношениях с органами федерального государственного контроля (надзора) должны следовать императивному правилу о разграничении полномочий, установленному пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона N 294-ФЗ.

Роспотребнадзор полагает, что принципы соблюдения данной нормы права наряду с вопросами обеспечения при осуществлении регионального государственного жилищного надзора исполнения положений части 1 статьи 7 Закона N 294-ФЗ (об информационном взаимодействии) должны быть закреплены в числе других обязательных требований в утверждаемом Правительством Российской Федерации нормативном правовом акте о порядке осуществления государственного жилищного надзора, по отдельным аспектам разработки которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже направила свои предложения в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации.

Прошу довести положения настоящего письма до глав органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей соответствующих органов государственного жилищного надзора, обеспечив с ними необходимое действенное взаимодействие в целях эффективного и согласованного проведения в жилищной сфере как регионального государственного жилищного надзора, так и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.


Руководитель

Г.Г. Онищенко


С 1 августа 2011 г. государственный жилищный надзор осуществляется исключительно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации. Он включает предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами власти, юридическими и физическими лицами требований жилищного законодательства и нормативных актов об энергосбережении.

Порядок осуществления регионального жилищного надзора определяет высший исполнительный орган власти субъекта Федерации с учетом требований к его организации и проведению, установленных Правительством РФ.

По мнению Роспотребнадзора, региональный жилищный надзор не заменяет и не ограничивает государственный санитарно-эпидемиологический, а также надзор за защитой прав потребителей. Последний касается в том числе обеспечения прав граждан при оказании им коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилищного фонда. В рамках госсанэпиднадзора проверяется соответствие жилых помещений установленным санитарным правилам.

Органы жилищного надзора субъектов Федерации при проведении проверок организаций и индивидуальных предпринимателей должны следовать правилу разграничения полномочий между федеральными и региональными контролирующими структурами.


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 сентября 2011 г. N 01/11702-1-32 "О реализации в области жилищных правоотношений функций Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности"


Текст письма опубликован в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2011 г., N 11


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение