Госстрой России 23 марта с.г. провел в г.Москве Общероссийскую конференцию по актуальным проблемам ценообразования в строительстве.
В конференции приняли участие руководители 62 региональных центров по ценообразованию в строительстве, разработчики новых сметных нормативов, представители организаций строительной отрасли, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На конференции рассмотрены итоги 3-х летней работы Госстроя России совместно с институтами-разработчиками и региональными центрами по ценообразованию в строительстве по переходу на новую сметно-нормативную базу с 1 января 2001 года. Обсуждены актуальные вопросы разработки и внедрения новой базы федерального и территориального уровней, необходимости активизации в завершении указанных работ, а также осуществления единого подхода при формировании базы в новом уровне цен.
В большинстве субъектов Российской Федерации на основе разработанных и утвержденных Госстроем России методических и нормативных документов формируется территориальная сметно-нормативная база с учетом конкретных особенностей строительства. Наряду с этим имеются субъекты Российской Федерации, в которых не приступили к этой важнейшей работе, поставив под угрозу срыва обеспечение строительных организаций сметной документацией в новом уровне цен.
В решении конференции подготовлены рекомендации Госстрою России, Межрегиональному центру по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России, администрациям субъектов Российской Федерации и региональным органам по ценообразованию в строительстве по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу в строительстве.
Госстрой России рекомендует рассмотреть и довести до сведения всех заинтересованных сторон решение Общероссийской конференции по ценообразованию в строительстве.
Заместитель Председателя |
Н.В.Зацаринский |
Решение Общероссийской конференции региональных органов
по ценообразованию в строительстве
Общероссийская конференция руководителей органов ценообразования в строительстве отмечает, что в истекшем году на территории Российской Федерации велась последовательная целенаправленная работа по выполнению Программы Госстроя России в области сметного ценообразования в строительстве.
Прошедший 2000 год подвел итог 3-х летней работе Госстроя России, министерств и ведомств, администраций субъектов Российской Федерации по переходу на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве. 2000 год стал переломным в переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве
На основе ранее разработанных методических и нормативных документов, в условиях отсутствия бюджетного финансирования разработаны, введены в действие и доведены до пользователей:
- 19 сборников государственных элементных сметные норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);
- 23 сборника государственных элементных сметные норм (ГЭСН) на общестроительные работы;
- 7 сборников ГЭСН на специальные строительные работы и монтаж оборудования;
- 5 сборников ГЭСН на пуско-наладочные работы;
- 19 сборников Федеральных единичных расценок (ФЕР) на ремонтно-строительные работы;
- 4 сборника ФЕР на общестроительные работы.
Разработаны и подготовлены к утверждению 22 сборника федеральных единичных расценок на общестроительные работы.
Основными разработчиками новых документов федерального значения являются коллективы Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России, 31-го института Минобороны России, региональных центров по ценообразованию в строительстве г.Санкт-Петербурга и Московской области, ЦНИИЭУС Госстроя России. К работе привлечены практически все высококвалифицированные кадры сметчиков, разделяющие идеологию ценовой политики Госстроя России.
В основном завершена подготовка методологических документов для разработки и применения новой сметно-нормативной базы по ценообразованию в строительстве, среди них "Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве" (МДС 81-25.2000), сборники сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений и др.
На основе разработанных методических документов в большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию сметно-нормативной базы с учетом конкретных территориальных условий.
Наиболее активно работают над решением этой задачи региональные центры в республиках Калмыкия и Татарстан, Краснодарском крае, Московской, Омской, Ростовской, Рязанской, Самарской и Свердловской областях, г.Санкт-Петербурге.
Так, региональные центры Московской области, г.Омска, г.Санкт-Петербурга одни из первых завершили разработку сборников территориальных единичных расценок на ремонтно-строительные работы.
Однако в ряде регионов эта работа ведется неудовлетворительно. До настоящего времени не изданы постановления по переходу на новую сметно-нормативную базу в республиках Тыва и Хакасия, Ставропольском крае, Новгородской и Псковской областях.
Во многих регионах не организована работа Межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов ценообразования, а в Ульяновской и Читинской областях, в ряде автономных округов не созданы региональные центры по ценообразованию в строительстве.
В целях обеспечения равноправных условий формирования цены проектной продукции начата работа по созданию новой сметно-нормативной базы для проектно-изыскательских работ, завершение которой планируется к концу 2002 года. Большое значение для выполнения данной работы имеет своевременное предоставление объективной информации по структуре затрат в стоимости проектных и изыскательских работ. Такая информация регулярно представляется региональными центрами республик Бурятии и Калмыкии, Курской области и некоторыми другими.
В истекшем году продолжилась аналитическая работа и мониторинг цен на строительные материалы, проводимая совместно органами исполнительной власти, региональных центров по ценообразованию в строительстве, органов Госкомстата России, Управления ценообразования Госстроя России и Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов. Проводимая работа позволяет в большинстве регионов обеспечивать исполнительную власть субъектов Российской Федерации, организации строительного комплекса достаточно полной информацией о текущей стоимости основных строительных материалов, индексов изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, расчетной стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилья и других составляющих, определяющих стоимость строительной продукции. С учетом предложений РЦЦС Госстроем России ежеквартально устанавливались нормативы стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений для расчетов безвозмездных субсидий и ссуд, предоставляемых гражданам.
Ряд региональных центров предоставляет результаты работы в форме журналов, вестников и информационно-аналитических бюллетеней по ценообразованию. Среди них региональные центры Республики Татарстан, Брянской, Новгородской, Омской, Орловской, Смоленской, Челябинской областей, г.Санкт-Петербурга и др.
В регионах постоянно проводилась работа по стабилизации цен и снижению стоимости строительной продукции, в первую очередь при строительстве жилья для государственных целевых программ.
Несмотря на проводимые мероприятия, в 2000 году стоимость строительной продукции возросла в среднем по России на 41%, в том числе стоимость строительства жилья возросла на 35%, стоимость строительно-монтажных работ - на 39 процентов.
Основными факторами повышения стоимости является опережающий рост цен на строительные материалы, удельный вес которых составляет от 40 до 80% в структуре прямых затрат, тарифов на железнодорожные перевозки и энергоносители, повышение размеров оплаты труда работников строительной отрасли.
По сравнению с 1999 годом цены на материалы выросли в среднем более чем на 40%, в том числе на железобетонные изделия до 30%, кирпич до54 %, цемент до 42%, металлопродукцию до 40%, рулонные кровельные материалы на 50%. Особо следует отметить значительный рост стоимости лесоматериалов - до 69 процентов.
Имеет место значительный разброс (до 50%) в ценах на строительную продукцию, в том числе на местные строительные материалы, в соседних регионах, имеющих практически одинаковый потенциал строительного комплекса и промышленности строительных материалов.
На стоимость строительной продукции негативное влияние оказывают необоснованно завышенные платежи за получение различного рода разрешений и согласований, высокие отчисления на развитие инженерных сетей и инфраструктуры, отчуждения значительной части построенного юридическими лицами жилья в пользу местных органов исполнительной власти.
Основные застройщики жилья, и в первую очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливают экономически необоснованные цены на первичном рынке жилья, в т.ч. под предлогом необходимости обеспечения бесплатным жильем отдельные социальные группы населения.
Так, средняя стоимость типового жилья на первичном рынке превышает его себестоимость в г.Санкт-Петербурге почти в 2,5 раза, в г.Москве и в Саратовской области - в 1,6 раза, в Краснодарском крае - в 1,9 раза. В результате в этих регионах сокращаются инвестиции в виде безвозмездных субсидий и ссуд, предоставляемых гражданам, кредитование строительства банками, не получает должного развития система ипотечного кредитования и, как следствие, возникают предпосылки к сокращению объемов жилищного строительства.
О динамике средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", см. справку
Анализ многочисленных обращений с мест показывает, что многие организации отрасли подходят к определению стоимости строительной продукции с отступлениями от методических документов Госстроя России.
В связи с этим, для обеспечения единых подходов к вопросам ценообразования в строительстве и повышения квалификации сметчиков, в т.ч. и руководителей РЦЦС, Госстроем России введена с 1 января 2001 г. профессиональная переподготовка и аттестация руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования. Для руководства системой повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов утвержден методический совет Госстроя России.
После обсуждения основных задач по усилению государственного влияния на формирование цен на строительную продукцию и активизации работы по переходу на новую сметно-нормативную базу в строительстве Общероссийская конференция рекомендует;
1. Госстрою России:
- обеспечить завершение разработки в I полугодии 2001 г. нормативных документов по переходу на новую сметно-нормативную базу;
- разработать в 2001 г. основные методические документы по переходу на новую сметно-нормативную базу в проектировании и изысканиях;
- подготовить и направить в регионы руководящее письмо о порядке осуществления перехода на новую сметно-нормативную базу;
- разработать и утвердить порядок проведения переподготовки и аттестации специалистов-сметчиков и программы обучения специалистов;
- завершить сертификацию программных средств для новой сметно-нормативной базы;
- создать координационный совет Госстроя России по вопросам разработки новых нормативных документов в области ценообразования в строительстве;
- освещать в Вестнике Управления ценообразования актуальные вопросы по переходу на новые сметные цены;
- обеспечить оперативную регистрацию разрабатываемых сборников территориальные единичных расценок;
- определить порядок индексации стоимости строительно-монтажных работ при применении новой сметно-нормативной базы;
- уточнить перечень строительных машин, учтенных в ГЭСН;
- организовать работу по созданию нормативной базы на демонтаж оборудования;
- организовать разработку ведомственных нормативов на пуско-наладочные работы при монтаже технологического оборудования;
- определить базовые центры по федеральным округам;
- подготовить и утвердить положение о рейтинге РЦЦС с подведением итогов к Дню Строителя.
2. Межрегиональному центру по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России:
- усилить работу по координации работы региональных центров;
- разработать и направить в региональные центры порядок определения средней стоимости строительных материалов и индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ при переходе на новую сметно-нормативную базу;
- организовать обмен ценовой информацией между соседними регионами;
- подготовить через систему ИНТЕРНЕТ информационное обеспечение участников строительной отрасли ценовой информацией;
- разработать график проведения региональных семинаров по ценообразованию в строительстве на II полугодие 2001 года.
3. Региональным центрам по ценообразованию в строительстве (РЦЦС):
- активизировать работу по сборникам территориальных единичных расценок с завершением работ в I полугодии 2001 года;
- разработку сборников территориальных единичных расценок осуществлять в строгом соответствии с методическими документами Госстроя России;
- направлять в Госстрой России замечания по вновь разработанным сборникам сметных норм и предложения по их дополнению;
- вести постоянную работу по расширению новой сметно-нормативной базы;
- продолжить работу по стабилизации цен на строительную продукцию и в первую очередь при строительстве жилья для федеральных программ.
4. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации взять под контроль разработку сборников территориальных единичных расценок в строгом соответствии с методическими документами Госстроя России, имея ввиду, что с переходом на новые сметные нормы и цены 2001 г. сметно-нормативная база 1984 г. (1991 г.) будет отменена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госстроя РФ от 4 апреля 2001 г. N НЗ-1652 "Об Общероссийской конференции по ценообразованию в строительстве"
Текст письма опубликован в "Вестнике Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе" N 1, 2001 г.