Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2008 г. N А82-2836/2008-31 Суд первой инстанции, указав на наличие в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, выразившегося в осуществлении фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, признал правомерным требование Прокурора о привлечении Предпринимателя к административной ответственности

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 сентября 2008 г. N А82-2836/2008-31

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ярославской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А82-2836/2008-31, принятое судьями Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., по заявлению Прокурора Кировского района города Ярославля о привлечении индивидуального предпринимателя Мирошниченко Елены Александровны к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ярославской области, и установил:

прокурор Кировского района города Ярославля (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мирошниченко Елены Александровны (далее - Предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ярославской области (далее - Управление).

Решением суда первой инстанции от 16.05.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 решение суда первой инстанции отменено.

Управление не согласилось с постановлением апелляционной инстанции и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названный судебный акт.

Заявитель считает, что деяние Предпринимателя образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод апелляционного суда об отсутствии в материалах дела подтверждения нарушения Предпринимателем правил хранения препаратов, требующих защиты от света, не соответствует установленным судом первой инстанции обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Прокурор не представил отзыв на кассационную жалобу.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.

Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Мирошниченко Е.А. на основании лицензии В 576321 от 31.03.2004 осуществляет фармацевтическую деятельность по закупке, хранению, продаже населению и лечебно-профилактическим учреждениям лекарственных средств в аптечном пункте по адресу: город Ярославль, улица Собинова, дом 41а.

В ходе проверки, проведенной Управлением в указанном аптечном пункте по поручению прокуратуры района на основании приказа от 18.03.2008 N 41-Пр/08, выявлены факты нарушения Предпринимателем требований части 1 статьи 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и подпунктов "в" и "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, пунктов 3.19, 5.4, 5.6 Отраслевого стандарта "Правила отпуска средств в аптечных организациях. Общие положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 04.03.2003 N 80, пунктов 4.1.2, 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 13.11.1996 N 377, а именно: в торговом зале отсутствуют запирающиеся деревянные шкафы для хранения препаратов списка "Б"; не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных средств и лекарственных средств, требующих защиты от света; аптечный пункт не оснащен оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями; в торговом зале имеются лекарственные средства с истекшим сроком годности.

Результаты проверки отражены в акте от 21.03.2008.

Рассмотрев материалы проверки, Прокурор вынес постановление от 16.04.2008 о возбуждении в отношении Предпринимателя производства об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, пунктом 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, однако сделал вывод о недоказанности нарушения Предпринимателем правил хранения препаратов, требующих защиты от света, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона N 128-ФЗ).

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.03.2003 N 4272) утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.050007-2003, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

Согласно пункту 5.4 Отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями (в данном случае в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377).

Пунктом 4.1.2 названной инструкции предусмотрено, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах, окрашенных внутри черной краской с плотно пригнанными дверцами или в плотно сбитых ящиках с плотно пригнанной крышкой.

На этикетках лекарственных препаратов валидол и пертуссин было указано, что они должны храниться в сухом, защищенном от света месте.

Факт хранения названных препаратов в аптечном пункте Предпринимателя на открытых стеллажах на свету установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела. Предприниматель не отрицал того факта, что данные лекарственные препараты согласно этикеткам должны храниться в защищенном от света месте.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод Второго арбитражного апелляционного суда о том, что Прокурором не доказано наличие у Предпринимателя обязанности по хранению указанных препаратов в защищенном от света месте не соответствует материалам дела, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции от 24.07.2008 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А82-2836/2008-31 отменить.

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.05.2008 оставить в силе.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий
Судьи

А.И. Чиграков
Т.В. Базилева

Н.Ю. Башева

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2008 г. по делу N А82-2836/2008-31


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника