Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 28 октября 2008 г. по делу N А31-357/2008-7
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Митюгова Д.С. (доверенность от 09.01.2008 N 4)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 по делу N А31-357/2008-7, принятые судьями Беляевой Т.Ю., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., Хоровой Т.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврилова Андрея Николаевича о взыскании с государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 39 506 рублей 45 копеек расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, и установил:
индивидуальный предприниматель Гаврилов Андрей Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) 39 506 рублей 45 копеек расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению часть 3 статьи 11, часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальном страхованию", пункт 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91; неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Фонд полагает, что действующим законодательством установлено, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка не на момент обращения застрахованного лица за данным пособием, а на момент наступления отпуска по беременности и родам, то есть на момент наступления страхового случая; юридически значимое обстоятельство - страховой случай суды не исследовали и не отразили в судебных актах. По мнению заявителя, страховой случай у Гавриловой Е.Н. наступил 14.05.2007, на момент его наступления страховой стаж работника Гавриловой Е.Н. составлял менее шести месяцев, следовательно, пособие должно исчисляться исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов Фонда, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.01.2008 Предприниматель представил в Фонд расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год, в которой отразил расходы на цели обязательного социального страхования в сумме 72 045 рублей 16 копеек, в том числе расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 45 745 рублей 16 копеек. Данное пособие выплачено работнику Гавриловой Е.Н. и рассчитано исходя из ста процентов среднего заработка.
Фонд 21.01.2008 провел камеральную налоговую проверку представленной отчетности и установил нарушение Предпринимателем Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальном страхованию", выразившееся в необоснованном исчислении пособия по беременности и родам при страховом стаже менее шести месяцев исходя из фактического заработка, а не из минимального размера оплаты труда, установленного законом. В этой связи Фонд выявил переплату указанного пособия работнику Гавриловой Е.Н. в сумме 39 506 рублей 45 копеек.
Таким образом, по мнению Фонда, общая сумма расходов Предпринимателя на цели обязательного социального страхования составила 32 538 рублей 71 копейку. Данную сумму Фонд перечислил Предпринимателю платежными поручениями от 29.08.2007 N 13598 и от 30.01.2008 N 850.
Посчитав свои права нарушенными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Фонда 39 506 рублей 45 копеек.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 2, 11, 12, 13, 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что выплата пособия по беременности и родам носит заявительный характер; на день обращения Гавриловой Е.Н. к работодателю за выплатой пособия ее трудовой стаж составил 6 месяцев, поэтому выплата указанному лицу пособия в размере ста процентов среднего заработка является законной.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию; страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является в том числе пособие по беременности и родам.
В подпунктах 1 и 4 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают, в частности, у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
На основании статей 6, 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию; пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
Назначение, исчисление и выплата пособий по беременности и родам по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, предусмотрены в главе 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 255-ФЗ).
В пунктах 1 и 3 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 255-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если женщина работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ей каждым работодателем. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам представляется листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми документами (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 16 Федерального закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованной женщины по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой она подлежала обязательному социальному страхованию в связи с материнством. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособия по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила), в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору.
В пункте 7 Правил предусмотрено, что страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (отпуска по беременности и родам).
Документом, подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), в том числе при отпуске по беременности и родам, является листок нетрудоспособности (пункт 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21).
Из приведенных норм следует, что предоставление отпуска по беременности и родам и выплата соответствующего пособия носит заявительный характер. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине при наличии ее заявления о предоставлении отпуска и предоставлении листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке, назначение и выплата застрахованной женщине пособия по беременности и родам также производится после обращения женщины, имеющей право на такое пособие, к работодателю.
Суды установили и материалы дела подтверждают, что Гаврилова Е.Н. 02.01.2007 принята Предпринимателем на работу по трудовому договору на должность менеджера.
09.07.2007 Гавриловой Е.Н. был выдан дубликат листка нетрудоспособности серии ВК 137630 в связи с отпуском по беременности и родам с 14.05 по 30.09.2007.
Вместе с тем в течение мая и июня 2007 года Гаврилова Е.Н. продолжала работать по трудовому договору, ежемесячно ей начислялась заработная плата за период с января по июнь 2007 года в размере 15 000 рублей. С начисленных по трудовому договору Гавриловой Е.Н. выплат Предприниматель исчислял и уплачивал единый социальный налог.
За период с 14.05 по 30.06.2007 Гаврилова Е.Н. пособие по беременности и родам не получала. Данное пособие назначено и выплачено Гавриловой Е.Н. за период с 01.07 по 30.09.2007 с момента предоставления ей отпуска по беременности и родам.
Учитывая, что на день обращения Гавриловой Е.Н. к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и назначении пособия и на момент наступления отпуска по беременности и родам страховой стаж Гавриловой Е.Н. для определения размера пособия составил шесть месяцев (с января по июнь), суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае пособие по беременности указанному застрахованному лицу правомерно выплачено работодателем исходя из ста процентов среднего заработка. Следовательно, выплаченное Предпринимателем пособие работнику Гавриловой Е.Н. подлежало возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в полном объеме.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, им не противоречат и основаны на нормах действующего законодательства. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Фонд.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 по делу N А31-357/2008-7 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
О.П. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 октября 2008 г. по делу N А31-357/2008-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника