Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2009 г. по делу N А17-3049/2009 Установив, что в Обществе отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами и отсутствует учет образовавшихся отходов, суд признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности за нарушение законодательства о природопользовании

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 декабря 2009 г. по делу N А17-3049/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2009.

Дата изготовления постановления в полном объеме 14.12.2009.

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.07.2009, принятое судьей Чеботаревой И.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009, принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., по делу N А17-3049/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство" о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области о привлечении к административной ответственности и установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - ООО "Пестяковское ВКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и об отмене постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области (далее - Управление, административный орган) от 26.05.2009 N 23/6/2 о назначении административного наказания на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 06.07.2009 постановление Управления изменено в части наложения взыскания в виде штрафа в размере 250 000 рублей; на Общество наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановлением апелляционного суда от 03.09.2009 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункты 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, статью 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не применили подлежащую применению часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ, апелляционный суд нарушил пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, оспариваемым постановлением административного органа оно привлечено к ответственности исключительно за отсутствие лицензии, предусмотренной подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; суд первой инстанции фактически привлек Общество к административной ответственности за нарушения, которые не вменены административным органом. Заявитель жалобы также считает, что Управление при проведении проверки нарушило требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", проверив субъект малого предпринимательства до истечения трех лет с момента его государственной регистрации.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Управление в отзыве возразило против доводов жалобы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования (в период с 13.04 по 29.04.2009) выявило факты нарушения Обществом статей 9, 15, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В частности, установлено, что Общество не имеет лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами; не имеет специально обученных лиц по обращению с опасными отходами; осуществляет деятельность без установленных лимитов образования и размещения отходов; не составляет отчетность по форме 2-ТП (отходы).

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 23.04.2009 N 23/6 и приняло постановление от 26.05.2009 N 23/6/2 о назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

ООО "Пестяковское ВКХ" не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 2 статьи 2.1, частью 2 статьи 4.2, пунктом 1 части 1 статьи 4.3, статьей 8.2 КоАП РФ, статьями 9, 11, 15, пунктом 3 статьи 18, статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 1 статьи 1, статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что Управление правомерно привлекло ООО "Пестяковское ВКХ" к ответственности за нарушения, выразившиеся в отсутствии лиц, прошедших профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, за отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Вместе с тем суд счел, что отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами не образует состав вменяемого административного правонарушения в связи с отсутствием у Общества обязанности по получению такой лицензии.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В статье 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В силу статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункты 1 - 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

В пункте 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.

Из приведенных норм следует, что наличие отходов, возникающих в результате деятельности предприятия, требует разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также предоставления в уполномоченный орган статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы). В случае образования отходов I - IV класса опасности, лица, которые допущены к обращению с этими отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что основными видами деятельности Общества являются: сбор, очистка и распределение воды; удаление и обработка сточных вод; обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций; оказание коммунальных услуг, в результате чего образуются отходы IV - V класса опасности (мусор от бытовых помещений, отходы, возникающие при механической и биологической очистке сточных вод (иловый осадок и осадок с решеток), отработанная аккумуляторная серная кислота, отработанные свинцовые аккумуляторы, отработанные автомобильные масла, отработанные покрышки, несортированный лом черных металлов). По мере накопления отходы передаются специализированной организации (обществу с ограниченной ответственностью "Тополь"), осуществляющей деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Таким образом, ООО "Пестяковское ВКХ" занимается деятельностью, связанной с обслуживанием и ремонтом инженерных коммуникаций, оказанием коммунальных услуг, очисткой воды, удалением и обработкой сточных вод, в результате которой образуются естественные сопутствующие отходы.

Из материалов дела следует и суды установили, что Общество не составляет отчетность по форме N 2-ТП (отходы), не разрабатывает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение и не представляет их на утверждение в уполномоченный орган, не имеет специально обученных лиц по обращению с опасными отходами, что свидетельствуют о несоблюдении Обществом экологических требований (статей 15, 18, 19 Федерального закона N 89-ФЗ). Данные факты ООО "Пестяковское ВКХ" не отрицает.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ООО "Пестяковское ВКХ" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции фактически привлек Общество к административной ответственности за нарушения законодательства, которые не установлены обжалуемым постановлением, отклоняется, как противоречащий материалам дела.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указывается в том числе событие административного правонарушения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В рассматриваемом случае в протоколе об административном правонарушении описано событие административного правонарушения, содержатся указания на то, что Общество не имеет специально обученных лиц по обращению с опасными отходами, установленных лимитов образования и размещения отходов, не составляет отчетность по форме 2-ТП (отходы), в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности имеются ссылки на нарушение ООО "Пестяковское ВКХ" статей 9, 15, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ.

Таким образом, материалы административного дела в их совокупности позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и сделать вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Судом первой инстанции и апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка относительно применения норм КоАП РФ и Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в связи с этим доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются.

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.07.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу N А17-3049/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пестяковское водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

 

Н.Ю. Башева
М.Ю. Евтеева
О.П. Маслова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2009 г. по делу N А17-3049/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника