Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А79-12772/2009 Суд признал доказанным факт необеспечения Предпринимателем проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей при осуществлении междугородних пассажирских перевозок и обоснованно привлек его к административной ответственности в виде штрафа

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 2 февраля 2010 г. по делу N А79-12772/2009

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.

при участии представителя

от заявителя: Аликова А.Ю. (доверенность от 01.02.2010 N 01-147)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буторовой Екатерины Викторовны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2009, принятое судьей Каргиной Н.А., по делу N А79-12772/2009 по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Буторовой Екатерины Викторовны к административной ответственности и установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Буторовой Екатерины Викторовны (далее - Предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2009 заявленное требование удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Предприниматель не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Заявитель жалобы считает, что суд не исследовал доказательства по делу и не дал оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.

По его мнению, при обнаружении правонарушения и фиксации обстоятельств его совершения были нарушены права Предпринимателя, а именно: в протоколе отсутствуют ссылки на приложенные к нему доказательства; протокол составлен по истечении шести дней после обнаружения правонарушения; должностные лица административного органа представили фотографию путевого листа, которая не может являться доказательством по делу. Заявитель указывает, что отметка о прохождении медосмотра имеется в путевом листе, подлинник которого приложен к кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган и его представитель в судебном заседании указали на законность судебного акта и просили оставить его без изменения.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направил.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.09.2009 Управление провело проверку перевозочной деятельности, осуществляемой транспортным средством ГАЗ 322132 государственный регистрационный номер АО 215/21, принадлежащим предпринимателю Буторовой Е.В. В ходе проверки установлено нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637, а именно: эксплуатация транспортного средства водителем Шигаповым Р.И. без прохождения предрейсового медицинского осмотра при перевозке 13 пассажиров по маршруту N 1173 Чебоксары-Цивильск.

По данному факту в присутствии Предпринимателя Управление составило протокол от 06.10.2009 об административном правонарушении, предусмотренном в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

Арбитражный суд Чувашской Республики, руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя вменяемого состава административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленное требование и назначил Предпринимателю административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В силу пункта 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны обеспечивать своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.

Требования к обязательному проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с привлечением работников органов здравоохранения установлены также в статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункте 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.

В рассматриваемом случае Арбитражный суд Чувашской Республики установил, что Предприниматель не обеспечил проведение предрейсового медицинского осмотра водителя при осуществлении им междугородних пассажирских перевозок. Данный факт подтверждается путевым листом от 30.09.2009.

Доводы Предпринимателя о том, что представленный вместе с кассационной жалобой экземпляр путевого листа подтверждает прохождение водителем предрейсового медицинского осмотра не может быть принят судом кассационной инстанции во внимание, поскольку такой экземпляр отсутствует в материалах дела и не был предметом оценки в суде первой инстанции.

Доводы заявителя жалобы о том, что фотографический снимок путевого листа от 30.09.2009, сделанный на месте обнаружения правонарушения, не может являться надлежащим доказательством по делу, отклоняется, так как статьи 26.2 и 26.6 КоАП разрешают фиксацию доказательств по делу об административном правонарушении с помощью фотографирования. Доказательств, свидетельствующих о том, что фотографии получены административным органом с нарушением требований федерального законодательства, в материалы дела не представлены.

Ссылка заявителя жалобы на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении также подлежит отклонению судом кассационной инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Вместе с тем установленный в статье 28.5 КоАП срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда, основанные на полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств и не противоречащие им, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

С учетом изложенного суд правомерно признал доказанным факт необеспечения Буторовой Е.В. проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей при осуществлении междугородних пассажирских перевозок и обоснованно привлек Предпринимателя к административной ответственности.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, в связи с этим основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2009 по делу N А79-12772/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буторовой Екатерины Викторовны - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В. Базилева
Н.Ю. Башева

О.П. Маслова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А79-12772/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника