Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю "Алкогольная продукция: изменился порядок лицензирования и маркировки" (опубл. 17 марта 2006 г.)

Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю
"Алкогольная продукция: изменился порядок лицензирования и маркировки"

 

Управление ФНС России по Краснодарскому краю доводит до сведения предприятий - производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции актуальную информацию.

 

1. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями), производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 миллионов рублей.

Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;#

Лицензируется деятельность по каждому поставляемому или произведенному виду продукции.

Указанные лицензии выдаются федеральными органами власти (ФНС России);

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (пищевой);

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;#

Лицензии на осуществление данных видов деятельности выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Указанные лицензии выдаются, соответственно, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (УФНС России по Краснодарскому краю);

закупка, хранение и поставки организациями спиртосодержащей непищевой продукции подлежат лицензированию с 1 июля 2006 года;

розничная продажа алкогольной продукции.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации (администрация Краснодарского края).

Исключается лицензирование следующих видов деятельности:

- закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных, не связанных с производством указанной продукции, целях);

- деятельность, при осуществлении которой в качестве сырья или вспомогательных материалов используется этиловый спирт;

- деятельность по экспорту и импорту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

(В том числе исключено требование к импортерам обеспечения за предыдущий год работы ввоза не менее 50 тыс. дал алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь для получения генеральной лицензии);

- разовая лицензия с ограниченным сроком действия в 5 месяцев и ограниченным объемом импорта в 500 дал алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь с таможенной стоимостью не более 100 тыс. МРОТ.

Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона.

Положения статей Федерального закона в части оснащения оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему вступают в силу с 1 июля 2006 года.

Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, указанных выше, в соответствии со статьями настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии;

2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица;

3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;

4) копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии;

5) справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов по форме приказа ФНС России;

6) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

8) копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда).

Требование от организации документов, не предусмотренных законодательством, не допускается.

Для получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация представляет в лицензирующий орган тот же перечень документов, за исключением следующих документов:

- заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции;

- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля.

Из перечня документов, требуемых для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей# продукции, исключены:

- согласие уполномоченного органа субъекта РФ;

- документы о техническом и метрологическом оснащении организации;

- документ о регистрации основного технологического оборудования;

- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений требованиям техники безопасности;

- заключение органов УВД об оснащении средствами охранной сигнализации;

- оплата за обследование предприятия.

Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из вышеуказанных видов деятельности, при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности (за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате сбора за выдачу лицензии и справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.

Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов и направляется организации в течение трех дней после его принятия. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех дней после принятия соответствующего решения.

В выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано:

1) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2) в случае нарушения требований настоящего Федерального закона;

3) в случае несоответствия организации иным установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.

В случае приобретения нового основного технологического оборудования, которое будет использовано для производства этилового спирта и алкогольной продукции, лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень его видов и сертификаты соответствия. Лицензирующий орган рассматривает указанные документы в течение 30 дней с момента их представления. В случае принятия решения о недопустимости использования нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции в течение трех дней после его принятия лицензирующий орган уведомляет в письменной форме лицензиата. Использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования и сертификатов соответствия при условии положительного решения.

В случае реорганизации организации, изменения ее наименования, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Заявление подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии, до переоформления лицензии организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе организации на основании представляемых ею в лицензирующий орган заявления в письменной форме, справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и копии документа об уплате сбора за лицензию в размерах и в порядке, которые установлены федеральным законом. Лицензия может быть продлена и на срок менее чем пять лет.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании:

- материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона;

по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:

- невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

- непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

- неуплата в установленный срок лицензионного сбора;

- использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, алкогольной продукции и их хранения, для производства и хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

- использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему (вступает в силу с 1 июля 2006 года);

- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством;

- непредставление организацией в федеральный орган исполнительной власти по государственной статистике сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленный срок;

- поставки, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции без уведомления;

- использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований Федерального закона;

- нарушение требований по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции без оплаченного уставного капитала (уставного фонда);

- передача федеральных специальных марок и акцизных марок другой организации;

- использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования;

- отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта, вступает в силу с 1 января 2008 года).

Из указанного перечня исключены:

- невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие Федеральным законам условий, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности;

- несоблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержашей продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:

- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;

- поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий или уведомлений;

- оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии с Федеральным законом либо с поддельными марками;

- поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных законом лицензий;

- невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;

- повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

- производство продукции, не соответствующей "требованиям технических регламентов" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов;

- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для организаций, не имеющих соответствующих лицензий;

- повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

- непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;

- эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему, опломбированных либо опечатанных лицензирующим органом;

- производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более установленного максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции;

- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, вступает в силу с 1 июля 2006 года;

- поставки денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным настоящим Федеральным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

- поставки этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, и повторные в течение года поставки этилового спирта без уведомлений;

- неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения. На основании заявления организации в случае аннулирования лицензии лицензирующий орган с учетом оснований, по которым аннулирована лицензия, вправе выдать временное разрешение на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием их объема в виде особой отметки на лицензии. Реализация остатков такой продукции осуществляется под контролем лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд. Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы, при утверждении положения об экспертных комиссиях в соответствии с действующим законодательством.

2. Разъяснения по вопросам маркировки алкогольной продукции

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 31.12.2005) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.

В 2005 году производство алкогольной продукции, подлежащей маркировке федеральными специальными марками, осуществляли 57 предприятий Краснодарского края. Произведено около 11,5 млн. дал.# алкогольной продукции, в том числе:

- водки - 2 млн. дал.;

- алкогольной продукции крепостью свыше 25% - 0,3 млн. дал;

- алкогольной продукции крепостью от 9% до 25% - 0,15 млн. дал.;

- вин натуральных, шампанских, игристых - 9 млн. дал.

Управлением ФНС России по Краснодарскому краю выдано 124 млн. шт. федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, в том числе по наименованиям марки:

- алкогольная продукция до 25% - 77 млн. шт.;

- крепкие алкогольные напитки, водка - 37 млн. шт.;

- крепкие алкогольные напитки (свыше 25%) - 10 млн. шт.

В соответствие с Федеральным законом N 102-ФЗ от 21.07.2005 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 01.01.2006 года определен переход на маркировку алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца.

Федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность производства и оборота на территории РФ алкогольной продукции, и осуществления контроля за уплатой налогов. Кроме того, марка является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В целях реализации указанных положений закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" установлено, что с 1 января 2006 года для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:

а) федеральные специальные марки, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (организациям-производителям разрешено до 1 июля 2006 года таким образом осуществлять маркировку алкогольной продукции);

б) федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785.

Таким образом, оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, маркированной вышеуказанными федеральными специальными марками, допускается после 1 января 2006 года без ограничений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 года N 785 утверждены Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, требования к образцам федеральных специальных марок, форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

Технология нанесения федеральных специальных марок на потребительскую тару должна исключать возможность повторного использования марок и их случайного повреждения, не должна перекрывать информацию, нанесенную на потребительскую тару, а также обеспечивать возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные специальные марки приобретаются предприятиями-производителями на условиях их предварительной оплаты. Утверждены следующие виды марок нового образца:

- "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%"

- "Вина"

- "Вина натуральные"

- "Вина шампанские и игристые"

- "Алкогольная продукция свыше 25%" (с надписью, обозначающей предельную вместимость потребительской тары алкогольной продукции - "до 0,1 л", "до 0,25 л", "до 0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л").

Федеральные специальные марки нового образца, в отличие от федеральных специальных марок старого образца, являются самоклеющимися, имеют свободное от графического и текстового оформления поле размером 35x20 мм для нанесения сведений о маркируемой алкогольной продукции (штрих-кода).

Носители информации имеют размер 62x17 мм и свободное поле размером 28x15 мм для нанесения сведений о маркируемой алкогольной продукции.

Федеральный закон РФ от 31.12.2005 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изменяет порядок приобретения федеральных специальных марок.

Также определено, что оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно в установленном порядке федеральной маркой старого образца, допускается по 30 июня 2006 года включительно.

В соответствии с данным законом принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 863 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 785", опубликованное 17 января 2006 года в "Российской газете".

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2006 г. N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" и "Временным регламентом выдачи федеральных специальных марок организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, территориальными налоговыми органами", направленным письмом ФНС России от 30.01.2006 г. N ШТ-6-07/96@, разъяснен новый порядок приобретения марок в 2006 году.

Кроме того, данным письмом ФНС России указывает, что выдача федеральных специальных марок Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации производится начиная с 31.01.2006, в соответствии с действующим на данный момент Временным регламентом.

До представления документов на получение марок организация на условиях предварительной оплаты перечисляет денежные средства исходя из количества испрашиваемых марок.

Для приобретения федеральных специальных марок организация, осуществляющая производство алкогольной продукции на территории Краснодарского края, должна представить в Управление ФНС России по Краснодарскому краю следующие документы:

- заявление о выдаче марок (приложение 1 к Временному регламенту);

- справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов (приказ ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206);

- отчет об использовании ранее выданных марок (постановление Правительства от 21.12.2005 N 785);

- копия лицензии, заверенная руководителем и печатью организации;

- копия сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС (пункт вступает в силу с 01.07.2006);

- подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

- обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением (приложение 2 Временного регламента), а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства;

- расчет суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением (приложение 3 Временного регламента).

С 2006 года квартальный заказ на изготовление федеральных специальных марок по субъектам Российской Федерации территориальными налоговыми органами не формируется.

Марки изготавливаются объединением "Гознак" на основании заявления организации о выдаче марок.

Только в случае представления полного пакета документов, соответствующего установленным требованиям действующего законодательства, заявление организации о выдаче федеральных специальных марок рассматривается и направляется налоговым органом объединению "Гознак".

В случае наличия марок на складе управления производится их выдача. В случае отсутствия необходимого количества испрашиваемых марок организация - производитель алкогольной продукции уведомляется в этом, и срок рассмотрения заявления не может превышать трех месяцев со дня отправки заявления о выдаче в адрес объединения "Гознак" (с 1 октября 2006 года указанный срок не может превышать один месяц).

Организация - производитель алкогольной продукции должна обеспечить ведение следующей документации:

- журнала учета поступивших в организацию, осуществляющую производство алкогольной продукции на территории РФ, федеральных специальных марок (приложение N 3 к приказу Минфина России от 17.01.2006 N 9н);

- журнала учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории РФ (приложение N 4 к приказу Минфина России от 17.01.2006 N 9н);

- журнала учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории РФ (приложение N 5 к приказу Минфина России от 17.01.2006 N 9н).

Указанные журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опломбированы, подписаны руководителем организации и главным бухгалтером организации и выданы под расписку материально ответственному лицу организации.

Федеральные специальные марки для маркировки алкогольной продукции выдаются организациям, которые привели свою деятельность в соответствие с пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и оборудованы техническими средствами для нанесения сведений на федеральные специальные марки и передачи информации о маркируемой алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему.

3. Назначение и задачи единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)

В соответствии с Планом информатизации ФНС России на 2005 - 2006 годы и в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями) разработано программное обеспечение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производств и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Программно-технический комплекс АИС "Единая государственная автоматизированная информационная система" предназначен для обеспечения полноты и достоверности учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как российского, так и зарубежного производства на территории субъектов Российской Федерации, повышения налоговых поступлений и обеспечения информационной поддержки органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции. Он обеспечивает автоматизацию процессов формирования и ведения базы данных об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории субъекта РФ с возможностью детализации до производителя, получателя, вида, наименования, крепости и объема продукции, а также позволяет проводить анализ состояния и прогнозировать тенденции развития производства и оборота данной продукции на территории субъекта Российской Федерации.

В состав автоматизированной информационной системы (АИС) ЕГАИС входят следующие элементы:

- комплекс средств автоматизации (КСА) Федерального центра управления и контроля (ФЦУК) Федеральной налоговой службы (ФНС);

- комплекс средств автоматизации центра управления и контроля (КСА ЦУК) Федеральной таможенной службы (ФТС);

- комплексы средств автоматизации региональных центров управления и контроля (КСА РЦУК) Управлений ФНС России по субъектам РФ;

- комплексы средств автоматизации программно-аппаратных комплексов (КСА ПАК) Управлений ФТС России по субъектам РФ;

- комплексы средств автоматизации программно-технических комплексов (КСА ПТК) организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организаций, осуществляющих закупки (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт) и хранение указанной продукции;

- федеральные специальные и акцизные марки;

- подсистема контроля;

- подсистема обмена данными.

На предприятиях, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, программное обеспечение ЕГАИС должно быть установлено с 1 января 2006 г., на предприятиях, осуществляющих оборот указанной продукции, и на таможнях - до 1 июля 2006 г.

Автоматизированная информационная система ЕГАИС позволяет обеспечить решение следующих задач:

- обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;

- обеспечивать ведение учета импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисления акциза с возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;

- обеспечивать ведение учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции, которой она выдана, на какую алкогольную продукцию нанесена марка или по каким причинам забракована, каким актом списана и уничтожена;

- производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;

- затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.

Программно-технический комплекс ЕГАИС позволяет:

- производить учет: заказанных и полученных от предприятия-производителя заготовок ФСМ; выданных организациям заготовок ФСМ; ФСМ, использованных для нанесения штрих-кода и использованных для маркировки алкогольной продукции; поврежденных и бракованных ФСМ;

- наносить на федеральные специальные марки сведения о маркированной ими алкогольной продукции;

- фиксировать информацию о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС;

- производить контроль правильности и полноты начисления акцизов;

- принимать уведомления о поставке и закупке этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции;

- проводить сравнительный анализ данных о производстве и обороте этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции от программно-технического комплекса (ПТК) предприятия данной сферы деятельности с данными деклараций об объемах производства и оборота данной продукции, включая сверку данных о ее поставках и получении;

- проводить анализ состояния и тенденции развития производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории субъекта РФ с детализацией по производителям, видам и наименованиям алкогольной продукции, содержанием этилового спирта в ней, ее объемов производства;

- проводить контроль импорта и экспорта алкогольной продукции посредством штрих-кода, нанесенного на акцизные марки.

В соответствии с Правилами нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", заявка на нанесение штрих-кода, которая подается предприятием-производителем алкогольной продукции, должна содержать следующие сведения:

а) дата подачи и порядковый номер заявки;

б) наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика и код причинной постановки на учет организации, а также код субъекта Российской Федерации, на территории которого находится организация;

в) вид алкогольной продукции;

г) наименование алкогольной продукции;

д) количество единиц маркируемой алкогольной продукции;

е) содержание этилового спирта в алкогольной продукции;

ж) предельная вместимость потребительской тары, в которую разлита алкогольная продукция;

з) дата и номер заявления о выдаче федеральных специальных марок;

и) количество федеральных специальных марок, на которые наносится информация о маркируемой ими алкогольной продукции, с указанием содержащихся на них надписях о виде алкогольной продукции и предельной вместимости используемой потребительской тары;

к) серия федеральных специальных марок, на которые наносится информация о маркируемой алкогольной продукции;

л) номер, дата выдачи и срок действия лицензии, выданной организации;

м) номер, дата выдачи и срок действия сертификата соответствия маркируемой алкогольной продукции с указанием выдавшего его органа;

н) версия программных средств единой информационной системы, используемых для нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.

Согласно Перечню сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств ЕГАИС для учета объема производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, и формата нанесения указанных сведений, утвержденных приказом ФНС России от 13.01.06 N Зн, сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки на русском языке и в виде двухмерного штрихового кода.

На русском языке на марку наносятся следующие сведения:

- наименование алкогольной продукции;

- вид алкогольной продукции;

- содержание этилового спирта;

- объем алкогольной продукции в потребительской таре;

- наименование производителя алкогольной продукции;

- местонахождение организации, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, или местонахождение обособленного подразделения этой организации (код субъекта Российской Федерации);

- номер заявки о нанесении на марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и номер марки в данной заявке.

Вид и наименование алкогольной продукции, содержание этилового спирта, а также объем алкогольной продукции в потребительской таре должны наноситься одной строкой ниже двухмерного штрихового кода.

Номер заявки о нанесении на марку сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и номер марки в данной заявке должны наноситься слева от двухмерного штрихового кода двумя строками снизу вверх.

В виде двухмерного штрихового кода на марку наносятся следующие сведения:

- номер версии программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с помощью которых осуществляется нанесение на марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции (далее - программных средств);

- специальный идентификатор, содержащий информацию об организации, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации (страна происхождения алкогольной продукции, наименование производителя алкогольной продукции, местонахождение производителя алкогольной продукции, ИНН и КПП производителя алкогольной продукции), виде алкогольной продукции, наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности, подтверждении правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

- номер заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, и дату подачи заявки в налоговый орган;

- номер марки в этой заявке;

- специальная контрольная группа, формируемая программными средствами.

Номер марки в заявке содержит порядковый номер, который должен находиться в диапазоне от единицы до числа, определяющего количество единиц потребительской тары алкогольной продукции, подлежащей маркировке в соответствии с данной заявкой.

Согласно Правилам маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785, марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.

Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок и носителей информации, подтверждающих фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система), должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы (мобильная станция и сканер) в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.

В настоящее время Управлением ФНС России по Краснодарскому краю полностью развернуто программное обеспечение РЦУКа, получена информационная база для предприятий - производителей этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, оснастившихся оборудованием в соответствии с ранее полученной Типовой спецификацией.

 

 

Начальник отдела контроля

в сфере производства и оборота алкогольной

и табачной продукции Управления ФНС России

по Краснодарскому краю

В. Кушнир

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю "Алкогольная продукция: изменился порядок лицензирования и маркировки"


Текст разъяснений опубликован в газете "Кубань-бизнес", N 12 от 17 марта 2006 г. и в N 13 от 24 марта 2006 г.