Решение Ярославского областного суда от 20 января 2012 г. N 3-5/2012 Установив, что Правительство области произвело перевод спорного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда при отсутствии согласия на перевод его правообладателя, суд признал нормативный акт недействительным в оспариваемой части

Решение Ярославского областного суда
от 20 января 2012 г. N 3-5/2012

 

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Нива" о признании недействующим п/п 105 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", установил:

09 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".

Подпунктом 105 названного Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п (далее - "Постановление N 537-п") разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Стогинский сельский округ, СПК "Нива", кадастровый номер земельного участка 76:04:000000:56, площадь земельного участка 9 280 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 91 от 20.10.2008 года.

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Нива" (далее - СПК "Нива", Общество) обратился в суд с заявлением о признании незаконным п/п 105 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению N 537-п, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:56, площадью 9 280 000 кв. м предоставлен СПК "Нива" (правопреемник ТОО СХП "Нива") в постоянное (бессрочное) пользование, оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее -"Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ") и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка, площадью 928 га, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия СПК "Нива" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.

В судебном заседании представитель СПК "Нива" по доверенности Фирстов А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Правительства Ярославской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, к судебному заседанию Правительством Я О представлено письменное объяснение на заявление СПК "Нива" с приложенным к нему пакетом документов по переводу земельного участка. В объяснении Правительства ЯО содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства ЯО.

Как видно из представленных объяснений, Правительство ЯО заявленные требования СПК "Нива" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Лесные земли передавались в управление колхозам в бессрочное пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда. При этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Несоответствие сложившейся практике учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СПК "Нива" на земельный участок.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ") перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.

Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 105 Приложения к постановлению N 537-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ.

Постановлением Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 421 от 07.10.1993 года "О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района" за ТОО с/х предприятие "Нива" для ведения лесного хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 925 га.

Согласно постановлению Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 45 от 07.02.1996 года "О назначении и распределении земель района по согласованию на 01.01.96" за ТОО СХП "Нива" закреплен земельный участок площадью 925 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю, владения, пользования землей N 1952 ТОО СХП "Нива" для лесохозяйственного использования на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 925 га.

Постановлением Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района N 792 от 13.10.2006 года внесены изменения и дополнения в постановление Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 421 от 07.10.1993 года, которым, в том числе, СПК "Нива" предоставлен земельный участок площадью 928 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из представленной кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 10.04.2008 года (то есть на момент принятия оспариваемого Постановления N 537-п), также видно, что земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:56 площадью 9 280 000 кв. м., расположенный по адресу: Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с/о Стогинский, СПК "Нива"; разрешенное использование - для несельскохозяйственного использования, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК "Нива".

В соответствии с Уставом сельскохозяйственного производственного кооператива "Нива" Общество является правопреемником ТОО СХП "Нива" по всем обязательствам последнего.

Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что СПК "Нива" является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, Стогинский сельский округ, СПК "Нива", площадью 9 280 000 кв. м., кадастровый номер 76:04:000000:56, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В связи с принятием Постановления N 537-п земельный участок, площадью 928 га, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 20.12.2011 года.

Как видно из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Нива" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.

Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.

Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).

Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:56, площадью 9 280 000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 01.10.2008 года N 4726 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "Нива" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у сельскохозяйственного производственного кооператива "Нива" получено не было.

Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - СПК "Нива", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).

Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права СПК "Нива", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "Нива", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.

На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:

Признать п/п 105 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня принятия постановления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский

областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

 

Председательствующий

К.Н. Игнатов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Ярославского областного суда от 20 января 2012 г. N 3-5/2012


Текст решения официально опубликован не был