Решение Ярославского областного суда от 18 апреля 2012 г. N 3-14/2012 Поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия собственника и при отсутствии правовых оснований к такому переводу, суд удовлетворил иск о признании частично недействительным нормативного правового акта

Решение Ярославского областного суда
от 18 апреля 2012 г. N 3-14/2012

 

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" о признании недействующим п/п 110 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", установил:

09 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".

Подпунктом 110 названного Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п (далее - "Постановление N 537-п") разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Заячье-Холмский сельский округ, СПК (колхоз) "Ярославль", кадастровый номер земельного участка 76:04:000000:50, площадь земельного участка 17 860 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 91 от 20.10.2008 года.

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Луч" (далее - СПК "Луч", Общество) обратился в суд с заявлением о признании незаконным п/п 110 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению N 537-п, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:50, площадью 17 860 000 кв. м предоставлен СПК "Луч" (правопреемник СПК (колхоз) "Ярославль") в постоянное (бессрочное) пользование, оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - "Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ") и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка, площадью 1786 га, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия СПК "Луч" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.

Представитель СПК "Нива" по доверенности Фирстов А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства Ярославской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, к судебному заседанию Правительством ЯО представлено письменное объяснение на заявление СПК "Луч" с приложенным к нему пакетом документов по переводу земельного участка. В объяснении Правительства ЯО содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства ЯО.

Как видно из представленных объяснений, Правительство ЯО заявленные требования СПК "Луч" не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Лесные земли передавались в управление колхозам в бессрочное пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда. При этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Несоответствие сложившейся практике учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СПК "Луч" на земельный участок.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - "ЗК РФ") перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.

Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 110 Приложения к постановлению N 537-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ.

Постановлением Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 421 от 07.10.1993 года "О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района" за колхозом "Ярославль" для ведения лесного хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 1781 га.

Согласно постановлению Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 45 от 07.02.1996 года "О назначении и распределении земель района по согласованию на 01.01.96" за колхозом "Ярославль" закреплен земельный участок площадью 1781 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со свидетельством о праве пользования землей N 1953 от 11.04.1996 года колхозу "Ярославль" для лесохозяйственного использования на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1781 га.

Постановлением Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района N 44 от 31.01.2006 года внесены изменения в постановление Главы администрации Гаврилов-Ямского района N 421 от 07.10.1993 года, которым, в том числе, СПК (колхоз) "Ярославль" предоставлен земельный участок площадью 1781 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно постановлению Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района N 145 от 14.03.2006 года "О внесении изменений в постановление Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 31.01.2006 N 44" за СПК (колхоз) "Ярославль" на праве постоянного (бессрочного пользования) закреплен земельный участок площадью 1786 га.

Из представленной кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 10.04.2008 года (то есть на момент принятия оспариваемого Постановления N 537-п), также видно, что земельный участок с кадастровым номером 76:04:000000:50 площадью 17 860 000 кв. м., расположенный по адресу: Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с/с Заячье-Холмский, СПК (колхоз) "Ярославль"; разрешенное использование - для несельскохозяйственного использования, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК (колхоз) "Ярославль".

В соответствии с Уставом сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" Общество является правопреемником СПК (колхоз) "Ярославль".

Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что СПК "Луч" является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, Заячье-Холмский сельский округ, СПК (колхоз) "Ярославль", площадью 17 860 000 кв. м., кадастровый номер 76:04:000000:50, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В связи с принятием Постановления N 537-п земельный участок, площадью 1786 га, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.

Как видно из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Луч" на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.

Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.

Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст.ст. 216, 305 ГК РФ).

Из текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:50, площадью 17 860 000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 01.10.2008 года N 4726 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "Луч" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у сельскохозяйственного производственного кооператива "Луч" получено не было.

Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - СПК "Луч", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).

Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права СПК "Луч", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "Луч", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.

На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:

Признать п/п 110 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня принятия постановления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

 

Председательствующий

Игнатов К.Н.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Ярославского областного суда от 18 апреля 2012 г. N 3-14/2012


Текст решения официально опубликован не был