Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов (Братислава, 26 сентября 1956 г.) (с изменениями и дополнениями)

ГАРАНТ:

Официальный русский текст

Соглашение
между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии,
СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов
(Братислава, 26 сентября 1956 г.)

С изменениями и дополнениями от:

3 июня 1958 г.


В целях определения условий перевозок по Дунаю экспортно-импортных грузов Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии Болгарское речное пароходство (БРП), Венгерское пароходство - акционерное общество (МАХАРТ), Румынское морское и речное пароходство - акционерное общество (НАВРОМ), Советское Дунайское государственное пароходство (СДГП) и Чехословацкое Дунайское пароходство - народное предприятие (ЧСПД), в лице своих уполномоченных, договорились о том, что на экспортные и импортные перевозки грузов по Дунаю на судах вышеуказанных дунайских пароходств будут распространяться нижеследующие общие условия перевозок.


I. Заявки на перевозку грузов


Ст. 1. Грузы принимаются перевозчиком для перевозки на основании заявок грузоотправителя (фрахтователя), в которых указываются:

а) желательный срок подачи тоннажа;

б) род и количество груза, подлежащего перевозки или буксировке;

в) пункт погрузки и выгрузки;

г) наименование и адрес отправителя (фрахтователя);

д) наименование и адрес получателя.

Кроме того, в заявке указывается адрес агента (уполномоченного) отправителя, которого надлежит известить о готовности судна к погрузке или буксировке.

Ст. 2. Заявки могут быть сделаны в письменной форме или устно; устные заявки и заявки по телеграфу подтверждаются письменно.

Перевозчик в течение 3 дней со дня получения заявки должен либо подтвердить заявку грузоотправителя (фрахтователя), либо отклонить ее. Если перевозчик не ответил в срок на заявку, это значит, что заявка была отклонена. При подтверждении заявки перевозчик может внести в нее те или иные изменения, которые должны быть согласованы с грузоотправителем (фрахтователем).


II. Перевозочные документы


Ст. 3. На погруженный на судно груз или объект, подлежащий буксировке, перевозчик выдает по желанию грузоотправителя коносамент, или накладную. Коносамент, или накладная, составляются в соответствии с погрузочным ордером, подписанным грузоотправителем, предъявленным перевозчику не позднее начала погрузки судна.

Ст. 4. Грузоотправитель должен не позднее 24 часов до начала погрузки груза обеспечить перевозчику в пункте отправления вместе с погрузочным ордером все документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или другими правилами, и отвечает перед перевозчиком за убытки, происшедшие вследствие несвоевременной передачи, неправильности или недостаточности этих документов.

Ст. 5. Коносамент составляется не менее чем в двух экземплярах, причем один экземпляр следует при грузе. По желанию отправителя ему может быть выдан коносамент, или накладная, в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров коносамента, или накладной. Если коносамент выдан перевозчиком более чем в одном экземпляре, то после выдачи груза по одному из них остальные теряют силу.

Подлинник накладной следует при грузе и на месте назначения должен быть выдан грузополучателю вместе с грузом. Грузоотправитель на месте отправления получает дубликат накладной, однако по его желанию ему может быть выдана одна или несколько копий дубликата накладной и грузополучателю - одна или несколько копий накладной.

Предъявленный грузоотправителю с печатью пароходства коносамент или подлинник дубликата накладной являются подтверждением о принятии перевозчиком к перевозке указанного в этих документах груза.

Ст. 6. Коносамент, или накладная, составляется по единому образцу (проформе) и имеет текст, излагающий условия перевозки, обязательные как для перевозчика, так и для грузоотправителя (грузополучателя). Бланки коносаментов и накладных печатаются на языке страны перевозчика и на русском и французском языках.

Ст. 7. По согласованию с грузоотправителем в коносамент или накладную могут быть внесены перевозчиком иные условия, которые в этом случае являются обязательными как для грузоотправителя, так и для перевозчика.


III. Ответственность грузоотправителей за предъявление грузов и перевозчиков за прием грузов к перевозке


Ст. 8. Если грузовладелец или фрахтователь не предъявит груз к перевозке или предъявит его в меньшем количестве, чем это было условлено, он уплачивает перевозчику штраф в размере 50% провозной платы за все непредъявленное количество груза.

Указанный штраф, уплачиваемый грузовладельцем или фрахтователем, уменьшается на одну треть в тех случаях, когда грузоотправитель предупредит перевозчика об отсутствии груза за 10 дней.

Ст. 9. Если грузоотправитель предъявит груз в неисправной таре, с неисправной маркировкой и не приведет по предложению перевозчика тару и маркировку в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную погрузку, неисправная часть груза считается непредъявленной.

При отказе в принятии груза по этой причине составляется акт за подписями представителей перевозчика и грузоотправителя.

Ст. 10. Если перевозчик отказал в приеме согласованного количества груза, предназначенного к перевозке, или не предоставил судна под перевозку груза, он уплачивает грузовладельцу или фрахтователю штраф в размере 50% провозной платы за непринятое количество груза. Указанный штраф, уплачиваемый перевозчиком, уменьшается на одну треть в тех случаях, когда перевозчик предупредит грузовладельца или фрахтователя о неприеме груза за 10 дней.

Ст. 11. Перевозчик имеет право подать судно под погрузку с отклонением от срока, согласованного при принятии заявки, на 4 суток в ту или иную сторону.

Если фактически судно будет принято под погрузку ранее согласованного срока, сталийное время исчисляется с момента фактического начала работ.

За опоздание в подаче судна против согласованного срока (включая отклонения) перевозчик уплачивает грузовладельцу или фрахтователю в течение первых 8 суток опоздания штраф в размере 0,05% от провозной платы за каждые сутки опоздания. По истечении 8 суток опоздания грузовладелец или фрахтователь имеет право отказаться от использования судна и взыскать с перевозчика штраф в размере 50% провозной платы. При этом в суммы штрафа засчитывается ранее уплаченный перевозчиком штраф за опоздание в подаче судна.

Стороны освобождаются от уплаты штрафа, предусмотренного ст.ст. 8, 10, 11, при обстоятельствах, предусмотренных ст. 63.


IV. Порядок расчета за перевозку


Ст. 12. Провозная плата за принятый к перевозке груз уплачивается по соглашению сторон или грузоотправителем при отправлении груза или грузополучателем при получении груза согласно установленным тарифом.

Уплата провозной платы производится не позже 48 часов после получения счета. Если провозная плата, причитающаяся перевозчику, не будет уплачена в срок, грузоотправитель или грузополучатель обязаны уплатить перевозчику пеню в размере 0,05% за каждый день просрочки.

Ст. 13. Недобор провозной платы и дополнительных сборов, выявившихся после отправления груза, должен быть оплачен плательщиком фрахта не позднее 48 часов после получения дополнительного счета. В случае неоплаты недобора в течение вышеуказанного срока плательщик фрахта уплачивает штраф в размере 0,05% от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Переборы возвращаются перевозчиком плательщику фрахта в течение 48 часов после предъявления соответствующего требования, с уплатой штрафа в размере 0,05% от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Ст. 14. Платежи провозной платы, дополнительных сборов и штрафа производятся в валюте государства места отправления или получения груза, если не будет обусловлено иное.


V. Погрузка и разгрузка судна


Ст. 15. Погрузка принятых к перевозке грузов на суда и выгрузка грузов из судов в пунктах назначения производится силами и средствами перевозчика или его агента за счет грузоотправителя (грузополучателя) или силами, средствами и за счет грузоотправителя (грузополучателя).

Ст. 16. Перевозчик объявляет для сведения грузоотправителей и грузополучателей перечень портов и пристаней, в которых погрузочные работы производятся силами и средствами перевозчика или его агента, а также ставки за производство этих работ. По договоренности с грузоотправителем (грузополучателем) обязанности по погрузке и разгрузке могут быть приняты на себя перевозчиком в пунктах, не перечисленных в упомянутом перечне.

Ст. 17. В пункты и из пунктов, где погрузочно-разгрузочные работы не производятся перевозчиком или его агентом, грузы принимаются к перевозке лишь на условиях погрузки (разгрузки) судна силами, средствами из счет грузоотправителя (грузополучателя) с ответственностью грузоотправителя за сроки погрузки и разгрузки судна.

Ответственность за сроки погрузки и (или) разгрузки судна может быть отнесена и на грузополучателя, если это будет обусловлено при приеме заявки на перевозку грузов.

Ст. 18. Погрузка и разгрузка судов производится в порядке очередности их прибытия в порты (пункты) по нормам, установленным для данного порта согласно приложению N 1 настоящего Соглашения. Нормы погрузки-разгрузки судов в портах (пунктах), не перечисленных в приложении N 1, устанавливаются соглашениями между фрахтователем и перевозчиком.

Погрузка-разгрузка самоходных сухогрузных и наливных судов производится вне очереди.

Ст. 19. В тех случаях, когда погрузка производится силами, средствами и за счет грузоотправителя, перевозчик обязан уточнить дату подачи судна под погрузку за двое суток до фактической подачи судна с соблюдением постановлений ст. 11.

Ст. 20. В тех случаях, когда выгрузка производится силами, средствами и за счет грузополучателя, перевозчик обязан сообщить грузоотправителю ориентировочную дату прихода судна в пункт назначения и день отправления судна в рейс. Если выгрузка грузов в пункте назначения будет осуществляться не непосредственно грузополучателем, грузоотправитель при сдаче груза к перевозке обязан сообщить перевозчику точное наименование и адрес организации, которая по договоренности с грузоотправителем будет производить выгрузку судна. Грузоотправитель обязан информировать грузополучателя (или организацию, которая по договоренности с ним будет производить выгрузку судна) об ожидаемом времени прихода судна в пункт назначения и сообщить ему все необходимые сведения о судне и грузе.

Перевозчик сообщает грузополучателю в порту выгрузки или иной организации, по указанию грузоотправителя, уточненное время прибытия судна в пункт назначения за двое суток до прибытия при следовании вниз по течению и за 5 суток - при следовании против течения.


Информация об изменениях:

Согласно решению конференции директоров пароходств от 3 июня 1958 г. следующая статья изложена в новой редакции.

См. текст статьи в предыдущей редакции


Ст. 21. Начало ответственности за сроки погрузки (выгрузки) устанавливается через три часа после вручения извещения (нотиса), вручаемого грузоотправителю (грузополучателю) или иной организации по указанию грузоотправителя (грузополучателя), причем извещения (нотисы) вручаются в любое время суток.

Если в момент прибытия судна в порт погрузки или выгрузки в нем находятся другие суда под грузовыми операциями, то счет сталийного времени судна начинается с момента вхождения его в норму единовременной обработки судов, с учетом количества ранее прибывших судов и норм погрузки (разгрузки), установленных в данном порту. Время вхождения судна в норму отмечается в нотисе с указанием перечня всех судов, ранее прибывших в порт, в очереди за которыми судно должно обрабатываться.

Вхождение судна в норму одновременной обработки исчисляется с момента окончания планового срока обработки одного из судов, стоящих под погрузкой-выгрузкой, даже если фактически обработка этого судна не окончена, или, при досрочной обработке, с момента фактического окончания обработки одного из судов.

Грузоотправитель, грузополучатель, или их представитель, не в праве отказаться о принятия извещения (нотиса) о готовности судна к грузовым операциям.

Ст. 22. Грузоотправитель, грузополучатель (или иная организация по указанию грузоотправителя) обязаны производить погрузку (выгрузку) круглосуточно и ежедневно, включая праздничные дни, если действующими в стране законоположениями не предусмотрено иное. Ко времени стоянки судна под грузовыми операциями, положенному по нормам, добавляется время, в течение которого погрузка (выгрузка) не могла производиться по причинам, зависящим от перевозчика, или непогоды, если погрузка в это время фактически не производилась.

Время, фактически затраченное на погрузку (выгрузку) судна, с указанием времени, которое должно быть добавлено к положенному по нормам, фиксируется в акте погрузки (выгрузки), подписываемом, с одной стороны, капитаном (шкипером) судна или его агентом, а с другой - грузоотправителем (грузополучателем) или иной организацией, по указанию грузоотправителя.

Погрузка не считается законченной, пока грузоотправитель не вручил перевозчику всех документов, необходимых для сопровождения груза, или не подписал акта погрузки.

Выгрузка не считается законченной, пока грузоотправитель не оформил всех необходимых документов, свидетельствующих о приеме им груза от перевозчика, и не подписал акта выгрузки.

Ст. 23. За задержку судна под погрузкой или разгрузкой сверх установленного времени грузоотправитель или грузополучатель выплачивает перевозчику штраф из расчета 30 копеек с тонны грузоподъемности судна в сутки или, соответственно, часть суток (часов). При этом 30 минут округляются до полного часа, менее 30 минут в расчет не принимаются. За досрочное освобождение судна перевозчик уплачивает грузополучателю или грузоотправителю премию в размере 50% установленного штрафа. Расчеты производятся на основании акта о погрузке (выгрузке) судна.

По поручению грузоотправителя или грузополучателя расчеты по штрафам и премиям за погрузку или выгрузку судна могут производиться перевозчиком непосредственно с той организацией, которая по указанию грузоотправителя или грузополучателя будет производить разгрузку или погрузку судна.

Платежи производятся в валюте той страны, в порту которой происходит погрузка (выгрузка), если иное не предусмотрено особым соглашением между перевозчиком и грузоотправителем.

Ст. 24. В случае, если стоянка судна под погрузкой силами и средствами грузоотправителя превысит двойное установленное нормами время, но не менее 5 суток, перевозчик имеет право отправить судно в рейс с недогрузом. Грузоотправитель обязан в этом случае, кроме оплаты штрафа за имевший место простой, оплатить перевозчику 100% провозной платы за недогруженную часть груза от пункта отправления до пункта назначения.

Ст. 25. В случае, если стоянка судна под разгрузкой силами и средствами грузополучателя (или иной, указанной грузоотправителем организации) превысит двойное, установленное нормами время, но не менее 5 суток, а также при отказе грузополучателя от разгрузки или приема прибывшего в его адрес груза, перевозчик имеет право произвести выгрузку груза и сдать его на хранение в этом же пункте, а при невозможности - в любом ближайшем пункте страны назначения, где это окажется возможным, с немедленным извещением об этом грузоотправителя.

Все понесенные перевозчиком расходы по выгрузке и хранению груза, а также причитающийся штраф за простой судна оплачиваются в этих случаях грузоотправителем. За перевозчиком сохраняется залоговое право на груз.

Ст. 26. В случаях, когда погрузка (выгрузка) производится силами и средствами грузоотправителя, грузополучателя или другой по указанию грузоотправителя организации, последние несут перед перевозчиком материальную ответственность за причинение судну или судовому инвентарю в процессе грузовых работ повреждения в размере фактической стоимости ремонта (или замены повреждения частей).


VI. Порядок приема и сдачи грузов


Ст. 27. Подлежащие перевозки грузы сдаются перевозчику грузоотправителем и принимаются от перевозчика грузополучателем в процессе погрузки (выгрузки) на судне. Своевременная, обеспечивающая сроки производства грузовых работ по установленным нормам доставка грузов к судну и от судна лежит на обязанности грузоотправителя (грузополучателя), который несет перед перевозчиком ответственность за простой судна из-за несвоевременного подвоза (уборки) груза согласно ст. 23.

Ответственность перевозчика за принятый к перевозке груз начинается с момента выдачи расписки капитаном (шкипером) судна или его агентом в приеме груза на погрузочном ордере и заканчивается с момента выдачи расписки грузополучателем (или иной организацией по указанию грузоотправителя) на копии коносамента в получении груза.

Ст. 28. В пунктах, где погрузка производится силами и средствами перевозчика, прием от грузоотправителей подлежащих перевозки грузов перевозчик может производить заблаговременно, с условием хранения их на своих складах до постановки судна под погрузку за установленную им плату.

Аналогично этому в пунктах, где выгрузка грузов производится силами и средствами перевозчика, последний может принимать грузы в свой склад, с последующей выдачей их грузополучателю со складов после уплаты установленной перевозчиком платы за хранение.

Ответственность перевозчика за груз в этих случаях начинается с момента учинения им расписки на погрузочном ордере в приеме груза на склад для предварительного хранения и заканчивается с момента учинения расписки грузополучателем на копии коносамента в получении груза со склада.

Ст. 29. По согласованию между перевозчиком и грузоотправителем количество принимаемых от грузоотправителя и сдаваемых грузополучателю сухогрузов определяется:

а) по весу, заявленному грузоотправителем в погрузочном ордере, с правом перевозчика проверить заявленный вес любым способом как при погрузке, так и при выгрузке для определения суммы провозных платежей;

б) по грузовой шкале судна (осадке) до и после погрузки (выгрузки) с оформлением результатов замера актом за подписью капитана (шкипера) судна или его агента и грузоотправителя (грузополучателя), прилагаемым к коносаменту;

в) по весу, определяемому на весах (сотенных, бункерных, вагонных, элеваторных и других), принадлежащих перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю и имеющих клеймо годности в соответствии с установленными в данной стране порядками;

г) по количеству штук отдельных грузовых мест и по весу, заявленному грузоотправителю или определенному любым иным способом.

Ст. 30. По соглашению между перевозчиком и грузоотправителем количество принимаемых от грузоотправителя и сдаваемых грузополучателю грузов, перевозимых наливом в танкерах, определяется:

а) по замерам количества груза до и после налива в береговых емкостях, имеющих заверенные доверительными органами данной страны калибровочные таблицы;

б) по замерам количества груза в танкерах, имеющих калибровочные таблицы, заверенные в соответствии с порядком, установленным в стране перевозчика;

в) при отсутствии заверенных калибровочных таблиц количество принятого и сдаваемого груза устанавливается замером высоты налива в танкерах при погрузке и выгрузке, а вес перевозимого груза для исчисления провозных платежей - по заявлению грузоотправителя.

Ст. 31. По соглашению между перевозчиком и грузоотправителем перевозка груза может осуществляться с проводниками, назначенными грузоотправителем.

Ст. 32. В случаях, когда погрузка производится силами и средствами грузоотправителя, грузовые помещения судна, если иное не предусмотрено соглашением перевозчика с грузоотправителем, опломбировываются пломбами грузоотправителя, которые снимают в пункте назначения с участием грузополучателя или агента грузоотправителя. Наложение и снятие пломб оформляются специальным актом.

Ст. 33. В случаях, предусмотренных ст. ст. 31, 32, количество и вес груза определяются по заявлению грузоотправителя с правом перевозчика проверить его любым способом при погрузке или выгрузке для определения суммы провозных платежей.

Ст. 34. Определение количества груза при сдаче грузополучателю производится тем же способом, что и при приеме его от грузоотправителя, если иное не установлено специальным соглашением между перевозчиком и грузоотправителем. Установленный перевозчиком и грузоотправителем способ определения количества перевозимого груза обязателен для грузополучателя.

Ст. 35. При установлении в пунктах выгрузки недостачи грузов против определенного в пункте погрузки количества грузополучатель, с соблюдением постановлений раздела IX, заявляет претензии:

а) в случаях, указанных в пунктах "б", "в", "г" ст. 29, в пунктах "а", "б", "е" ст. 30, а также в ст. 32 при наличии акта,

свидетельствующего о том, что груз прибыл с нарушенными пломбами грузоотправителя - к перевозчику, причем количество недостающего груза фиксируется в специальном акте за подписью капитана (шкипера) судна или другого представителя перевозчика и грузополучателя;

б) в случаях, указанных в пункте "а" ст. 29, в ст. 31, а также в ст. 32 при наличии акта о целости пломб грузоотправителя в пункте назначения - к грузоотправителю.

В этих случаях перевозчик обязан участвовать в производимой грузополучателем проверке количества груза и скреплять своей подписью акт, фиксирующий размер оказавшейся недостачи. При этом за грузоотправителем сохраняется право привлекать перевозчика в качестве соответчика.

Ст. 36. Легковоспламеняющиеся, взрывчатые и огнеопасные грузы, едкие и ядовитые вещества, самовозгорающиеся грузы, предметы высокой стоимости (золото, серебро, платина и другие) принимаются к перевозке по особому соглашению между грузоотправителем и перевозчиком.

Ст. 37. По желанию грузоотправителя перевозчик принимает на себя за дополнительное вознаграждение выполнение поручений грузоотправителя по страхованию отправленных грузов в страховых организациях в соответствии с существующими законами.


VII. Ответственность перевозчика за сроки доставки грузов


Ст. 38. Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленные для этого сроки. Сроки доставки грузов устанавливаются перевозчиком на всю навигацию и объявляются для сведения грузоотправителей одновременно с объявлением об открытии навигации. Изменение объявленных сроков доставки в течение навигации не производится.

Ст. 39. Ответственность перевозчика за выполнение сроков доставки грузов наступает с 24 часов суток, следующих за днем выдачи грузоотправителю коносамента, и заканчивается:

а) в случаях, когда выгрузка груза производится силами и средствами перевозчика, - в день направления получателю извещения о прибытии груза;

б) в случаях, когда выгрузка груза производится силами и средствами грузополучателя, - в день вручения нотиса о готовности судна к выгрузке согласно ст. 21.

Ст. 40. За просрочку в доставке грузов перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере 15 копеек с тонны груза за каждые сутки опоздания, но не более 25% от суммы провозных платежей (без дополнительных сборов).

Ст. 41. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке грузов в случаях:

а) предусмотренных ст. 63;

б) по грузам, принятым к перевозке между 1 ноября и днем открытия навигации (ст. 63);

в) если требование об уплате штрафа не будет предъявлено в течение 30 дней со дня доставки груза в пункты назначения.


VIII. Обязанности перевозчика и грузоотправителя
в отношении обеспечения сохранности грузов


Ст. 42. Грузовые помещения судов, на которых осуществляется перевозка, должны быть надлежащим образом подготовлены перевозчиком, а также должны обеспечивать необходимые для данного груза условия перевозки.

Ст. 43. Перевозчик несет ответственность за размещение груза в грузовых помещениях судна, обеспечивающее сохранность груза и правильную загрузку судна. В случаях, когда погрузка производится грузоотправителем, последний обязан выполнять все требования капитана (шкипера) судна, касающиеся погрузки и укладки грузов и грузовых помещениях и на палубе.

Ст. 44. Сепарация грузов в процессе погрузки производится перевозчиком или грузоотправителем в зависимости от того, кто производит погрузку. Перевозчик производит сепарацию за счет грузоотправителя.

Ст. 45. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке груз в исправной таре, обеспечивающей сохранность груза в условиях перевозки.

Ст. 46. Тарные и штучные грузы должны предъявляться к перевозке замаркированными. В маркировке грузоотправитель обязан указать:

а) наименование грузоотправителя,

б) порт отправления,

в) порт назначения,

г) наименование грузополучателя,

д) числителем - номер данного места, знаменателем - количество в отгружаемой партии.

При перевозке массовых, тарных и штучных грузов по договоренности с перевозчиком количество реквизитов маркировки может быть сокращено.

Ст. 47. На грузах, требующих особого обращения при перевозке, делается специальная маркировка, например, "верх", "не кантовать", "осторожно" и т.д. На грузовых местах весом более 1000 кг указываются вес брутто, места для стропления и грузовых работ, а также намечается центр тяжести места.

Ст. 48. Грузоотправитель несет ответственность за правильность заявленного им наименования груза и за качество необходимой для этого груза внутренней упаковки.

Ст. 49. Перегрузка груза в пути с одного судна на другое в случае возникновения у перевозчика в этом необходимости производится по его распоряжению и за его счет.

Если необходимость перегрузки вызвана обстоятельствами, указанными в ст. 63, перегрузка производится за счет грузоотправителя.


IX. Ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза


Ст. 50. Перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза. Он освобождает от ответственности, если будет доказано, что утрата, повреждение или утечка груза произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть им предотвращены.

Кроме того, перевозчик не отвечает:

а) за повреждение, качество или утрату груза, который с согласия отправителя перевозился на палубе или на беспалубном судне, если повреждение или утрата груза произошли от такого способа перевозки;

б) за повреждение или утрату груза, если повреждение или утрата произошли вследствие неисправности тары, которая не могла быть обнаружена при приеме груза к перевозке;

в) за повреждение груза, погрузка и выгрузка которого производились грузоотправителем или грузополучателем, если причины ущерба вызваны погрузкой или выгрузкой;

г) за ущерб в таких грузах, которые по своим свойствам подтверждены полной или частичной утрате или повреждению, как то: ржавчине, внутренней порче, замерзанию, усушке, испарению, гниению и т.п., если ущерб произошел несмотря на соблюдение перевозчиком должной заботливости при перевозке грузов.

Если по обстоятельствам дела ущерб мог произойти от одной из указанных в пп. "а", "б", "в", "г" настоящей статьи причин, то предполагается, что он действительно произошел от одной из них, поскольку не будет доказано обратное.

Ст. 51. Если при приеме груза получатель не заявил перевозчику о частичной утрате или повреждении груза, то требования получателя к перевозчику о недостаче или повреждении груза считаются погашенными. В случае, если частичная утрата или повреждение груза не могли быть обнаружены при обычном способе приема груза, то заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение 48 часов после приема груза, причем заявитель должен доказать, что частичная утрата или повреждение груза произошли во время перевозки.

Ст. 52. Вознаграждение за утраченный груз определяется его действительной стоимостью по государственным оптовым ценам места назначения, существующим на день выдачи груза. Вознаграждение за повреждение груза определяется разницей между стоимостью поврежденного груза и стоимостью того же груза в неповрежденном виде по государственным оптовым ценам места назначения, существующим на день выдачи груза.

Ст. 53. Претензии об утрате и повреждении грузов предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику в письменной форме по месту нахождения управления пароходства.

К претензии должны быть приложены коносамент, или накладная, а также соответствующие акты, свидетельствующие об утрате или повреждении груза по вине перевозчика.

Предъявленные претензии должны быть рассмотрены перевозчиком в течение трех месяцев со дня их получения.

Ст. 54. Претензии и иски об утрате и повреждении груза погашаются годичной давностью, исчисляемой со дня выдачи груза (а в случае если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан), с тем, что в случае подачи письменного заявления согласно ст. 53 течение давностного срока приостанавливается. Если претензия перевозчиком отклонена, то течение давностного срока возобновляется со дня сообщения заявителю письменного ответа, а если претензия оставлена без ответа, то со дня истечения указанного в ст. 53 трехмесячного срока.

Ст. 55. В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии полностью или части ее, а также в случае отказа грузоотправителя или грузополучателя удовлетворить требование перевозчика споры между ними подлежат, с исключением подсудимости общим судам, рассмотрению в арбитраже по месту нахождения ответчика.

Положение настоящей статьи распространяется на споры, которые могут возникнуть между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем в связи с просрочкой в доставке грузов, непредъявлением или неприемом грузов к перевозке, простоем судов и др.

Решения арбитража являются окончательными и обязательными для участвующих в арбитраже сторон.

Ст. 56. В случае просрочки платежа по решениям, вынесенным арбитражем, уплачивается штраф в размере 0,05% за каждый день просрочки.

Ст. 57. Платежи по претензиям и искам производятся в валюте государства, места нахождения стороны, предъявляющей требование, если иное не будет условлено между сторонами.


X. Общая авария


Ст. 58. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, составляющие общую аварию, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом, соразмерно их стоимости в соответствии с законами и правилами, действующими в стране перевозчика. Перевозчик обязан немедленно принимать меры для определения расходов, связанных с общей аварией, и распределение их между судном, фрахтом и грузом (назначение диспашера, составление диспаши и другое).

Грузовладелец обязан после получения извещения об общей аварии немедленно предъявить перевозчику или диспашеру необходимые для составления диспаши документы, подтверждающие стоимость груза, находящегося на судне во время общей аварии (фактуры-счета, коносаменты, или накладные).

После составления диспаши перевозчик предъявляет таковую грузовладельцам, которые обязаны в 10-дневный срок после получения диспаши внести причитающиеся с них суммы по общей аварии.

При неуплате в срок причитающихся сумм по общей аварии с грузовладельцев или соответственно с перевозчика взыскивается штраф в размере 0,05% с подлежащей к уплате суммы за каждый день просрочки.

Указанные расходы подлежат возмещению в валюте страны, которой принадлежит данное судно. Вопросы общей аварии, не предусмотренные настоящим соглашением, регулируются действующими в стране перевозчика законами и правилами.


XI. Задержка грузов в пути в зимних условиях


Ст. 59. В случае, когда судно с грузом не может достигнуть пункта назначения из-за прекращения навигации (замерзания реки Дунай), перевозчик вправе поставить его на зимовку в любом пригодном для этого месте, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Ст. 60. О постановке судна с грузом на зимовку перевозчик обязан уведомить грузоотправителя и грузополучателя в пятидневный срок. В такой же срок грузоотправитель или грузополучатель обязан сообщить перевозчику свои указания относительно того, как поступить с грузом: выдать в пункте вынужденной зимовки иному грузополучателю, чем это предусмотрено в коносаменте, передать груз при наличии возможности для дальнейшей перевозки другим видом транспорта, выгрузить в склады порта для хранения и др.

Все расходы, связанные с выполнением указаний грузоотправителю или грузополучателю и неоплаченные при сдаче груза к перевозке, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем перевозчику.

Ст. 61. При неполучении указания от грузоотправителя или грузополучателя перевозчик имеет право выгрузить груз в склады порта или хранить его в трюмах судна до открытия навигации за счет грузоотправителя.

В случаях, когда груз был принят перевозчиком к перевозке до 1 ноября, оплата хранения грузов в пункте вынужденной зимовки, в складах порта или в трюмах судна производится за счет перевозчика, если зимовка судна произошла по вине перевозчика.

Оплата за все время хранения на складах порта или в трюмах судна груза, принятого к перевозке между 1 ноября и днем открытия навигации (ст. 63), производится грузоотправителем или грузополучателем соответственно ставкам, установленным администрацией порта зимовки или перевозчиком, поскольку иное не будет согласовано. Оплата производится в валюте провозных платежей.

Ст. 62. Началом зимовки считается день фактической постановки судна на зимовку, окончание зимовки - день официального открытия навигации в соответствии со ст. 63.


XII. Открытие и закрытие навигации


Ст. 63. Настоящие общие условия подлежат применению в течение всего времени навигации на Дунае, открытие и закрытие которой объявляется распоряжением перевозчика (управлением пароходства). Об открытии и закрытии навигации делаются своевременные публикации в местной печати.

Перевозчику (управлению пароходства) представляется право устанавливать временные перерывы движения судов на соответствующих участках Дуная при наличии следующих обстоятельств:

а) распоряжения правительства придунайских государств о временном перерыве движения судов на их участках Дуная;

б) стихийных явлений;

в) спада воды и мелководья, препятствующих плаванию судов с осадкой 140 см и более.

Об открытии и закрытии навигации, а также установлении временных перерывов движения судов на соответствующих участках Дуная договаривающиеся пароходства взаимно информируют друг друга.

Настоящее соглашение вступает в силу с 31 декабря 1955 г. и заключается на неопределенный срок.

Каждое из договаривающихся пароходств может в любое время отказаться от участия в настоящем соглашении по истечении 6 месяцев со дня заявления об этом в письменной форме другим договаривающимся пароходствам.

Составлено в г. Братиславе в одном экземпляре, на русском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Настоящее Соглашение будет сдано на хранение Чехословацкому дунайскому пароходству - национальное предприятие (ЧСПД), которое разошлет заверенные копии каждому из подписавших это Соглашение пароходств.


/подписи/



Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов (Братислава, 26 сентября 1956 г.)


Текст соглашения официально опубликован не был



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.