Правила процедуры, касающиеся рекомендаций государствам-членам и международных конвенций, подпадающих под условия пункта 4 статьи IV Устава (утв. Генеральной конференцией на V (1950 г.) сессии) (с изменениями и дополнениями)

Правила процедуры,
касающиеся рекомендаций государствам-членам и международных конвенций, подпадающих под условия пункта 4 статьи IV Устава(*)
(утв. Генеральной конференцией на V (1950 г.) сессии)
(с изменениями, внесенными на VII (1952 г.) и XVII (1972 г.) сессиях)


I. Сфера применения Правил процедуры


Статья 1


Настоящие Правила процедуры касаются выработки, рассмотрения и принятия Генеральной конференцией:

a) международных конвенций, представленных государствам-членам для ратификации;

b) рекомендаций, в которых Генеральная конференция формулирует руководящие принципы и нормы для установления на их основе международных правил в какой-либо области и предлагает государствам-членам принять в законодательном или ином порядке в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и в соответствии с основными законами каждой отдельной страны меры для проведения в жизнь вышеупомянутых принципов и норм на их территории.


II. Включение в повестку дня Генеральной конференции предложений, касающихся установления международных правил в какой-либо области


Статья 2


Генеральная конференция не принимает никаких решений относительно целесообразности обсуждения или содержания какого-либо предложения, касающегося установления международных правил в какой-либо области путем международной конвенции или рекомендации, если данное предложение не было включено в предварительную повестку дня Конференции согласно настоящим Правилам.


Статья 3


Никакое новое предложение об установлении международных правил в какой-либо области в порядке принятия Генеральной конференцией международной конвенции или рекомендации государствам-членам не вносится в предварительную повестку дня Генеральной конференции, если

a) к нему не приложено предварительное исследование технических и юридических аспектов рассматриваемого вопроса;

b) оно не было предварительно рассмотрено Исполнительным советом не менее чем за 90 дней до открытия Генеральной конференции.


Статья 4


1. Исполнительный совет представляет Генеральной конференции все необходимые по его мнению соображения относительно указанных в статье 3 предложений.

2. Совет может поручить Секретариату, либо одному или нескольким экспертам, либо комитету экспертов провести тщательное исследование вопросов, по которым внесены вышеуказанные предложения, и составить доклад для представления его Генеральной конференции.


Статья 5


В тех случаях, когда в предварительную повестку дня Генеральной конференции вносится предложение, указанное в статье 3, Генеральный директор рассылает государствам-членам не менее чем за 70 дней до открытия сессии Конференции копию предварительного исследования, прилагаемую к предложению, а также заключения и решения Исполнительного совета по этому предложению.


III. Порядок предварительного обсуждения Генеральной конференцией внесенных предложений


Статья 6


Конференция определяет, должен ли вопрос, по которому внесено предложение, быть разрешен путем установления международных правил, и если да, то в какой мере в данной области возможна регламентация, а также надлежит ли провести ее в порядке международной конвенции или же рекомендации государствам-членам.


Статья 7


1. Генеральная конференция может, однако, отложить до следующей сессии принятие указанных в статье 6 решений.

2. В таком случае она может поручить Генеральному директору представить ей на следующей сессии доклад о целесообразности регламентации вопроса, по которому внесено предложение, путем установления международных правил о порядке осуществления этого и о том, в какой степени данный вопрос может быть регламентирован.

3. Доклад Генерального директора препровождается государствам-членам не позднее, чем за 100 дней до открытия Генеральной конференции.


Статья 8


Генеральная конференция принимает упомянутые в статьях 6 и 7 решения простым большинством голосов.


Статья 9


Генеральная конференция не может ставить на голосование вопрос о принятии проекта конвенции или рекомендации до очередной сессии, следующей за той, на которой она приняла решения, упомянутые в статье 6.


IV. Подготовка проектов, подлежащих представлению на рассмотрение и утверждение Генеральной конференции


Статья 10


1. При принятии Генеральной конференцией решений, предусмотренных в статье 6, она поручает Генеральному директору подготовку предварительного доклада о подлежащем регламентации вопросе и о возможном масштабе предлагаемых мероприятий. К предварительному докладу может быть предложен первоначальный проект конвенции или рекомендации в зависимости от обстоятельств. Государствам-членам предлагается высказать по этому докладу свои замечания и соображения.

2. Предварительный доклад Генерального директора рассылается государствам-членам не менее чем за 14 месяцев до открытия сессии Генеральной конференции. Государства-члены препровождают Генеральному директору свои замечания и соображения по предварительному докладу не менее чем за 10 месяцев до открытия сессии, упоминаемой в настоящем пункте.

3. На основе представленных замечаний и соображений Генеральный директор подготавливает окончательный доклад, содержащий один или несколько проектов текста. Этот доклад рассылается государствам-членам не менее чем за 7 месяцев до открытия сессии Генеральной конференции.

4. Окончательный доклад Генерального директора представляется либо непосредственно Генеральной конференции, либо, в случае принятия Конференцией соответствующего решения, специальному комитету, созываемому не менее чем за 4 месяца до открытия сессии Генеральной конференции и состоящему из назначаемых государствами-членами экспертов по техническим и юридическим вопросам.

5. В последнем случае специальный комитет представляет государствам-членам для последующего рассмотрения Генеральной конференцией одобренный им проект не менее чем за 70 дней до открытия сессии Генеральной конференции.


V. Рассмотрение и утверждение проектов Генеральной конференцией


Статья 11


Генеральная конференция рассматривает и обсуждает представленные ей проекты текстов и все предложенные поправки к ним.


Статья 12


1. Для принятия конвенции необходимо большинство в две трети голосов.

2. Для принятия рекомендации достаточно простого большинства голосов.


Статья 13


В тех случаях, когда проект конвенции при окончательном голосовании не получает требуемого в первом пункте статьи 12 большинства в две трети голосов, а получает только простое большинство голосов, Конференция может постановить превратить проект конвенции в проект рекомендации, подлежащей представлению на ее утверждение либо до закрытия сессии, либо на ее следующей сессии.


Статья 14


Два экземпляра любого принятого Генеральной конференцией проекта конвенции или рекомендации заверяются как соответствующие подлиннику подписями Председателя Генеральной конференции и Генерального директора.


Статья 15


Заверенный экземпляр любой конвенции или рекомендации, принятой Генеральной конференцией, препровождается государствам-членам в возможно более короткий срок, с тем, чтобы они могли, согласно пункту 4 статьи IV Устава Организации, внести соответствующую конвенцию или рекомендацию на рассмотрение своих компетентных органов власти.


VI. Порядок представления и рассмотрения докладов государств-членов о мерах, осуществленных ими по проведению в жизнь конвенций и рекомендаций, принятых Генеральной конференцией


Статья 16


1. Государства-члены представляют Генеральной конференции особые доклады о мерах, осуществленных ими по проведению в жизнь конвенций и рекомендаций, принятых Генеральной конференцией.

2. Первые особые доклады, касающиеся любой принятой конвенции или рекомендации, представляются не менее чем за два месяца до открытия очередной сессии Генеральной конференции, непосредственно следующей за той, на которой соответствующая конвенция или рекомендация была принята.

3. Кроме того, Генеральная конференция может предложить государствам-членам представить в установленные сроки дополнительные доклады, содержащие другие требуемые сведения.


Статья 17


Генеральная конференция рассматривает представленные государствами-членами особые доклады, относящиеся к данной конвенции или рекомендации, на своей очередной сессии, непосредственно следующей за той, на которой эта конвенция или рекомендация была утверждена, и, в случае принятия Конференцией соответствующего решения, на ее последующих сессиях.


Статья 18


Всякий раз, когда Генеральная конференция считает это своевременным, она составляет один или несколько общих докладов, содержащих ее заключения о мерах, принятых государствами-членами для проведения в жизнь конвенции или рекомендации.


Статья 19


Доклады Генеральной конференции о мерах, принятых государствами - членами по проведению в жизнь конвенции или рекомендации, препровождаются государствам - членам, Организации Объединенных Наций, национальным комиссиям и любым указанным Генеральной конференцией органам.


Статья 20


При наличии особых оправдывающих принятие такой меры обстоятельств Генеральная конференция в отдельном случае может большинством в две трети голосов постановить временно приостановить действие одной или нескольких статей настоящих Правил процедуры. Конференция не может, однако, приостановить действие статей 8 и 12 настоящих Правил.


Примечания

Первое. См. также резолюцию 32.1, принятую двадцатой сессией Генеральной конференции, которая, в частности, гласит:

Генеральная конференция,

напоминая резолюцию 6.112, принятую на ее девятнадцатой сессии, а также решение 5.6.1, принятое Исполнительным советом на его 105-й сессии,

изучив документы 20 С/22 и Add., "Нормативная деятельность Организации: предложения и доклад Генерального директора и Исполнительного совета",

подчеркивая важность нормативной деятельности ЮНЕСКО,

считая, что предложения, изложенные в указанных документах, смогут значительно улучшить нормативную деятельность Организации,

1. постановляет в связи с этим, что:

a) любое предложение о проведении предварительного исследования в целях международной регламентации какого-либо вопроса в форме международной конвенции или рекомендации государствам-членам должно явиться предметом проекта резолюции, представленного на рассмотрение Генеральной конференции;

b) с учетом характера рассматриваемого вопроса, такой проект резолюции будет предусматривать соответствующие сроки в том, что касается сессии Исполнительного совета, на которой будет рассмотрено предварительное исследование, или сессии Генеральной конференции, на которой будет обсужден вопрос о целесообразности регламентации; он может также предусматривать консультации с государствами-членами в целях подготовки предварительного исследования;

c) предложения о разработке нормативного документа иного, чем международная конвенция или рекомендация, должны также являться предметом проекта резолюции, который может предусматривать различные сроки, в зависимости от каждого отдельного случая, этапов такой разработки; такой проект резолюции может предусматривать предварительную консультацию с государствами-членами;

2. [...]

3. предлагает Генеральному директору представлять на каждой из ее сессий информационный документ о ходе работы, проводимой в рамках нормативной деятельности Организации, определяющий последующие этапы и представляющий всю информацию об использовании правительствами государств-членов нормативных документов, принятых под эгидой ЮНЕСКО;

4. постановляет, что доклад вспомогательного органа Исполнительного совета, ответственного за изучение докладов государств-членов о выполнении конвенций или рекомендаций, и комментарии Исполнительного совета по этому докладу будут рассматриваться комиссиями по программе Генеральной конференции до их обсуждения на пленарном заседании, причем каждая из них будет изучать акты, относящиеся к ее компетенции. (См. 20 С/ Резолюции, стр. 159 - 160).

Второе. См. 5 С/ Resolutions, стр. 139 - 140 и стр. 142 - 145 фр. текста, 7 С/ Resolutions, стр. 116 - 117 фр. текста; 17 С/ Резолюции, стр. 124.


Доклады государств-членов о мерах по выполнению ими конвенций и рекомендаций (*)


1. Статья VIII Устава ЮНЕСКО предусматривает, что "каждое государство-член представляет Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады... о выполнении рекомендаций и конвенций, упомянутых в пункте 4 статьи IV". В пункте 4 статьи IV предусматривается, что каждое из государств-членов вносит рекомендации или конвенции, принятые Генеральной конференцией, на рассмотрение своих компетентных органов в течение года со дня закрытия той сессии Генеральной конференции, на которой они были приняты.

2. Статья 16 Правил процедуры, касающихся рекомендаций государствам-членам и международных конвенций, подпадающих под условия пункта 4 статьи IV Устава, гласит, что доклады, предусматриваемые Уставом, будут "особыми" докладами и что первые особые доклады, касающиеся любой принятой конвенции или рекомендации, представляются не менее чем за два месяца до открытия очередной сессии Генеральной конференции, непосредственно следующей за той, на которой соответствующая конвенция или рекомендация была принята. В статьях 17 и 18 этих Правил процедуры предусматривается также, что Генеральная конференция рассматривает на этой сессии первые особые доклады и составляет, когда она считает своевременным, один или несколько общих докладов, содержащих ее заключения.

7. Чтобы облегчить государствам-членам подготовку первых особых докладов, на своей тринадцатой сессии Генеральная конференция поручила Генеральному директору подготовить для государств-членов документ, содержащий "различные положения Устава и Правил процедуры, которые относятся к этому вопросу, равно как и указания всех предыдущих сессий Генеральной конференции, касающиеся представления конвенций и рекомендаций на рассмотрение компетентных органов отдельных стран". В соответствии с указаниями Генеральной конференции документ, подготовленный Генеральным директором во исполнение этого решения, был надлежащим образом обновлен и направлен государствам-членам... Этот документ называется "Меморандум относительно обязанности передавать на рассмотрение компетентных национальных органов конвенции и рекомендации, принятые Генеральной конференцией, и представлять первые особые доклады о мерах по выполнению этих конвенций и рекомендаций".

10. ... Несмотря на то особое значение, которое Генеральная конференция придала процедуре представления докладов... и на ту решающую роль, которую эта процедура должна играть в деле контроля за применением норм, установленных конвенциями и рекомендациями, принятыми Генеральной конференцией, значительное большинство государств-членов все еще не направили Организации докладов, предусмотренных ее Уставом и Правилами процедуры. Генеральная конференция выражает сожаление по поводу такого состояния дел и обращает внимание государств-членов, которые еще не представили первые особые доклады, на то, что в связи с этим Генеральная конференция не смогла установить, выполнили ли данные государства-члены возлагаемые на них Уставом обязательства в отношении представления принятых на двадцать первой сессии Генеральной конференции рекомендаций на рассмотрение своих "компетентных органов", и выполнили ли они эти обязательства в предусмотренные сроки.

11. Еще на двенадцатой сессии Генеральная конференция подчеркнула огромное значение, которое придается "выполнению государствами-членами двойного долга, возлагаемого на них Уставом в отношении конвенций и рекомендаций, принимаемых Генеральной конференцией: во-первых, обязанности представлять эти документы компетентным властям в течение года со дня закрытия сессии Генеральной конференции, и, во-вторых, обязанности периодически представлять доклады о выполнении ими рекомендаций и конвенций" (12 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 14).

12. Генеральная конференция на одиннадцатой сессии определила, среди прочего, роль этих положений Устава: "Фактически, эти два уставных положения обеспечивают, с одной стороны, возможно более широкое проведение в жизнь принятых рекомендаций и конвенций, а с другой стороны, позволяют Генеральной конференции, а тем самым и самим государствам-членам, определять эффективность прошлой нормативной деятельности Организации и ориентировать свою нормативную деятельность на будущее" (11 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 10).

13. В отношении формы и содержания докладов Генеральная конференция отмечает, что большинство государств, которые представили доклады, стремились руководствоваться указаниями десятой сессии Генеральной конференции. В резолюции 50, принятой на этой сессии, государствам-членам было предложено при представлении первого особого доклада включать, по возможности, в этот доклад сведения по следующим пунктам:

"a) была ли конвенция и рекомендация представлена компетентному органу или компетентным органам власти страны в соответствии с пунктом 4 статьи IV Устава и статьей I Правил процедуры, касающихся делаемых Генеральной конференцией государствамчленам рекомендаций и принятия Генеральной Конференцией международных конвенций;

b) название компетентного органа или компетентных органов власти страны, которая представляет доклад;

c) приняли ли этот орган или органы власти меры по проведению в жизнь конвенции или рекомендации;

d) характер этих мер".

14. В отношении пункта a) Генеральная конференция напоминает, что на своей двенадцатой сессии по докладу своего Комитета по докладам она одобрила (12 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 19) заключение Юридического комитета в отношении толкования термина "компетентные национальные органы", который содержится в пункте 4 статьи IV Устава и воспроизводится в вышеупомянутой резолюции 50. Это заключение гласит: "По определению статьи IV.4. Устава компетентными национальными органами являются органы, которые имеют право, в соответствии с Конституцией или законодательством каждого государства-члена, принимать законодательные регламентирующие или другие меры, необходимые для проведения в жизнь конвенций или рекомендаций. Правительству каждого государства-члена принадлежит право уточнять и указывать, какие органы оно считает компетентными в отношении каждой конвенции и рекомендации" (12 С/ Резолюции, часть D, приложение III, четвертый доклад Юридического комитета, пункт 53).

15. Кроме того, Генеральная конференция на тринадцатой сессии уточнила, что в данном случае следует "делать различие между, с одной стороны, органами, компетентными принимать законодательные и регламентирующие меры, и с другой стороны, правительственными службами, ответственными за изучение и подготовку мер, которые могут быть приняты этими органами, а также за представление этим последним соответствующих предложений. Определение, принятое предыдущей сессией Генеральной конференцией, отчетливо показывает, что уставная обязанность, содержащаяся в пункте 4 статьи IV, касается первых, а не вторых органов" (3 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 18).

16. Помимо этого, Генеральная конференция считает необходимым напомнить, что обязательство представлять акты, принятые Генеральной конференцией, на рассмотрение "компетентных органов", относится ко всем государствам - членам и, следовательно, даже к тем из них, которые не высказались за принятие акта, о котором идет речь, и не сочли желательным ратифицировать или принять конвенцию или проводить в жизнь положения рекомендации (14 С/ Резолюции, часть A.X, Приложение, Общий доклад, пункт 17).

17. Генеральная конференция на двенадцатой сессии уже указывала на различие, которое следует проводить между обязательством передавать акты компетентным национальным органам, с одной стороны, и ратификацией конвенции или выполнением рекомендации, с другой. Передача компетентным национальным органам не предполагает, что конвенции должны быть обязательно ратифицированы или что рекомендации должны быть полностью выполнены. Напротив, государства-члены обязаны передавать рекомендации или конвенции компетентным органам во всех случаях, даже тогда, когда в отдельном случае не предусматриваются меры по ратификации или принятию (12 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 18).

18. Если "передача на рассмотрение" представляет собой обязательство общего характера, предусмотренное Уставом, это обязательство не влечет за собой необходимости предлагать "компетентным национальным органам" ратификацию или принятие конвенции или осуществление рекомендации. В этом случае правительства пользуются полной свободой в определении характера предложений, которые они считают необходимым представить (14 С/ Резолюции, часть A.X, Приложение, Общий доклад, пункт 19).

20. Генеральная конференция отмечает далее, что некоторые представившие доклады государства-члены, не дав конкретных ответов на вопросы, которые предусмотрены резолюцией 50 и о которых упоминается в пункте 14 выше, подробно описали в своих докладах существующее у них положение в области, ставшей объектом рекомендаций. Признавая ценность этих сообщений, Генеральная конференция, однако, вновь предлагает государствам-членам стремиться в будущем включать в свои первые особые доклады конкретную информацию по пунктам, указанным в резолюции 50 (13 С/ Резолюции, часть С, Общий доклад, пункт 15).

21. В завершение этих заключений и учитывая, что нормативная деятельность Организации как средство достижения ее основных целей постоянно расширяется, Генеральная конференция вновь подчеркивает значение, которое придает выполнению государствами-членами их уставных обязанностей по представлению международных актов на рассмотрение компетентных органов и процедуре представления докладов по принятым мерам.

22. В соответствии с положениями статьи 19 Правил процедуры, касающихся рекомендаций государствам-членам и международных конвенций, подпадающих под условия пункта 4 статьи IV Устава, настоящий Общий доклад будет направлен Генеральным директором ЮНЕСКО государствам-членам Организации, Организации Объединенных Наций, а также национальным комиссиям государств-членов.


-----------------------

(*) Выписка из приложения к резолюции N 26 - аналитического доклада, представленного 22-й сессии Генеральной конференции (1983 г.) относительно докладов государств о мерах по выполнению ими конвенций и рекомендаций, принятых Генеральной конференцией. В этом документе обобщены и приводятся дополнительные положения, принятые в период 1958 1966 годов на 10 - 14-й сессиях Генеральной конференции и уточняющие или поясняющие в этом вопросе Правила процедуры, приведенные выше.

Акты Генеральной конференции ЮНЕСКО. - 22-я сессия. - 1983 год. - Резолюции. - С. 115 - 118.


Утверждены Генеральной конференцией на пятой сессии (1950 г.); изменения внесены на седьмой (1952 г.) и семнадцатой (1972 г.) сессиях.



Правила процедуры, касающиеся рекомендаций государствам-членам и международных конвенций, подпадающих под условия пункта 4 статьи IV Устава (утв. Генеральной конференцией на V (1950 г.) сессии) (c изм. и доп., внесенными на VII (1952 г.) и XVII (1972 г.) сессиях)


Текст Правил опубликован в Своде нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1991 г., с. 35


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.