• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Правила процедуры Парламентской ассамблеи СБСЕ (в ред. от 17 января 1994 г.)

Правила процедуры
Парламентской ассамблеи СБСЕ
(в редакции от 17 января 1994 г.)


Часть I
Состав, цели, членство и должностные лица Ассамблеи


Правило 1
Состав Ассамблеи


1. Ассамблея состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. и участвующих в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. В соответствии со статьями 1 и 13 Заключительной резолюции Мадридской встречи, касающейся создания Парламентской ассамблеи СБСЕ, в состав Ассамблеи входят парламентарии, как это определено в Добавлении к настоящим Правилам процедуры.

3. Состав Ассамблеи может изменяться по решению Ассамблеи, принимаемому по предложению Постоянного комитета.


Правило 2
Задачи и цели Ассамблеи


Парламентская ассамблея СБСЕ:

а) дает оценку хода осуществления целей СБСЕ;

б) обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета Министров и на встречах на высшем уровне глав государств и правительств;

в) разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов;

г) оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в странах - участницах СБСЕ;

д) содействует развитию институционных структур СБСЕ и взаимодействию и сотрудничеству с существующими институтами СБСЕ.


Правило 3
Членство


1. Членами Ассамблеи являются члены их национальных парламентов. Если они прекращают быть таковыми, они могут продолжать оставаться членами Ассамблеи до назначения преемника или, в отсутствие такого назначения, в течение максимального срока, не превышающего шесть месяцев.

2. Полномочия членов Ассамблеи устанавливаются на основе официальных документов или уведомлений, представленных их национальными парламентами.

3. Если полномочия члена Ассамблеи оспариваются, Постоянный комитет назначает мандатную комиссию, которая затем сообщает о своих рекомендациях.


Правило 4
Должностные лица Ассамблеи


1. В число должностных лиц Ассамблеи входят Председатель, заместители Председателя и Казначей; все вместе эти должностные лица образуют Бюро.

2. Председатель на предстоящий год избирается Ассамблеей до закрытия ежегодной сессии.

3. Покидающий свой пост Председатель вправе занимать должность почетного Председателя до окончания срока полномочий его преемника. Заместители Председателя избираются Ассамблеей непосредственно после избрания Председателя.

4. Казначей избирается аналогичным образом.

5. Кандидаты на должности Председателя, заместителя Председателя или Казначея должны быть поддержаны в письменной форме двадцатью пятью или более членами Ассамблеи, а их кандидатуры должны утверждаться Бюро до представления Ассамблее.

6. Председатель исполняет свои обязанности с момента закрытия ежегодной сессии, на которой он был избран, до закрытия следующей ежегодной сессии.

7. Заместители Председателя исполняют свои обязанности с момента закрытия ежегодной сессии, на которой они были избраны, до закрытия третьей по счету ежегодной сессии.

8. Казначей выполняет свои обязанности с момента закрытия ежегодной сессии, на которой он был избран, до закрытия второй по счету ежегодной сессии.

9. При рассмотрении предлагаемых кандидатов на должности Председателя, заместителей Председателя и Казначея Ассамблея принимает во внимание географический состав Ассамблеи.

10. Отступая от данного правила в отношении выборов заместителей Председателя на ежегодной сессии в 1993 году, три кандидата, набравшие наибольшее число голосов, занимают этот пост в течение трех лет, три кандидата, набравшие наибольшее после первых трех число голосов, занимают пост в течение двух лет, и три кандидата, избранные с наименьшим числом голосов, занимают этот пост один год.


Правило 5
Выборы должностных лиц


1. Председатель избирается тайным голосованием, и каждый член Ассамблеи, имеющий право голоса, может подать один голос. Если после двух голосований ни один из кандидатов на должность Председателя не получит абсолютного большинства поданных голосов, проводится третье голосование между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов при втором голосовании. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов при третьем голосовании. В случае равного распределения голосов вопрос решается жребием.

2. Заместители Председателя избираются тайным голосованием в соответствии с процедурой, изложенной в пункте 1, выше. Каждый член Ассамблеи, имеющий право голоса, может подать столько голосов, сколько должностей подлежит заполнению.

3. Казначей избирается тайным голосованием в соответствии с процедурой, предусмотренной в пункте 1, выше.

4. Если при голосовании число кандидатов равно или меньше числа должностей, подлежащих заполнению, кандидаты могут избираться путем аккламации.

5. Должностные лица избираются теми членами Ассамблеи, которые присутствуют и имеют право голоса в соответствии с положениями правил 28-30, ниже. При подсчете поданных голосов учитываются только те избирательные бюллетени, в которые внесены имена лиц, надлежащим образом выдвинутых в качестве кандидатов.

6. Председатель может быть переизбран на этот пост только один раз. Заместители Председателя могут быть переизбраны на этот пост только один раз. Каждый раз проводятся выборы на три поста заместителя Председателя. Казначей может переизбираться на эту должность дважды.

7. Если по какой-либо причине Председатель не способен выполнять свои функции в период действия его полномочий, Постоянный комитет на своем следующем заседании избирает большинством в две трети преемника из числа имеющихся заместителей Председателя для выполнения его функций до истечения срока действия мандата.

8. Если заместитель Председателя не является больше членом парламента, Ассамблея на своем последующем заседании избирает до окончания срока его/ее полномочий другого члена.

9. Если по какой-либо причине Казначей не способен выполнять свои функции в период действия его полномочий. Председатель берет на себя функции Казначея до тех пор, пока Ассамблея на своем следующем заседании не изберет преемника, который будет находиться в этой должности до истечения срока указанных полномочий.

10. Выборы, предусмотренные в пунктах 7, 8 и 9, должны проводиться в соответствии с процедурой, изложенной выше, в пункте 1.


Правило 6
Бюро


1. Бюро состоит из Председателя, заместителей Председателя и Казначея. Почетный Председатель по своему положению является неголосующим членом Бюро.

2. Председатель председательствует на заседаниях Бюро и может использовать второй голос, в случае равного разделения голосов при голосовании. Если Председатель отсутствует, то Бюро может поручить одному из своих членов председательствовать на заседании с теми же правами при голосовании.

3. На Бюро возлагается обязанность обеспечивать выполнение решений Постоянного комитета, а также обеспечивать эффективное функционирование Ассамблеи между заседаниями Постоянного комитета.

4. Бюро принимает решения большинством голосов.


Часть II
Обязанности Председателя, дисциплина и порядок


Правило 7
Председатель


1. В обязанности Председателя входит открывать, прерывать или закрывать заседания; предлагать в конце каждого заседания дату, время и повестку дня следующего заседания; руководить прениями Ассамблеи; обеспечивать соблюдение Правил процедуры; поддерживать порядок, предоставлять слово, закрывать прения, удостоверяться в том, существует ли кворум, ставить вопросы на голосование и объявлять результаты голосования; выполнять те же обязанности в Постоянном комитете и Бюро; и передавать вопросы на рассмотрение в соответствующие комитеты.

2. Выполняя свои функции, Председатель не выступает в прениях. Если Председатель выступает в прениях по конкретному вопросу, он может вновь приступить к выполнению своих функций только по завершении прений по этому вопросу. Если Председатель оставляет свое кресло, он поручает одному из заместителей Председателя занять его место до своего возвращения.


Правило 8
Заместители Председателя


Выполняя функции Председателя, заместитель Председателя исполняет те же обязанности, что и Председатель. На него также распространяются ограничения, указанные в правиле 7 (2), выше.


Правило 9
Поддержание порядка


1. Председатель призывает к порядку любого члена Ассамблеи, который нарушает ход работы.

2. В случае повторного нарушения Председатель вновь призывает этого члена Ассамблеи к порядку и распоряжается отразить этот факт в отчете о заседании.

3. В случае нового нарушения Председатель может, назвав нарушителя, удалить его из зала заседаний до конца заседания.

4. В серьезных случаях Председатель может предложить Ассамблее объявить вотум недоверия, следствием которого является немедленное удаление названного члена Ассамблеи из зала заседаний до конца сессии. Член Ассамблеи, в отношении которого предложено объявить вотум недоверия, имеет право быть выслушанным.

5. Вотум недоверия объявляется без обсуждения путем поднятия рук.

6. Слова или выражения, смысл которых оскорбляет достоинство народов или которые каким-либо иным образом идут вразрез с нормальным ходом прений или содержат клевету на достойное поведение членов Ассамблеи, являются нарушением порядка.


Правило 10
Общественный порядок в зале заседаний и на галерее


1. Ни одно лицо ни по какой причине не может войти в зал заседаний, за исключением членов Ассамблеи, членов Совета Министров и сотрудников, обязанности которых требуют их присутствия в этом зале, а также приглашенных гостей, в отношении которых имеется согласие Председателя.

2. Лица, имеющие соответствующие приглашения на Ассамблею, допускаются на галерею.

3. Публика, допущенная на галерею, находится на своих местах и соблюдает тишину. Любое лицо, действующее в нарушение настоящего правила, удаляется по распоряжению Председателя.


Часть III
Сессии и заседания


Правило 11
Сессии


1. Ассамблея собирается на очередную сессию продолжительностью не более пяти дней один раз в год в первой декаде июля.

2. Сроки, продолжительность и место проведения сессии определяются Постоянным комитетом и обычно доводятся Секретариатом до сведения членов Ассамблеи за шесть месяцев до начала сессии и в любом случае не позднее чем за четыре месяца.

3. Сессия включает заседания общих комитетов и пленарные заседания Ассамблеи.

4. Ассамблея проводит открытые заседания, если она не примет иного решения.


Правило 12
Чрезвычайные сессии


Ассамблея может быть созвана на чрезвычайную сессию Председателем по просьбе Постоянного комитета.


Правило 13
Повестка дня


1. У Ассамблеи имеется повестка дня, в которую включаются:

а) сообщения, направленные Ассамблее национальными, наднациональными или международными организациями;

б) предложения, принятые для включения в соответствии с правилом 20 и правилом 23, ниже;

в) любой вопрос, переданный комитету на основании решения Ассамблеи или Постоянного комитета.

2. Постоянный комитет должен передавать документы, упомянутые в пункте 1 настоящего правила, соответствующему общему комитету для рассмотрения.

3. Ассамблея определяет свою повестку дня и может, по просьбе Постоянного комитета или общего комитета, исключить какой-либо пункт из своей повестки дня.


Правило 14
Предварительный порядок организации работы


1. С учетом повестки дня, представленной Ассамблее, Постоянный комитет утверждает предварительный порядок организации работы на следующей сессии, который направляется Секретариатом членам Ассамблеи до начала этой сессии.

2. Предварительный порядок организации работы утверждается Ассамблеей на ее первом заседании.

3. В конце каждого заседания Ассамблея, по предложению Председателя, устанавливает дату и повестку дня следующего заседания.


Правило 15
Отчет о заседании


1. При первой возможности после открытия каждого заседания Председатель представляет Ассамблее отчет о предыдущем заседании, содержащий решения Ассамблеи, имена ораторов и присутствующих на нем членов Ассамблеи и наблюдателей. В отсутствие возражений данный отчет о заседании объявляется принятым.

2. Если отчет о заседании оспаривается. Ассамблея при необходимости проводит голосование по предложенным изменениям. Результаты любого такого голосования заносятся в отчет о текущем заседании.

3. Отчет о заседании пленарной сессии представляется в течение тридцати рабочих дней на утверждение Постоянного комитета на его следующем заседании.

4. Отчеты о заседаниях печатаются и хранятся в архивах Ассамблеи.


Правило 16
Стенографические отчеты


Стенографические отчеты о заседаниях находятся в Секретариате и публикуются в течение тридцати рабочих дней после окончания сессии Ассамблеи.


Правило 17
Расписание заседаний


Если Ассамблея или Постоянный комитет не принимает иного решения, утренние заседания открываются в 10.00 часов и закрываются в 13.00 часов, а дневные заседания открываются в 15.00 часов.


Правило 18
Список участников


На каждой сессии член Ассамблеи расписывается в списке участников, а затем занимает свое место.


Часть IV
Порядок обращения с вопросами, ведения заседаний и проведения голосования


Правило 19
Обращение с вопросами


1. Члены Ассамблеи могут обращаться с вопросами к Совету Министров СБСЕ или к любому министру, выступающему на Ассамблее.

2. Вопросы должны быть подписаны членом Ассамблеи и переданы Председателю до начала выступления или, по усмотрению Председателя, заданы устно по окончании выступления.

3. Председатель Ассамблеи определяет уместность вопросов. Председатель также определяет порядок, в котором ставятся вопросы.

4. Время обращения с вопросом и ответа на него ограничивается пятью минутами.

5. Если до заданного вопроса не дошла очередь, то Секретариат должен сделать все возможное, чтобы был получен письменный ответ и чтобы он был опубликован в официальном отчете Ассамблеи.


Правило 20
Предложение


1. Члены Ассамблеи могут в рамках компетенции Ассамблеи вносить любые предложения, касающиеся целей СБСЕ в отношении сотрудничества и безопасности в Европе.

2. Предложения представляются в письменной форме и подписываются по меньшей мере десятью членами Ассамблеи. Предложения могут принимать следующие формы:

а) декларации адресуются международным организациям, правительствам и национальным парламентам;

б) рекомендации адресуются Совету Министров;

в) предложения адресуются Председателю Ассамблеи или какому-либо комитету;

г) распоряжения касаются работы Ассамблеи и статуса ее членов.

3. Председатель решает вопрос о приемлемости таких предложений. Предложения, которые сочтены приемлемыми, печатаются, незамедлительно распространяются и ставятся в повестку дня Ассамблеи в соответствии с правилом 13, выше.

4. Когда Ассамблея рассматривает вопрос о включении такого рода предложения в повестку дня, заслушиваются только следующие члены Ассамблеи: один член Ассамблеи, выступающий в поддержку предложения, один член Ассамблеи, выступающий против этого предложения, а также председатель любого заинтересованного комитета. Если предложение не набирает большинства голосов, оно не включается в повестку дня.


Правило 21
Поправки


1. Любой член Ассамблеи может предлагать поправки и выступать по ним. Председатель принимает решение о том, являются ли они приемлемыми.

2. Поправка, предложенная в письменном виде и подписанная любым членом Ассамблеи, которая сочтена приемлемой, распространяется безотлагательно. Поправка не предлагается и не ставится на голосование в Ассамблее, если она была внесена после завершения заседания, предшествующего тому заседанию, на котором она должна рассматриваться. В случае первого заседания этот срок истекает в момент открытия заседания.

3. Поправки должны непосредственно касаться текста, который предлагается изменить.

4. Поправки ставятся на голосование до текста, к которому они относятся.

5. Если две или более поправок относятся к одному и тому же пункту, поправка, которая в наибольшей степени отличается от первоначального текста, ставится на голосование первой.

6. Один из основных авторов текста может предлагать поправку.

7. Председатель вправе группировать поправки для их обсуждения в том порядке, в каком он считает это необходимым. Члены Ассамблеи, предлагающие поправки, выступают поочередно до проведения голосования по каждой поправке.

8. Поправки к поправкам приемлемы только в том случае, если они не противоречат этим поправкам; они не могут быть изменены. Они обсуждаются после поправки, к которой они относятся, и ставятся на голосование до этой поправки.

9. Во время рассмотрения поправок, если Председатель не принимает иного решения, единственными членами Ассамблеи, которые могут выступить, являются автор данной поправки или другой член Ассамблеи, поддерживающий ее, один член Ассамблеи, выступающий против этой поправки, а также докладчик или председатель комитета. Максимальное время выступления в данном случае - 5 минут.


Правило 22
Предложения процедурного характера


1. С согласия Председателя любой член Ассамблеи имеет преимущественное право выступить, если он просит разрешения:

а) предложить отложить вопрос, что, в случае принятия, приведет к тому, что предмет обсуждения исключается из повестки дня Ассамблеи;

б) предложить прервать заседание или прения;

в) предложить прекратить прения;

г) предложить вернуть вопрос в комитет.

Ни одно из таких предложений процедурного характера не может быть внесено более чем один раз в ходе прений.

2. Вышеупомянутые предложения, с согласия Председателя, имеют приоритет перед основным вопросом, прения по которому прерываются, пока рассматриваются эти предложения.

3. В ходе прений по вышеупомянутым вопросам заслушиваются только следующие члены Ассамблеи: член Ассамблеи, внесший предложение, один член Ассамблеи, выступающий против этого предложения, а также докладчик или председатель любого заинтересованного комитета.

4. Для принятия предложений, подпадающих под данное правило, необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи, присутствующих на заседании.

5. Кроме того, любой член Ассамблеи имеет преимущественное право на выступление, если он просит разрешения поставить вопрос о порядке ведения заседания. Вопрос о порядке ведения заседания должен ограничиваться только процедурными аспектами, требующими решения Председателя. Продолжительность выступлений по порядку ведения заседания устанавливается в одну минуту.


Правило 23
Неотложные вопросы


1. Неотложные вопросы могут быть включены в повестку дня в любое время по предложению Постоянного комитета или, если Постоянный комитет не заседает, по предложению Бюро.

2. Такие предложения в письменной форме, если они поддержаны подписями 25 или более членов Ассамблеи из по меньшей мере 10 стран, рассматриваются Постоянным комитетом, который, если он сочтет это необходимым, может представить их Ассамблее. В том случае, если Постоянный комитет решает не рекомендовать включение такого пункта в повестку дня, члены Ассамблеи, внесшие это предложение, имеют право обратиться к Ассамблее, которая может двумя третями голосов включить это предложение в число других вопросов.


Правило 24
Право на вступление


1. Ни один член Ассамблеи не может выступать, пока Председатель не предоставит ему слово. Члены Ассамблеи выступают со своего места и обращаются к Председателю; Председатель может пригласить их на трибуну.

2. За исключением Председателя и докладчика общего комитета, члены Ассамблеи, желающие выступить в ходе общих прений, вносят свои имена в список, составляемый с этой целью, до закрытия заседания, предшествующего этим прениям. В случае первого заседания их просьба о выступлении направляется Секретариату до открытия сессии. Во всех случаях Председатель определяет порядок, в котором членам Ассамблеи будет предоставлено слово.

3. Речь оратора не может быть прервана. Однако с разрешения Председателя оратор может прервать свое выступление с тем, чтобы дать возможность другому члену Ассамблеи задать ему вопрос по конкретному аспекту его речи. Выступления в соответствии с этой процедурой должны быть краткими. Выступления по порядку ведения заседания делаются по окончании речи оратора.

4. Если оратор говорит не по существу. Председатель призывает его к порядку. Если оратор в течение одних и тех же прений уже дважды был призван к порядку, в третий раз Председатель может запретить ему выступать в оставшееся время прений по этому вопросу.

5. Члены Совета Министров могут выступать в прениях с разрешения Председателя. Докладчики по рассматриваемому вопросу имеют право выступать, когда они этого пожелают.

6. Председатель может принять решение разрешить тому или иному члену Ассамблеи выступить с личным заявлением. Прения по такому заявлению не проводятся.

7. Ни один член Ассамблеи не может выступать более пяти минут по любому из следующих вопросов: объяснение мотивов голосования, личные заявления, замечания, касающиеся утверждения отчета о предыдущем заседании, определение порядка работы Ассамблеи, расписание заседаний и все процедурные вопросы, и более одной минуты по порядку ведения заседания.


Правило 25
Языки Ассамблеи


1. Официальными языками Ассамблеи являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский и французский.


Правило 26
Устный перевод


1. Речи, произносимые на одном из официальных языков, переводятся устно на другие официальные языки.

2. Речи могут произноситься на любом другом языке, помимо официальных. В этих случаях оратор сам принимает меры к тому, чтобы его речь была устно переведена на один из официальных языков.

3. Положения настоящего правила также применяются к Постоянному комитету и общим комитетам Ассамблеи.


Правило 27
Организация прений


1. Председатель может по своему усмотрению предложить Ассамблее программу и расписание для конкретных прений или регламент выступлений.

2. Ассамблея проводит голосование по таким предложениям без обсуждения.


Правило 28
Право голоса


1. Каждый член Ассамблеи имеет один голос.

2. Члены Ассамблеи не могут голосовать по поручению.


Правило 29
Способы голосования


1. Голосование в Ассамблее проводится поднятием рук за исключением случаев, когда требуется поименное или тайное голосование. При подсчете числа голосов учитываются только голоса, поданные "за" или "против". Число "воздержавшихся" заносится в протокол.

2. Ассамблея проводит поименное голосование, когда этого потребуют две трети ее членов.

3. Поименное голосование проводится во французском алфавитном порядке. Председатель отвечает за подсчет голосов и объявляет результаты голосования. Глава каждой делегации или должным образом назначенный заместитель объявляет о голосовании делегации. Если голосование делегации ставится под сомнение, Председатель немедленно назначает двух счетчиков голосов, не из числа этой делегации, для определения правильности голосования.

4. В случае выборов должностных лиц голосование будет проводиться в соответствии с правилом 4, выше. Голоса подсчитываются тремя счетчиками, назначенными Председателем с согласия Ассамблеи. Для целей подсчета числа поданных голосов учитываются только те бюллетени, в которые внесены имена лиц, должным образом выдвинутых в качестве кандидатов. Председатель объявляет результаты голосования.


Правило 30
Большинство


При голосовании, если не оговаривается иначе, требуется следующее количество голосов:

а) большинство поданных голосов;

б) в случае выборов должностных лиц в соответствии с правилом 5, выше: абсолютное большинство поданных голосов в ходе первого и второго туров голосования и простое большинство голосов в ходе третьего тура голосования. В случае равенства голосов вопрос решается жребием. Если Ассамблее представлена только одна кандидатура, то избранным объявляется единственный кандидат.


Правило 31
Кворум


1. Ассамблея не приступает к принятию решения путем поименного голосования до тех пор, пока более половины членов Ассамблеи не распишутся в списке участников, предусмотренном в правиле 18, выше.

2. Все виды голосования, за исключением поименного голосования, считаются действительными независимо от числа присутствующих членов Ассамблеи, помимо случаев, когда, по просьбе того или иного члена Ассамблеи, до начала голосования Председатель устанавливает, что число членов Ассамблеи, которые расписались в списке участников, меньше кворума.

3. В отсутствие кворума голосование откладывается. Постоянный комитет принимает решение о том, ставить ли на голосование следующей сессии Ассамблеи вопросы, которые не были решены из-за отсутствия кворума.


Часть V
Комитеты


Правило 32
Постоянный комитет


1. Образуется Постоянный комитет в составе Председателя Ассамблеи, заместителей Председателя, Казначея, председателей общих комитетов и глав национальных делегаций. Члены Бюро и председатели общих комитетов могут голосовать только в том случае, если они являются главами делегаций.

2. Если в период между ежегодными сессиями происходит замена главы делегации, то вновь назначенный член Ассамблеи может заседать в Комитете при условии, что его полномочия утверждены на основе официальных документов, представленных его национальным парламентом.

3. В отсутствие главы национальной делегации его обязанности может исполнять должным образом назначенный член той же делегации, который пользуется всеми правами члена Комитета.

4. Присутствие большинства членов Постоянного комитета считается кворумом.

5. Постоянный комитет занимается подготовкой работы Ассамблеи в период между сессиями и имеет право заседать между сессиями. Он принимает такие меры, какие он считает необходимыми для осуществления деятельности Ассамблеи во время ее сессии. По неотложным политическим вопросам Постоянный комитет может принимать резолюции, которые затем направляются Совету Министров СБСЕ.

6. Процедура работы Постоянного комитета регулируется соответствующими положениями правила 35, ниже, при условии соблюдения пункта 7 настоящего правила.

7. Решения в Постоянном комитете принимаются на основе принципа "консенсус минус один" до тех пор, пока Совет Министров СБСЕ не решит действовать в соответствии с принципом "консенсус минус два". В этом случае Постоянный комитет также станет применять данный принцип.


Правило 33
Общие комитеты


1. Ассамблея образует следующие общие комитеты:

(1) Общий комитет по политическим вопросам и безопасности;

(2) Общий комитет по экономическим вопросам, науке, технологии и окружающей среде;

(3) Общий комитет по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам.

2. Состав общих комитетов утверждается Постоянным комитетом. Все члены общих комитетов назначаются национальными делегациями с учетом сбалансированного состава общих комитетов. Все члены Ассамблеи являются членами по крайней мере одного общего комитета.

3. В состав Бюро общего комитета входят председатель, заместитель председателя и основной докладчик. Бюро общего комитета может собираться в период между сессиями Ассамблеи.

4. Постоянный комитет может учреждать специальные комитеты для конкретных целей, устанавливая круг их ведения, состав и порядок работы.

5. О кандидатурах, предложенных главами делегаций в качестве членов общих комитетов, сообщается Председателю Ассамблеи, который представляет Ассамблее или Постоянному комитету предложения по их составу. Постоянный комитет большинством голосов путем тайного голосования решает вопрос об оспариваемых кандидатурах на одно или более мест в общем комитете.

6. Общие комитеты избирают на следующий год председателя, заместителя председателя и основного докладчика в конце заседания Комитета на каждой сессии Ассамблеи. Должностные лица общих комитетов избираются большинством поданных голосов. Если в течение года освобождается место должностного лица, то Постоянный комитет может назначить его заместителя.

7. Если место в общем комитете становится вакантным в результате того, что занимающее его лицо перестает быть членом Ассамблеи, то оно может быть временно занято членом национальной делегации, которой выделено это место, причем этот член назначается главой данной делегации.


Правило 34
Права и обязанности комитетов


1. Комитеты могут обсуждать любую деятельность СБСЕ, относящуюся к сфере их компетенции.

2. Комитеты рассматривают все документы, переданные им в соответствии с правилом 13, выше, а также все предложения и вопросы, переданные им в соответствии с решением, принятым Ассамблеей или Постоянным комитетом.

3. Комитеты также рассматривают меры по осуществлению деклараций или рекомендаций, принятых Ассамблеей.

4. В любом случае, если переданный комитету вопрос не входит, как представляется, в сферу его компетенции, то комитет, в зависимости от обстоятельств, передает этот вопрос обратно на рассмотрение Ассамблее или Постоянному комитету.


Правило 35
Процедура работы общих комитетов


1. Заседание общего комитета созывается его Председателем во время ежегодной сессии Ассамблеи.

2. Общий комитет может создавать подкомитет, определяя его состав и круг ведения. Число членов подкомитета не может превышать одной трети общего числа членов комитета.

3. Любые два или более общих комитетов или подкомитетов могут проводить совместное заседание для рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции, но они не могут принимать совместного решения.

4. Правила Ассамблеи действуют в отношении общих комитетов со следующим изменением:

а) общий комитет голосует путем поднятия рук, если только десять членов Комитета не потребуют поименного голосования. По любому тексту, подлежащему представлению Ассамблее, проводится поименное голосование. Поименное голосование проводится в алфавитном порядке, начиная с буквы "а";

б) общий комитет может работать, если присутствует одна треть его членов, однако выборы или голосование по докладу в целом являются действительными только в случае, если присутствует большинство членов комитета.

5. Председатель общего комитета может принимать участие в обсуждении и может голосовать, однако он не имеет права решающего голоса.

6. Если общий комитет не принимает иного решения, то его заседания являются открытыми. Члены общего комитета могут присутствовать на заседаниях любого другого общего комитета даже в том случае, если они не являются его членами, однако они не могут принимать участия в обсуждении.

7. Условия, при которых любое лицо, не являющееся членом общего комитета, может быть заслушано общим комитетом, определяются данным общим комитетом. В случае согласия общего комитета такое лицо может принимать участие в обсуждении по усмотрению Председателя.

8. Составляются отчеты о каждом заседании общего комитета.


Правило 36
Доклады общих комитетов


1. Комитет избирает основного докладчика, который отвечает за подготовку доклада комитета и внесение его на рассмотрение Ассамблеи. По предложению основного докладчика комитет может назначить дополнительных докладчиков. Окончательный доклад комитета включает пояснительный меморандум и основной текст.

2. В пояснительном меморандуме, в частности, указываются результаты проведенного в комитете голосования по докладу в целом, и если решение комитета не собрало две трети голосов, то в докладе также излагается мнение меньшинства.

3. Ассамблея проводит голосование только по основному тексту. Он должен быть представлен в форме проекта декларации, рекомендации, предложения или распоряжения, как это определено в правиле 20, выше.


Часть VI
Структура Ассамблеи


Правило 37
Секретариат


1. Директор назначается Постоянным комитетом по предложению Бюро. Постоянный комитет определяет срок его или ее пребывания в должности, заработную плату и условия работы.

2. При выполнении своих обязанностей Директор несет ответственность перед Председателем и Ассамблеей.

3. Постоянный комитет утверждает назначения старших должностных лиц, произведенные Директором, а именно двух заместителей Директора, один из которых выполняет обязанности сотрудника по финансовым вопросам.

4. Директор и сотрудники секретариата не занимаются никакой деятельностью, не совместимой с их статусом международных гражданских служащих.

5. Секретариат находится в Копенгагене.


Правило 38
Бюджет и финансы


1. В обязанности Казначея, опирающегося на помощь Директора, входит представление Постоянному комитету проекта бюджета на следующий финансовый год.

2. Постоянный комитет утверждает проект бюджета, представляемого Ассамблее на ее ежегодной сессии.

3. Ревизионные отчеты Ассамблеи за предыдущий финансовый год представляются Казначеем Постоянному комитету в течение шести месяцев после окончания этого года.

4. В соответствии со статьей 10 Мадридской декларации и с учетом поправок, сделанных 13 января 1992 года на заседании Комитета глав делегаций, взносы стран в бюджет Ассамблеи устанавливаются согласно формуле распределения расходов на межправительственных конференциях СБСЕ.

5. Если финансовые счета Ассамблеи свидетельствуют, что страна-член не платит взносы в течение 9 месяцев, то члены ее делегации лишаются права голоса до уплаты взносов.

6. Казначей и Директор несут ответственность за ведение финансовых дел Ассамблеи, обладая правом подписи от имени Ассамблеи при решении всех финансовых вопросов.


Часть VII
Взаимоотношения с другими органами и отдельными лицами


Правило 39
Взаимоотношения между Ассамблеей и Советом Министров


1. Доклады комитетов и решения Ассамблеи препровождаются для рассмотрения Совету Министров.

2. Любой член Совета Министров имеет право доступа в Ассамблею и ее комитеты.

3. Доклады о ходе работы или запросы Совета Министров заносятся в повестку дня Ассамблеи.


Правило 40
Взаимоотношения между Ассамблеей и национальными парламентами


Доклады комитетов и решения Ассамблеи препровождаются Секретариатом национальным парламентам государств-членов.


Правило 41
Наблюдатели


1. При условии направления Секретариату соответствующего уведомления в качестве наблюдателей могут быть допущены представители следующих организаций: Парламентской ассамблеи Совета Европы, Ассамблеи Западноевропейского союза, Североатлантической ассамблеи, Межпарламентского союза и Европейского парламента.

2. Имена наблюдателей в соответствии с пунктом 1 настоящего правила сообщаются Секретариату парламентскими органами, к которым они принадлежат.

3. Другие лица могут допускаться в качестве наблюдателей по усмотрению Председателя ассамблеи или Постоянного комитета.

4. Наблюдатели могут присутствовать в Ассамблее без права на выступление, если Председатель не предложит им выступить.


Правило 42
Петиции


1. Петиции должны представляться на имя Председателя.

2. Чтобы быть приемлемыми, они должны

а) содержать имена, личные данные и домашний адрес каждого из петиционеров. Петиционеры должны обеспечить, чтобы их подписи были заверены в соответствии с внутренним законодательством государства, в котором они проживают;

б) касаться вопросов, входящих в круг ведения СБСЕ.

3. Директор несет ответственность за рекомендации Постоянному комитету по вопросу о соответствии петиций предъявляемым требованиям.


Часть VIII
Правила процедуры


Правило 43
Внесение поправок в Правила процедуры


1. Поправки к Правилам процедуры представляются по меньшей мере 25 членами Ассамблеи.

2. Председатель назначает подкомитет для изучения предложений и вынесения рекомендаций по ним Постоянному комитету.

3. После принятия Постоянным комитетом решения внести изменения в Правила процедуры это решение докладывается Ассамблее.


Добавление

к Правилам процедуры

Парламентской ассамблеи СБСЕ


СОСТАВ АССАМБЛЕИ
Каждую страну представляет следующее число членов Ассамблеи


  Число
мест для
страны
Всего по
категории
США 17 17
Россия 15 15
Германия, Италия, Соединенное Королевство и
Франция
13 52
Испания и Канада 10 20
Украина, Бельгия, Нидерланды, Польша, Турция и
Швеция
8 48
Румыния 7 7
Австрия, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия,
Норвегия, Португалия, Финляндия, Чешская
Республика, Швейцария, Беларусь, Узбекистан,
Казахстан
6 78
Болгария и Люксембург 5 10
Югославия и Словацкая Республика 4 8
Албания, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта,
Эстония, Словения, Хорватия, Молдова,
Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Киргизия,
Армения, Азербайджан, Босния, Герцеговина
3 51
Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино 2 6
Всего:   312


Правила процедуры Парламентской ассамблеи СБСЕ (в ред. от 17 января 1994 г.)


Текст правил опубликован в сборнике "Действующее международное право" т. 2


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.