Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R (85) 11 "Комитет министров - государствам-членам относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса"

Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R (85) 11
"Комитет министров - государствам-членам относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса"


Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,

учитывая, что цели системы уголовного правосудия традиционно формулировались с точки зрения норм, которые прежде всего касаются отношений между государством и правонарушителем;

учитывая, что вследствие этого рабочий механизм такой системы иногда может усугублять, а не облегчать проблемы потерпевшего;

учитывая, что в равной мере также необходимо укрепить доверие потерпевшего к уголовному правосудию и склонить его к сотрудничеству, особенно в качестве свидетеля;

учитывая, что в этих целях в рамках системы уголовного правосудия необходимо обращать больше внимания на причиненный потерпевшему физических, психологический, материальный и социальный ущерб, и рассмотреть меры, которые целесообразно принять в связи с этим для удовлетворения его потребностей;

учитывая, что принимаемые с этой целью меры необязательно должны вступать в противоречие с другими целями уголовного права и судопроизводства, например такими, как укрепление социальных норм и реабилитация правонарушителей, а могут, по сути дела, содействовать их достижению и в конечном итоге примирению между потерпевшим и правонарушителем;

учитывая, что следует уделять больше внимания потребностям потерпевшего на всех этапах уголовного процесса;

принимая во внимание Европейскую конвенцию о компенсации жертвам насильственных преступлений,

I. рекомендует правительствам государств-членов пересмотреть их законодательства и практику в соответствии со следующими руководящими принципами:


А. На уровне полиции


1. Служащие полиции должны иметь подготовку, которая позволяла бы им обращаться с потерпевшими сочувственно, конструктивно и ободряюще;

2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможностях получения содействия, практической и правовой помощи, компенсации со стороны правонарушителей и компенсации со стороны государства;

3. Потерпевший должен иметь возможности для получения информации о результатах полицейского расследования;

4. В любом докладе судебным органам полиция должна максимально четко и полно указывать обстоятельства, характеризующие вред, нанесенный жизни и здоровью потерпевшего, а также иной вред;


В. В отношении судебного преследования


5. Дискреционное решение* о возбуждении уголовного дела против правонарушителя должно приниматься только после должного рассмотрения вопроса о компенсации потерпевшему, включая любые добровольные действия, предпринятые с этой целью правонарушителем;

6. Потерпевший должен получать информацию об окончательном решении, касающемся возбуждения судебного преследования, если только он не заявит, что не нуждается в такой информации;

7. Потерпевший должен иметь право на ходатайство о пересмотре решения компетентного органа о невозбуждении уголовного дела и право на прямое обращение в суд;


С. Допрос потерпевшего


8. На всех этапах разбирательства допрос потерпевшего должен вестись с учетом его личного положения и уважения его прав и достоинства. Когда это возможно и целесообразно, дети и душевнобольные или инвалиды должны допрашиваться в присутствии их родителей и опекунов или законных представителей;


D. Судебное разбирательство


9. Потерпевший должен быть информирован о:

- дате и месте проведения разбирательства, касающегося преступления, в результате которого он пострадал;

- его возможностях получения возмещения и компенсации в ходе уголовного процесса, правовой помощи и консультаций;

- способах, с помощью которых он может узнать об итогах рассмотрения дела;

10. Суд, рассматривающий уголовные дела, должен иметь право принять решение о компенсации потерпевшему со стороны правонарушителя. Для этого должны быть устранены существующие ограничения или технические препятствия, которые исключают в целом использование такой меры;

11. В законодательстве должно предусматриваться положение, согласно которому компенсация может устанавливаться либо в виде уголовной санкции, либо в виде меры, заменяющей уголовную санкцию, или может назначаться в добавление к уголовной санкции;

12. Вся важная информация, касающаяся вреда здоровью и ущерба, причиненных потерпевшему, должна предоставляться суду, с тем чтобы он мог при вынесении решения о виде наказания и размерах приговора принять во внимание:

- потребности потерпевшего в компенсации;

- любую компенсацию или возмещение со стороны правонарушителя, или любые добровольные действия, предпринятые с этой целью;

13. В случаях, когда перед судом открываются возможности включить сопутствующие финансовые условия в решение об отложенном или отсроченном приговоре, в судебном решении об условно-досрочном освобождении или любой другой мере наказания, большое внимание следует уделять, среди прочих условий, компенсации потерпевшему со стороны правонарушителя;


Е. На стадии исполнения


14. Если компенсация назначается в качестве уголовной санкции, она должна исполняться аналогично исполнению штрафов и иметь преимущественную силу перед другими финансовыми санкциями, примененными к правонарушителю. Во всех других случаях потерпевшему должна оказываться максимальная помощь в получении денег;


F. Защита неприкосновенности частной жизни


15. В информации и политике в отношении связей с общественностью, касающихся расследования и судебного разбирательства преступлений, должна учитываться необходимость защиты потерпевшего от разглашения любых фактов, которые могут неоправданно затронуть частную жизнь или оскорбить достоинство потерпевшего. Если вид преступлений или конкретный статус или личное положение и безопасность потерпевшего обусловливают такую особую защиту, то либо судебное разбирательство до вынесения решения суда должно быть закрытым в камере, либо разглашение или публикация личной информации должны быть ограничены соответствующим образом;


G. Особая защита потерпевшего


16. Когда это представляется необходимым и особенно когда речь идет о борьбе с организованной преступностью, потерпевшему и его семье должна быть обеспечена эффективная защита от запугиваний и возможной мести со стороны преступника;


II. рекомендует правительствам государств-членов:

1. изучить возможные достоинства систем посредничества и примирения;

2. содействовать проведению исследований эффективности положений, затрагивающих потерпевших, и поощрять их.


-------------------------------------------------------------------------

* В российском уголовном законодательстве указанным институтам соответствует институт освобождения от уголовной ответственности (общие основания применения которого содержатся в ст.ст. 75 - 78 УК Российской Федерации, специальные - в ст.ст. 126, 205 и др. Особенной части УК Российской Федерации).



Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R (85) 11 "Комитет министров - государствам-членам относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса"


Рекомендация была принята 28 июня 1985 г. на 387-м заседании заместителей министров


Текст Рекомендации опубликован в журнале "Российская юстиция", N 7, 1997 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.