Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 февраля 2008 г. N А73-13647/2007-23 Суд установил, что отказ управления автодорожного надзора в выдаче обществу дополнительных выписок из документов, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек) на автобусы, правомерен, поскольку заявитель не представил документов, подтверждающих одобрение типа транспортного средства на заявляемые к лицензированию автобусы. Суд отклонил довод заявителя о том, что регистрация в ГИБДД МВД РФ и прохождение при этом государственного технического осмотра является подтверждением допуска данных транспортных средств для осуществления перевозки пассажиров (извлечение)

Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 февраля 2008 г. N А73-13647/2007-23
(извлечение)

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2105 настоящее решение, постановление от 31.03.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-13647/2007-23 Арбитражного суда Хабаровского края оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

Открытое акционерное общество "Х "И" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании приказа Дальневосточного управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 06-71/лиц от 30.11.2007 года об отказе в выдаче лицензионных карточек на автобусы GOLDEN DRAKON XML за государственными регистрационными номерами М941НЕ27, М942НЕ27, В943НЕ27, В944НЕ27, М945НЕ27, М946НЕ27.

Заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительным приказ Дальневосточного управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 06-71/лиц от 30.11.2007 года в части отказа в выдаче дополнительных выписок из документов, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек) на автобусы GOLDEN DRAKON XML за государственными регистрационными номерами М941НЕ27, М942НЕ27, В943НЕ27, В944НЕ27, М945НЕ27, М946НЕ27.

Заявитель в заседании суда на заявленных требованиях настаивает, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. МРЭО УГИБДД УВД Хабаровск произвело регистрацию автомобилей и выдало свидетельства о регистрации транспортных средств. После регистрации транспортных средств основания для отказа в предоставлении лицензии отсутствуют. Выпуск товаров таможенным органом осуществляется при предоставлении разрешений, лицензий, сертификатов. Кроме того, автобусы до приобретения обществом уже были зарегистрированы в органах Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации дважды, в связи с чем, сертификация транспортных средств не является обязательной.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона следует читать как "N 196-ФЗ"

Дальневосточное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ДВУГАДН) с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что заявленные транспортные средства не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, установленным подпунктами а, б пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 637 от 30.10.2006 года. Согласно пункту 15 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года транспортные средства, ввозимые из-за рубежа более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении подлежат обязательной сертификации. Сертификаты не были представлены обществом как в таможенный орган, так и в органы Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные документы, установил: Открытое акционерное общество "Х "И" 26.10.2007 года приобрело у Общества с ограниченной ответственностью "Я" шесть автобусов марки GOLDEN DRAKON; указанные автобусы 30.10.2007 года поставлены на учет в УГИБДД Хабаровского края, получены свидетельства о регистрации транспортного средства.

Для осуществления перевозок пассажиров на приобретенных автобусах Открытое акционерное общество "Х "И" обратилось с заявлением в Дальневосточное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за выдачей дополнительных выписок из документов, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек).

30.11.2007 года ДВУГАДН издало приказ N 06-71/лиц об отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), в связи с тем, что на автобусы не представлены документы на соответствие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, а именно "одобрение типа транспортного средства".

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128 от 08.08.2001 года деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона следует читать как "N 128-ФЗ"

Согласно положениям статьи 2 названного Федерального закона условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований. При этом лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 637 от 30.10.2006 года, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относится организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Статьей 16 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года транспортные средства иностранного производства подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Пункт 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации N 27 от 09.03,1995 года, обязывает организации и индивидуальных предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.

В соответствии с пунктом 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации N 15 от 30.03.1994 года, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают соблюдение ГОСТа 25478-91 (в настоящее время - ГОСТ Р 51709-2001), других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.

Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов установлены Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 19 от 01.04.1998 года (далее - Правила).

В соответствии с разделом 1 Правил под "одобрением типа транспортного средства" понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128 от 08.08.2001 года деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

Согласно положениям статьи 2 названного Федерального закона условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований. При этом лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 637 от 30.10.2006, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относится организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Статьей 16 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года транспортные средства иностранного производства подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Пункт 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации N 27 от 09.03.1995, обязывает организации и предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.

В соответствии с пунктом 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают соблюдение ГОСТа 25478-91 (в настоящее время - ГОСТ Р 51709-2001), других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.

Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов установлены Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 (далее - Правила).

В соответствии с разделом 1 Правил под "одобрением типа транспортного средства" понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.

Согласно разделу 2 Правил в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" N 196 от 10.12.1995 года транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств подлежат обязательной сертификации, в том числе в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Получение "одобрения типа транспортного средства" предусмотрено законодательством в связи с необходимостью установления соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок.

Из представленных документов следует, что на автобусы, принадлежащие Открытому акционерному обществу "Х "И" "одобрение типа транспортного средства" отсутствует.

Согласно ответа Ванинской таможни за N 19-49/1244 от 18.01.2008 года следует, что на спорные автобусы "одобрение типа транспортного средства" не было представлено.

Сахалинский центр Сертификации письмом за N 1/08 от 16.01.2008 года сообщил, что сертификаты "одобрение типа транспортного средства" на автобусы GOLDEN DRAKON не выдавал. Выданы сертификаты на соответствие транспортных средств экологическому классу 2.

Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП "НАМИ" письмом от 17.01.2008 года за N 13/212 и Межотраслевой фонд "Сертификация автотранспорта" от 10.01.2008 года за N 6 ответили о том, что сертификаты "одобрение типа транспортного средства" на автобусы GOLDEN DRAKON не выдавались.

Судом не принимается довод заявителя и ссылка на главу 2 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов о том, что бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран не подлежат лицензированию, поскольку в разделе 3 того же Постановления указано, что Правила распространяются на выпускаемые в обращение механические транспортные средства и прицепы к ним (включая специализированные пассажирские транспортные средства - транспортные средства категории М2 или МЗ не предназначенные для применения в качестве транспортного средства общего пользования (может применяться в качестве семейного, служебного транспортного средства и по другому назначению, не связанному с перевозкой пассажиров по установленным маршрутам).

С учетом изложенного отклоняется довод заявителя о том, что регистрация в ГИБДД МВД РФ и прохождение при этом государственного технического осмотра является подтверждением допуска данных транспортных средств для осуществления перевозки пассажиров.

В связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении требований, заявленных Открытым акционерным обществом "Х "И" о признании недействительным приказа Дальневосточного управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 06-71/лиц от 30.11.2007 года в части отказа в выдаче дополнительных выписок из документов, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек) на автобусы GOLDEN DRAKON XML за государственными регистрационными номерами М941НЕ27, М942НЕ27, В943НЕ27, В944НЕ27, М945НЕ27, М946НЕ27 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 февраля 2008 г. N А73-13647/2007-23


Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/2105 настоящее решение оставлено без изменения