Резолюция N 1 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации "Будущее общественного телерадиовещания" (Прага, 3-7 декабря 1994 г.)

ГАРАНТ:

Перевод с французского

Резолюция N 1
4-й Европейской конференции министров по политике
в области средств массовой коммуникации
"Будущее общественного телерадиовещания"
(Прага, 3-7 декабря 1994 г.)


Министры государств - участников 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага, 7-8 декабря 1994 года);

- Напоминая о принципах общественного и частного телерадиовещания в Европе, которые были приняты в связи с 1-й Европейской конференцией министров по политике в области средств массовой коммуникации, которая состоялась в Вене 9 и 10 декабря 1986 года;

- Отмечая значимость перемен, произошедших в секторе телерадиовещания за период после этой Конференции, в особенности появление смешанной системы общественного и коммерческого вещания;

- Признавая, что общественное вещание, как в секторе, радио, так и в секторе телевидения, поддерживает ценности, цементирующие политические, правовые и социальные структуры демократических обществ, в особенности уважение прав человека, культур и политического плюрализма;

- Подчеркивая важность общественного телерадиовещания для демократических обществ;

- Признавая таким образом необходимость гарантировать постоянство и стабильность общественного вещания с тем, чтобы позволить ему продолжать действовать на службе публики;

- Подчеркивая жизненно важную функцию общественного вещания в качестве основополагающего Фактора доступной для всех плюралистической коммуникации в секторе телерадиовещания в целом;

- Напоминая о значимости радио и подчеркивая его крупный потенциал в деле развития демократического общества, в особенности на местном и региональном уровнях;


I. Общие принципы


- Заявляют о своей приверженности сохранению и развитие сильного общественного вещания в условиях все более конкурентного предложения программных услуг и быстро меняющегося технологического контекста;

- Признают, в развитие выводов 1-ой Европейской конференции министров, что как частные компании, так и государственные организации могут обеспечивать общественное вещание;

- Обязуются обеспечить по меньшей мере один базовый канал общего характера, включающий в себя информационные, образовательные, культурные и развлекательные программы и доступный всей публике, признавая при этом, что вещатели общественного вещания должны также иметь при необходимости возможность предоставлять дополнительные программные услуги, такие как тематические;

- Обязуются ясно определить, согласно соответствующим положениям их внутреннего права и практики и с соблюдением их международных обязательств, роль, задачи и ответственность общественных вещателей, а также обеспечить их редакционную независимость от любого политического и экономического вмешательства;

- Обязуются гарантировать общественным вещателям надежные и адекватные средства, необходимые для выполнения их задач;

- Условливаются реализовывать эти обязательства в соответствии со следующими подходами:


II. Политические подходы к общественному телерадиовещанию


Требования к общественному вещанию


Государства-участники условливаются о том, что общественные вещатели, в рамках общих подходов к их деятельности, и не предрешая наличия более специфичных задач общественного вещания, должны в основном выполнять следующие функции:

- быть, через их программы, ориентиром для всех членов публики и фактором социального сплочения, а также интеграции всех индивидуумов, групп и общин. Они должны в особенности отвергнуть любую дискриминацию по признаку культуры, пола, религии или расы и любую форму социальной сегрегации;

- быть трибуной публичной дискуссии, в рамках которой мог бы выражаться как можно более широкий спектр мнений и точек зрения;

- распространять беспристрастные и независимые информационные сообщения и комментарии;

- развивать плюрализм, новаторство и разнообразие программ, отвечающих этическим нормам и имеющих высокое качество, не жертвуя целями качества ради интересов рынка;

- развивать и структурировать сетки программ и услуг, интересующих широкую публику, проявляя при этом внимание к потребностям групп меньшинств;

- отражать различные философские идеи и религиозные убеждения, имеющиеся в обществе, в целях укрепления взаимопонимания и толерантности, а также содействия межобщинным отношениям в обществах, характеризующихся этническим и культурным разнообразием;

- активно способствовать через их программы тому, чтобы было лучше познано и оценено разнообразие национального и европейского культурного достояния;

- обеспечивать, чтобы предлагаемые ими программы содержали значительную долю оригинальной продукции, в особенности полнометражных фильмов, теле- и радиоспектаклей и других творческих произведений, следить за необходимостью привлечения независимые продюсеров и сотрудничества с кинематографическим сектором;

- расширять выбор, имеющийся у телезрителей и радиослушателей, предлагая также программные услуги, которые обычно не предоставляются коммерческими вещателями.


Финансирование


Государства-участники обязуются поддерживать и, при необходимости, создать надежный и адекватный механизм финансирования, гарантирующий общественным вещателям средства, необходимые для выполнения стоящих перед ними задач. Существует ряд источников финансирования для поддержки и развития общественного вещания, такие как: абонентная плата, государственные субсидии, поступления от рекламы и спонсорства, доходы от продажи их аудиовизуальных произведений и соглашения о программах. В случае необходимости финансирование может быть также обеспечено путем предоставления платных тематических услуг в дополнение к базовым услугам.

Уровень абонентной платы или государственных субсидий должен быть определен на период времени, достаточный для того, чтобы общественные вещатели могли осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности.


Экономическая практика


Государства-участники должны стараться обеспечивать, чтобы экономические явления, такие как концентрация СМИ, осуществление исключительных прав и контроль за системами сбыта, такими как форма доступа при определенных условиях, не наносили ущерб жизненноважному вкладу общественных вещателей в плюрализм и право публики на получение информации.


Независимость и ответственность


Государства-участники обязуются гарантировать независимость общественных вещателей от всякого политическое и экономического вмешательства. В особенности повседневное руководство, а также редакторская ответственность за разработку программной сетки и содержание программ должны быть делом исключительно самих вещателей.

Независимость общественных вещателей должна быть гарантирована соответствующими структурами, такими как плюралистический внутренние советы, либо другими независимыми органами.

Контролирование и ответственность общественных вещателей, в особенности в том что касается выполнения их задач и использования их ресурсов, должны быть гарантированы адекватными средствами.

Общественные вещатели должны также быть прямо ответственными перед публикой. В этих целях общественные вещатели должны периодически публиковать информацию о своей деятельности и установить процедуру, позволяющую телезрителям и радиослушателям выражать свою точку зрения на то, как они выполняют свои задачи.


Средства трансляции


Государства-участники должны обеспечить, чтобы адекватные средства трансляции и, в случае надобности, ретрансляции были гарантированы общественным вещателям для выполнения ими своих задач.


Новые технологии коммуникации


Государства-участники должны иметь в виду, что новые технологии коммуникации вызывают глубокие перемены в секторе вещания, требующие от них формулирования ясных принципов, направленных на поддержку системы общественного вещания, способной развиваться в этом новом технологическом контексте.

Государства-участники должны поощрять общественных вещателей к тому, чтобы они способствовали развитию исследовательско-экспериментальной деятельности в области новых технологий коммуникации в тесном сотрудничестве с промышленностью и учитывая интересы потребителей.

Особое внимание должно быть уделено развитию возможностей, предоставляемых телекоммуникациями для внедрения цифрового вещания и новых услуг.

Общественные вещатели должны иметь возможность использовать новые технологии, необходимые для выполнения их задач. Государства-участники должны совместно с общественными вещателями регулярно рассматривать на европейском уровне воздействие технологических изменений на роль общественного вещания как на национальном, так и на транснациональном уровнях.


Сотрудничество и европейская солидарность


Имея в виду возможности, предоставляемые существующими европейскими структурами, государства-участники должны способствовать сотрудничеству между общественными вещателями, которые желают сотрудничать и создавать объединения в таких областях, как обмен и производство программ, технологические исследования и развитие многосторонних каналов общественного вещания.

Совет Европы должен внимательно следить за эволюцией многосторонних каналов общественного вещания и изучать, проблемы, которые могли бы возникнуть в этой связи.



Резолюция N 1 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации "Будущее общественного телерадиовещания" (Прага, 3 - 7 декабря 1994 г.)


Текст резолюции официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.