Гаагское соглашение об учреждении международного патентного бюро от 6 июня 1947 г. (пересмотренное в Гааге 16 февраля 1961 г.)

Гаагское соглашение
об учреждении международного патентного бюро от 6 июня 1947 г.
(пересмотренное в Гааге 16 февраля 1961 г.)


Договаривающиеся государства в соответствии с положениями статьи 15 Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной в Париже 20 марта 1883 г. и пересмотренной в последний раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.,

убежденные в целесообразности изменения определенных положений Соглашения об учреждении международного патентного бюро, подписанного в Гааге 6 июня 1947 г.,

назначили для этой цели уполномоченных, которые пришли к соглашению по следующим вопросам:


Статья 1


(1) Международному патентному бюро, именуемому Международным патентным институтом, созданному на основании Гаагского соглашения от 6 июня 1947 г., поручается составление обоснованных заключений о новизне изобретений, являющихся предметом патентных заявок или патентов, поступивших в органы национальной администрации страны-члена Соглашения или международной межправительственной организации, являющейся согласно статье 2 членом Института, или выданных этими органами.

По смыслу данного Соглашения не считаются патентными такие заявки, которые поступили в органы национальной администрации страны-члена Соглашения только для передачи администрации другого государства или международной межправительственной организации.

(2) Заключения по вопросам, не предусмотренным в абзаце (1) настоящей статьи, даются Институтом только в отношении изобретений, названных в упомянутом абзаце, и лишь с разрешения Административного Совета, образованного согласно статье 6.

(3) Помимо этого, Институт вправе производить исследования об уровне техники за счет любого заявителя.


Статья 2


Любая международная межправительственная организация, управомоченная выдавать патенты на изобретения и поручающая Институту в соответствии с положениями статьи 1 абзацами (1) или (2) составление обоснованных заключений, может заключить с Институтом договор при соблюдении условий, указанных в статье 9 абзаце (1), стать членом Института и приобрести права и обязанности, указанные в статьях 5, 6, 8, 12, 13, 14 и 17 настоящего Соглашения и статье 1 Протокола.

Этот Протокол составляет существенную часть настоящего Соглашения.


Статья 3


Обоснованное заключение, предусматриваемое в статье 1 абзацем (1), должно опираться на исследование, вид и объем которого определяются статьей 1 абзацами (1), (2) и (3) Протокола.


Статья 4


Государства-члены Соглашения обязуются предусмотреть в своем национальном законодательстве или в международных соглашениях, что все или часть патентных заявок или патентов, действующих на их территории, могут стать предметом экспертизы в соответствии со статьей 1 абзацем (1).


Статья 5


Институту для выполнения обязанностей по отношению к государствам-членам Соглашения или организациям-членам Института предоставлено право бесплатно получать все патентные описания и заявки, публикуемые администрациями упомянутых стран или указанными организациями.


Статья 6


(1) Институт возглавляется Административным Советом, состоящим из представителей государств-членов Соглашения и организаций-членов Института, по одному представителю от каждого государства или от каждой организации.

(2) Любое государство-член Соглашения вправе поручить представителю другого государства-члена Соглашения представлять его в Административном Совете. Однако никто из членов Административного Совета не имеет права представлять более двух государств.

(3) Административный Совет принимает Устав и ежегодно выбирает президента. Совет собирается по требованию президента, одной трети членов или - в особо срочных случаях - по требованию директора Института.


Статья 7


Административный Совет, помимо выполнения заданий, возложенных на него согласно другим положениям настоящего Соглашения, вырабатывает общие директивы, определяющие деятельность Института, руководит этой деятельностью и контролирует ее путем:

(1) издания распоряжений, необходимых для выполнения настоящего Соглашения и надзора за их выполнением;

(2) составления ежегодного бюджета, внесения в него в необходимых случаях изменений или дополнений, а также контроля за его выполнением;

(3) проверки и утверждения ежегодного финансового отчета и описи имущества;

(4) утверждения ежегодного отчета о деятельности Института;

(5) назначения директора и финансового контролера Института из числа граждан государств-членов Соглашения, определения их оклада и предоставляемых дополнительных льгот, а также осуществления дисциплинарной власти над ними;

(6) разработки необходимых общих директив для директора, а также различного рода указаний финансовому контролеру и надзора за их соблюдением;

(7) составления перечня руководящих должностей и назначения на эти должности лиц с учетом мнения директора, определения окладов и предоставляемых дополнительных льгот, а также осуществления дисциплинарной власти над этими лицами;

(8) издания инструкций для служащих;

(9) определения штатного расписания, сметы заработной платы служащих, а также видов дополнительных льгот и условий их предоставления;

(10) выдачи полномочий директору, представляющему Институт в соответствии с положением статьи 11.


Статья 8


(1) Голосование производится по каждому решению Административного Совета, которое подлежит утверждению путем голосования; при этом каждый представитель государства-члена Соглашения или организации-члена Института имеет один голос.

Однако представители государств-членов Соглашения или организаций-членов Института вправе по всем вопросам, касающимся обязательных ежегодных взносов этих государств и организаций, независимо от результатов голосования, имевшего место ранее, потребовать нового голосования, при котором число решающих голосов определяется в соответствии с положениями, указанными в абзацах (2), (3) и (4) настоящей статьи. Решение принимается по результатам нового голосования.

(2) При такого рода повторном голосовании представитель каждого государства-члена Соглашения или организации-члена Института имеет десять голосов плюс количество голосов, равное частному от деления определяемой в статье 13, абзаце (3) суммы ежегодного взноса этого государства или этой организации на расчетную единицу, указанную в третьей части этого абзаца.

Число голосов, подсчитанных указанным образом, округляют до следующего целого числа. Однако полное число голосов, на которое имеет право представитель государства-члена Соглашения или организации-члена Института, не должно превышать пятикратного количества голосов, на которые имеет право представитель любого другого государства или организации.

Расчетная единица равняется частному от деления суммы ежегодных взносов всех государств и организаций на число этих государств и организаций, умноженному на десять.

(3) Число голосов, на которые имеет право представитель государства-члена Соглашения или организации-члена Института, определяется до начала каждого года на основании взносов за предпоследний год.

(4) Для промежутка времени, следующего за присоединением государства или организации, в отношении которых нельзя применить положения абзаца (3), число голосов, которым должен располагать представитель этого государства или организации, определяется Административным Советом.


Статья 9


(1) По следующим вопросам решения Административного Совета принимаются большинством в две трети всех голосов, принадлежащих представителям государств-членов Соглашения и организаций-членов Института:

(а) заключение соглашений с государствами или международными межправительственными организациями, а также издание распоряжений или изменение таковых в связи с применением этих соглашений;

(b) издание и изменение распоряжений в связи с применением настоящего Соглашения, включая вопросы положения различных групп должностных лиц;

(с) составление заключений, названных в статье 1 абзаце (2);

(d) назначение директора;

(е) изменение финансового плана, предусмотренного в статье 13 абзаце (2);

(f) учреждение зарубежных служб, названных в статье 17.

(2) Прочие решения принимаются простым большинством всех голосов. При равенстве голосов, поданных "за" и "против", голосование повторяется. Повторное равенство голосов расценивается как отклонение резолюции.


Статья 10


Директор обязан управлять деятельностью Института в соответствии с положениями Протокола, распоряжениями Административного Совета и его общими директивами.


Статья 11


(1) Институт правоспособен. В каждом государстве-члене Соглашения ему принадлежит максимальный объем прав, предоставляемых юридическим лицам по национальному законодательству.

(2) Директор представляет Институт в пределах правомочий, указанных в Протоколе.


Статья 12


(1) Государства-члены Соглашения и организации-члены Института уплачивают вступительные взносы.

(2) Вступительный взнос государств определяется числом единиц класса, к которому они отнесены в соответствии со статьей 13 абзацами (8) и (9) Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной в Париже 20 марта 1883 г. и пересмотренной последний раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.

(3) Вступительный взнос организаций определяется соглашением, заключенным с Институтом согласно статье 2.


Статья 13


(1) Ежегодные расходы Института покрываются:

(а) ежегодными взносами государств-членов Соглашения и организаций-членов Института;

(b) доходами от выполнения работ, предусмотренных в статье 1 абзаце (3);

(с) всеми прочими доходами, главным образом поступлениями от имущества, принадлежащего Институту.

(2) Ежегодные расходы подразделяются на административные расходы и расходы, связанные с экспертизой.

Распределение производит Административный Совет простым большинством голосов, а в случаях изменения финансового плана - квалифицированным большинством в соответствии со статьей 9 абзацем (1).

Финансовый план устанавливается на основе доклада экспертов-бухгалтеров, назначенных Административным Советом.

Исходя из этого плана, Административный Совет определяет процент административных расходов. Этот процент устанавливается на каждые пять лет.

(3) Ежегодные взносы государств-членов Соглашения и организаций-членов Института возмещают долю ежегодных расходов, не покрываемую доходами и поступлениями, указанными в пунктах (b) и (с) настоящей статьи.

Сумма, покрывающая административные расходы, распределяется между государствами-членами Соглашения и организациями-членами Института согласно контрольной цифре, равной частному от деления количества патентных заявок, полученных в течение соответствующего финансового года, на тысячу и округленной до ближайшей более высокой единицы.

Сумма, покрывающая расходы на проведение экспертиз, распределяется пропорционально отношению числа, определенного согласно ст.14 Соглашения, к количеству экспертиз, запрашиваемых от Института в течение соответствующего финансового года.

(4) До начала финансового года Совет определяет предварительную сумму взносов на покрытие административных расходов, которую каждое государство-член Соглашения и каждая организация-член Института обязаны уплатить на протяжении финансового года, а также общую сумму сборов на текущий финансовый год по заявкам на составление заключений, указанных в статье 14.

Эти платежи являются авансом в счет погашения задолженности государств-членов Соглашения и организаций-членов Института по текущему финансовому году.

(5) Для определения вышеуказанных ежегодных взносов за составление заключений, названных в статье 1 абзаце (2) настоящего Соглашения и в статье 1 абзацах (2) и (3) Протокола, Совет устанавливает контрольные цифры, соответствующие трудоемкости работы по составлению подобных заключений в сравнении с трудоемкостью составления заключений по исследованиям, выполненным согласно статье 1 абзаца (1) Протокола.

(6) Совет определяет сумму оплаты работ, предусмотренных статьей 1 абзацем (3); она не должна быть меньше суммы всех административных расходов и расходов по составлению заключений, вызванных указанными работами.


Статья 14


(1) При определении части ежегодного вноса государства-члена Соглашения, предусмотренного статьей 13 абзаца (3) пунктом (3):

(а) учитывается количество обоснованных заключений, выполненных по просьбе национальной администрации государства или переданных ей;

(b) кроме того, может учитываться количество обоснованных заключений, предусмотренных в статье 1 абзаца (1) и (2) и выполненных по ходатайствам физических и юридических лиц, поданным с соблюдением правил, установленных соответствующим государством-членом, в случаях, когда Институт был предварительно уведомлен о возможности выполнения таких ходатайств.

(2) При определении указанной в статье 13, абзаце (3) пункте (3) части ежегодного взноса организации-члена института учитываются только те обоснованные заключения, которые были выполнены по просьбе этой организации.


Статья 15


(1) Институт может принимать участие в подготовке и осуществлении положений международных соглашений по охране промышленной собственности, касающихся его деятельности.

(2) Институт может быть представлен в организациях, созданных на основании этих соглашений.


Статья 16


(1) Местопребывание Института - Гаага.

(2) Институт находится под покровительством правительства Нидерландов.


Статья 17


(1) Если выполнение просьбы государства-члена Соглашения или организации - члена Института о выдаче заключений связано с проведением исследований на других языках, помимо немецкого, английского, французского и голландского, Институт вправе для выполнения такой задачи организовать зарубежные службы; возможные дополнительные расходы должны нести в этом случае соответствующее государство или организация.

(2) Такого рода право предоставлено Институту для удовлетворения особых нужд государств-членов Соглашения и организаций-членов Института.


Статья 18


(1) Настоящее Соглашение открыто для присоединения до 31 декабря 1961 г. всех государств-членов Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной в Париже 20 марта 1883 г. и пересмотренной в последний раз в Лиссабоне 31 октября 1958 г.

(2) Соглашение подлежит ратификации; ратификационные грамоты сдаются на хранение в Министерство иностранных дел Нидерландов.


Статья 19


(1) Настоящее Соглашение вступает в силу через месяц после депонирования ратификационных грамот всеми государствами, участвующими в Соглашении от 6 июня 1947 г.

(2) Для государств, подписавших настоящее Соглашение, но не участвующих в Соглашении от 6 июня 1947 г., настоящее Соглашение вступает в силу в момент, указанный в абзаце (1) настоящей статьи, если ратификационная грамота была депонирована раньше последней ратификационной грамоты, упомянутой в указанном абзаце, а если ратификационная грамота была депонирована позднее, то спустя месяц после депонирования этой грамоты.


Статья 20


(1) Каждое государство, которое не подписало настоящее Соглашение, но является членом Конвенции, указанной в статье 18, может присоединиться к настоящему Соглашению.

(2) Грамоты о присоединении депонируются в Министерство иностранных дел Нидерландов.

(3) Присоединение возможно только при вступлении в действие настоящего Соглашения. Если грамота о присоединении депонируется позже, то в случае, если в ней не названа более поздняя дата, присоединение вступает в силу спустя месяц с момента депонирования этой грамоты.


Статья 21


Каждое государство-член настоящего Соглашения может объявить об отказе участвовать в нем, направив письменное уведомление в Министерство иностранных дел Нидерландов. Объявление об отказе вступает в силу 31 декабря второго года, следующего за годом, в течение которого Министерство иностранных дел Нидерландов получило соответствующее уведомление.


Статья 22


(1) Настоящее Соглашение может периодически пересматриваться главным образом путем внесения изменений, направленных на улучшение работ Института и соответствующее расширение сферы его деятельности.

(2) В период между такими пересмотрами конференция представителей государств-членов Соглашения может вносить изменения в Протокол и Приложение к нему, которые вступают в силу немедленно, если конференция не установит более позднего срока. Такие изменения принимаются единогласным решением представленных государств.


Статья 23


Министерство иностранных дел Нидерландов доводит до сведения государств, подписавших Соглашение или присоединившихся к нему, о следующем:

(1) подписании и депонировании ратификационных грамот;

(2) депонировании грамот о присоединении и моменте вступления присоединения в силу;

(3) сроке вступления в силу настоящего Соглашения в соответствии со статьей 19;

(4) объявлениях об отказе, упомянутых в статье 21, и о сроке получения ими законной силы;

(5) официальном тексте изменений Протокола и Приложений к нему, принятых при соблюдении требований, указанных в статье 22 абзаце (2).

Совершено в Гааге, 16 февраля 1961 г. на французском языке в единственном экземпляре, который депонирован в архив правительства Нидерландов. Последнее передаст дипломатическим путем заверенную копию этого экземпляра правительствам всех стран, подписавших Соглашение или присоединившихся к нему.


Протокол


Статья 1


(1) При исследованиях, проводимых в соответствии со статьей 3 Соглашения, публикации, указанные в Приложении к этому Протоколу, рассматриваются как минимум того, что следует принять во внимание. Учитываются публикации о сущности изобретений, относящихся к группам классификации, принятой Институтом, а также публикации в родственных отраслях.

(2) Любое государство-член Соглашения и любая организация-член Института имеют право потребовать заключения, составленного на основе более узкого исследования по сравнению с изложенным в абзаце (1) этой статьи.

Это право не может быть использовано в отношении патентных заявок или патентов, которые ввиду заявления об истребовании приоритета касаются другой патентной заявки или патента ранее уже бывших предметом заключений, составленных в соответствии с положениями абзаца (1) настоящей статьи, если только Административный Совет не примет единогласно противоположного решения.

(3) С согласия Совета любое государство-член Соглашения или любая организация-член Института могут получить заключение, выполненное на более широкой основе, чем это предусмотрено абзацем (1) настоящей статьи.


Статья 2


В пределах компетенции, установленной в статье 10 настоящего Соглашения, директор управомочен:

(1) подготавливать и исполнять бюджет;

(2) представлять Административному Совету ежегодный финансовый отчет и опись имущества;

(3) приглашать и назначать служащих, за исключением лиц, указанных в статье 7 абзацах (5) и (7) Соглашения;

(4) решать вопросы о продвижении по службе назначенных им должностных лиц и осуществлять по отношению к ним дисциплинарную власть;

(5) представлять ежегодно Совету отчет о деятельности Института;

(6) принимать участие в совещаниях Административного Совета, за исключением случаев, предусмотренных в статье 7 пункте (5) Соглашения, и случаев, когда эти совещания касаются исключительно членов Административного Совета.


Статья 3


Представительство законных интересов Института осуществляется на основании предъявления доверенности, скрепленной подписью президента Административного Совета, в случаях:

(1) участия в судебном производстве, поскольку предметом его не являются меры обеспечения;

(2) заключения сделок, касающихся приобретения или продажи обремененной или застроенной земельной собственности;

(3) заключения всех иных сделок, сумма которых превышает стоимость двадцати килограммов чистого золота.


Статья 4


При продолжительном отсутствии директора или вакантности этой должности полномочия, указанные в статье 10 Соглашения и в статье 2 настоящего Протокола, осуществляются должностным лицом, назначенным для этой цели Административным Советом.


Приложения к протоколу


Перечень публикаций, названных в статье 1 абзаце (1) Протокола,

обязательных для использования Международным патентным бюро


А. Патентные описания

1. Германские патентные описания, с 1877 г.

2. Американские патентные описания (США), с 1921 г.

3. Бельгийские патентные описания, с 1926 г.

4. Британские патентные описания, с 1909 г.

5. Французские патентные описания, с 1902 г.

6. Люксембургские патентные описания, с 1947 г.

7. Нидерландские патентные описания, c 1912 г.

8. Швейцарские патентные описания, с 1940 г.


В. Опубликованные патентные заявки

1. Германские патентные заявки, с 1957 г.

2. Нидерландские патентные заявки, с 1912 г.

3. Швейцарские патентные заявки, с 1961 г.


С. Технические журналы и книги.

Важнейшие отобранные технические журналы и книги на немецком, английском, французском или голландском языках.

Все материалы, указанные в разделах А, В и С и необходимые для исследования новизны, постоянно пополняются.



Гаагское соглашение об учреждении международного патентного бюро от 6 июня 1947 г. (пересмотренное в Гааге 16 февраля 1961 г.)


Текст Соглашения опубликован в сборнике Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР "Международные соглашения по охране промышленной собственности", М., 1968 г. (Источник: "Transpatent" N 170-2004-501-505, N 6, апрель 1962)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение