Устав Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (Рио-де-Жанейро, 23 - 26 ноября 1987 г.) (в ред. 1991 г.)

Устав
Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
(Рио-де-Жанейро, 23 - 26 ноября 1987 г.)
(в редакции 1991 г.)


Пересмотрен и принят VI сессией Генеральной ассамблеи Федерации в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 23 - 26 ноября 1987 года. Поправки внесены VIII сессией Генеральной ассамблеи в Будапеште (Венгрия), 25 - 28 ноября 1991 года.


Преамбула


Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца - члены Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - подтверждают свою приверженность следующим Основополагающим принципам Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца:


Гуманность


Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.


Беспристрастность


Движение не проводит никакой дискриминации по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.


Нейтральность


Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.


Независимость


Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.


Добровольность


В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.


Единство


В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.


Универсальность


Движение является всемирным. Все Национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.


Девизы


Федерация помнит, что девизы "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани") и "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру") выражают идеалы Движения.


Раздел I. Общие положения


Статья 1


1. В Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемую "Федерация") входят Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемые "Национальные общества"). Она действует на основании своего Устава и обладает всеми правами и обязанностями корпоративной организации, являющейся юридическим лицом.

2. Федерация является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемого "Движение").

3. Штаб-квартира Федерации находится в Женеве.

4. Когда в настоящем Уставе употребляется термины "Национальное общество", имеются в виду Национальные общества, признанные в соответствии с Уставом Движения.


Раздел II. Общая цель и функции Федерации


Статья 2. Общая цель


1. Общая цель Федерации - неизменно стимулировать, поддерживать и облегчать все формы гуманитарной деятельности Национальных обществ и всячески им способствовать, с тем чтобы предотвращать и облегчать страдания людей, внося таким образом вклад в дело поддержания и упрочения мира во всем мире.


Статья 3. Функции


1. Для достижения общей цели, определенной в статье 2 настоящего Устава и в соответствии с Основополагающими принципами Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемыми "Основополагающие принципы"), Устава Движения и резолюций Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца (далее именуемой "Международная конференция"), Федерация осуществляет inter alia следующие функции:

а) действует в качестве постоянного органа связи, координации и обучения для Национальных обществ и оказывает помощь, которую они запрашивают;

б) содействует созданию и развитию в каждой стране независимого и надлежащим образом признанного Национального общества;

в) всеми имеющимися средствами оказывает помощь всем жертвам стихийных бедствий и катастроф;

г) помогает Национальным обществам подготовиться к возможным бедствиям, оказывает содействие в организации их деятельности по оказанию помощи и в проведении самих операций по оказанию помощи;

д) организует и координирует международные операции по оказанию помощи в соответствии с Принципами и правилами проведения операций Красным Крестом и Красным Полумесяцем по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, принятыми международной конференцией, и руководит ими;

е) поощряет и координирует участие Национальных обществ в деятельности, направленной на охрану здоровья населения и совершенствование социального обеспечения в сотрудничестве с соответствующими национальными властями;

ж) поощряет и координирует обмен мнениями между Национальными обществами по вопросам воспитания детей и юношества в духе гуманизма и развития дружеских отношений между молодежью всех стран;

з) помогает Национальным обществам привлекать в свои ряды новых членов и прививать им принципы и идеалы Движения;

и) оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов в соответствии с соглашениями, заключенными с Международным Комитетом Красного Креста (далее именуемым "МККК");

к) оказывает содействие МККК в работе по укреплению и развитию международного гуманитарного права и сотрудничает с ним в распространении знаний этого права и Основополагающих принципов среди Национальных обществ;

л) официально представляет общества-члены на международном уровне, в том числе по вопросам, касающимся решений и рекомендаций, принятых Генеральной ассамблеей Федерации (далее именуемой "Ассамблея"), следит за тем, чтобы общества соответствовали предъявляемым к ним требованиям и защищает их интересы;

м) осуществляет полномочия, возложенные на нее Международной конференцией.

2. В каждой стране Федерация действует через Национальное общество или по соглашению с ним и в соответствии с законами этой страны.

3. Если какой-либо внутренний или внешний орган власти в какой-либо ситуации вмешивается в деятельность общества-члена, осуществляемую в соответствии с Основополагающими принципами, или если этот орган власти наносит или пытается нанести ущерб обществу или использует его для целей либо деятельности, не соответствующей Основополагающим принципам, Ассамблея, или, в случае чрезвычайной ситуации, Исполнительный Совет Федерации (далее именуемый "Совет") рассматривают соответствующие обстоятельства и принимают необходимые меры, в том числе, в качестве последнего средства - обращается к общественному мнению.


Раздел III. Члены Федерации


Статья 4. Определение Национальных обществ


Членами Федерации являются Национальные общества, принятые в нее в соответствии со статьей 6. Они являются основными организационными единицами Движения и составляют его жизненную силу, осуществляя свою гуманитарную деятельность в соответствии со своими Уставами и национальным законодательством, а также с Уставом Движения и Основополагающими принципами.


Статья 5. Права и обязанности


Права


1. Национальное общество - член Федерации имеет inter alia следующие права:

а) быть представленным на Ассамблее и принимать участие в ее работе;

б) избираться во все другие официальные органы Федерации;

в) просить Федерацию обеспечить его представительство в других международных организациях;

г) представлять по собственной инициативе, от своего имени или от имени группы Национальных обществ-членов, предложения Ассамблее и другим органам Федерации;

д) поддерживать прямую связь с Федерацией.


Обязанности


2. Национальное общество - член Федерации обязано inter alia:

а) поддерживать Федерацию в ее усилиях по достижению общей цели и действовать в соответствии с решениями, принятыми Ассамблеей и Советом;

б) обеспечивать строгое соблюдение Основополагающих принципов в своей деятельности и следить за тем, чтобы ни один из подчиненных ему органов не нарушал эти принципы;

в) переводить сумму ежегодного взноса, утвержденного Ассамблеей, в Федерацию;

г) информировать Генерального секретаря Федерации о предложенных поправках к их Уставу, сообщать ему состав своих основных органов.


Статья 6. Прием в члены


Условия приема


1. Каждое признанное Национальное общество, желающее стать членом Федерации, обращается к Президенту Федерации (далее именуемому "Президент") и берет на себя обязательство соблюдать положения настоящего Устава.

2. Прием Национального общества в Федерацию осуществляется решением Ассамблеи.


Предварительное принятие


3. Каждое Национальное общество, обратившееся с просьбой о принятии, может быть предварительно принято Советом до следующей сессии Ассамблеи.

4. Национальное общество, принятое в Федерацию предварительно, может принимать участие в работе Федерации, но не имеет права голоса и не может быть избрано ни на какой официальный пост в Федерации.


Статья 7. Прекращение и приостановление членства в Федерации


Прекращение членства


1. Общество-член прекращает быть членом Федерации:

а) когда оно выходит из Федерации;

б) когда оно прекращает свою деятельность.


Выход


2. Любое общество-член может выйти из Федерации, если оно уведомит об этом Президента Федерации за шесть месяцев до выхода.


Приостановление членства


3. Ассамблея может принять решение о приостановлении членства любого Национального общества в Федерации:

а) если общество больше не удовлетворяет всем условиям признания, предусмотренным настоящим Уставом, в особенности если в результате изменения его Устава последний не соответствует более Основополагающим принципам;

б) если общество по своей инициативе либо под давлением правительства своей страны нарушает какой-либо из Основополагающих принципов;

в) если общество использует свою связь с Федерацией в целях, не соответствующих одному из Основополагающих принципов;

г) когда его действия противоречат общей цели Федерации и общество систематически отказывается выполнять решения Ассамблеи.

4. Ассамблея не принимает решения о приостановлении членства общества в Федерации, пока она не рассмотрит рекомендаций Совета по этому вопросу.

Прежде чем представить такие рекомендации, Совет должен предварительно направить соответствующему Национальному обществу два письменных предупреждения в течение 12 месяцев, предшествующих сессии Совета.

Общество-член имеет право на то, чтобы Ассамблея заслушала его выступление в свою защиту.

5. Решение Ассамблеи о приостановлении членства в Федерации принимается большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов при условии, что количество обществ-членов, голосующих за приостановление членства, составляет не менее половины плюс один общего числа членов Федерации.


Последствия приостановления членства


6. Общество, членство которого приостановлено, немедленно утрачивает свои права члена Федерации.

Общество-член Федерации, или отдельный член общества, членство которого в Федерации было приостановлено и которое или который является членом Совета или иного органа Федерации, утрачивает право выполнять любые официальные функции или быть избранным в любой такой орган.

Ассамблея немедленно заменяет общество, членство которого приостановлено, либо члена этого общества на этой же сессии.

Приостановление членства лишает общество права предъявлять какие-либо претензии на активы Федерации.


Восстановление


7. Общество-член, членство которого было приостановлено, может быть восстановлено в Федерации Ассамблеей по рекомендации Совета, указывающей, что причины приостановления членства более не существуют.


Раздел IV. Коллективные уставные органы Федерации


Генеральная ассамблея


Статья 8. Определение


1. Генеральная ассамблея является высшим органом Федерации.


Статья 9. Состав


1. Ассамблея состоит из делегатов Национальных обществ - членов Федерации.

2. Вице-президенты Федерации имеют право принимать участие в сессиях Ассамблеи в личном качестве без права голоса.


Статья 10. Функции


1. Ассамблея выполняет inter alia следующие функции:

а) определяет общую политику Федерации;

б) принимает решения по приему Национальных обществ в члены Федерации и по приостановлению членства в Федерации;

в) избирает Президента Федерации;

г) избирает восемь обществ-членов, каждое из которых имеет право назначить вице-президента;

д) избирает 16 обществ-членов членами Совета;

е) назначает генерального секретаря Федерации;

ж) назначает генерального казначея Федерации;

з) избирает представителей Федерации в учреждения и органы Движения;

и) создает все органы, необходимые для деятельности Федерации;

к) изучает и одобряет планы и бюджеты Федерации, изучает и одобряет финансовые отчеты Федерации;

л) утверждает шкалу взносов обществ-членов;

м) разрабатывает правила и положения, необходимые для выполнения данного Устава;

н) вносит поправки в Устав и Правила процедуры;

о) принимает решения по отчетам Совета и всех органов, созданных Ассамблеей;

п) принимает решения по предложениям, внесенным обществами-членами, Советом и всеми органами, созданными Ассамблеей;

р) ратифицирует соглашения, заключенные с МККК и другими международными организациями или учреждениями;

с) принимает решения о переводе штаб-квартиры Федерации при кворуме в две трети от числа обществ - членов Федерации и большинством в три четверти голосов присутствующих и голосующих обществ-членов.

2. Ассамблея не может передать другому органу Федерации полномочия, определенные в пункте 1 данной статьи.

3. Ассамблея не имеет права принимать решения, связанные с расходами, до тех пор, пока генеральный секретарь не представит ей доклад относительно административных и финансовых последствий любого такого предложения. Если эти расходы не могут быть покрыты за счет бюджета, никаких обязательств в этом отношении не будет принято до тех пор, пока Ассамблея не примет необходимых мер по получению требуемых дополнительных средств.


Статья 11. Процедура


Очередные сессии


1. Ассамблея собирается на очередную сессию не реже одного раза в два года. Такие заседания обычно проводятся в штаб-квартире Федерации, либо в другом месте по приглашению общества-члена. Если такое приглашение принимается, Ассамблея устанавливает место и срок проведения сессии.

2. Сессия Ассамблеи проводится в том же месте, что и Международная конференция, если она созывается, и до ее открытия.


Изменение места проведения сессии


3. В исключительных обстоятельствах генеральный секретарь по согласованию с Президентом и с большинством обществ - членов Совета может изменить место и, если необходимо, срок проведения сессии Ассамблеи и должен сообщить об этих изменениях обществам - членам Федерации.


Чрезвычайные сессии


4. Чрезвычайная сессия Ассамблеи проводится до любой чрезвычайной сессии Международной конференции.

5. Чрезвычайные сессии Ассамблеи проводятся также по инициативе Президента или по инициативе не менее одной четверти общего числа обществ-членов.


Порядок голосования


6. Каждое общество-член, представленное на Ассамблее, имеет один голос.


Кворум


7. За исключением случаев, предусмотренных в статье 10, пункт 1с, статьях 36 и статье 38, пункты 1 и 2, настоящего Устава, решения Ассамблеи имеют силу только при наличии кворума, для которого необходимо присутствие не менее половины обществ - членов Федерации на обычной либо чрезвычайной сессии.

8. Если на обычной или чрезвычайной сессии присутствуют менее половины обществ-членов то по истечении по меньшей мере 24 часов созывается новая сессия Ассамблеи; ее решения будут правомочны независимо от количества присутствующих членов.

Если предварительная повестка дня включает важные вопросы, определенные в пункте 10 настоящей статьи, указанная вторая сессия проводится не ранее, чем через 45 и не позднее, чем через 90 дней после предшествующей ей сессии.


Большинство, необходимое для принятия решений


9. За исключением случаев, предусмотренных для важных вопросов и в статье 7, пункт 5; статье 10, пункт 1с; статье 22, пункт 4; статье 36 и статье 38, пункты 1 и 2, решения Ассамблеи принимаются простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ-членов. Указанного простого большинства также достаточно для того, чтобы отнести новый вопрос к разряду важных.


Большинство, необходимое для принятия решений по важным вопросам


10. Решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих обществ-членов.


Важные вопросы


11. Важными вопросами считаются прием Национального общества в члены Федерации, голосование по бюджету, а также любой другой вопрос, который Ассамблея сочтет важным.


Значение термина "присутствующие и голосующие общества-члены"


12. В контексте данного Устава термин "присутствующие и голосующие общества-члены" означает общества-члены, присутствующие и голосующие "за" или "против". Общества, воздержавшиеся при голосовании, считаются не голосовавшими.


Исполнительный совет


Статья 12. Определение


1. Исполнительный совет является органом, действующим между заседаниями Генеральной ассамблеи в качестве консультативного органа при Президенте и обеспечивающим помощь и поддержку генеральному секретарю в толковании и выполнении решений Ассамблеи.


Статья 13. Состав


1. Совет состоит из:

а) Президента Федерации,

б) восьми вице-президентов,

в) вице-президента ex officio, то есть президента общества - члена страны, в которой находится штаб-квартира Федерации,

г) шестнадцати обществ-членов.

2. Шестнадцать обществ-членов, упомянутых в пункте 1г, избираются на срок четыре года простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ-членов. Должен соблюдаться принцип географического представительства, как указано в Правилах процедуры.

3. Любое общество-член, избранное в соответствии с пунктом 2 данной статьи или в соответствии со статьей 23, и представленное в Совете в течение двух следующих один за другим четырехлетних сроков, не может вновь баллотироваться, пока не истечет еще один четырехлетний срок.

4. Каждое общество-член, избранное членом Совета, назначает в качестве своего представителя в Совете на весь срок своих полномочий, если это возможно, одного человека.

5. Кандидатура общества-члена не может быть выдвинута в состав Совета, если Президент Федерации является его членом.

6. Генеральный секретарь и генеральный казначей Федерации участвуют в заседаниях Совета в качестве консультантов.


Статья 14. Функции


Определения


1. Совет выполняет следующие функции:

а) следит за выполнением решений и рекомендаций Ассамблеи и содействует их реализации;

б) осуществляет под руководством Ассамблеи полномочия, возложенные на Федерацию Международной конференцией;

в) готовит повестку дня сессий Ассамблеи;

г) представляет предложения и рекомендации Ассамблеи по ее запросу или по собственной инициативе;

д) изучает любые вопросы, относящиеся к выполнению функций Федерации и представляет Ассамблее соответствующие мнения и предложения;

е) выбирает и рекомендует Ассамблее кандидата для назначения на пост генерального секретаря Федерации;

ж) представляет Ассамблее для назначения на пост генерального казначея имя отобранного кандидата;

з) создает временные вспомогательные органы - группы экспертов или другие рабочие группы - и назначает членов в эти органы;

и) выполняет любые другие функции, переданные ему настоящим Уставом и Ассамблеей;

к) отчитывается перед Ассамблеей о выполнении своих функций;

л) рассматривает отчет, представленный генеральным секретарем;

м) предварительно принимает Национальные общества в члены Федерации;

н) одобряет кандидатуры для назначения на должности заместителя и помощников генерального секретаря, предложенные генеральным секретарем;

о) одобряет общую структуру Секретариата Федерации (далее именуемого "Секретариат"), предложенную генеральным секретарем.

2. В период между сессиями Ассамблеи или в случае, если Ассамблея не имеет возможности собраться и не может быть созванной по какой бы то ни было причине, Совет имеет право принять меры, которые он сочтет нужными, для решения вопросов, связанных с чрезвычайной ситуацией для Федерации или обществ-членов. Решения Совета, принятые таким образом представляются на одобрение Ассамблеи на ее очередной сессии. Такие чрезвычайные права Совета не относятся к полномочиям, перечисленным в статье 10, пункт 1.

3. Совет не может принимать решения, связанные с расходами, не включенными в бюджет до тех пор, пока генеральный секретарь и Финансовая комиссия не представят ему доклада относительно административных и финансовых последствий любого такого предложения. Если эти расходы не могут быть покрыты за счет бюджета, никаких обязательств в этом отношении не может быть принято до тех пор, пока Ассамблея не примет мер по получению необходимых средств.


Статья 15. Процедура


1. Совет собирается на очередные сессии, созываемые Президентом Федерации, два раза в год. Помимо этого, Президент созывает Совет по собственной инициативе или по просьбе большинства его членов, а также может делать это по просьбе генерального секретаря Федерации.

2. Решения Совета имеют силу только при наличии кворума, для которого необходимо присутствие не менее половины его членов, и принимаются простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ-членов. В случае равного числа голосов, поданных "за" и "против", Президент имеет решающий голос.

3. Президент может, если сочтет нужным, пригласить председателей уставных комиссий или любых других лиц, присутствие которых может быть полезным для дискуссии, на заседания Совета в качестве наблюдателей.


Комиссии Ассамблеи


Статья 16. Определения


Уставные комиссии


1. Комиссии, созданные в соответствии с настоящим Уставом, - Финансовая комиссия, Комиссия по делам молодежи, Комиссия по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, Комиссия по развитию, Комиссия по здравоохранению и социальной работе. Никакое общество не может быть избрано в состав более чем одной комиссии.


Другие комиссии


2. Ассамблея может создавать любые другие комиссии, которые она сочтет необходимыми. Состав, функции и порядок работы этих органов определяются Правилами процедуры.


Координация


3. Председатели комиссий, созданных в соответствии со статьями 17 - 21 настоящего Устава, собираются на совещание с генеральным секретарем, как предусмотрено Правилами процедуры, для координации работы комиссий, особенно в отношении подготовки программ для включения в план и бюджет.


Статья 17. Финансовая комиссия


Состав


1. Финансовая комиссия состоит из 13 членов: председателя комиссии, 11 членов, избранных в личном качестве Ассамблеей, и генерального казначея Федерации ex officio.

2. Срок полномочий членов Финансовой комиссии - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.


Функции


3. Финансовая комиссия выполняет следующие функции:

а) дает рекомендации по всем финансовым вопросам, касающимся Федерации;

б) высказывает суждение относительно финансового отчета и бюджета, подготовленных Генеральным секретарем;

в) выносит суждение относительно распоряжения имеющимися в наличии финансовыми средствами и их инвестирования, представляет рекомендации Ассамблее и Совету по любым мерам финансового характера, которые она считает необходимыми;

г) периодически пересматривает формулу, устанавливающую финансовое участие обществ-членов в Федерации, и каждые два года устанавливает квоту каждого общества с обязательным утверждением ее Ассамблеей;

д) устанавливает квоты Национальных обществ, обратившихся с просьбой о приеме в члены Федерации, до рассмотрения этой просьбы Ассамблеей;

е) рассматривает обращения обществ-членов в соответствии со статьей 27, пункты 3 и 4; следит за своевременностью платежей уставных взносов обществами-членами и сообщает Совету и Ассамблее свое мнение относительно необходимости объявить то или иное общество невыполняющим свои обязательства в соответствии со статьей 27, пункт 8;

ж) помогает Совету в реализации решений Ассамблеи по вопросам управления финансами Федерации;

з) отчитывается о своей работе на каждой сессии Ассамблеи и Совета.


Процедура


4. Процедура работы Финансовой комиссии устанавливается в Правилах процедуры Федерации.


Статья 18. Комиссия по делам молодежи


Состав


1. Комиссия по делам молодежи состоит из 13 членов: председателя комиссии и 12 членов, избранных Ассамблеей по предложению Исполнительного совета и на основе справедливого географического представительства, при котором равно представлены четыре региона, как установлено в Правилах процедуры.

Каждое общество-член, избранное членом комиссии, назначает, если это возможно, одно и то же лицо в качестве своего представителя в комиссии на весь срок ее полномочий.

2. Срок полномочий членов Комиссии по делам молодежи - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.


Функции


3. Комиссия по делам молодежи выполняет следующие функции:

а) дает рекомендации по всем вопросам, относящимся к молодежной политике Федерации;

б) выносит суждения относительно планов и программ, направленных на выполнение положений статьи 3, пункты 1ж и , настоящего Устава;

в) отчитывается о своей работе на каждой сессии Ассамблеи.


Процедура


4. Процедура работы Комиссии по делам молодежи определяется в Правилах процедуры Федерации.


Статья 19. Комиссия по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах


Состав


1. Комиссия по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах состоит из 13 членов: председателя Комиссии и 12 членов, избранных Ассамблеей по предложению Исполнительного совета и на основе справедливого географического представительтсва, при котором равно представлены четыре региона, как установлено в Правилах процедуры.

Каждое общество-член, избранное членом Комиссии, назначает, если это возможно, одно и то же лицо в качестве своего представителя в комиссии на весь срок ее полномочий.

2. Срок полномочий членов Комиссии по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.


Функции


3. Комиссия по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах осуществляет следующие функции:

а) дает рекомендации по всем вопросам, относящимся к политике Федерации в области оказания помощи при бедствиях катастрофах;

б) высказывает суждения относительно планов и программ, направленных на выполнение положений статьи 3, пункты 1в, , , и , настоящего Устава;

в) отчитывается о своей работе на каждой сессии Ассамблеи.


Процедура


4. Процедура работы Комиссии по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах определяется в Правилах процедуры Федерации.


Статья 20. Комиссия по развитию


Состав


1. Комиссия по развитию состоит из 13 членов: председателя Комиссии и 12 членов, избранных Ассамблеей по предложению Исполнительного совета и на основе справедливого географического представительства, при котором равно представлены четыре региона, как установлено в Правилах процедуры.

Каждое общество-член, избранное членом комиссии, назначает, если это возможно, одно и то же лицо в качестве своего представителя в Комиссии на весь срок ее полномочий.

2. Срок полномочий членов Комиссии по развитию - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.


Функции


3. Комиссия по развитию выполняет следующие функции:

а) дает рекомендации по всем вопросам, относящимся к политике Федерации в области развития;

б) выносит суждения относительно планов и программ, направленных на выполнение положений статьи 3, пункт 1б, настоящего Устава;

в) отчитывается о своей работе на каждой сессии Ассамблеи.


Процедура


4. Процедура работы Комиссии по развитию определяется в Правилах процедуры Федерации.


Статья 21. Комиссия по здравоохранению и социальной работе


Состав


1. Комиссия по здравоохранению и социальной работе состоит из 13 членов: председателя Комиссии и 12 членов, избранных Ассамблеей по предложению Исполнительного совета и на основе справедливого географического представительства, при котором равно представлены четыре региона, как установлено в Правилах процедуры.

Каждое общество-член, избранное членом комиссии, назначает, если это возможно одно и то же лицо в качестве своего представителя в Комиссии на весь срок ее полномочий.

2. Срок полномочий членов Комиссии по здравоохранению и социальной работе - четыре года; они могут переизбираться на новый срок.


Функции


3. Комиссия по здравоохранению и социальной работе выполняет следующие функции:

а) дает рекомендации по всем вопросам, относящимся к политике Федерации в области здравоохранения и социальной работы;

б) выносит суждения относительно планов и программ, направленных на выполнение положений статьи 3, пункт 1е, настоящего Устава;

в) отчитывается о своей работе на каждой сессии Ассамблеи.


Процедура


4. Процедура работы Комиссии по здравоохранению и социальной работе определяется в Правилах процедуры Федерации.


Раздел V. Индивидуальные уставные должности Федерации


Статья 22. Президент Федерации


Функции


1. Президент Федерации является высшим должностным лицом Федерации. Он ответствен перед Ассамблеей за то, что деятельность Федерации отвечает поставленной общей цели и организация выполняет свои функции, как они определены в положениях статей 2 и 3 настоящего Устава. Управляя делами Федерации в соответствии с решениями Ассамблеи и обеспечивая ее нормальное функционирование, он действует под руководством Ассамблеи и Совета; при необходимости, он может давать рекомендации генеральному секретарю по выполнению указанных решений.

2. Президент:

а) созывает сессии Ассамблеи и Совета и председательствует на них;

б) представляет Ассамблее обзор положения дел в Федерации;

в) координирует работу органов Федерации;

г) представляет Федерацию в отношениях с другими составными частями Движения и с международными организациями и учреждениями;

д) выполняет любые другие функции, порученные ему Ассамблеей или Советом.


Делегирование функций


3. Президент может поручить выполнение части своих функций одному из вице-президентов или генеральному секретарю Федерации.


Избрание


4. Президент избирается Ассамблеей на четырехлетний срок абсолютным большинством голосов присутствующих и голосующих обществ-членов. Он может находиться на этом посту только в течение двух следующих друг за другом полных сроков полномочий.

5. Президент может поручать одному из вице-президентов заменять его во время одного заседания или части заседания.


Вакансия на должность Президента


6. В случае если должность Президента окажется вакантной, Совет на своей очередной сессии назначает одного из вице-президентов для исполнения функций Президента до очередной сессии Ассамблеи. На этой сессии Ассамблея избирает Президента на вакантный пост на оставшийся период текущего срока полномочий. До назначения Советом одного из вице-президентов исполняющим обязанности Президента эти функции выполняет вице-президент ex-officio.

7. Если Президент не может выполнять свои функции или назначить заместителя, Совет или Ассамблея (в зависимости от того, какой из этих органов заседает в этот момент) назначает одного из вице-президентов заместителем Президента.


Статья 23. Вице-президенты


1. Ассамблея, в соответствии с процедурой голосования, предусмотренной в статье 11 настоящего Устава и соблюдая принцип географического представительства, как установлено в Правилах процедуры, избирает простым большинством голосов присутствующих и голосующих обществ-членов восемь обществ-членов для того, чтобы каждое из них назначило одного из членов своего общества на пост вице-президента Федерации на четырехлетний срок. Никакое общество не может переизбираться более чем на два следующих один за другим срока.

2. В дополнение к этому Президент общества страны, в которой находится штаб-квартира Федерации, является вице-президентом Федерации ex-officio.

3. Если кто-либо из вице-президентов Федерации, назначенных Ассамблеей, не сможет выполнять свои функции, соответствующее общество-член назначает другое лицо на этот пост до конца срока полномочий.


Статья 24. Генеральный казначей Федерации


Назначение


1. Генеральный казначей Федерации назначается Ассамблеей сроком на четыре года по предложению Совета. Срок его полномочий может возобновляться.


Функции


2. Генеральный казначей консультирует Президента и генерального секретаря по всем финансовым вопросам.

3. Генеральный казначей имеет право получать от генерального секретаря Федерации всю информацию и документы финансового и бюджетного характера.

4. Генеральный казначей принимает участие в заседаниях Ассамблеи и Совета в качестве консультанта. Он является членом Финансовой комиссии ex officio.


Статья 25. Генеральный секретарь Федерации


Назначение


1. Генеральный секретарь Федерации назначается Ассамблеей по предложению Совета и в соответствии с условиями, предварительно определенными Ассамблеей. Контракт между Федерацией и генеральным секретарем составляется Советом согласно соответствующим положениям Правил процедуры.

2. Генеральный секретарь является должностным лицом Федерации с наивысшими исполнительными полномочиями.


Функции


3. Генеральный секретарь, осуществляющий свои функции под руководством Ассамблеи, Совета и Президента:

а) выполняет решения Ассамблеи и осуществляет полномочия, возложенные на него Советом или другими органами Федерации;

б) руководит работой Секретариата и отвечает за выполнение возложенной на него работы;

в) организует различные службы Секретариата в соответствии с решениями Ассамблеи и Совета, назначает сотрудников Секретариата, учитывая принцип географического представительства, когда он не противоречит принципу подбора квалифицированных сотрудников, и, если это необходимо, прекращает трудовые отношения с этими сотрудниками. Назначение на должности заместителя генерального секретаря и помощников генерального секретаря осуществляется генеральным секретарем после одобрения Советом выбранных им кандидатур;

г) в отсутствие Президента представляет Федерацию в отношениях с другими составными частями Движения, с международными организациями и учреждениями;

д) является полномочным представителем Федерации в отношениях с третьими сторонами и в суде по всем сделкам, включая нотариально оформленные сделки, относящиеся к приобретению, распределению и расходованию средств Федерации;

е) руководит операциями по оказанию помощи и другими действиями, решение о проведении которых принимает Ассамблея или Совет. В исключительных ситуациях и ситуациях, требующих срочных действий, генеральный секретарь принимает все необходимые меры;

ж) имеет полномочия устанавливать отношения с теми Национальными обществами или организациями, которые признаны в качестве вспомогательных органов государственной власти и которые признают Основополагающие принципы, даже если они и не являются составными частями Движения или членами Федерации;

з) выполняет любые другие обязанности, возложенные на него Советом или Президентом;

и) отчитывается о деятельности Федерации перед Ассамблеей и Советом;

к) выполняя свои функции, генеральный секретарь постоянно передает всю необходимую информацию Президенту Федерации.

4. Генеральный секретарь является ex officio секретарем Ассамблеи и Совета, а также, если иное не предусмотрено Уставом, секретарем всех вспомогательных органов, созданных Ассамблеей и Советом. Генеральный секретарь может передавать эти функции другим должностным лицам Секретариата.

5. Генеральный секретарь разрабатывает структуру Секретариата, общая схема которой должна получить одобрение Совета.

Секретариат помогает генеральному секретарю в выполнении его административных задач.


Раздел VI. Финансы Федерации


Статья 26. Финансы и собственность


Гражданская ответственность


1. Только Федерация отвечает за совершаемые ею сделки и по своим обязательствам. Национальные общества не отвечают по обязательствам Федерации.


Средства и собственность


2. Постоянные средства Федерации складываются из взносов обществ-членов и дохода от капиталовложений.

3. В пределах, ообусловливаемых ее общей целью и функциями, Федерация может приобретать, передавать или продавать любую собственность, а также владеть и распоряжаться ею по своему усмотрению. Она может принимать от обществ-членов, частных лиц, правительств и других общественных или частных организаций взносы и помощь в неограниченных размерах и в любой форме.

4. Федерация может принимать на правах доверительного лица или доверительного собственника фонды или собственность, специально предназначенные для определенной цели, при условии, что ее использование соответствует общему характеру ее деятельности, общей цели и функциям. Она может принимать недвижимость для использования или получения прибыли.

5. Федерация может создавать страховые резервы или другие фонды и распоряжаться ими в интересах своего персонала или любых видов своей деятельности.


Статья 27. Финансовые взносы


Финансовый год


1. Финансовый год Федерации исчисляется с 1 января до 31 декабря.


Взносы


2. Каждое общество-член уплачивает ежегодный взнос в Федерацию в размере квоты, установленной Финансовой комиссией и утвержденной Ассамблеей, в течение срока, предписанного Ассамблеей.

3. Любое общество-член, не согласное с размером взноса, установленным Финансовой комиссией, имеет право немедленно обратиться в Комиссию. Однако такое обращение не предполагает отказа от уплаты части квоты, которая не подвергается сомнению, в течение срока уплаты, предписанного Ассамблеей.

4. Любое общество-член, не имеющее возможности по какой-либо причине уплатить свой взнос, может передать этот вопрос на рассмотрение Финансовой комиссии с целью добиться принятия соответствующих мер, позволяющих обществу заплатить взнос, в соответствии с условиями, установленными комиссией. Такое обращение тем не менее не отменяет обязанности уплатить взнос.

5. Если общество-член не уплачивает суммы, установленной Финансовой комиссией после обращения, Комиссия может передать этот вопрос Совету, который представляет по нему свою рекомендацию Ассамблее. Ассамблея получит рекомендацию Совета вместе с мнением Финансовой комиссии и принимает решение относительно того, объявить общество не выполняющим свои обязательства или нет.

6. Любое общество-член, объявленное не выполняющим свои обязательства, не может избираться или переизбираться в Совет, любую комиссию или любой другой орган Федерации.

7. Никакое лицо, представляющее общество-член, не выполняющее свои обязательства, не может избираться или переизбираться на любой пост в Федерации.


Финансовые обязательства


8. Каждое общество-член, которое вышло из Федерации, членство которого было приостановлено, или которое было объявлено не выполняющим свои обязательства, должно уплатить свой взнос за финансовый год, в течение которого были предприняты вышеперечисленные шаги. Оно также обязано погасить задолженность по взносам за предыдущие годы и любую другую задолженность Федерации.


Статья 28. Бюджет


Проект бюджета


1. Генеральный секретарь Федерации готовит бюджет Федерации, консультируясь с генеральным казначеем. Он также готовит отчет по счетам предыдущего финансового года. Он представляет эти документы Совету для изучения и Ассамблее для принятия.


Представление отчетов и принятие бюджета


2. Каждые два года Ассамблея рассматривает и принимает:

а) отчеты за два последних финансовых года, представленные генеральным секретарем Федерации;

б) бюджет на следующие два финансовых года, представленные генеральным секретарем Федерации.

3. В годы, когда Ассамблея не созывается, бюджет на следующий год рассматривает Совет. При исключительных обстоятельствах Совет изменяет бюджет с учетом указанных обстоятельств.

4. При условии соблюдения положений статьи 10 и статьи 14, пункт 2, настоящего Устава, Ассамблея, а если это невозможно, то Совет, может принять решение по любым финансовым мерам, которые представляются целесообразными, с учтом рекомендаций, которые могут быть сделаны Генеральным секретарем или Генеральным казначеем.


Исполнение бюджета


5. Генеральный секретарь Федерации, который несет ответственность за исполнение утвержденного бюджета:

а) исполняет бюджет как он принят, обеспечивая уплату взносов и, в зависимости от потребностей, оплачивая утвержденные расходы;

б) получает и хранит все средства, выплаченные Федерации с любой целью;

в) отчитывается за эти средства перед Ассамблеей и Советом и распоряжается ими в соответствии с принятым бюджетом;

г) принимает решения по распоряжению средствами и их инвестированию после консультаций с Генеральным казначеем.


Статья 29. Ревизия


1. По завершении каждого финансового года счета данного года:

а) являются предметом отчета, подготовленного генеральным секретарем;

б) проверяются аудиторской фирмой, о чем представляется соответствующий отчет.

2. Указанные отчеты относятся к бюджету Федерации и также охватывают использование средств, переданных Федерации как агенту или доверенному лицу.


Раздел VII. Сотрудничество


Статья 30. Региональные конференции


Характер и организация


1. Региональной конференцией считается собрание обществ - членов Федерации одного региона с целью рассмотрения вопросов, представляющих общий и особый интерес для участвующих в нем обществ.

2. Региональная конференция проводится в соответствии с Уставом Федерации и Основополагающими принципами.

3. Если общество-член просит помощи Секретариата в организации региональной конференции в своей стране, необходимо одобрение Совета.

4. Секретариат по мере возможности, предоставляет помощь обществу, принимающему в своей стране любую конференцию, решение о проведении которой было одобрено должным образом.

5. Правила процедуры региональной конференции должны соответствовать Правилам процедуры Федерации.


Статья 31. Сотрудничество с Международным Комитетом Красного Креста


1. Федерация поддерживает регулярные и частые контакты с МККК на всех соответствующих уровнях с целью координации их деятельности в интересах тех, кто нуждается в их защите и помощи.

2. Федерация заключает с МККК любые соглашения, необходимые для согласованности деятельности, осуществляемой обеими организациями.


Статья 32. Сотрудничество с другими международными организациями


1. Если Федерация считает это целесообразным, она сотрудничает в рамках настоящего Устава с международными правительственными и неправительственными организациями. Любое соглашение, заключенное с такими организациями, должно ратифицироваться Ассамблеей.


Статья 33. Наблюдатели


МККК


1. МККК имеет право участвовать в качестве наблюдателя в очередных сессиях Ассамблеи.


Межправительственные организации


2. Межправительственные организации, в которых Федерация имеет совещательный голос, могут участвовать в качестве наблюдателей в очередных сессиях Ассамблеи.


Другие организации


3. Совет и, если он не заседает, Президент Федерации могут, если сочтут нужным, пригласить любую правительственную или неправительственную организацию, а также любую организацию или Национальное общество, находящееся в процессе становления и еще не принятое в Федерацию, принять участие в очередных сессиях Ассамблеи в качестве наблюдателей, при условии, что деятельность последнего соответствует Основополагающим принципам.


Раздел VIII. Заключительные положения


Статья 34. Правила


1. Ассамблея вводит в действие простым большинством голосов любые правила по процедуре и другим вопросам, необходимые для соблюдения настоящего Устава, а также для выполнения задач Федерации.

2. В рамках настоящего Устава и действующих Правил процедуры и при условии одобрения Ассамблеей Совет и другие органы Федерации могут разрабатывать правила, необходимые им для выполнения своих задач.

3. Ассамблея может в соответствии с настоящим Уставом в любое время внести поправки в правила простым большинством голосов.


Статья 35. Особые положения


1. Когда по не зависящей от нее причине Ассамблея не может собраться и, соответственно, избрать Президента и членов Совета и избрать общества-члены, которые должны назначить вице-президентов, не может назначить генерального казначея или генерального секретаря, то срок полномочий тех, кто в этот момент занимает соответствующий пост, продлевается до окончания следующей сессии Ассамблеи.

2. Когда по не зависящей от него причине Совет не может собраться, а принятие решений является необходимым или желательным, и если генеральный секретарь по какой-либо причине не может проконсультироваться с Президентом или вице-президентами в то время, когда должна была бы проводиться сессия, он осуществляет меры, необходимые для принятия решения, консультируясь с другими членами Совета, используя для этого имеющиеся в наличии наиболее быстрые средства связи. В этом случае генеральный секретарь ставит перед всеми членами Совета каждый вопрос, сформулированный одинаково и таким образом, чтобы на него можно было ответить "да" или "нет". Решения в этом случае принимаются простым большинством полученных ответов и имеют силу, если число таких ответов достигает кворума, определенного в статье 15, пункт 2, настоящего Устава. Эти решения вступают в силу по истечении 21 дня с даты отправления последнего ответа.

3. Когда обстоятельства не позволяют получить решения подобным образом, генеральный секретарь в исключительных случаях и с целью обеспечить продолжение работы Федерации, сам принимает решения по всем вопросам, обычно входящим в компетенцию Совета. До принятия такого решения генеральный секретарь консультируется, насколько это возможно, с Президентом, вице-президентами и любыми членами Совета, с которыми он может связаться, и информирует их о своих действиях.

4. Как только обстоятельства позволят, генеральный секретарь принимает меры для созыва Совета. Когда Совет собирается, генеральный секретарь представляет ему на утверждение отчет обо всех мерах, которые он принял с момента проведения последней очередной сессии Совета для выполнения решений. На этой же сессии Совет рассматривает вопрос о созыве Ассамблеи, если он возникает, в частности, для проведения новых выборов Президента и других членов Совета, и выборов обществ, которые назначат вице-президентов. Срок полномочий вновь избранного Президента, вновь назначенных вице-президентов и вновь избранных членов Совета начинается по завершении работы сессии, на которой они избраны или назначены.


Статья 36. Роспуск Федерации


1. Решения о роспуске Федерации могут приниматься только Ассамблеей при кворуме, для которого необходимо присутствие двух третей обществ - членов Федерации, большинством в три четверти голосов присутствующих и голосующих обществ-членов. В этом случае активы Федерации ни при каких условиях не могут быть поделены, но должны быть помещены в Верховном суде страны, где расположена штаб-квартира Федерации, до ее восстановления.


Статья 37. Толкование текста Устава Федерации


1. Любые вопросы или разногласия, касающиеся толкования или применения настоящего Устава, которые Ассамблея не решила, передаются в Совет и затем вновь представляются Ассамблее для окончательного решения.


Статья 38. Поправки к Уставу Федерации


Полномочия и голосование


1. Поправки в положения настоящего Устава могут быть внесены только Ассамблеей при наличии кворума, для которого необходимо присутствие двух третей обществ-членов, большинством в три четверти голосов присутствующих и голосующих обществ-членов.

2. При отсутствии такого кворума, Ассамблея может на своей следующей (очередной или чрезвычайной) сессии принять имеющее силу решение по этому же предложению при наличии кворума в половину числа обществ-членов плюс один и большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих обществ-членов.

3. Предложение о внесении поправок в Устав может быть поставлено на голосование, только если оно внесено обществом-членом и поддержано как минимум пятью другими обществами-членами.


Статья 39. Вступление в силу


Вступление в силу


1. Настоящий Устав вступает в силу 26 ноября 1987 года по окончании VI сессии Генеральной ассамблеи, состоявшейся в городе Рио-де-Жанейро 23-26 ноября 1987 года, за исключением статьи 22, пункты 4 и 6, которые вступают в силу 23 ноября 1987 года, и статей 16 - 21, вступающих в силу по окончании VII сессии Ассамблеи.



Устав Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (Рио-де-Жанейро, 23-26 ноября 1987 г.)


Пересмотрен и принят VI сессией Генеральной ассамблеи Федерации в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 23 - 26 ноября 1987 г. Поправки внесены VIII сессией Генеральной ассамблеи в Будапеште (Венгрия), 25 - 28 ноября 1991 г.


Устав вступил в силу 26 ноября 1987 г. по окончании VI сессии Генеральной ассамблеи, состоявшейся в Рио-де-Жанейро 23-26 ноября 1987 г., за исключением статьи 22, пункты 4 и 6, которые вступают в силу 23 ноября 1987 г., и статей 16 - 21, вступающих в силу по окончании VII сессии Ассамблеи.


Настоящий документ подключен в соответствии с соглашением между Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Международным Комитетом Красного Креста и НПП "Гарант-Сервис" о создании раздела "Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов"


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.