Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1992 г. N 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя

Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1992 г. N 180
о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя


Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1992 года на свою семьдесят девятую сессию,

подчеркивая важность защиты требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя и напоминая о соответствующих положениях, содержащихся в статье II Конвенции 1949 года об охране заработной платы и в статье II Конвенции 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве,

отмечая, что после принятия Конвенции 1949 года об охране заработной платы растущее значение стало придаваться экономическому оздоровлению неплатежеспособных предприятий и что ввиду социально-экономических последствий, которые влечет за собой неплатежеспособность, требуется по мере возможности предпринимать усилия, направленные на экономическое оздоровление предприятий и на сохранение рабочих мест,

отмечая, что со времени принятия вышеуказанных норм в законодательстве и практике многих государств-членов произошли существенные изменения, благодаря которым улучшилась защита требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, и считая своевременным принятие Конференцией новых норм, касающихся защиты требований трудящихся,

признавая, что гарантийные учреждения при правильной их организации обеспечивают более надежную защиту требований трудящихся,

постановив принять ряд предложений по защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя,

принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот девяносто второго года нижеследующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя.


I. Определения и методы применения


1. 1) Применительно к настоящей Рекомендации термин "неплатежеспособность" относится к ситуациям, при которых в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе.

2) Применительно к настоящей Рекомендации государства-члены могут распространить определение термина "неплатежеспособность" на другие ситуации, в которых требования трудящихся не могут быть удовлетворены в силу финансового положения предпринимателя, в частности на следующие ситуации:

а) когда предприятие закрывается или его деятельность прекращается, или оно самоликвидируется;

b) когда сумма активов предпринимателя не соответствует требованиям, установленным для открытия процедуры, касающейся неплатежеспособности;

с) когда в ходе производства дела с целью удовлетворения требований о заработной плате в силу обязательств, вытекающих из трудовых отношений, выясняется, что предприниматель не имеет активов или этих активов недостаточно для уплаты указанного долга;

d) когда предприниматель скончался, а его имущество передано управляющему, и причитающиеся суммы не могут быть выплачены из активов наследственного имущества.

3) Национальные законодательство, регламенты или практика определяют, соответствует ли сумма активов предпринимателя требованиям, установленным для открытия указанной в пункте 1.1) процедуры.

2. Положения настоящей Рекомендации могут применяться посредством законодательства, регламентов или любыми другими способами, соответствующими национальной практике.


II. Защита требований трудящихся посредством привилегии


Требования, подлежащие защите


3. 1) Защитой посредством привилегии должны охватываться следующие требования:

а) по заработной плате, оплате сверхурочной работы, выплате комиссионных и по другим видам оплаты труда за работу, выполненную в течение установленного периода, предшествующего неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений. Этот период должен устанавливаться национальным законодательством и должен составлять не менее 12 месяцев;

b) по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;

с) по выплатам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе, по премиям в конце года и другим премиям, предусмотренным национальным законодательством, правилами, коллективными договорами или индивидуальными трудовыми соглашениями, за установленный период, который должен составлять не менее 12 месяцев, предшествующих объявлению о неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

d) по выплатам компенсации, причитающейся работнику вместо предупреждения об увольнении;

е) по выходному пособию, компенсации в связи с увольнением без уважительной причины и другим выплатам, причитающимся трудящимся в случае прекращения трудовых отношений;

f) по компенсации в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, если ответственность за ее уплату несет непосредственно предприниматель.

2) Защитой посредством привилегии могут охватываться следующие требования:

а) по взносам, подлежащими уплате в соответствии с предусмотренными законом национальными системами социального обеспечения, если их неуплата наносит ущерб правам трудящихся;

b) по взносам, подлежащим уплате в частные, профессиональные и межпрофессиональные системы социальной защиты или в системы социальной защиты предприятий, независимо от предусмотренных законом национальных систем социального обеспечения, если их неуплата наносит ущерб правам трудящихся;

с) по пособиям, на которые трудящиеся имели право до объявления о неплатежеспособности в силу их участия в системах социальной защиты предприятия и которые должны выплачиваться предпринимателем.

3) Указанные в подпунктах 1) и 2) требования, по которым вынесено судебное или арбитражное решение в пользу трудящегося в течение 12 месяцев, предшествующих неплатежеспособности, подлежат защите посредством привилегии независимо от указанных в этих подпунктах периодов времени.


Ограничения


4. Если сумма подлежащего защите привилегированного требования ограничивается национальным законодательством, то для того, чтобы ее размер не опускался ниже социально приемлемого уровня, в ней должны учитываться такие элементы, как минимальная заработная плата, часть заработной платы, которая освобождена от взысканий и удержаний, заработная плата, на основе которой рассчитываются взносы в фонды социального обеспечения, или средняя заработная плата в отрасли.


Требования, предъявляемые после открытия судебной процедуры
о неплатежеспособности


5. Если в соответствии с национальным законодательством предприятие, являющееся объектом судебной процедуры о неплатежеспособности, получает право на продолжение деятельности, то требования трудящихся в отношении заработной платы за работу, выполненную в течение периода после даты, когда было принято решение о продолжении его деятельности, не должны рассматриваться в рамках данной процедуры, а должны удовлетворяться по их предъявлению за счет существующих фондов.


Процедуры ускоренной выплаты


6. 1) Если процедура о неплатежеспособности не может обеспечить быстрой выплаты по привилегированным требованиям трудящихся, то должна существовать процедура ускоренной выплаты, обеспечивающая их удовлетворение из имеющихся фондов или как только такие фонды появятся, не дожидаясь окончания процедуры о неплатежеспособности, в том случае, если ускоренная выплата по требованиям трудящихся не обеспечивается гарантийным учреждением.

2) Ускоренная выплата по требованиям трудящихся может быть обеспечена следующим образом:

а) лицо или учреждение, ответственное за управление имуществом предпринимателя, должно производить выплату по указанным требованиям, как только оно убедится в их подлинности и в том, что они подлежат удовлетворению;

b) в случае возникновения спора трудящийся должен иметь возможность доказать обоснованность своего требования через суд или через любой другой орган, в компетенцию которого входит рассмотрение таких споров, в целях получения платежа по этому требованию в соответствии с абзацем а).

3) Процедура ускоренной выплаты должна охватывать всю сумму привилегированных требований или по крайней мере часть этой суммы, которая устанавливается национальным законодательством.


III. Защита требований трудящихся при помощи гарантийных учреждений


Сфера применения


7. Защита требований трудящихся при помощи гарантийного учреждения должна иметь как можно более широкую сферу применения.


Принципы функционирования


8. Гарантийные учреждения могут функционировать согласно следующим принципам:

а) они должны быть с административной, финансовой и юридической точек зрения независимы от предпринимателя;

b) предприниматели должны участвовать в финансировании этих учреждений, если только они не финансируются полностью государственными органами;

с) они должны принимать на себя ответственность в отношении трудящихся, подлежащих защите, независимо от выполнения предпринимателем своих обязательств по участию в их финансировании;

d) они должны принимать на себя субсидарную # ответственность по обязательствам неплатежеспособных предпринимателей в отношении требований, защищенных гарантией, и в порядке суброгации иметь возможность предъявлять от своего имени требования тех трудящихся, которым они выплатили причитающиеся суммы;

е) фонды, управляемые гарантийными учреждениями, помимо тех, которые образованы за счет государственных средств, могут использоваться только для тех целей, для которых они были созданы.


Требования, защищенные посредством гарантии


9. 1) Гарантией охватываются следующие требования:

а) по заработной плате, оплате сверхурочной работы, выплате комиссионных и по другим видам оплаты труда за работу, выполненную в течение установленного периода, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

b) по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;

с) по премиям в конце года и другим премиям, предусмотренным

национальным законодательством, коллективными договорами или индивидуальными трудовыми соглашениями, за установленный период, который должен составлять не менее 12 месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

d) по выплатам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период, который должен быть не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

е) по выплате компенсации, причитающейся работнику вместо предупреждения об увольнении;

f) по выходному пособию, компенсации в связи с увольнением без уважительной причины и по другим выплатам, причитающимся трудящимся в случае прекращения трудовых отношений;

g) по компенсации в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, если ответственность за ее уплату несет непосредственно предприниматель.

2) Гарантией могут охватываться следующие требования:

а) по взносам, подлежащим уплате в соответствии с предусмотренными законом национальными системами социального обеспечения, если их неуплата наносит ущерб правам трудящихся;

b) по взносам, подлежащим уплате в частные, профессиональные и межпрофессиональные системы социальной защиты или в системы социальной защиты предприятий, независимые от предусмотренных законом национальных систем социального обеспечения, если их неуплата наносит ущерб правам трудящихся:

с) по пособиям, на которые трудящиеся имели право до объявления о неплатежеспособности в силу их участия в системах социальной защиты предприятия и которые должны выплачиваться предпринимателем;

d) в отношении заработной платы или любого другого вида вознаграждения, подпадающих под положения настоящего пункта, по которым было вынесено судебное или арбитражное решение в пользу трудящегося в течение трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности.


Ограничения


10. Если сумма требования, защищенного при помощи гарантийного учреждения, ограничена, то для того, чтобы ее размер не опускался ниже социально приемлемого уровня, в ней должны учитываться такие элементы, как минимальная заработная плата, часть заработной платы, которая освобождена от взысканий и удержаний, заработная плата, на основе которой рассчитываются взносы в фонды социального обеспечения, или средняя заработная плата в отрасли.


IV. Общие для разделов II И III Положения


11. Трудящиеся или их представители должны получать своевременную информацию и участвовать в консультациях относительно начатых процедур о неплатежеспособности, затрагивающих требования трудящихся.




Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1992 г. N 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя


Текст Рекомендации опубликован в библиотечке Российской газеты выпуск N 22-23, 1999 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение