Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 17 марта 1998 г. N R (2000) 10 "Комитет Министров - государствам-членам Совета Европы по проблеме высшего образования"

Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 17 марта 1998 г. N R (2000) 10
"Комитет Министров - государствам-членам Совета Европы по проблеме высшего образования"


Комитет министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы;

Считая, что целью Совета Европы является обеспечение самого тесного союза образующих его государств, и что эта цель может быть достигнута, в частности, общими усилиями в сфере культуры;

Согласно статье 26 Всеобщей декларации прав человека;

Согласно Европейской культурной конвенции;

Согласно Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (STE N 15) и дополнительного Протокола к ней (STE N 49);

Согласно Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (STE N 165), подготовленной совместно Советом Европы и ЮНЕСКО и открытой к подписанию в апреле 1997 г. в Лиссабоне;

Согласно принципам, обеспечивающим доступ к высшему образованию и принятым в апреле 1974 г. Комитетом по высшему образованию и научным исследованиям Совета по культурному сотрудничеству;

Согласно Декларации о равных правах женщин и мужчин, принятой Комитетом Министров в ноябре 1988 г.;

Согласно Венской декларации Глав государств и правительств государств - членов Совета Европы (октябрь 1993);

Согласно Рамочной Конвенции о защите прав национальных меньшинств (STE N 157);

Считая, что высшее образование играет важнейшую роль в обеспечении уважения основных прав и свобод человека и укреплении демократии на основе принципов плюрализма и терпимости;

Считая, что расширение возможностей получения высшего образования представителями всех социальных слоев общества может внести свой вклад в создание гарантий демократии и установление доверия в обществе в условиях социальной напряженности;

Считая, что во многих странах у людей продолжает повышаться потребность в высшем образовании, и что принятие мер для удовлетворения этой потребности позволило бы внести вклад в экономическое и социальное развитие государств - членов Совета Европы, а также должным образом отвечать чаяниям молодых европейцев;

Напоминая, что высшее образование, доступное для всех и в течение всей жизни, требует широких возможностей доступа к нему на условиях равенства;

Считая, что несмотря на рост в целом в последние годы числа студентов, широко распространена ситуация, когда в высшем образовании слабо представлены менее обеспеченные социальные группы населения, лиц с физическими отклонениями и некоторые национальные меньшинства, и что несмотря на достигнутый прогресс в области соблюдения равенства между полами, женщины по-прежнему слабо представлены в научно-технических исследованиях;

1. Рекомендует правительствам государств-членов:

а) принять меры с тем, чтобы применить в политике, законах и практической деятельности принципы и меры, содержащиеся в разделах 3 (борьба против дискриминации) и 8 (финансирование) дополнения к настоящим рекомендациям и в других разделах этого дополнения в тех случаях, когда такие меры находятся в компетенции правительства, в зависимости от специфики распределения этой компетенции в каждой отдельно взятой стране;

б) принять соответствующие распоряжения для выполнения принципов и мер, содержащихся в упомянутом дополнении в случае, если они не находятся в прямой компетенции правительства;

в) брать за образец лучший опыт других европейских стран в этой области, имея в виду примеры, указанные Комитетом по высшему образованию и проведенные и исследованные в ходе реализации проекта "Доступ к высшему образованию в Европе" и в рамках программы по контролю за осуществлением этого проекта;

г) способствовать принятию этих мер университетами и другими высшими учебными заведениями;

д) проследить за тем, чтобы настоящие рекомендации были как можно более широко распространены среди заинтересованных лиц и структур;


2. Поручает Генеральному секретарю Совета Европы передать настоящие рекомендации правительствам европейских государств, подписавшим Европейскую Конвенцию по культуре, но не являющимся членами Совета Европы.


Дополнения к Рекомендациям N R (98) 3


1. Значение терминов


Используемые в дальнейшем нижеперечисленные термины имеют следующее значение:

Политика доступа

1.1. Политика, направленная одновременно на расширение возможностей всех социальных групп общества получать высшее образование и на придание этому участию должной эффективности (то есть учеба должна протекать в условиях, гарантирующих конечный успех при приложении учащимися необходимых личных усилий).

Прием в учебное заведение

1.2. Этот термин имеет то же значение, что и в Лиссабонской Конвенции о взаимном признании квалификационных степеней: "действие или система действий, позволяющая кандидатам, успешно сдавшим вступительные экзамены, получить образование в определенном учебном заведении и/или изучать определенную учебную программу".

Равенство возможностей

1.3. Политика равных возможностей - это политика, имеющая целью удовлетворять все требования, связанные с соблюдением принципа равенства. Речь идет не только об официально декларируемом равенстве или равенстве де-юре и отсутствии дискриминации, но также и о полном и действительном равенстве, позволяющем каждому развивать и использовать свои потенциальные возможности. При поощрении действительного равенства возможностей в некоторых случаях может потребоваться принятие особых мер, отвечающих принципу отказа от дискриминации, с тем чтобы в то же время учитывать специфические особенности отдельных личностей или общественных групп.


2. Цели и задачи


Нижеуказанные положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с распределением между ними полномочий в сфере высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

2.1. Любое лицо, способное и желающее с успехом получать высшее образование, должно было бы иметь эту возможность на справедливых и равных условиях.

2.2. Необходимо было бы поставить дело с высшим образованием таким образом, чтобы студенческая масса в целом все более отражала многообразие меняющегося общества в каждом из государств - членов Совета Европы. При этом следует использовать позитивный опыт в этой области в среднем и дошкольном образовании, продолжая в то же время принимать на учебу студентов из других регионов Европы и мира.

2.3. Система приема на учебу и педагогическое окружение учащихся в высших учебных заведениях должна была бы обеспечивать равенство возможностей всем учащимся и всем социальным группам общества.

2.4. В число критериев, применяемых в работе по поддержанию и улучшению качества систем высшего образования следовало бы включить критерий эффективности доступа к высшему образованию всех социальных слоев, а также уровень и качество образования и исследовательской работы.


3. Борьба против дискриминации


Следующие положения адресованы правительствам.

3.1. Государствам - членам Совета Европы рекомендуется рассмотреть вопрос о необходимости принятия законодательства, направленного на запрещение в сфере высшего образования любых форм дискриминации по половому признаку, сексуальной ориентации, возрасту, этнической принадлежности, конфессиональному признаку, политическим взглядам или по другим признакам, а также в связи с наличием у человека физических отклонений. Было бы целесообразно следующее:

- считать желательным включение высшего образования в сферу применения самых широких мер против дискриминации в отношении представителей одной или нескольких особых групп населения;

- принимать во внимание соответствующие документы Совета Европы, принятые ее государствами - членами и касающиеся соблюдения равенства между мужчинами и женщинами, а также политику, направленную на поддержку физически неполноценных лиц и национальных меньшинств, против нетерпимости и расизма, а также Европейскую конвенцию о защите основных прав и свобод человека и Протоколы к ней;

- в сбалансированной форме добавить в законодательство меры, позволяющие особым группам населения получать компенсацию в случаях проявления против них доказанных фактов дискриминации, а также меры, имеющие целью борьбу против первопричин такой дискриминации и поощрение в этих целях необходимых институциональных изменений;

- в рамках политики равных возможностей в дополнение к законодательству против дискриминации осуществить меры поддержки недостаточно широко представленных в высшем образовании категорий населения.

3.2. Все резиденты и все лица, получившие квалификационные степени в своих государствах должны были бы пользоваться равными правами в том, что касается доступа к высшему образованию, каковым бы ни был их юридический статус - граждан или неграждан.

3.3. Лица, имеющие физические отклонения, должны были бы пользоваться теми же возможностями доступа к учебе, научно-исследовательской работе в сфере высшего образования, что и другие люди. Препятствия материального и административного характера, затрудняющие доступ этой категории лиц к высшему образованию должны были бы поступательно устраняться.


4. Прием в учебное заведение


Нижеперечисленные положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с распределением между ними полномочий в сфере высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

4.1. В критериях и процедуре приема в высшие учебные заведения должен был бы учитываться культурный уровень кандидатов и другие различающие их факторы. Эти критерии и процедура должны быть направлены на то, чтобы допускать к высшему образованию всех, кто мог бы извлечь пользу из учебного процесса.

4.2. Гамма возможностей приобщения к высшему образованию должна быть расширена путем признания в качестве необходимого условия для получения высшего образования иных критериев, кроме такого классического, как аттестат об окончании средней школы. Было бы целесообразно, в частности, следующее:

- признавать профессионально-техническое обучение на высоком уровне в качестве надлежащей подготовки к высшему образованию;

- соответствующим образом принимать во внимание приобретенные перед высшим учебным заведением профессиональные навыки;

- кандидатам, имеющим хорошие общие знания, но пробелы в определенных областях, предоставлять возможность посещать в рамках высшей школы или в ходе послешкольной подготовки специальные курсы для наверстывания упущенного.

4.3. Следовало бы обеспечивать открытость критериев приема в высшие учебные заведения соразмерно с необходимой в этом вопросе гибкостью. Процедура приема должна была бы быть как можно более простой и эффективной.

4.4. В своих отношениях с потенциальными студентами в ходе набора кандидатов посредством рекламных мероприятий и через различные информационные источники учебные заведения должны были бы стараться поощрять приток представителей самых разных социально-культурных слоев. Признано, что особые группы населения, слабо представленные в высшем образовании, могут пользоваться определенной поддержкой в соответствии с возможностями и специфическими задачами каждого отдельного учебного заведения.

4.5. В концепции систем приема в высшие учебные заведения следовало бы избегать создания препятствий для иностранных студентов на уровне процедуры приема и предоставления информации. Мы еще обратимся к наилучшим практическим рекомендациям, выработанным в предыдущих пособиях Совета Европы и других занимающихся той же проблематикой структур в отношении переходов студентов из одних высших учебных заведений в другие и беспристрастного признания уровня их подготовки.


5. Успехи, достигнутые студентами после их приема в учебные заведения


Нижеследующие положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с разделением между ними полномочий в сфере высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

5.1. Для выяснения и устранения причин низкой успеваемости и посещаемости занятий в высших учебных заведениях следовало бы как на общенациональном уровне, так и на уровне отдельно взятого учебного заведения принимать соответствующие меры. Для выявления этих причин будут использоваться данные специальных исследований (смотри раздел 9).

5.2. Для того, чтобы оказывать студентам солидную поддержку перед их поступлением в высшую школу возникает необходимость создания консультационных служб и служб, помогающих сделать выбор профессии (в рамках средней школы или вне ее). Такие службы могли бы действовать и в ходе учебы студентов в высших учебных заведениях, а также перед окончанием учебы и началом активной трудовой жизни. Подобного рода поддержка должна быть адаптирована под любого студента, каков бы ни был его возраст, социально-культурное происхождение, а также для лиц с физическими отклонениями.

5.3. С тем, чтобы дать возможность всем категориям студентов, принятым в высшее учебное заведение, успешно учиться, следовало бы предпринять все необходимое для того, чтобы:

- переработать учебные программы и, в случае необходимости модифицировать их применение с тем, чтобы отразить культурное многообразие общества, учитывая устремления представителей национальных меньшинств и других культур;

- проявлять гибкость в политике, относящейся к разработке учебных программ в области языкознания, как только в стране в общенациональном или региональном масштабе появляются существенные национальные меньшинства;

- поощрять установление климата терпимости, солидарности и демократии.

5.4. На международном уровне нужно было бы провести углубленные исследования в целях улучшения методик оценки успеваемости студентов, причин их ухода из высших учебных заведений, а также смены профессиональной ориентации.


6. Получение образования и доступ к нему на протяжении всей жизни


Нижеследующие положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с распределением между ними полномочий в сфере высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

6.1. Необходимо было бы признать важность того вклада, которое высшее образование вносит в постоянное формирование всех слоев общества.

6.2. Должна была бы быть разработана стратегия, предоставляющая взрослым людям без какого-либо начального опыта высшего образования возможности приобщаться к нему, а тем, кто уже имеет такой опыт - возможности дополнительного образования.

6.3. Следовало бы использовать новые технологии для поощрения участия в учебном процессе и облегчения процесса освоения учебного материала у студентов - выходцев из нетрадиционных групп населения, студентов, обладающих физическими отклонениями, студентов, которые по различным причинам, связанным с их личными обстоятельствами не могут на регулярной основе посещать занятия. Эти технологии могли бы также способствовать виртуальному участию в учебном процессе иностранных студентов.


7. Обеспечение персоналом и развитие человеческих ресурсов


Нижеперечисленные положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с распределением между ними полномочий в сфере высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

7.1. Желательно, чтобы среди работников высшего образования были сбалансировано представлены все социальные группы. Это явилось бы свидетельством эффективности политики равных возможностей, витриной высшего образования и служило бы для всех студентов гарантией возможности такого же успеха. В соответствии с национальным законодательством было бы полезным предпринять усилия для борьбы против дискриминации с тем, чтобы:

- добиться лучшего количественного соотношения представителей мужского и женского пола среди персонала в системе высшего образования, в частности, на самых высоких постах;

- увеличить число сотрудников из числа представителей этнических меньшинств и лиц с физическими отклонениями.

7.2. Следовало бы поощрять программы повышения квалификации персонала с тем, чтобы работники высшей школы лучше знали и поддерживали политику доступа, а также поощрять активное участие персонала в выработке и осуществлении стратегии доступа.


8. Финансирование


Нижеследующие положения адресованы правительствам.

8.1. Государственное финансирование высших учебных заведений должно было быть поддержать цели и задачи политики доступа, определенной в вышеуказанных параграфах 2.1. - 2.4., а также иметь в качестве основополагающей цели обеспечение для всех граждан равных возможностей в высшем образовании.

8.2. Механизмы государственного финансирования высших учебных заведений и студентов должны были бы способствовать осуществлению на практике политики доступа. Это может быть особенно полезным, если такое финансирование учебных заведений будет включать в себя систему поощрений в зависимости от результатов, или если она будет основана на дифференцированном подходе в отношении потребностей учебных заведений.

Этот параграф не должен толковаться как рекомендация, поощряющая особые методы финансирования.

8.3. С тем, чтобы сделать менее значительными финансовые препятствия на пути к более широкому доступу к высшему образованию, при оказании студентам финансовой поддержки для их нормального существования следовало бы принимать во внимание их расходы на семью. Необходимо было бы отдавать приоритет удовлетворению потребностей студентов, представляющих социальные группы с низким уровнем доходов. Дополнительную позитивную роль могло бы играть выделение стипендий хорошо успевающим студентам.

8.4. В финансовых выкладках нужно было бы признавать и учитывать дополнительные потребности студентов, имеющих физические отклонения и студентов, имеющих детей.

8.5. Если в системе высшего образования существуют денежные сборы за образование и прием в учебное заведение желательно следующее:

- рассматривать эти сборы не как замену государственного финансирования, а скорее как ограниченный по размерам вклад в государственное финансирование высшего образования, осуществляемое, таким образом, в партнерстве с налогоплательщиком;

- приводить в соответствие размеры этих финансовых отчислений на высшее образование с доходами студента, вводя, например, всеобъемлющую систему денежного вспомоществления, покрывающую у студентов с малыми доходами размеры их сборов за образование;

- установить сопоставимую сумму сборов во всех государственных учебных заведениях;

- использовать суммы, полученные за счет сборов за образование и прием в учебные заведения для дополнительных расходов.

Этот параграф не должен толковаться как рекомендация, поощряющая сборы за образование.

8.6. В политике правительства в отношении частных высших учебных заведений следовало бы должным образом учитывать задачи расширения доступа к высшему образованию.


9. Наблюдение за успехами, достигнутыми в сфере обеспечения равенства возможностей


Нижеследующие положения адресованы правительствам и высшим учебным заведениям в соответствии с распределением между ними полномочий в области высшего образования, принятым в каждой отдельной стране.

9.1. Следовало бы выработать систему наблюдения за участием в высшем образовании представителей всех слоев и групп населения. Эта система должна соответствовать законодательству в области защиты информации и учитывать требования в отношении правильности и соответствия этой информации. Информация должна быть адаптирована к целям ее сбора и регистрации, предназначаться исключительно для этих целей, что должно подкрепляться соответствующими гарантиями безопасности информации. Эти требования подчеркиваются в Статьях 5 и 6 Конвенции о защите личности при автоматизированной обработке информации, имеющей к ней непосредственное отношение (STE N 108).

9.2. Вышеупомянутая система наблюдения на уровне учебных заведений должна была бы рассматриваться как интегральная часть политики, направленной на поощрение принципа равных возможностей и быть основным рабочим инструментом управления и планирования в сфере высшего образования. Эта система должна была бы включать три фазы: сбор точной и достоверной информации, ее анализ и осуществление мер по изменению ситуации в том или ином случае.

9.3. Система наблюдения должна была бы принимать во внимание личные показатели студентов, показанный ими при поступлении в учебное заведение уровень подготовки, результаты и успехи, достигнутые по ходу учебы, и данные о составе учащихся в высшем учебном заведении (в том числе и причины их отчисления) по возрасту, полу, неблагоприятным факторам, этнической или культурной принадлежности и социально-экономическому статусу. Следовало бы также предусмотреть в рамках общей политики укрепления принципа равных возможностей систему наблюдения за личными данными и статусом работников системы высшего образования.

9.4. Информация, получаемая по результатам упомянутых наблюдений, должна была бы обнародоваться и быть доступной для всех сторон - участников образовательного процесса, в частности, для студентов, работников системы высшего образования, родителей, работодателей, профсоюзов и правительств.

9.5. С тем, чтобы избежать трудностей при внедрении и функционировании систем наблюдения эти новые системы должны были бы:

- являться результатом консенсуса между всеми теми, кто питает законный интерес к процессу планирования в высшем образовании, в том числе представителями различных групп населения, являющимися объектами этих систем наблюдения;

- использовать различные имеющиеся методики и технические возможности с тем, чтобы избежать тяжеловесных и сложных процедур;

- стремиться к максимальной сопоставимости данных внутри стран и между различными странами с учетом статистических докладов Европейского Союза и таких международных организаций как ОЭСР (OCDЕ);

- внимательно следить за эволюцией в Европе теории и практики в этой области.



Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 17 марта 1998 г. N R (2000) 10 "Комитет Министров - государствам-членам Совета Европы по проблеме высшего образования"


Текст Рекомендации опубликован в журнале "Совет Европы и Россия", N 3, май - июнь 1999 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение