Распределение расходов на содержание Шенгенской информационной системы

Глава 4
Распределение расходов на содержание Шенгенской информационной системы


Статья 119


1. Договаривающиеся Стороны совместно несут расходы по установке и использованию функции технической поддержки, предусмотренной параграфом 3 статьи 92, включая издержки в связи с созданием кабельных сетей с целью подключения национальных частей Шенгенской информационной системы к функции технической поддержки. Размер доли каждой Договаривающейся Стороны определяется на основе процентного содержания каждой Договаривающейся Стороны в единой базе налога на добавленную стоимость в соответствии с отступом 1 (буква с) статьи 2 Решения Совета Европейских сообществ от 24 июня 1988 г. о системе собственных ресурсов Сообществ*(33).

2. Расходы по установке и использованию национальной части Шенгенской информационной системы на индивидуальных началах несет каждая Договаривающаяся Сторона.


Раздел V
Перевозка и передвижение товаров*(34)


Статья 120


1. Договаривающиеся Стороны совместно заботятся о том, чтобы их законодательные, регламентарные или административные положения не создавали неоправданных препятствий для передвижения товаров через внутренние границы.

2. Договаривающиеся Стороны облегчают передвижение товаров через внутренние границы при выполнении формальностей, которые связаны с запретами и ограничениями в процессе растаможивания товаров с целью доведения их до потребителей. По выбору заинтересованного лица растаможивание может проводиться либо внутри страны, либо на внутренней границе. Договаривающиеся Стороны будут предпринимать усилия с целью переноса растаможивания внутрь страны.

3. В той мере, в которой смягчение контроля, предусмотренное параграфом 2, полностью или частично не может быть реализовано в определенных сферах, Договаривающиеся Стороны будут прилагать усилия по созданию условий для этого между собой или в рамках Европейских сообществ.

Настоящий параграф распространяется в том числе на контроль за соблюдением правил, относящихся к выдаче разрешений на транспортные перевозки и к техническим проверкам транспортных средств, к ветеринарным проверкам и ветеринарной полиции, к санитарным ветеринарным проверкам, фитосанитарным проверкам, а также проверкам в сфере перевозки опасных товаров и отходов.

4. Договаривающиеся Стороны будут прилагать усилия по осуществлению гармонизации формальностей в области передвижения товаров через внешние границы и по обеспечению контроля за их выполнением на базе единых принципов. С этой целью Договаривающиеся Стороны будут развивать тесное сотрудничество в рамках Исполнительного комитета, в рамках Европейских сообществ и в рамках других международных учреждений.


Статья 121


1. При соблюдении коммунитарного права Договаривающиеся Стороны отказываются от проверок и требований представлять фитосанитарные сертификаты, предусмотренные коммунитарным правом для некоторых растений и растительных продуктов.

Исполнительный комитет устанавливают перечень растений и растительных продуктов, на которые распространяется упрощенный режим, предусмотренный первым предложением. Он может вносить изменения в этот перечень и устанавливать дату вступления данных изменений в силу. Договаривающиеся Стороны информируют друг друга о принятых мерах.

2. При возникновении опасности появления или распространения вредоносных организмов, Договаривающаяся Сторона может потребовать временного восстановления мер контроля, предусмотренных коммунитарным правом, и применять их. Она немедленно поставит в известность об этом остальные Договаривающиеся Стороны в письменной форме с указанием мотивов своего решения.

3. Фитосанитарный сертификат может продолжать использоваться в качестве сертификата, требуемого в силу закона, который регулирует защиту биологических видов.

4. На основании соответствующей просьбы компетентный орган выдает фитосанитарный сертификат, когда поставляемый груз полностью или частично направляется на реэкспорт, при условии выполнения фитосанитарных требований в отношении соответствующих растений или растительных продуктов.


Статья 122


1. Договаривающиеся Стороны усиливают свое сотрудничество с целью обеспечения безопасности при перевозке опасных товаров и обязуются провести гармонизацию национальных положений, принятых во исполнение действующих международных конвенций. Кроме того, они обязуются, в том числе для поддержания существующего уровня безопасности:

a. гармонизировать требования в области профессиональной квалификации водителей;

b. гармонизировать порядок и частоту проведения проверок, осуществляемых в сфере транспортных перевозок и на предприятиях;

c. гармонизировать квалификацию правонарушений и правовые нормы в области применяемых санкций;

d. обеспечить постоянный обмен информацией, а также приобретенным опытом, которые относятся к вводимым в действие мерам и осуществляемым проверкам.

2. Договаривающиеся Стороны усилят взаимное сотрудничество при осуществлении проверок в области перемещения через внутренние границы отходов, как опасных, так и безопасных.

Для этого они предпримут усилия, направленные на выработку общей позиции по вопросу о внесении изменений в коммунитарные директивы в области контроля и управления перемещением опасных отходов и по вопросу издания коммунитарных актов, относящихся к безопасным отходам, с тем, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, пригодную для проведения утилизации, и принять на высшем уровне гармонизированные нормы об утилизации.

До издания коммунитарных правил, относящихся к безопасным отходам, проверки в области перемещения таких отходов будут производиться на базе специальной процедуры, которая обеспечивает возможность контролировать доставку подобных отходов к месту назначения с момента их обработки.

Положения, содержащиеся во втором предложении параграфа 1, применяются также к настоящему параграфу.


Статья 123


1. Договаривающиеся Стороны принимают на себя обязательство достичь взаимного согласия по вопросу отмены между собой существующей в настоящее время обязанности представлять лицензию на экспорт промышленных продуктов и технологий стратегического значения и, при необходимости, заменить указанную лицензию гибкой процедурой в том случае, если страной, являющейся первым местом назначения, и страной, являющейся окончательным местом назначения, выступают Договаривающиеся Стороны.

При условии достижения подобных договоренностей и в целях обеспечения эффективности проверок, которые окажутся необходимыми, Договаривающиеся Стороны, тесно сотрудничая посредством механизма координации, будут прилагать усилия по осуществлению обмена полезной информацией, с учетом соответствующих национальных правовых норм.

2. В том, что касается иных продуктов, помимо промышленных продуктов и технологий стратегического значения, предусмотренных параграфом 1, Договаривающиеся Стороны будут прилагать усилия к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить выполнение экспортных формальностей внутри страны, и, с другой стороны, провести гармонизацию своих контрольных процедур.

3. В рамках целей, определенных выше параграфами 1 и 2, Договаривающиеся Стороны обязуются проводить консультации с другими заинтересованными партнерами.


Статья 124


Количество и частота проведения проверок товаров при передвижении туристов через внутренние границы сокращается до как можно более низкого уровня. Дальнейшее их сокращение вплоть до окончательной отмены зависит от постепенного расширения таможенных льгот туристам и от будущих изменений в предписаниях, которые действуют в области трансграничного передвижения туристов.


Статья 125


1. Договаривающиеся Стороны заключают соглашения об откомандировании должностных лиц своих таможенных служб, ответственных за взаимные контакты.

2. Откомандирование должностных лиц, ответственных за взаимные контакты, призвано содействовать продвижению и ускорению сотрудничества между Договаривающимися Сторонами в целом, в том числе, в рамках действующих конвенций и коммунитарных актов о взаимной помощи.

2.# Должностные лица, ответственные за взаимные контакты, осуществляют функции консультации и содействия. Они не управомочены принимать по своей инициативе меры, связанные с административной деятельностью в таможенной сфере. Они предоставляют информацию и выполняют свои задачи в рамках инструкций, выдаваемых им Договаривающейся Стороной, откуда они прибывают.


Раздел VI
Защита данных личного характера


Статья 126


1. В том, что касается автоматизированной обработки данных личного характера, передача которых осуществляется во исполнение настоящей Конвенции, каждая Договаривающаяся Сторона не позднее момента вступления в силу настоящей Конвенции примет национальные положения, необходимые для обеспечения защиты данных личного характера по своему уровню не ниже того, который вытекает из принципов Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 г. о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера.

2. Предусмотренная настоящей Конвенцией передача данных личного характера будет разрешаться только после вступления в силу на территории Договаривающихся Сторон, которых затрагивает эта передача, указанных в параграфе 1 положений о защите данных личного характера.

3. Кроме того, в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, передаваемых во исполнение настоящей Конвенции, применяются нижеследующие положения:

a. Договаривающейся Стороной, которой направляются данные, последние могут использоваться только в целях, предусмотренных настоящей Конвенцией для передачи подобных данных; использование данных в иных целях допускается лишь с предварительного разрешения Договаривающейся Стороны, направляющей данные, и при соблюдении законодательства Договаривающейся Стороны, которой направлены данные; разрешение может быть предоставлено только тогда, когда это допускается национальным правом Договаривающейся Стороны, которая направляет данные;

b. данные могут использоваться только судебными органами, службами и учреждениями, которые выполняют задачу или осуществляют функцию в рамках целей, предусмотренных пунктом а.;

c. Договаривающаяся Сторона, которая направляет данные, обязана заботиться об их точности; если она приходит к выводу, по своей инициативе или по обращению заинтересованного лица, о том, что были отправлены неправильные или не подлежащие передаче данные, об этом безотлагательно должна (-ы) быть проинформирована (-ы) Договаривающаяся (-иеся) Сторона (-ы), которой (-ым) направлены эти данные; последняя или последние обязаны внести исправления или уничтожить данные, либо снабдить их указанием о том, что данные являются неправильными или не подлежали передаче;

d. Договаривающаяся Сторона не может использовать факт направления другой Договаривающейся Стороной неправильных данных в качестве основания для освобождения себя от ответственности, которую она несет согласно своему национальному праву по отношению к потерпевшему; если Договаривающаяся Сторона, которой направлены данные, несет обязанность по компенсации убытков, причиненных использованием переданных ей неправильных данных, то Договаривающаяся Сторона, направившая данные, возмещает в полном объеме суммы, выплаченные в качестве компенсации Договаривающейся Стороной, которой были направлены данные.

e. направление и получение данных личного характера подлежат регистрации в базе данных, откуда они взяты, и в базе данных, в которую они включены.

f. общий контрольный орган, предусмотренный статьей 115, может по запросу одной из Договаривающихся Сторон давать заключение по вопросам трудностей в применении и толковании настоящей статьи.

4. Действие настоящей статьи не распространяется на передачу данных, предусмотренную главой 7 раздела II и разделом IV. Действие параграфа 3 не распространяется на передачу данных, предусмотренную главами 2, 3, 4 и 5 раздела III.


Статья 127


1. Когда данные личного характера передаются другой Договаривающейся Стороне во исполнение положений настоящей Конвенции, действие положений статьи 126 распространяется на передачу данных из неавтоматизированной базы данных и их включение в неавтоматизированную базу данных.

2. Когда в иных случаях, кроме тех, которые предусмотрены параграфом 1 статьи 126 или параграфом 1 настоящей статьи, имеет место передача данных личного характера другой Договаривающейся Стороне во исполнение настоящей Конвенции, применяется параграф 3 статьи 126, за исключением пункта e. Кроме того, применяются следующие положения:

a. передача и получение данных личного характера регистрируются в письменной форме; эта обязанность не действует, когда производить регистрацию данных в целях их использования нет необходимости, в частности, когда данные не используются или используются лишь в течение очень непродолжительного периода времени;

b. Договаривающаяся Сторона, которой направлены данные, обеспечивает при использовании полученных данных их защиту по своему уровню не ниже того, который ее право устанавливает при использовании данных аналогичного характера;

c. доступ к данным и условия, на которых он предоставляется, регулирует национальное право Договаривающейся Стороны, к которой обращается со своим запросом заинтересованное лицо.

3. Действие настоящей статьи не распространяется на передачу данных, предусмотренную главой 7 раздела II, главами 2, 3, 4 и 5 раздела III, и разделом IV.


Статья 128


1. Предусмотренная настоящей Конвенцией передача данных личного характера не будет разрешаться до тех пор, пока Договаривающиеся Стороны, которых затрагивает эта передача, не уполномочат национальный контрольный орган проводить независимый контроль за соблюдением положений статей 126 и 127 и положений, принятых во их исполнение, применительно к обработке данных личного характера, содержащихся в базах данных.

2. В той мере, в которой Договаривающаяся Сторона в соответствии со своим национальным правом уполномочила контрольный орган осуществлять в одной или нескольких областях независимый контроль за соблюдением положений в сфере защиты данных личного характера, не включенных в базу данных, подобная Договаривающаяся Сторона уполномочивает тот же орган осуществлять надзор за соблюдением положений настоящего раздела в этих областях.

3. Действие настоящей статьи не распространяется на передачу данных, предусмотренную главой 7 раздела II и главами 2, 3, 4 и 5 раздела III.


Статья 129


В том, что касается передачи данных личного характера во исполнение главы 1 раздела III, Договаривающиеся Стороны обязуются, без ущерба положениям статей 126 и 127, обеспечить уровень защиты данных личного характера, который отвечает принципам Рекомендации R (87) Комитета министров Совета Европы от 17 сентября 1987 г. по вопросам регламентации использования данных личного характера полицией. Кроме того, в области передачи данных во исполнение статьи 46 применяются следующие положения:

a. Договаривающаяся Сторона, которой направлены данные, может использовать эти данные только в целях, указанных предоставившей их Договаривающейся Стороной, и при соблюдении условий, установленных этой Договаривающейся Стороной;

b. разрешается передавать данные только полицейским службам и органам; направление данных иным службам будет возможно лишь с предварительного согласия предоставившей их Договаривающейся Стороны;

c. на основании соответствующего запроса Договаривающаяся Сторона, которой направлены данные, информирует Договаривающуюся Сторону, направившую данные, о способах их использования и о результатах, полученных с помощью направленных данных.


Статья 130


Если данные личного характера передаются через предусмотренное статьей 47 или статьей 125 должностное лицо, ответственное за взаимные контакты, то положения настоящего раздела применяются лишь тогда, когда это должностное лицо направляет подобные данные Договаривающейся Стороне, которая откомандировала его на территорию другой Договаривающейся Стороны.


Раздел VII
Исполнительный комитет*(35)


Статья 131


1. Для применения настоящей Конвенцией учреждается Исполнительный комитет.

2. Без ущерба специальным полномочиям, которые предоставлены настоящей Конвенцией, в качестве общей задачи Исполнительного комитета выступает обеспечение правильного применения настоящей Конвенции.


Статья 132


1. Каждая из Договаривающихся Сторон обладает одним местом в Исполнительном комитете. Представителями Договаривающихся Сторон в Исполнительном комитете являются министры, несущие ответственность за реализацию настоящей Конвенции; им могут оказывать содействие необходимые эксперты, которые будут допускаться к участию в обсуждении.

2. Исполнительный комитет принимает решения единогласно. Он регулирует порядок своей работы; в этой связи он может предусмотреть для принятия решений письменную процедуру.

3. По требованию представителя Договаривающейся Стороны принятие окончательного решения по проекту, который был одобрен Исполнительным комитетом, может быть отложено не более, чем на два месяца с момента внесения проекта.

4. В целях подготовки решений или для выполнения другой работы Исполнительный комитет может создавать рабочие группы, состоящие из представителей исполнительных органов Договаривающихся Сторон.


Статья 133


Исполнительный комитет проводит свои заседания поочередно на территории каждой из Договаривающихся Сторон. Он собирается на заседания настолько часто, насколько это необходимо для надлежащего выполнения своих задач.


Раздел VIII
Заключительные положения


Статья 134


Положения настоящей Конвенции применяются лишь в той мере, в которой они соответствуют коммунитарному праву.


Статья 135


Положения настоящей Конвенции применяются в соответствии с положениями Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев с изменениями, внесенными Нью-Йоркским Протоколом от 31 января 1967 г.


Статья 136


1. Договаривающаяся Сторона, которая планирует вступить в переговоры с третьими государствами по вопросам пограничных проверок, своевременно информирует об этом другие Договаривающиеся Стороны.

2. Ни одна из Договаривающихся Сторон без получения предварительного согласия других Договаривающихся Сторон не станет заключать с одним или несколькими третьими государствами соглашения, которые влекут за собой упрощение или отмену проверок на границах; это не затрагивает право государств-членов Европейских сообществ совместно заключать подобные соглашения.

3. Положения параграфа 2 не распространяются на соглашения в области приграничного движения малогабаритного транспорта, поскольку данные соглашения соответствуют исключениям и детальным правилам, установленным согласно параграфу 1 статьи 3.


Статья 137


К настоящей Конвенции не могут делаться оговорки, кроме указанных в статье 60.


Статья 138


В отношении Французской Республики действие положений настоящей Конвенции распространяется только на европейскую территорию Французской Республики.

В отношении Королевства Нидерланды действие положений настоящей Конвенции распространяется только на территорию Королевства Нидерланды, расположенную в Европе.


Статья 139


1. Настоящая Конвенция будет представлена на ратификацию, одобрение или для принятия. Документы о ратификации, одобрении или принятии будут переданы на хранение Правительству Великого Герцогства Люксембург; последнее извещает о факте передачи все Договаривающиеся Стороны.

2. Настоящая Конвенция вступит в силу в первый день второго месяца вслед за передачей на хранение последнего документа о ратификации, одобрении или принятии. Положения о создании, деятельности и полномочиях Исполнительного комитета начинают действовать с момента вступления в силу настоящей Конвенции. Остальные положения начинают действовать с первого дня третьего месяца вслед за вступлением в силу настоящей Конвенции.

3. Правительство Великого Герцогства Люксембург извещает о дате вступления в силу все Договаривающиеся Стороны.


Статья 140*(36)


1. Любое государство-член Европейских сообществ может стать Стороной настоящей Конвенции. Присоединение осуществляется на основе соглашения между этим государством и Договаривающимися Сторонами.

2. Данное соглашение подлежит ратификации, одобрению или принятию присоединяющимся государством и каждой из Договаривающихся Сторон. Оно вступает в силу в первый день второго месяца вслед за передачей на хранение последнего документа о ратификации, одобрении или принятии.


Статья 141*(37)


1. Каждая Договаривающаяся Сторона может представить депозитарию предложение о внесении изменений в настоящую Конвенцию. Депозитарий направляет это предложение другим Договаривающимся Сторонам. По просьбе Договаривающейся Стороны Договаривающиеся Стороны осуществляют пересмотр положений настоящей Конвенции, если по их мнению произошло коренное изменение обстоятельств по сравнению с условиями, которые существовали при вступлении в силу настоящей Конвенции.

2. Договаривающиеся Стороны вносят изменения в настоящую Конвенцию на основе общего согласия.

3. Изменения вступают в силу в первый день второго месяца вслед за датой передачи на хранение последнего документа о ратификации, одобрении или принятии.


Статья 142*(38)


1. Когда между государствами-членами Европейских сообществ заключаются конвенции, призванные обеспечить создание пространства без внутренних границ, Договаривающиеся Стороны по общему согласию устанавливают условия, на которых положения настоящей Конвенции заменяются или изменяются с учетом соответствующих положений названных конвенций.

С этой целью Договаривающиеся Стороны принимают во внимание, что положения настоящей Конвенции могут предусматривать более глубокое сотрудничество по сравнению с тем, которое вытекает из названных конвенций.

Положения, которые не соответствуют правилам, согласованным между государствами-членами Европейских сообществ, приводятся в соответствие с ними при любых обстоятельствах.

2. Изменения в настоящую Конвенцию, которые признаны необходимыми Договаривающимися Сторонами, подлежат ратификации, одобрению или принятию. Применяется положение параграфа 3 статьи 141 с учетом того, что изменения не вступят в силу до вступления в силу названных конвенций между государствами-членами Европейских сообществ.


В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, поставили свои подписи под настоящей Конвенцией.


Совершено в Шенгене девятнадцатого июня тысяча девятьсот девяностого года на немецком, французском и нидерландском языках, причем три текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, передаваемом на хранение в архивы Правительства Великого Герцогства Люксембург, которое направит заверенную копию соответственно каждой из Договаривающихся Сторон*(39).


/Подписи представителей сторон/



Заключительный акт


При подписании Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на внутренних границах, Договаривающиеся Стороны приняли следующие декларации:


1. Совместная декларация о статье 139

Подписавшиеся Государства до вступления в силу Конвенции информируют друг друга обо всех обстоятельствах, которые представляют значение по вопросам, предусмотренным Конвенцией, и для введения ее в действие.

Конвенция не будет введена в действие до тех пор, пока в поставивших свою подпись Государствах не выполнены предварительные условия для применения Конвенции и не обеспечены эффективные проверки на внешних границах.


2. Совместная декларация о статье 4

Договаривающиеся Стороны обязуются принять все необходимые меры с целью добиться одновременного выполнения данного срока и не допустить никакого ослабления безопасности. До 31 декабря 1992 г. Исполнительный комитет проведет изучение достигнутого прогресса. Правительство Королевства Нидерланды отмечает, что нельзя исключать затруднения в выполнении данного срока применительно к отдельному аэропорту*(40), которые, тем не менее, не повлекут за собой появления брешей в системе обеспечения безопасности. Остальные Договаривающиеся Стороны будут учитывать наличие подобной ситуации, если она не станет порождать трудностей для внутреннего рынка.

В случае возникновения трудностей Исполнительный комитет проведет исследование оптимальных условий для одновременного применения подобных мер в аэропортах.


3. Совместная декларация о параграфе 2 статьи 71

В той мере, в которой Договаривающаяся Сторона в рамках своей национальной политики предотвращения и лечения зависимости от наркотиков и психотропных веществ отступает от принципа, предусмотренного параграфом 2 статьи 71, все Договаривающиеся Стороны принимают меры административного и уголовного характера с целью предотвращения и прекращения незаконного ввоза и вывоза названных продуктов и веществ, прежде всего, на территории других Договаривающихся Сторон.


4. Совместная декларация о статье 121*(41)

При соблюдении коммунитарного права Договаривающиеся Стороны отказываются от проверок и требований представлять фитосанитарные сертификаты, предусмотренные коммунитарным правом для растений и растительных продуктов,

a. перечисленных под номером 1 или

b. перечисленных под номерами 2 - 6, местом происхождения которых является одна из Договаривающихся Сторон

1. Остриженные цветы и части цветов, предназначенные для украшения*(42):

Castanea

Chrysanthemum

Dendranthema

Dianthus

Gladiolus

Gypsophila

Prunus

Quercus

Rosa

Salix

Syringa

Vitis

2. Свежие плоды:

Citrus

Cydonia

Malus

Prunus

Pyrus

3. Древесина:

Castanea

Quercus

4. Питательная среда, полностью или частично состоящая из земли или твердых органических материалов, таких как части растений, торф и почва, содержащая перегной, которая при этом не является полностью состоящей из торфа.

5. Семена

6. Указанные ниже живые растения, которые снабжены указанным ниже кодом NC таможенной номенклатуры, опубликованной в Официальном журнале Европейских сообществ от 7.9.1987 г.*(43)


 Код NC                              Обозначение
 0601 20 30  Луковицы (bulbes, oignons), клубни,  клубневидные   корни и
             корневища,  находящиеся  в  процессе  роста  или  цветения:
             орхидеи, гиацинты, нарциссы, тюльпаны
 0601 20 90  Луковицы (bulbes, oignons), клубни,  клубневидные   корни и
             корневища,  находящиеся  в  процессе  роста  или  цветения:
             другие
 0602 30 10  Rhododendron simsii (Azalea indica)
 0602 99 51  Произрастающие на открытом воздухе  растения:  вечнозеленые
             растения
 0602 99 59  Произрастающие на открытом воздухе растения: иные
 0602 99 91  Произрастающие в закрытом  помещении  растения:  цветочные,
             имеющие бутоны с цветами или цветы, кроме кактусов
 0602 99 99  Произрастающие в закрытом помещении растения: иные

5. Совместная декларация о национальной политике в области убежища

Договаривающиеся Стороны приступят к осуществлению подробного анализа своей национальной политики в области убежища с целью поиска путей ее гармонизации.


6. Совместная декларация о статье 132

Договаривающиеся Стороны информируют свои национальные парламента о практическом осуществлении настоящей Конвенции.


Совершено в Шенгене, девятнадцатого июня тысяча девятьсот девяностого года на немецком, французском и нидерландском языках, причем три текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, передаваемом на хранение в архивы Правительства Великого Герцогства Люксембург, которое направит заверенную копию соответственно каждой из Договаривающихся Сторон*(44).


/Подписи представителей сторон/



Протокол


В качестве дополнения Заключительного акта Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах, Договаривающиеся Стороны утвердили следующую совместную декларацию и приняли к сведению односторонние декларации, имеющие отношение к названной Конвенции*(45):


I. Декларация о сфере применения


Договаривающиеся Стороны констатируют: после объединения двух немецких государств согласно международному праву сфера применения Конвенции также будет распространяться на существующую ныне территорию Германской Демократической Республики.


II. Декларации Федеративной Республики Германии о толковании Конвенции


1. Конвенция заключена с учетом перспективы объединения двух немецких государств.

Германская Демократическая Республика не является зарубежной страной по отношению к Федеративной Республике Германия.

Статья 136 не применяется к отношениям между Федеративной Республикой Германия и Германской Демократической Республикой.

2. Настоящая Конвенция не затрагивает режим, согласованный путем германо-австрийского обмена письмами 20 августа 1984 г., который предполагает смягчение проверок на общих границах в отношении граждан двух государств. В то же время этот режим должен будет применяться с учетом насущных потребностей в области безопасности и иммиграции Шенгенских Договаривающихся Сторон таким образом, что его льготы на практике распространяются только на австрийских граждан.


III. Декларация Королевства Бельгия о статье 67


Процедура, которая станет применяться внутри страны для принятия исполнения иностранного приговора, не будет совпадать с той, которая предусмотрена бельгийским законом в отношении межгосударственной передачи осужденных лиц; она будет являться специальной процедурой, установленной при ратификации настоящей Конвенции.


Совершено в Шенгене девятнадцатого июня тысяча девятьсот девяностого года на немецком, французском и нидерландском языках, причем три текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, передаваемом на хранение в архивы Правительства Великого Герцогства Люксембург, которое направит заверенную копию соответственно каждой из Договаривающихся Сторон*(46).


/Подписи представителей сторон/



Совместная декларация министров и государственных секретарей, принятая на встрече в Шенгене 19 июня 1990 г.


Правительства Договаривающихся Сторон Шенгенского соглашения приступят к обсуждению и будут продолжать дискуссии, прежде всего, по следующим вопросам:

- совершенствование и упрощение практики в сфере выдачи;

- расширение сотрудничества по вопросам преследования правонарушений в области автодорожного транспорта*(47);

- режим взаимного признания лишения водительских прав в отношении оснащенных мотором транспортных средств;

- возможность исполнения на взаимной основе штрафных санкций;

- установление правил о взаимной передаче осуществления уголовного преследования, включая возможность передачи обвиняемого за пределы своей страны;

- установление правил возвращения на родину несовершеннолетних, которые были незаконно похищены у лица, обладающего в отношении них родительскими правами;

- дальнейшее упрощение проверок в области передвижения товаров в коммерческих целях.


Совершено в Шенгене, девятнадцатого июня тысяча девятьсот девяностого года, на немецком, французском, нидерландском языках, причем три текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, передаваемом на хранение в архивы Правительства Великого Герцогства Люксембург, которое направит заверенную копию соответственно каждой из Договаривающихся Сторон*(48).


/Подписи представителей сторон/



Декларация министров и государственных секретарей


19 июня 1990 г. представители правительств Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германии, Французской Республики, Великого Герцогства Люксембург и Королевства Нидерланды подписали в Шенгене Конвенцию о применении Соглашения, подписанного в Шенгене 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах.


По случаю данного подписания, они приняли следующую декларацию:

- Договаривающиеся Стороны полагают, что Конвенция является важным этапом в направлении образования пространства без внутренних границ, и видят в ней источник вдохновения для дальнейшей работы государств-членов Европейских сообществ.

- С учетом наличия угроз в области безопасности и тайной иммиграции министры и государственные секретари отмечают необходимость создания эффективной системы контроля внешних границ согласно единым принципам, предусмотренным статьей 6. Договаривающиеся Стороны, прежде всего, должны будут развивать процесс гармонизации методов работы в области контроля и наблюдения за границами с целью реализации данных единых принципов.

Исполнительный комитет, кроме того, рассмотрит любые меры, полезные для создания единой и эффективной системы контроля на внешних границах, а также конкретные возможности их применения. Данные меры включают в себя: меры, дающие возможность удостоверяться в выполнении условий въезда иностранца на территорию Договаривающихся Сторон; применение одинаковых правил для отказа во въезде; подготовку общего пособия для должностных лиц, осуществляющих полномочия по наблюдению за границами; а также содействие формированию единого уровня контроля на внешних границах путем обменов и совместных рабочих визитов.

По случаю данного подписания, они, кроме того, подтвердили решение Центральной группы переговоров о создании рабочей группы, которая уполномочена:

- до вступления в силу Конвенции информировать Центральную группу переговоров о любых обстоятельствах, которые имеют значение для сфер, урегулированных Конвенцией, и для введения ее в действие, в том числе, о прогрессе, достигнутом в гармонизации правовых норм в рамках процесса объединения двух немецких государств;

- проводить согласование возможных последствий данной гармонизации и их воздействия на реализацию Конвенции;

- разрабатывать конкретные меры относительно передвижения иностранцев, освобожденных от обязанности получать визу до вступления в силу Конвенции и представлять предложения, направленные на гармонизацию детальных правил контроля лиц на будущих внешних границах.


Перевод к.ю.н.

А.О. Четверикова


______________________________

*(1) L'acquis de Schengen intgr dans l'Union europenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europenne: Secrtariat gnral, 1999. P.21-100. Перевод с французского к.ю.н. А.О. Четверикова.

*(2) В настоящее время участниками Конвенции 1990 г. и других "Шенгенских достижений" являются 13 государств Европейского союза, а также, в качестве ассоциированных членов, Исландия и Норвегия (см. вступительную статью). - Прим. перев.

*(3) Так в оригинале. На самом деле три Европейских сообщества основаны на трех разных учредительных договорах, заключенных соответственно в 1951 г. (Договор, учреждающий ЕОУС) и в 1957 г. (Договор, учреждающий ЕЭС, ныне Европейское сообщество, и Договор, учреждающий Евратом). Единый европейский акт был подписан в 1986 г. и внес ряд существенных изменений в тексты учредительных договоров всех трех Европейских сообществ - Прим. перев.

*(4) В отношении проверок багажа положения статьи 4 утратили силу. Вместо них действует регламент Совета Европейских сообществ (Европейского союза) N 3925/91/ЕЭС от 19 декабря 1991 г. "Об отмене проверок и формальностей в отношении ручной клади и багажа, перевозимого в багажном отделении, которые принадлежат частным лицам, осуществляющим внутрикоммунитарный воздушный рейс, а также в отношении багажа частных лиц, осуществляющих внутрикоммунитарный морской рейс". JO 1991 L374/4. - Прим. перев. Примечания об утрате силы отдельными статьями и разделами Конвенции сделаны в соответствии с решением Совета Европейского союза N 1999/435/ЕС "О дефиниции Шенгенских достижений с целью определения, согласно соответствующим положениям Договора, учреждающего Европейское сообщество, и Договора о Европейском союзе, юридической основы каждого из положений или решений, которые образуют эти достижения". JO 1999 L 176/1.

ГАРАНТ:

Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского Союза 450/2008 от 23 апреля 2008 г. Регламент N 3925/91 отменен

*(5) Понятие "документы на поездку" (documents de voyage) в Шенгенской конвенции обозначает не билеты на поезд, самолет и т.п., а паспорт и другие выданные в установленном порядке соответствующим государством документы, которые удостоверяют личность человека/гражданина и в которые, как правило, может проставляться виза. Своим решением от 16 декабря 1998 г. SCH/Com-ex (98) 56 Шенгенский исполнительный комитет установил следующую классификацию документов на поездку, включающую 11 категорий: обычный паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; специальный паспорт; коллективный паспорт; удостоверение личности для ребенка; паспорт моряка; документ на поездку для беженца (выданный согласно Женевской конвенции от 28 июля 1951 г.); документ на поездку для лиц без гражданства (выданный согласно Нью-Йоркской конвенции от 28 сентября 1954 г.); документ на поездку для иностранцев; иные документы на поездку. - Прим. перев.

*(6) Имеется в виду информация об иностранце, направленная или полученная в целях его недопуска на территории стран-участниц Шенгенской конвенции (см. ст.96 Конвенции). - Прим. перев.

*(7) Глава 7 утратила силу. Вместо нее действует подписанная в Дублине 15 июня 1990 г. конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, которое подано в государстве-члене Европейских сообществ. JO 1997 C254/1. - Прим. перев.

*(8) Для остальных государств Европейского союза, не являющихся первоначальными участниками Шенгенской конвенции, соответствующие перечни должностных лиц установлены в соглашениях о присоединении. То же самое относится к аналогичным перечням, содержащимся в других статьях настоящей Конвенции - Прим. перев.

*(9) Наиболее свободный режим полицейского преследования за границей предусматривает декларация Германии. Она не вводит никаких временных или пространственных ограничений, охватывает все преступления, на основе которых может производиться выдача, и управомочивает полицейских из других Шенгенских стран производить задержание на своей территории.

Декларации остальных государств-участников Шенгенской конвенции вводят ограничительные режимы: право задерживать преследуемое лицо в течение не более 30 минут с момента пересечения границы или полный запрет на задержание; ограничение зоны допустимого преследования десятью километрами приграничной территории и др. Подробнее см.: Nanz K-P. The Schengen Agreement: Preparing the Free Movement of Persons in the European Union // Bieber R., Monar J. (eds.). Justice and Home Affairs in the European Union: The Development of the Third Pillar. Brussels: European University Press, 1995. P. 41. В текстах Заключительного акта и Протокола к Шенгенской конвенции названные декларации не приводятся. - Прим. перев.

*(10) 31 мая 2000 г. Совет Европейского союза одобрил текст Конвенции ЕС о взаимной правовой помощи по уголовным делам (см.: Bulletin Quotidien Europe, No.7729, 1 June 2000. P. 11). Конвенция вступит в силу после завершения ратификационного процесса в государствах-членах Союза. Предполагаемый срок завершения ратификации - апрель 2001 г. (прогноз Европейской комиссии: Brussels, 26.1.2000. COM (2000) 27 final. P.20). Конвенцию также подписали ассоциированные участники Шенгенских соглашений - Исландия и Норвегия. - Прим. перев.

*(11) Имеется в виду - в дополнение к основаниям предоставления взаимной правовой помощи, которые закреплены Конвенцией Совета Европы и Договором Бенилюкс, указанными в предыдущей статье. - Прим. перев.

*(12) Дословно: мера безопасности (mesure de sыret). Имеются в виду, в частности, принудительные меры медицинского характера, включая направление на принудительное лечение. - Прим. перев.

*(13) До 1 января 1999 г. - ЭКЮ. Изменение произведено в соответствии с регламентом Совета Европейского союза N 1103/97/ЕС от 17 июня 1997 г. "Об определенных положениях, связанных с введением евро". OJ 1997 L162/1. Текст регламента на русском языке см.: Право Европейского союза: документы и комментарии. М.: ТЕРРА, 1999. С. 499-502. - Прим. перев.

*(14) ИНТЕРПОЛ. - Прим. перев.

*(15) 28 апреля 1999 г. страны-участницы Шенгенской конвенции заключили дополнительное соглашение "О сотрудничестве в рамках процедур, относящихся к правонарушениям на дорогах и исполнению соответствующих денежных взысканий". L'acquis de Schengen intgr dans l'Union europenne. Р.627-640. - Прим. перев.

*(16) Ne bis in idem (лат.) - нельзя взыскивать дважды за одно и то же. Одно из важнейших гуманистических начал уголовного права и судопроизводства, в соответствии с которым запрещается повторное привлечение лица к уголовной ответственности и наказанию, если за аналогичное преступление он уже привлекался к ответственности, в данном случае, в другом государстве-участнике Шенгенских соглашений. В России аналогичный принцип закреплен частью 1 статьи 50 Конституции и статьей 12 Уголовного кодекса РФ. - Прим. перев.

*(17) В середине 1990-х годов Совет Европейского союза одобрил тексты специальных конвенций ЕС по вопросам выдачи (экстрадиции): Конвенция от 10 марта 1995 г. "Об упрощенной процедуре выдачи между государствами-членами Европейского союза" (OJ 1995 C78/2) и Конвенция от 27 сентября 1996 г. "О выдаче между государствами-членами Европейского союза"(OJ 1996 C313/12). По состоянию на январь 2000 г. эти конвенции ратифицировали шесть государств-членов ЕС. Завершение ратификационных процедур и вступление в силу названных конвенций запланировано на апрель 2001 г. (прогноз Европейской комиссии: Brussels, 26.1.2000. COM (2000) 27 final. P.17). - Прим. перев.

*(18) Участницами Европейской конвенции о выдаче 1957 г. в настоящее время являются все страны Европейского союза. Россия также присоединилась к этой Конвенции. - Прим. перев.

*(19) Правило конкретности установлено статьей 14 Европейской конвенции о выдаче. Согласно данному правилу лицо, выданное другому государству, может подвергаться уголовному преследованию в этом государстве только за преступления, в связи с которыми оно было выдано. - Прим. перев.

*(20) Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. в редакции Протокола 1972 г. о внесении изменений в Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция 1971 г. о психотропных веществах; Конвенция Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. - Прим. оригинала. Россия также является участницей всех вышеперечисленных конвенций. - Прим. перев.

*(21) Положения главы 7 (кроме статей 82 и 90) утратили силу. Вместо них действует директива Совета 91/477/ЕЭС о контроле за приобретением и хранением оружия. - Прим. перев.

*(22) дословно: запрещенное оружие (les armes prohibes). - Прим. перев.

*(23) Используемый термин не имеет аналогов в русском юридическом языке. Наиболее близким по содержанию понятием может служить "аппарат технической поддержки". Последний включает в себя как людей (персонал), так и оборудование (компьютеры и т.д.), которое используется для передачи, получения и хранения информации. - Прим. Перев.

*(24) Здесь и далее имеется в виду поиск информации в базах данных. - Прим. перев.

*(25) Термин "signalement" (дословно: сигнал или направление сигнала, от глагола "signaler" - сигнализировать) в зависимости от контекста переводится в настоящем издании как "информационный запрос", "информация", "информирование". Данный термин в Конвенции применяется для обозначения информации о лицах и предметах, направляемой одним государством по каналам Шенгенской информационной системы другому государству, на основании которой государство-получатель выполняет определенные действия в интересах государства-отправителя информации/информационного запроса или в интересах всех Договаривающихся Сторон. - Прим. перев.

*(26) Здесь и далее имеется в виду включение данных в Шенгенскую информационную систему. - Прим. перев.

*(27) Информирующая Договаривающаяся Сторона (la Partie Contractante signalante) - Договаривающаяся Сторона, которая направляет информационный запрос (signalement). - Прим. перев.

*(28) Имеется в виду сообщение, которое государство, обнаружившее данное лицо, направляет стране, обратившейся с запросом о его розыске. - Прим. перев.

*(29) См. примечание к ст. 95 (1).

*(30) См. примечание к ст. 92 (2).

*(31) Имеется в виду срок, предусмотренный параграфом 1 настоящей статьи. - Прим. перев.

*(32) настоящей Конвенции. - Прим. перев.

*(33) В настоящее время действует одноименное решение Совета ЕС, принятое 31 декабря 1994 г. OJ 1994 L293/9. - Прим. перев.

*(34) Положения раздела V в значительной степени утратили свое значение в связи с завершением процесса создания внутреннего рынка Европейского сообщества, "характеризующегося отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами" (ст. 3 Договора о Европейском сообществе). В этой связи Совет Европейского союза не включил статьи данного раздела в комплекс "Шенгенских достижений", которые базируются на соответствующих положениях учредительных договоров Европейского сообщества и Союза. Режим перемещения товаров в пределах территории внутреннего рынка установлен многочисленными нормативными актами Европейского сообщества - Прим. перев.

*(35) Положения раздела VII, регулирующие состав, порядок работы и принятия решений Шенгенского исполнительного комитета утратили силу. После вступления в действие Амстердамского договора (1 мая 1999 г.) полномочия названного Комитета перешли к Совету Европейского союза. - Прим. перев.

*(36) Положения статьи 140 о присоединении к Шенгенской конвенции утратили силу. В соответствии с Шенгенским протоколом к учредительным договорам Европейского сообщества и Европейского союза присоединение новых европейских государств к "Шенгенским достижениям" производится автоматически, одновременно со вступлением страны в Европейский союз. Что касается Великобритании и Ирландии - государств-членов ЕС, к настоящему моменту не связавших себя "Шенгенскими достижениями", - решение об их присоединении принимается Советом Европейского союза на основании заявки, поданной этими государствами. Полноправное участие в Конвенции и других "Шенгенских достижениях" по-прежнему составляет исключительную прерогативу государств-членов Европейских сообществ/Европейского союза. - Прим. перев.

*(37) Пересмотр Конвенции, а также других "Шенгенских достижений" в настоящее время относится к компетенции Совета Европейского союза. Совет издает необходимые правовые акты или принимает тексты дополнительных конвенций на основании специальных процедур, предусмотренных Договором о Европейском сообществе и Договором о Европейском союзе. - Прим. перев.

*(38) См. примечание к предыдущей статье.

*(39) После присоединения к Конвенции других стран ЕС производился ее аутентичный перевод на соответствующие государственные языки. После включения "Шенгенских достижений" в правовую систему Европейского союза Соглашение 1985 г., Конвенция 1990 г. и принятые на их основе документы должны издаваться, публиковаться и применяться на всех 11 официальных языках Европейского союза, включая английский. - Прим. перев.

*(40) Имеется в виду аэропорт Schiphol (Амстердам). - Прим. перев.

*(41) См. примечание к разделу V Конвенции 1990 г.

*(42) В тексте Конвенции приводится перечень наименований биологических видов на латинском языке. - Прим. перев.

*(43) Действующая таможенная номенклатура Европейских сообществ опубликована в Официальном журнале от 25.4.2000. OJ 2000 C115-115A. - Прим. перев.

*(44) См. примечание к заключительному положению Конвенции 1990 г.

*(45) Совместная декларация и односторонние декларации ФРГ утратили свое значение после объединения Германии в 1990 г. и присоединения Австрии к Европейскому союзу и Шенгенской конвенции в 1995 г. - Прим. перев.

*(46) См. примечание к заключительному положению Конвенции 1990 г.

*(47) См. примечание к статье 53 Конвенции 1990 г.

*(48) См. примечание к заключительному положению Конвенции 1990 г.


Актуальный текст документа